It’s OK

Среди предложенных правительством нововведений значатся полная отмена обязательного техосмотра для простых водителей и сужение списка запрещённых неисправностей автомобиля (вернее, критика правительством предложений МВД о его расширении). Пока что это только «мысли вслух», а вот законопроект об отмене обязательного наличия диагностических карт при автостраховании уже утверждён и вступит в силу с 22 августа.

«За открепление необходимости прохождения ТО от покупки полиса ОСАГО Российский союз автостраховщиков выступал уже давно. Как минимум года полтора. Цель поправок – необходимость обеспечить доступность ОСАГО. По закону полис обязательного страхования авто – публичный договор, то есть страховщики обязаны вне зависимости ни от каких факторов осуществить продажу полиса. Так, в целях обеспечения доступности ОСАГО ранее был запущен сервис "е-Гарант", позволяющий перераспределить наиболее убыточные сегменты рынка между всеми игроками. Никакого повышения тарифов или каких-то проблем для страховщиков мы не ожидаем никаким образом», – рассказали «Югополису» в РСА.

В организации отметили, что единственным внешним ограничителем доступности услуги оставалась привязка к ТО. В РСА подчеркнули, что подобная увязка не соответствует мировой практике. То же мнение выразили и представители «Росгосстраха».

«Мы поддерживаем изменения правил проведения государственного техосмотра транспортных средств, направленные как на повышение доступности этой услуги для автовладельцев, так и на устранение возможности фиктивного проведения ГТО недобросовестными бизнесменами. Это, безусловно, положительное решение как для страховщика, так и для автомобилистов. Страховое сообщество давно поднимало вопрос об отвязке ДК от ОСАГО, ведь абсолютно логично контроль за исполнением норм законодательства об обязательном прохождении государственного техосмотра возложить на соответствующую структуру, которой, на наш взгляд, должно быть МВД. Задача страховщика - обеспечить клиента страховой защитой, а не заниматься таким непрофильным делом, как контроль прохождения ГТО», – прокомментировали в страховой компании.

При этом в «Росгосстрахе» не смогли точно сказать, каким образом принятие закона скажется на нелегальной деятельности по выдаче полисов ОСАГО. В организации отметили, что это непрофильная для них сфера и динамику появления сайтов мошенников они не отслеживают. Однако чтобы заметить, как сильно усложнилась в последнее время жизнь нелегальных автостраховщиков, не надо быть экспертом. Достаточно посмотреть на принимаемые законы.

Ушла эпоха

Весной мы рассматривали изменения в саму процедуру прохождения ТО. По замыслу правительства, начиная с осени обычные диагностические карты заменят на электронные, что практически полностью должно исключить мошенничество с техосмотрами как вид. Вкупе с уже принятым законом относительно ОСАГО «чёрным» бизнесменам, вероятно, придётся сменить род деятельности.

«Теперь оператор техосмотра будет передавать снимки вместе с координатами в информационную систему техосмотра ЕАИСТО МВД, без этих данных карта не сформируется. Координаты впоследствии будут сопоставлены с координатами пунктов техосмотра: если они не совпадают, карта может быть аннулирована как поддельная. Инспекторы отныне будут проверять диагностические карты наравне с правами или страховкой. Также наличие диагностической карты будет проверяться камерами фотофиксации на дорогах», – прокомментировали в ГИБДД весенние предложения правительства.

Отдельно стоит отметить, что с 1 марта 2022 года вступает в силу новая редакция КоАП, согласно которой за отсутствие техосмотра автомобиля будет применяться штраф в 2 тысячи рублей. Это будет серьезным стимулом для автовладельцев пройти проверку на станции ТО, особенно с учётом того, что это отныне будет проверяться и по камерам.

«После вступления закона (об отмене обязательного прохождения ТО для автострахования) в силу, по сути, будет лишь законодательно оформлена сложившаяся практика работы в пандемию, а также в последние несколько месяцев, когда оформление договора ОСАГО происходило без проверки действующей ДК. Так что в сравнении с этими периодами для автомобилистов ничего практически не меняется. Кроме того, важно помнить, что своевременное прохождение государственного техосмотра является требованием действующего законодательства — и от этой обязанности автовладельцев никто не освобождает», – добавили в «Росгосстрахе».

