It’s OK

Среди предложенных правительством нововведений значатся полная отмена обязательного техосмотра для простых водителей и сужение списка запрещённых неисправностей автомобиля (вернее, критика правительством предложений МВД о его расширении). Пока что это только «мысли вслух», а вот законопроект об отмене обязательного наличия диагностических карт при автостраховании уже утверждён и вступит в силу с 22 августа.

«За открепление необходимости прохождения ТО от покупки полиса ОСАГО Российский союз автостраховщиков выступал уже давно. Как минимум года полтора. Цель поправок – необходимость обеспечить доступность ОСАГО. По закону полис обязательного страхования авто – публичный договор, то есть страховщики обязаны вне зависимости ни от каких факторов осуществить продажу полиса. Так, в целях обеспечения доступности ОСАГО ранее был запущен сервис "е-Гарант", позволяющий перераспределить наиболее убыточные сегменты рынка между всеми игроками. Никакого повышения тарифов или каких-то проблем для страховщиков мы не ожидаем никаким образом», – рассказали «Югополису» в РСА.

В организации отметили, что единственным внешним ограничителем доступности услуги оставалась привязка к ТО. В РСА подчеркнули, что подобная увязка не соответствует мировой практике. То же мнение выразили и представители «Росгосстраха».

«Мы поддерживаем изменения правил проведения государственного техосмотра транспортных средств, направленные как на повышение доступности этой услуги для автовладельцев, так и на устранение возможности фиктивного проведения ГТО недобросовестными бизнесменами. Это, безусловно, положительное решение как для страховщика, так и для автомобилистов. Страховое сообщество давно поднимало вопрос об отвязке ДК от ОСАГО, ведь абсолютно логично контроль за исполнением норм законодательства об обязательном прохождении государственного техосмотра возложить на соответствующую структуру, которой, на наш взгляд, должно быть МВД. Задача страховщика - обеспечить клиента страховой защитой, а не заниматься таким непрофильным делом, как контроль прохождения ГТО», – прокомментировали в страховой компании.

При этом в «Росгосстрахе» не смогли точно сказать, каким образом принятие закона скажется на нелегальной деятельности по выдаче полисов ОСАГО. В организации отметили, что это непрофильная для них сфера и динамику появления сайтов мошенников они не отслеживают. Однако чтобы заметить, как сильно усложнилась в последнее время жизнь нелегальных автостраховщиков, не надо быть экспертом. Достаточно посмотреть на принимаемые законы.

Ушла эпоха

Весной мы рассматривали изменения в саму процедуру прохождения ТО. По замыслу правительства, начиная с осени обычные диагностические карты заменят на электронные, что практически полностью должно исключить мошенничество с техосмотрами как вид. Вкупе с уже принятым законом относительно ОСАГО «чёрным» бизнесменам, вероятно, придётся сменить род деятельности.

«Теперь оператор техосмотра будет передавать снимки вместе с координатами в информационную систему техосмотра ЕАИСТО МВД, без этих данных карта не сформируется. Координаты впоследствии будут сопоставлены с координатами пунктов техосмотра: если они не совпадают, карта может быть аннулирована как поддельная. Инспекторы отныне будут проверять диагностические карты наравне с правами или страховкой. Также наличие диагностической карты будет проверяться камерами фотофиксации на дорогах», – прокомментировали в ГИБДД весенние предложения правительства.

Отдельно стоит отметить, что с 1 марта 2022 года вступает в силу новая редакция КоАП, согласно которой за отсутствие техосмотра автомобиля будет применяться штраф в 2 тысячи рублей. Это будет серьезным стимулом для автовладельцев пройти проверку на станции ТО, особенно с учётом того, что это отныне будет проверяться и по камерам.

«После вступления закона (об отмене обязательного прохождения ТО для автострахования) в силу, по сути, будет лишь законодательно оформлена сложившаяся практика работы в пандемию, а также в последние несколько месяцев, когда оформление договора ОСАГО происходило без проверки действующей ДК. Так что в сравнении с этими периодами для автомобилистов ничего практически не меняется. Кроме того, важно помнить, что своевременное прохождение государственного техосмотра является требованием действующего законодательства — и от этой обязанности автовладельцев никто не освобождает», – добавили в «Росгосстрахе».

