It’s OK

Среди предложенных правительством нововведений значатся полная отмена обязательного техосмотра для простых водителей и сужение списка запрещённых неисправностей автомобиля (вернее, критика правительством предложений МВД о его расширении). Пока что это только «мысли вслух», а вот законопроект об отмене обязательного наличия диагностических карт при автостраховании уже утверждён и вступит в силу с 22 августа.

«За открепление необходимости прохождения ТО от покупки полиса ОСАГО Российский союз автостраховщиков выступал уже давно. Как минимум года полтора. Цель поправок – необходимость обеспечить доступность ОСАГО. По закону полис обязательного страхования авто – публичный договор, то есть страховщики обязаны вне зависимости ни от каких факторов осуществить продажу полиса. Так, в целях обеспечения доступности ОСАГО ранее был запущен сервис "е-Гарант", позволяющий перераспределить наиболее убыточные сегменты рынка между всеми игроками. Никакого повышения тарифов или каких-то проблем для страховщиков мы не ожидаем никаким образом», – рассказали «Югополису» в РСА.

В организации отметили, что единственным внешним ограничителем доступности услуги оставалась привязка к ТО. В РСА подчеркнули, что подобная увязка не соответствует мировой практике. То же мнение выразили и представители «Росгосстраха».

«Мы поддерживаем изменения правил проведения государственного техосмотра транспортных средств, направленные как на повышение доступности этой услуги для автовладельцев, так и на устранение возможности фиктивного проведения ГТО недобросовестными бизнесменами. Это, безусловно, положительное решение как для страховщика, так и для автомобилистов. Страховое сообщество давно поднимало вопрос об отвязке ДК от ОСАГО, ведь абсолютно логично контроль за исполнением норм законодательства об обязательном прохождении государственного техосмотра возложить на соответствующую структуру, которой, на наш взгляд, должно быть МВД. Задача страховщика - обеспечить клиента страховой защитой, а не заниматься таким непрофильным делом, как контроль прохождения ГТО», – прокомментировали в страховой компании.

При этом в «Росгосстрахе» не смогли точно сказать, каким образом принятие закона скажется на нелегальной деятельности по выдаче полисов ОСАГО. В организации отметили, что это непрофильная для них сфера и динамику появления сайтов мошенников они не отслеживают. Однако чтобы заметить, как сильно усложнилась в последнее время жизнь нелегальных автостраховщиков, не надо быть экспертом. Достаточно посмотреть на принимаемые законы.

Ушла эпоха

Весной мы рассматривали изменения в саму процедуру прохождения ТО. По замыслу правительства, начиная с осени обычные диагностические карты заменят на электронные, что практически полностью должно исключить мошенничество с техосмотрами как вид. Вкупе с уже принятым законом относительно ОСАГО «чёрным» бизнесменам, вероятно, придётся сменить род деятельности.

«Теперь оператор техосмотра будет передавать снимки вместе с координатами в информационную систему техосмотра ЕАИСТО МВД, без этих данных карта не сформируется. Координаты впоследствии будут сопоставлены с координатами пунктов техосмотра: если они не совпадают, карта может быть аннулирована как поддельная. Инспекторы отныне будут проверять диагностические карты наравне с правами или страховкой. Также наличие диагностической карты будет проверяться камерами фотофиксации на дорогах», – прокомментировали в ГИБДД весенние предложения правительства.

Отдельно стоит отметить, что с 1 марта 2022 года вступает в силу новая редакция КоАП, согласно которой за отсутствие техосмотра автомобиля будет применяться штраф в 2 тысячи рублей. Это будет серьезным стимулом для автовладельцев пройти проверку на станции ТО, особенно с учётом того, что это отныне будет проверяться и по камерам.

«После вступления закона (об отмене обязательного прохождения ТО для автострахования) в силу, по сути, будет лишь законодательно оформлена сложившаяся практика работы в пандемию, а также в последние несколько месяцев, когда оформление договора ОСАГО происходило без проверки действующей ДК. Так что в сравнении с этими периодами для автомобилистов ничего практически не меняется. Кроме того, важно помнить, что своевременное прохождение государственного техосмотра является требованием действующего законодательства — и от этой обязанности автовладельцев никто не освобождает», – добавили в «Росгосстрахе».

Одинокие и покинутые

С предложенными изменениями согласились ГИБДД, автостраховщики и Банк России. Но одной из самых заинтересованных сторон в данном вопросе являются как раз станции техобслуживания, которые, кажется, никто не спросил.