Одинокие и покинутые

С предложенными изменениями согласились ГИБДД, автостраховщики и Банк России. Но одной из самых заинтересованных сторон в данном вопросе являются как раз станции техобслуживания, которые, кажется, никто не спросил.

«Об отвязке техосмотра от ОСАГО говорят уже не один год. Особенно бурно данный вопрос начал обсуждаться в начале 2021 года, когда стало ясно, что реформа в сфере техосмотра плохо подготовлена. Страховщики начали опасаться, что из-за трудностей оформления диагностических карт может пострадать страховой рынок. Было очевидно, что данная инициатива легко пройдет, так как ее поддерживали Центробанк, РСА и многие другие официальные ведомства. Поэтому приятие закона о внесении изменений в ФЗ об ОСАГО не было неожиданностью. Тут были немного другие чувства. В первом чтении законопроект, предполагающий внесение изменений в законодательство об организации страхового дела в РФ, не содержал положений об отвязке техосмотра от ОСАГО, а только ко второму чтению эти поправки были внесены в проект ФЗ. Вот и сложилось впечатление, что все делалось в спешке. Хотя, вероятно, это была хорошо спланированная акция», – рассказал гендиректор федеральной сети станций техосмотра ТОПСТО Геннадий Безносов.

Наш собеседник заметил, что при современном состоянии законодательства в сфере техосмотра и отсутствии санкций за управление автомобилем без диагностической карты принимаемые поправки негативно скажутся на работе операторов ТО. Безносов напомнил, что штрафы за непройденный техосмотр начнут работать только с весны 2022 года, а многим фирмам и так уже пришлось «затянуть пояса» в ожидании октября, поскольку все диагностические карты продлены на полгода.

«Скорее всего, поток клиентов станет еще меньше. Особенно это тревожит операторов, которые платят аренду за помещения и несут другие постоянные издержки на содержание своего бизнеса», – добавил он.

По словам Безносова, с инициативой по отмене техосмотра для легковых автомобилей вообще «творится что-то странное».

«Несмотря на то, что господин Черников (глава ГИБДД – прим. ред.) зачитал с бумажки резонансную речь, которую тут же расхватали на цитаты, 7 июня он же направил в Совет Федерации официальное письмо за своей подписью о том, что техосмотр для частного транспорта отменять нельзя, так как это негативно отразится на и без того высокой аварийности в связи с технической неисправностью транспортных средств, а также спровоцирует перерегистрацию коммерческого транспорта на физлиц. Данная новость потрясла все профессиональное сообщество. Особенно тех, кто вложил деньги в открытие станций техосмотра и еще не успел запустить свой бизнес. По самым скромным подсчетам, в открытие новых СТО вложено уже более миллиарда рублей. Все производства в России перегружены, и сегодня можно только встать в очередь за комплектом оборудования, которая достигает полугода», – посетовал гендиректор сети ТОПСТО.

Безносов рассказал, что операторы около недели находились в условиях полной неопределенности. Однако 16 июня в Совфеде состоялся круглый стол на тему техосмотра в России, на котором присутствовали представители множества ведомств и союзов. «После данного мероприятия все, кому интересен рынок техосмотра, с облегчением выдохнули, поскольку присутствовавшие, в том числе представители профильного комитета Совфеда, отрицательно высказались по поводу инициативы начальника ГИБДД. Лишь представитель МВД не смог выразить позицию министерства, сославшись на то, что она находится на стадии проработки», – заявил собеседник «Югополиса».

«Думаю, что если не перенесут на текущую осень штрафы за отсутствие действующего техосмотра, то многие закроются, если они ведут деятельность на арендуемых площадях. Мы и сейчас видим, что операторы техосмотра продают б/у оборудование для техосмотра, таких предложений на рынке достаточно много. Но всё же, думаю, вопрос об отмене техосмотра для частного транспорта не стоит в обозримом будущем. Профильные ведомства, входящие в правительство РФ и Совфед, нас поддерживают. Заинтересованных в открытии станции техосмотра меньше не становится. В общем, предпосылок для отмены ТО на сегодняшний день нет», – подытожил Безносов.