Одинокие и покинутые

С предложенными изменениями согласились ГИБДД, автостраховщики и Банк России. Но одной из самых заинтересованных сторон в данном вопросе являются как раз станции техобслуживания, которые, кажется, никто не спросил.

«Об отвязке техосмотра от ОСАГО говорят уже не один год. Особенно бурно данный вопрос начал обсуждаться в начале 2021 года, когда стало ясно, что реформа в сфере техосмотра плохо подготовлена. Страховщики начали опасаться, что из-за трудностей оформления диагностических карт может пострадать страховой рынок. Было очевидно, что данная инициатива легко пройдет, так как ее поддерживали Центробанк, РСА и многие другие официальные ведомства. Поэтому приятие закона о внесении изменений в ФЗ об ОСАГО не было неожиданностью. Тут были немного другие чувства. В первом чтении законопроект, предполагающий внесение изменений в законодательство об организации страхового дела в РФ, не содержал положений об отвязке техосмотра от ОСАГО, а только ко второму чтению эти поправки были внесены в проект ФЗ. Вот и сложилось впечатление, что все делалось в спешке. Хотя, вероятно, это была хорошо спланированная акция», – рассказал гендиректор федеральной сети станций техосмотра ТОПСТО Геннадий Безносов.

Наш собеседник заметил, что при современном состоянии законодательства в сфере техосмотра и отсутствии санкций за управление автомобилем без диагностической карты принимаемые поправки негативно скажутся на работе операторов ТО. Безносов напомнил, что штрафы за непройденный техосмотр начнут работать только с весны 2022 года, а многим фирмам и так уже пришлось «затянуть пояса» в ожидании октября, поскольку все диагностические карты продлены на полгода.

«Скорее всего, поток клиентов станет еще меньше. Особенно это тревожит операторов, которые платят аренду за помещения и несут другие постоянные издержки на содержание своего бизнеса», – добавил он.

По словам Безносова, с инициативой по отмене техосмотра для легковых автомобилей вообще «творится что-то странное».

«Несмотря на то, что господин Черников (глава ГИБДД – прим. ред.) зачитал с бумажки резонансную речь, которую тут же расхватали на цитаты, 7 июня он же направил в Совет Федерации официальное письмо за своей подписью о том, что техосмотр для частного транспорта отменять нельзя, так как это негативно отразится на и без того высокой аварийности в связи с технической неисправностью транспортных средств, а также спровоцирует перерегистрацию коммерческого транспорта на физлиц. Данная новость потрясла все профессиональное сообщество. Особенно тех, кто вложил деньги в открытие станций техосмотра и еще не успел запустить свой бизнес. По самым скромным подсчетам, в открытие новых СТО вложено уже более миллиарда рублей. Все производства в России перегружены, и сегодня можно только встать в очередь за комплектом оборудования, которая достигает полугода», – посетовал гендиректор сети ТОПСТО.

Безносов рассказал, что операторы около недели находились в условиях полной неопределенности. Однако 16 июня в Совфеде состоялся круглый стол на тему техосмотра в России, на котором присутствовали представители множества ведомств и союзов. «После данного мероприятия все, кому интересен рынок техосмотра, с облегчением выдохнули, поскольку присутствовавшие, в том числе представители профильного комитета Совфеда, отрицательно высказались по поводу инициативы начальника ГИБДД. Лишь представитель МВД не смог выразить позицию министерства, сославшись на то, что она находится на стадии проработки», – заявил собеседник «Югополиса».

«Думаю, что если не перенесут на текущую осень штрафы за отсутствие действующего техосмотра, то многие закроются, если они ведут деятельность на арендуемых площадях. Мы и сейчас видим, что операторы техосмотра продают б/у оборудование для техосмотра, таких предложений на рынке достаточно много. Но всё же, думаю, вопрос об отмене техосмотра для частного транспорта не стоит в обозримом будущем. Профильные ведомства, входящие в правительство РФ и Совфед, нас поддерживают. Заинтересованных в открытии станции техосмотра меньше не становится. В общем, предпосылок для отмены ТО на сегодняшний день нет», – подытожил Безносов.

