Обсудить и найти решение одной из самых острых проблем дорожной отрасли собрались представители краевых министерств: транспорта и дорожного хозяйства; образования, науки и молодежной политики; труда и социального развития; ККА «РООР «Союз дорожников Кубани»; Ассоциации организаций по развитию дорожного образования; ЦОПП Краснодарского края; профессиональных образовательных учреждений и предприятий-работодателей.

Образование: проблемы

Кто в дорожники пойдет?

«Актуальные подходы к обеспечению квалифицированными кадрами дорожной отрасли Кубани» - так была сформулирована тема, которая является одной из самых проблемных для дорожников.

Здесь необходимо обратить внимание именно на поиск актуальных способов решения, так как прежние методики в современных условиях, как показало время, малоэффективны. При этом нехватка специалистов дорожной отрасли наблюдается как в инженерном составе, так и среди квалифицированных кадров рабочих специальностей – от водителей до операторов асфальтоукладчика. Поэтому проблему стоит рассмотреть поэтапно. Так, подготовка инженеров в вузах сейчас вызывает отдельное беспокойство. Речь о глобальных изменениях в системе высшего образования, которые происходят в данный момент. В частности, выход нашей страны из Болонского процесса влечет за собой перестройку системы и неизбежные сопутствующие трудности перехода. На это в своем докладе указал президент Союза дорожников Кубани Александр Карпенко:

Кто в дорожники пойдет?

- Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году и полностью перешла на него с 2011-го. До введения Болонской системы в России обучались в вузах 5–6 лет в рамках системы специалитета, то есть выпускники получали дипломы специалистов, и эта форма до сих пор существует в отдельных вузах. Но высшее образование, согласно Болонской конвенции, предполагает двухуровневое обучение: бакалавриат (4 года обучения) и следующую за ним магистратуру (2 года). И, следуя этому, в России в большинстве вузов специалитет заменили на бакалавриат, в результате чего дипломы получали после четырех лет обучения выпускники- бакалавры…

Сегодня уже признано, что за время действия Болонской системы наше образование многое потеряло. Исчезли специальности и указание на конкретную квалификацию. Сократилась профильная подготовка, особенно предметной части. Это делалось для соответствия требованиям Болонской системы, закладывающей определенное количество часов на каждый курс. А многие курсы были исключены, особенно по инженерным специальностям. В то же время дипломы российских вузов так и не начали автоматически признаваться в Европе, - отметил Александр Карпенко. - Сейчас вся отечественная система высшего образования снова находится на стадии перехода, и есть надежда на возврат к прежним стандартам подготовки инженеров. Однако на это потребуется время, а по нашим оценкам, его нет. Дефицит кадров является основной проблемой дорожной отрасли Кубани, и без ее решения нас ожидает в ближайшие два-три года период стагнации и переход в кризисное состояние.

Мифы и действительность

В этом есть некий парадокс. В последние годы дорожное строительство переживает настоящий бум. Столько дорог, сколько строится сейчас, не было в новейшей истории страны, а кубанские дорожники занимают передовые позиции, и за счет этого край получает преференции при ежегодном выделении дополнительных средств на новые проекты.Со стороны картина выглядит очень презентабельной – люди работают и зарабатывают большие деньги. Однако на поверку это не так. Притом данный факт не является никаким секретом и озвучивается на самом высоком уровне. Так, на международном семинаре-совещании на тему «Кадровые ресурсы в дорожном хозяйстве: потенциал, развитие, перспективы», который прошел в марте этого года в Общественной палате РФ, было официально заявлено, что работать по специальности в отрасли остается лишь около половины выпускников, а остальные уходят в другие сферы экономики. Если добавить сюда, что дорожные специальности по популярности у абитуриентов не стоят в верхней части списка, то на выходе получается абсолютно неприемлемый результат.

Причина, по мнению участников круглого стола, в низкой привлекательности профессий работников автодорожной сферы, которая обусловлена рядом факторов. Во-первых, негативное отношение молодежи к рабочим дорожным специальностям как к неперспективным, «грязным». Во-вторых, специфика условий труда и отдыха, тяжелая работа «в поле», на объекте, проживание в условиях командировки. В-третьих, отсутствие комплексных программ обеспечения социальной защиты сотрудников на предприятии, дальнейшего трудоустройства работников в результате сокращения штатов. В-четвертых, высокий уровень производственного риска - травмоопасности, вредности некоторых из профессий.