***

Как это часто бывает, граждане получают усложняющий жизнь закон, но с небольшой оттяжкой (смотри текст про ситуацию с электронными диагностическими картами). В нашем случае это буферный период в виде отсрочки ответственности за отсутствие техосмотра и даже заигрывания на тему его полной отмены для обычных водителей. Однако, как показывает практика, возмущение поутихнет, а законы никуда не денутся. Пока что отсутствие диагностической карты — не порок, но уже через год этот вопрос может стать довольно острым за счёт грядущих штрафов (особенно на фоне предполагаемого повышения цен на услугу техосмотра). Более того, автолюбителей теперь ждут две головные боли вместо одной – и ОСАГО, и ТО. Обе бумаги должны быть сделаны в двух разных местах и правильно оформлены (в то время как раньше процедуру можно было сократить, пусть и незаконно).

В то же время жизнь автостраховщиков, кажется, стала только проще. А вот операторам техосмотра придётся вновь «затянуть пояса». Вопрос в том, насколько узкими могут быть талии владельцев станций и не станут ли они отыгрываться на кошельках автомобилистов?

Читайте также

Город Люди Ситуация Бизнес

Купить нельзя пройти! Как новые нормы изменят прохождение ТО

С 1 марта вступили в силу изменения в правила проведения техосмотра. Это внесло существенные коррективы в жизнь многих причастных, но для самих автомобилистов всё ещё только впереди.
Вячеслав Рыжков

Первая полоса

Люди Ситуация

Капитуляция без имён

«Здравствуйте, я Егор, и я алкоголик», - именно так звучало бы моё приветствие на собрании «Содружества анонимных алкоголиков». Такое построение фразы стало сначала стереотипом, позднее – мемом. Однако далеко не все в России (традиционно и не безосновательно считающейся сильно пьющей страной) вообще знают, что такое объединение работает во многих городах и помогает людям завязать с пагубной привычкой. Как всего один день трезвости растягивается в годы, «Югополис» попытался выяснить, сходив в гости к самому известному содружеству людей, капитулировавших перед алкоголем.
Ситуация

Частичная мобилизация в России без слухов: что известно о категориях призываемых и запрете на пересечение границы

На прошлой неделе президент РФ Владимир Путин своим указом объявил в стране частичную мобилизацию. Мероприятия по исполнению указа начались 21 сентября. С этого момента по соцсетям стали распространяться различные – иногда очень пугающие – слухи, а Минобороны выпустило разъяснения по множеству связанных с мобилизацией вопросов. Что мы точно знаем из официальных источников о том, на кого и при каких условиях распространяется частичная мобилизация – в обзоре "Югополиса".

Город Ситуация

Сторонники науки во СНО и наяву

Студенческое научное общество (СНО) – это площадка возможностей, где можно реализовать свой потенциал и сделать первые шаги в науку.
Елена Назарова
Ситуация

Ограничения, льготы, сроки: что известно о частичной мобилизации в России

Президент Владимир Путин объявил о проведении частичной мобилизации в РФ, соответствующий указ уже опубликован и вступает в силу с сегодняшнего дня. Глава Минобороны РФ Сергей Шойгу заявил о планах призвать 300 тысяч резервистов и рассказал, кого коснётся частичная мобилизация. В материале "Югополиса" - о том, что известно о мобилизации на данный момент.
Анастасия Бабкина
Город Weekend

Екатеринодар, или Туда и обратно

На прошлой неделе в кубанской столице заработала мультимедийная выставка «От Управы до Управы», приуроченная к 229-летию со дня образования Краснодара. О том, как жителе города могут совершить путешествие на сто лет назад - в материале «Югополиса»

Город Ситуация Бизнес

Кто строит города?

Комплексное жилищное строительство является безусловным приоритетом власти. За последние годы в этом направлении сделано очень много: застройщики все активнее следуют этому принципу и Краснодар прирастает целыми микрорайонами. Однако здесь, как и везде, есть свои лидеры, которые строят по-настоящему комфортные и безопасные комплексы, создают инженерную и социальную инфраструктуру, предлагают выгодные условия для будущих жителей. Мы запускаем новый проект, который основан исключительно на субъективной оценке новых микрорайонов, появляющихся в краевой столице.