«Об отвязке техосмотра от ОСАГО говорят уже не один год. Особенно бурно данный вопрос начал обсуждаться в начале 2021 года, когда стало ясно, что реформа в сфере техосмотра плохо подготовлена. Страховщики начали опасаться, что из-за трудностей оформления диагностических карт может пострадать страховой рынок. Было очевидно, что данная инициатива легко пройдет, так как ее поддерживали Центробанк, РСА и многие другие официальные ведомства. Поэтому приятие закона о внесении изменений в ФЗ об ОСАГО не было неожиданностью. Тут были немного другие чувства. В первом чтении законопроект, предполагающий внесение изменений в законодательство об организации страхового дела в РФ, не содержал положений об отвязке техосмотра от ОСАГО, а только ко второму чтению эти поправки были внесены в проект ФЗ. Вот и сложилось впечатление, что все делалось в спешке. Хотя, вероятно, это была хорошо спланированная акция», – рассказал гендиректор федеральной сети станций техосмотра ТОПСТО Геннадий Безносов.

Наш собеседник заметил, что при современном состоянии законодательства в сфере техосмотра и отсутствии санкций за управление автомобилем без диагностической карты принимаемые поправки негативно скажутся на работе операторов ТО. Безносов напомнил, что штрафы за непройденный техосмотр начнут работать только с весны 2022 года, а многим фирмам и так уже пришлось «затянуть пояса» в ожидании октября, поскольку все диагностические карты продлены на полгода.

«Скорее всего, поток клиентов станет еще меньше. Особенно это тревожит операторов, которые платят аренду за помещения и несут другие постоянные издержки на содержание своего бизнеса», – добавил он.

По словам Безносова, с инициативой по отмене техосмотра для легковых автомобилей вообще «творится что-то странное».

«Несмотря на то, что господин Черников (глава ГИБДД – прим. ред.) зачитал с бумажки резонансную речь, которую тут же расхватали на цитаты, 7 июня он же направил в Совет Федерации официальное письмо за своей подписью о том, что техосмотр для частного транспорта отменять нельзя, так как это негативно отразится на и без того высокой аварийности в связи с технической неисправностью транспортных средств, а также спровоцирует перерегистрацию коммерческого транспорта на физлиц. Данная новость потрясла все профессиональное сообщество. Особенно тех, кто вложил деньги в открытие станций техосмотра и еще не успел запустить свой бизнес. По самым скромным подсчетам, в открытие новых СТО вложено уже более миллиарда рублей. Все производства в России перегружены, и сегодня можно только встать в очередь за комплектом оборудования, которая достигает полугода», – посетовал гендиректор сети ТОПСТО.

Безносов рассказал, что операторы около недели находились в условиях полной неопределенности. Однако 16 июня в Совфеде состоялся круглый стол на тему техосмотра в России, на котором присутствовали представители множества ведомств и союзов. «После данного мероприятия все, кому интересен рынок техосмотра, с облегчением выдохнули, поскольку присутствовавшие, в том числе представители профильного комитета Совфеда, отрицательно высказались по поводу инициативы начальника ГИБДД. Лишь представитель МВД не смог выразить позицию министерства, сославшись на то, что она находится на стадии проработки», – заявил собеседник «Югополиса».

«Думаю, что если не перенесут на текущую осень штрафы за отсутствие действующего техосмотра, то многие закроются, если они ведут деятельность на арендуемых площадях. Мы и сейчас видим, что операторы техосмотра продают б/у оборудование для техосмотра, таких предложений на рынке достаточно много. Но всё же, думаю, вопрос об отмене техосмотра для частного транспорта не стоит в обозримом будущем. Профильные ведомства, входящие в правительство РФ и Совфед, нас поддерживают. Заинтересованных в открытии станции техосмотра меньше не становится. В общем, предпосылок для отмены ТО на сегодняшний день нет», – подытожил Безносов.

***

Как это часто бывает, граждане получают усложняющий жизнь закон, но с небольшой оттяжкой (смотри текст про ситуацию с электронными диагностическими картами). В нашем случае это буферный период в виде отсрочки ответственности за отсутствие техосмотра и даже заигрывания на тему его полной отмены для обычных водителей. Однако, как показывает практика, возмущение поутихнет, а законы никуда не денутся. Пока что отсутствие диагностической карты — не порок, но уже через год этот вопрос может стать довольно острым за счёт грядущих штрафов (особенно на фоне предполагаемого повышения цен на услугу техосмотра). Более того, автолюбителей теперь ждут две головные боли вместо одной – и ОСАГО, и ТО. Обе бумаги должны быть сделаны в двух разных местах и правильно оформлены (в то время как раньше процедуру можно было сократить, пусть и незаконно).