Отдельно надо остановиться на доходах. По данным Росстата, которые озвучил Александр Карпенко, заработная плата дорожников в России составляла в 2020 году 44,7 тыс. рублей, что ниже средней заработной платы по России – 51,3 тыс. рублей. А самые высокие зарплаты ожидаемо фиксировались в добыче газа и нефти – 142 тыс. рублей, в производстве табачных изделий - 112 тыс. рублей, в финансовой и строительной деятельности – 112,7 тыс. рублей. Эта тенденция за прошедшие годы не изменилась. Нет ничего удивительного, что высококвалифицированные специалисты, получив предложение перейти на более высокую зарплату и облегченные, по сравнению с дорожными, условия труда, его принимают.

Объективная реальность

Не лучше дело обстоит и с квалифицированными рабочими кадрами.

Кто в дорожники пойдет?

Замначальника отдела среднего профобразования министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Мария Истомина в своем докладе привела факты и цифры, которые не могут не беспокоить. Например, по данным социологических исследований составлен прогноз до 2029 года о самых востребованных направлениях подготовки. Так вот, по мнению родителей и школьников, большинство выберет информационные технологии. Также в списке фаворитов педагогика, сфера услуг, машиностроение, строительство, обслуживание автомобильной техники и дизайн. Как видно, в качестве бульдозеристов, экскаваторщиков и операторов катка себя видят настолько мало выпускников, что их количество не вошло в список. Справедливости ради стоит заметить, что со строительством свое будущее связывают порядка 17 процентов респондентов. Но, как правило, эти специальности не связаны с ремонтом дорог.

При этом список колледжей и техникумов, которые готовы учить специалистов для дорожной отрасли, только на Кубани более чем обширен. Если же сюда добавить возможности многочисленных профучилищ, то дефицит квалифицированных рабочих кадров можно закрыть в считанные годы.

Руководитель краевого Центра опережающей профессиональной подготовки Наталия Косолапова, в свою очередь, отметила, что ЦОПП работает с 66 профессиональными образовательными организациями и пятью вузами Краснодарского края. Более того, для удобства граждан, которые хотят получить востребованную профессию, на базе центра разработана и действует цифровая платформа copp23.ru. Она позволяет любому желающему выбрать образовательную программу, изучить ее, а также, используя вкладку «Трудоустройство», ознакомиться с имеющимися в регионе востребованными профессиями. И можно не сомневаться, что в дорожном строительстве список вакансий дает возможность выбрать специальность каждому.

Вместе с тем директор Ассоциации организаций по развитию дорожного образования Светлана Жадёнова сообщила, что, по данным крупнейшего портала по поиску работы в строительной отрасли, резюме подали лишь 3 процента соискателей. Уже один этот факт свидетельствует о критическом дефиците кадров в отрасли.

Проверено лично

Нехватка кадров в первую очередь бьет именно по предприятиям отрасли, и Союз дорожников Кубани ведет активную работу по привлечению специалистов. Только с начала года президент СДК Александр Карпенко побывал во многих учебных заведениях края. Так, 14 апреля он встречался со студентами 2 курса бакалавриата по специальности 08.03.01 «Строительство» Института строительства и транспортной инфраструктуры КубГТУ. Время и место было выбрано далеко не случайно, потому что именно после окончания 2 курса студентам предстоит выбрать одну из специальностей: либо «Промышленное и гражданское строительство», либо «Автомобильные дороги». И как показывает практика, большинство отдают предпочтение первой специальности.

- После нашего общения, надо сказать, очень открытого и профессионального, удалось убедить только четырех студентов пойти в дорожники. И я не удивлен этому, а констатирую как печальный факт, - поделился Александр Карпенко. - Встретились позже с ректором КубГТУ и договорились, что проведем ремонт учебных аудиторий, где обучаются будущие дорожники, и оснастим их современным оборудованием для улучшения учебного процесса. Ректор вуза поддержал нашу идею и готов выделить нам два помещения площадью 300 квадратных метров, которые мы полностью модернизируем. Также запланировали разместить там экспонаты музея Союза дорожников Кубани и интерактивное оборудование для дополнительных занятий. Это очень важный момент, потому что качественное образование можно получить только тогда, когда для этого созданы комфортные условия.