***

Как это часто бывает, граждане получают усложняющий жизнь закон, но с небольшой оттяжкой (смотри текст про ситуацию с электронными диагностическими картами). В нашем случае это буферный период в виде отсрочки ответственности за отсутствие техосмотра и даже заигрывания на тему его полной отмены для обычных водителей. Однако, как показывает практика, возмущение поутихнет, а законы никуда не денутся. Пока что отсутствие диагностической карты — не порок, но уже через год этот вопрос может стать довольно острым за счёт грядущих штрафов (особенно на фоне предполагаемого повышения цен на услугу техосмотра). Более того, автолюбителей теперь ждут две головные боли вместо одной – и ОСАГО, и ТО. Обе бумаги должны быть сделаны в двух разных местах и правильно оформлены (в то время как раньше процедуру можно было сократить, пусть и незаконно).

В то же время жизнь автостраховщиков, кажется, стала только проще. А вот операторам техосмотра придётся вновь «затянуть пояса». Вопрос в том, насколько узкими могут быть талии владельцев станций и не станут ли они отыгрываться на кошельках автомобилистов?

Читайте также

Город Люди Ситуация Бизнес

Купить нельзя пройти! Как новые нормы изменят прохождение ТО

С 1 марта вступили в силу изменения в правила проведения техосмотра. Это внесло существенные коррективы в жизнь многих причастных, но для самих автомобилистов всё ещё только впереди.

Первая полоса

Последние новости

Weekend

О (не)повзрослевших миллениалах: «Прекрасный мир, где же ты» Салли Руни

Салли Руни позиционируют как Сэлинджера для миллениалов. Сравнение с американским классиком давно стало избитым, но его тоже нужно заслужить. Смогла ли это сделать тридцатилетняя ирландка, выпустившая в прошлом году свой третий роман «Прекрасный мир, где же ты»?

Ситуация

Приобщение к чуду. О празднике Крещения Господня, крещенской воде и народных традициях

Православные россияне 19 января отмечают один из важнейших христианских праздников – Крещение Господне или Богоявление. О том, в чем истинный смысл этого великого праздника, и о том, что он значит для верующих, рассказывает Благочинный Западного церковного округа, настоятель храма Рождества Христова в Краснодаре протоиерей Александр Игнатов.

Ситуация Наука и техника

Будущее российской науки. Попытка № “Сириус”

В конце 2022 года свой второй день рождения отметила созданная в Имеретинской низменности федеральная территория “Сириус”. Это единственное в своем роде территориальное образование, выделенное из состава субъекта федерации (Краснодарского края) и подчиняющееся напрямую Москве. А главой попечительского совета образовательного центра является сам президент РФ Владимир Путин. Не будет преувеличением сказать, что “Сириус” - это особый проект главы государства. Путин не только часто посещает “Сириус” (за последний год он был там два раза), но и лично знакомится с проектами молодых ученых.
Екатерина Пономарёва
Ситуация Weekend

Без Калкина и Гайдая: 12 фильмов на новогодние праздники. Выбор редакции «Югополиса»

Сразу две картины о похождениях портье, британский ромком с Рене Зеллвегер, дебют Тайки Вайтити и переосмысление Пиноккио – редакция «Югополиса» поздравляет читателей с праздниками и рекомендует фильмы на каникулы
Город Ситуация

Посмотрел, где тонко: губернатор Кубани провел вторую прямую линию

Губернатор Краснодарского края 12 января провел свою вторую прямую линию с населением. Первая прошла год назад - в декабре 2021 года. Как и тогда, общение главы Кубани с народом длилось более трех часов.
Екатерина Пономарёва

Законы приравняли судьбу инвалидов к имуществу?

Что такое доступная или недоступная среда, вряд ли можно определить теоретически. Этот термин вкупе со словами вроде «безбарьерная» и «низкопольный» мы слышим регулярно в новостях. Однако несмотря на частоту употребления профильных терминов, мы почему-то не видим на городских улицах больше людей из «малоподвижной категории». Такое ощущение, что проблема оказалась затёртой между словами, якобы соответствующими новым представлениям об этике, и чиновничьими отчётами. О том, как на самом деле обстоят дела с доступностью среды, мы решили поговорить с теми членами Общественной палаты Краснодара, кто, в отличие от людей «нормотипичных» (ещё один термин), знает о проблеме если не на своём опыте, то из первых уст.