В то же время жизнь автостраховщиков, кажется, стала только проще. А вот операторам техосмотра придётся вновь «затянуть пояса». Вопрос в том, насколько узкими могут быть талии владельцев станций и не станут ли они отыгрываться на кошельках автомобилистов?

Читайте также

Город Люди Ситуация Бизнес

Купить нельзя пройти! Как новые нормы изменят прохождение ТО

С 1 марта вступили в силу изменения в правила проведения техосмотра. Это внесло существенные коррективы в жизнь многих причастных, но для самих автомобилистов всё ещё только впереди.
Вячеслав Рыжков

Первая полоса

Последние новости

Weekend

Будьте здоровы!

В начале сентября, отгремев в Каннах, на экраны вышла картина «Петровы в гриппе» - экранизация одноименного романа Алексея Сальникова и долгожданное возвращение скандальной суперзвезды отечественного театра и авторского кино Кирилла Серебренникова. Какой получилась история обычной екатеринбургской семьи, жизнь которой наполнена сюрреализмом и фантастикой, – в материале «Югополиса».

Люди Ситуация

Полигон особого назначения

Жители станицы Роговской собрались на сход, чтобы в очередной раз высказаться против строительства мусорного полигона в хуторе Некрасово
Екатерина Юрченко
Город Люди Ситуация Бизнес

Гостиницу в Геленджике отнимают у владельцев на основании ксерокопии расписки

Краевые судьи отменили целую серию сделок с добросовестными покупателями, «поверив» бывшей владелице, что она десять лет не знала о продаже недвижимости. Хотя сама выдала доверенность на ее реализацию
Сергей Сергеев
Weekend

It’s OK to be not OK

В сентябре на базе ЦСИ «Типография» пройдет кинофестиваль Garage Screen Film Festival, где покажут самые яркие образцы авторского инклюзивного кино. Почему демонстрируемые ленты актуальны и достойны зрительского внимания – в материале «Югополиса».

Ситуация

Претенденты на казнь?..

В изнасиловании и убийстве двух десятилетних девочек в Кемеровской области признался ранее судимый педофил. И это вновь ставит вопрос о том, нужно возвращать в российское законодательство смертную казнь для детоубийц. Подробности преступления, новые инициативы депутатов и чиновников и комментарий пресс-секретаря президента – в материале "Югополиса".

Город Люди Ситуация

Музыка громче – глаза закрыты?

Прошёл почти год с момента публикации материала «Югополиса» о столкновении властей и простых граждан с нарушающими покой городскими ночными гонщиками. И проблема всё ещё актуальна. Более того, в извечной истории замечен новый поворот: в Москве предлагают ввести особые штрафы за громкую музыку, звучащую из авто. Наша редакция вернулась к проблеме и решила разобраться, что тем временем происходит на юге страны.

Ситуация

Гаражная амнистия, новые правила оформления больничных для родителей и обжалование штрафов на "Госуслугах": что изменится в жизни россиян в сентябре

С 1 сентября в России вступает в силу целый ряд законов, приказов и постановлений из разных сфер. "Югополис" подробно рассказывает о грядущих изменениях.

Город Ситуация Бизнес

Социальные объекты преткновения

Один из главных драйверов экономики может быть неверно установлен в целой нашей стране. Примерно к такому выводу пришли участники прошедшего в Краснодаре круглого стола по теме строительства и урбанистики.

Люди Weekend

12 главных фильмов осени 2021

Кинопрокат продолжает восстанавливаться. В расписаниях кинотеатров вновь появляются фильмы на любой вкус: громкие многомиллионные блокбастеры, необычные отечественные ленты и лауреаты прошедших кинофестивалей. «Югополис» выбрал самые интересные премьеры осени, среди которых фильм-обладатель "Золотой пальмовой ветви", очередная глава киновселенной Marvel, а также новые картины Ридли Скотта и Уэса Андерсона.

Люди Ситуация

«Виражу» не страшна крутизна

По инициативе «Союза дорожников Кубани», который в октябре отметит двадцатилетие, редакция «Югополиса» открывает цикл публикаций о дорожных организациях края и их профессионалах - тех людях, которые добросовестным трудом заслужили уважение земляков и гостей нашего региона, небезосновательно считающих дороги Кубани одними из лучших в России. Сегодня нам предстоит знакомство с Анапским ДРСУ «Вираж», которое входит в десятку ведущих дорожных ремонтно-строительных организаций края