Более того, в Союзе дорожников Кубани уже разработан предметный перечень мероприятий, которые будут проводиться в новых аудиториях: круглые столы различной тематики, научно-технические семинары и конференции, открытые лекции, профориентационные занятия со школьниками и выпускниками колледжей, собрания работодателей и выпускников в рамках практики и последующего трудоустройства, занятия по курсам повышения квалификации и дополнительного профессионального образования и многое другое.

Президент Союза дорожников Кубани для привлечения сотрудников рабочих специальностей также посетил Приморско-Ахтарский техникум индустрии и сервиса, Автодорожный колледж в Сочи, Армавирский машиностроительный техникум. Побывал в Тихорецком индустриальном техникуме, Новороссийском колледже строительства и экономики и Апшеронском техникуме автомобильного транспорта и сервиса.

Кто в дорожники пойдет?
Александр Карпенко с деловой поездкой в Тихорецком индустриальном техникуме

- Общаясь с педагогами, я нередко слышал удивительные вещи. Например, выяснилось, что зачастую преподаватели сталкиваются с трудностями устройства студентов на практику и стажировку в дорожные предприятия Краснодарского края. При этом крупные предприятия Москвы, Казани, Санкт-Петербурга охотно принимают студентов, а по окончании учебы их трудоустраивают на постоянное место работы. И вот в этой неслаженности, из-за которой мы не можем удержать даже тех немногих выпускников, которые готовы прийти работать на кубанские дороги, кроется еще одна огромная проблема. Получается, что нет коммуникации между всеми заинтересованными сторонами, а страдает целая отрасль, - выступил Александр Карпенко. – Мы анализируем ситуацию и приходим к выводу, что даже на уровне Союза дорожников Кубани у нас есть такие проблемы. Отсутствует связь организаций дорожной отрасли с системообразующими учебными учреждениями. Предприятия не участвуют в учебном процессе, формировании методологии и программ образования. Это ведет к низкому уровню подготовки и, как следствие, трудностям прохождения стажировки молодыми специалистами на производственных участках организаций. В некоторых случаях имеет место фиктивное прохождение стажировки, отсутствие охвата стажировкой всех учебных заведений отрасли. Очевидно, что работодатель должен являться заказчиком образовательных программ и полноценным их участником вплоть до приема дипломных работ и экзаменов в составе комиссий. Более того, вынужден констатировать, что до этого круглого стола у нас было полное незнание возможностей краевого Центра организации профессиональной переподготовки специалистов, отсутствовало понимания «коротких» программ. Глобальные проблемы требуют комплексных решений, и мы готовы работать в этом направлении вместе со всеми, кому небезразлична судьба дорожной отрасли края.

Трудности коммуникации

Причин отсутствия коммуникации много, и не все их можно решить на региональном уровне. К примеру, для того, чтобы вуз или техникум открыл у себя новую специализацию или кафедру с бюджетными местами, необходимо пройти несколько этапов. Предприятия дорожной отрасли должны сформировать заявку на вакансии и передать ее в государственные центры занятости. Оттуда она по давно принятому алгоритму перемещается в региональное министерство труда и социального развития. Затем следует передача заявки в федеральное Минтруда. Последняя инстанция – Министерство образования РФ, где происходит рассмотрение документов, изучение актуальности. И в случае утверждения дается команда об открытии новых специализаций. Одного перечисления ведомств довольно, чтобы понять сложность и забюрократизированность процесса. Данная система неповоротлива, а чрезмерное количество инстанций ведет к ее частым сбоям: кто-то куда-то не передал заявку или посчитал ее излишней - и дело встало. Решить проблему можно лишь одним путем: создать короткий и эффективный механизм, который позволит системе образования быстро реагировать на конъюнктуру рынка и сведет на нет человеческий фактор при принятии решений. В идеале должно появиться единое пространство, состоящее из двух этапов: работодатель – образовательное учреждение.

Разрыв между теорией и практикой – еще один большой вопрос.

- Отрасль дорожного хозяйства испытывает острый дефицит в квалифицированных кадрах, в то время как молодые специалисты не способны к самостоятельной работе ввиду отсутствия необходимых теоретических знаний и практических навыков, - сказала Светлана Жадёнова. - Проблема в том, что не уделяется должное внимание своевременному пересмотру программ обучения с учетом появления инновационных технологий, новейшего оборудования, дорожно-строительной техники, в том числе поддержанию соответствующего уровня знаний преподавательского состава.

Проще говоря, система образования не успевает за быстрым развитием технологий и оборудования, давая неактуальные знания специалистам.

Кто в дорожники пойдет?

Подводные камни

Казалось бы, решить задачу можно, но на поверку оказывается, что непонятно, кто конкретно должен этим заниматься. Дорожники готовы взять это на себя, для чего считают необходимым создать Совет по профессиональным квалификациям в дорожной отрасли.

Строительство – это громадная экономика, куда входит масса отраслей, имеющих свою специфику и проблемы. Естественно, в таких глобальных ассоциациях тон задают самые сильные. В данном случае - гражданское строительство с такими оборотами и прибылью, которые дорожникам и не снились. В этой связи, возможно, вопросы дорожной отрасли не выглядят столь масштабными, чтобы их решать в первую очередь, тем более что отрасль демонстрирует уверенный рост и справляется с задачами, поставленными государством. Другое дело, какими усилиями и насколько их хватит. Однако проблема кадров достигла такого уровня, что угрожает перерасти в кризис, который может стать еще ближе и острее в связи с недавно принятыми новыми стандартами дорожного строительства. Для их соблюдения нужны не только технологии и механизмы, но и подготовленные кадры, которых, как понятно, не хватает.

Во многом, похоже, именно нехватка действенного органа, призванного отстаивать интересы дорожной отрасли, привела к кадровым проблемам, которые вытекли из массы «отсутствий»: связи с работодателями; гарантии у выпускников получения рабочего места; материальной поддержки студентов (дополнительная стипендия, субсидии на оплату проезда к месту обучения и практики, оплата съемного жилья на время обучения, дополнительные компенсации, предусмотренные образовательными программами); понятия «револьверной» практики; современной техники на балансе учебных заведений и так далее.

Время безотлагательных решений

Выход из ситуации есть, и положительный момент в том, что все участники круглого стола - власть, образование, производственники - сошлись на общих предложениях, которые будут вынесены на уровень принятия решений.

Директор Ассоциации по развитию дорожного образования Светлана Жадёнова предложила четыре пункта.

Кто в дорожники пойдет?

1. Осуществить пересмотр учебных программ с увеличением доли специальных дисциплин, отражающих появление и развитие инновационных технологий, новейшего оборудования, современной дорожно-строительной техники, вернув статус инженера выпускникам дорожных специальностей вузов.

2. Внедрить обучение новейшим технологиям проектирования и строительно-монтажным работам в дорожном строительстве.

3. Оснастить учебные классы колледжей современным оборудованием, в том числе лабораторным.

4. Обеспечить тренировочные площадки исправной дорожно-строительной техникой в достаточном количестве.

Дорожники в лице президента СДК Александра Карпенко поддержали это предложение, но значительно его расширили.

По мнению дорожников, необходимо также сосредоточиться на создании профильных классов (10, 11 класс) на базе средних школ и работе с выпускниками для их дальнейшего поступления в профильные учебные заведения. В вузах и колледжах к преподаванию привлекать специалистов дорожных и мостовых организаций уровня главного инженера и руководителя. Отдельным пунктом была обозначена необходимость введения в программу обучения отдельных специальностей для строительства автомобильных дорог и мостов. Для повышения профессионального уровня молодых специалистов надо вводить «револьверную» практику на производстве, когда студент успевает поработать в нескольких подразделениях – на участке, на асфальтобетонном заводе, в производственном, сметном отделах, в лаборатории и так далее, что позволяет молодежи понять принцип работы предприятия, определиться, где им наиболее интересно будет попробовать свои силы.

Также предлагается закрепить за организациями-членами Союза дорожников Кубани профильные учебные заведения по территориальному признаку. Это позволит приблизить студентов к производству за счет организации регулярных экскурсий и стажировок на предприятиях под контролем мастера производственного обучения.

Возврат к традиционной системе образования лейтмотивом звучал на протяжении всего долгого общения. И оттуда пришли многие инициативы: заключение трехсторонних договоров (студент – предприятие – учебное заведение) с распределением студента после окончания учебы на данное предприятие и материальная поддержка учащихся. Это и введение отсрочки от призыва на воинскую службу на 1 год после окончания среднеспециального учебного заведения. И, конечно, патронаж, который будет заключаться в помощи от работодателей вузу в приобретении современной техники, тренажеров для усиления учебного процесса.

Кроме того, в Союзе дорожников Кубани уже приступил к работе специалист, отвечающий за взаимодействие профильных учебных заведений и дорожных предприятий Краснодарского края.

Кто в дорожники пойдет?

- Опыт работы в современных условиях показывает, что подобные мероприятия, на которых проблему рассматривают под разными углами, и все участники нацелены на общий результат, будут иметь положительный эффект. Сегодняшний круглый стол позволил еще детальнее изучить ситуацию и сформулировать наиболее точные предложения. Только совместная работа всех участников дорожной отрасли приведет к решению поставленных задач, - подвел итог Александр Карпенко. – Сохранение в системе российского высшего образования его исторически важной черты – фундаментальности, отказ от рыночно-сервисного подхода в обучении, воспитание способности выпускника вуза и техникума к самостоятельности в решениях – это те цели, при достижении которых мы сможем вернуть должный престиж нашей профессии среди молодежи и дать новый импульсразвитию отрасли.

Первая полоса

Последние новости

Ситуация Бизнес

Город, в котором хочется жить

Участники третьего ежегодного Форума общественных объединений Краснодара «Гражданская солидарность» обсудили меры и способы создания комфортной среды для всех жителей и гостей кубанской столицы

Бизнес

Некрасивых девочек не бывает: доказано «МЛЦ»

«Будь здорова, мама!» - так называлась специальная праздничная программа, которую подготовили ко Дню матери в краснодарском филиале федеральной сети медицинских центров «МЛЦ». В гости пригласили полсотни женщин разных возрастов и профессий – успешных, талантливых, умеющих совмещать активную общественную жизнь с сохранением семейного очага. Специалисты центра и приглашенные эксперты поговорили с гостьями о секретах женского долголетия и поддержания красоты.
Ситуация Бизнес

В Тамани зеленеют тополя

Жители станицы, волонтёры, представители компании «ОТЭКО» и администрации высадили первые 100 деревьев канадского тополя, которые станут частью зеленого пояса, защищающего населенный пункт от пыли и ветра таманской степи.

Ситуация Weekend

«Пушкинской карте» больше года. Вот пять причин, чтобы ее оформить

В сентябре прошлого года в России запустили «Пушкинскую карту». Молодежь может использовать ее для оплаты билетов на концерты, выставки, спектакли и даже в кино. О главных преимуществах карты – в материале «Югополиса»

Город Люди Ситуация

«Сидели на полу, вокруг свистели пули»: жители Цибанобалки рассказали о штурме дома ранившего трёх полицейских соседа

Анапчанин погиб при штурме дома, где забаррикадировался и отстреливался от полицейских. Три человека ранены. Дома у погибшего нашли 20 ножей, ружье и 170 патронов
Ольга Жмак
Город Люди

Гетто, кукурузные палочки и ложные вызовы: одна ночь работы экипажа ППС в Краснодаре

В России 10 ноября празднуют День сотрудника органов внутренних дел (или по старому стилю – День милиции). До сих пор для простого обывателя детали и нюансы работы полицейских покрыты завесой тайны. Мне удалось немого узнать эту «кухню» изнутри и воочию понаблюдать за работой одного из экипажей ОБ ППСП № 1 Управления МВД России по Краснодару. Отсюда берёт своё начало история одной ночи работы наряда патрульно-постовой службы.

Город Люди

«Главный художник Краснодара»: «Я не художник»

Алексей Рыженко известен на весь Краснодар своими рисунками, большинство из которых – юмористического содержания. В своих работах художник изображает Краснодар со всеми его преимуществами и недостатками. Алексей давно заработал народные симпатии, и многие сегодня называют его главным художником города. Однако, как это часто бывает с творцами, сам Алексей не считает свой труд чем-то особенным и художником себя вовсе не называет