Осмотр будет, но потом

Одним из ключевых нововведений стало изменение формата диагностической карты – теперь она будет выдаваться в электронном виде. При прохождении техосмотра отныне также обязательна фотофиксация – в начале и в конце процедуры. В саму диагностическую карту теперь будут вносить геометку, указывающую место прохождения ТО. Все эти изменения призваны искоренить торговлю так называемыми серыми техосмотрами и вообще исключить возможность покупки диагностической карты без реального прохождения ТО. Указанные изменения вступили в силу с 1 марта 2021 года, однако автомобилистов они коснутся лишь в октябре, а кого-то и позже.


Дело в том, что премьер-министр Михаил Мишустин подписал документ, согласно которому диагностические карты (необходимы в том числе для приобретения полиса ОСАГО), срок действия которых заканчивается с 1 февраля до 30 сентября 2021 года, продлены на полгода (но не менее чем до 1 октября). Это означает, что автолюбитель, у которого диагностический документ истек, к примеру, 10 марта, должен пройти ТО и получить новый не ранее октября. А если дата предыдущего осмотра приходится на 1 июля, новый потребуется не позже 1 января. В то же время все изменения, в числе которых новая редакции закона о ТО, поправки к КоАП, ряд приказов МВД, Минтранса и Минэкономики, а также постановлений правительства, приняты 1 марта.

Сложно однозначно сказать, чем обусловлено такое решение, однако официальная причина гласит, что подобная мера необходима для того, чтобы дать операторам техосмотра больше времени на подготовку. Приказ Минтранса № 232 уже утвердил новые требования для станций ТО: наличие дымомеров, люфтомеров, устройств для проверки тонировки и другого оборудования. Есть мнение, что истинная причина отсрочки — в попытке сгладить народное недовольство. Такую практику мы наблюдаем часто: правительство анонсирует новый законопроект, граждане негодуют и сроки вступления документа в силу сдвигаются. Граждане успевают «остыть», и к моменту вступления закона в силу новые нормы воспринимаются не так остро.

Роль ГИБДД

Есть и ещё одно очень важное изменение, которое сильно повлияет на жизнь как автолюбителей, так и операторов ТО. Это растущая роль ГИБДД в прохождении осмотра. А также возврат к проверке техосмотра на дороге. В 2012 году, после введения ОСАГО, это с помпой отменяли как коррупционный фактор.

«Теперь оператор техосмотра будет передавать снимки вместе с координатами в информационную систему техосмотра ЕАИСТО МВД, без этих данных карта не сформируется. Координаты впоследствии будут сопоставлены с координатами пунктов техосмотра: если они не совпадают, карта может быть аннулирована как поддельная. Инспекторы отныне будут проверять диагностические карты наравне с правами или страховкой», – рассказал сотрудник информационно-аналитического отдела краснодарской ГИБДД Алексей Айвазов. Также наличие диагностической карты будет проверяться камерами фотофиксации на дорогах.

Собеседник «Югополиса» подчеркнул, что в случае, если при проверке документов обнаружатся несостыковки, на автомобилиста упадёт подозрение в подделке и ему будут грозить как минимум штраф и административный протокол.

Сотрудники ГИБДД теперь также будут участвовать и в самом процессе техосмотра. Но это коснётся только автобусов. Процедура, по сути, остаётся прежней, только теперь вместе с экспертом-техником инспектор будет проверять результаты осмотра и сверять документы. Без заключения инспектора технадзора диагностическая карта также не может быть сформирована.

Кроме того, ГИБДД будет контролировать соблюдение операторами ТО вышеупомянутых требований, которые установил приказ Минтранса № 232. Сотрудники могут проводить внеплановые проверки, контрольные закупки и другие мероприятия. Усиливается ответственность операторов за нарушения в области техосмотра, включая передачу данных в ЕАИСТО на машину, которая на проверку не приезжала. Максимальная санкция для юридических лиц — штраф до 500 тысяч рублей, для должностных лиц — дисквалификация на срок до трех лет.

Готовы уже давно

Может сложиться впечатление, что для операторов техосмотра ситуация становится если не критической, то очень напряжённой. Как нам рассказали сами участники рынка, «дискомфорт» доставили как новые издержки, так и отсрочка требований.

«Мы начали готовиться к грядущим изменениям давно, ведь эти поправки хотели принять ещё летом 2020 года, но перенесли. Проблема в том, что оборудование уже было закуплено, деньги потрачены и реформа состоялась. С 1 марта 2021 года в тестовом режиме работает единая информационная система ЕАИСТО М (М-модернизированная). Количество клиентов на наших станциях сильно не изменилось. Да и отсрочку по техосмотру получили лишь определенные категории автолюбителей, это надо тоже понимать, чтоб не попасть в сложную и опасную ситуацию в случае ДТП», – поделился гендиректор федеральной сети станций техосмотра «ТОПСТО» Геннадий Безносов.

Наш собеседник также обратил внимание на то, что и производители вышеуказанного оборудования теперь серьёзно загружены. Заказов у них, по словам Безносова, на 4 месяца вперёд. Сомнений в том, что новые правила заработают, нет. Вот только нельзя исключать возможность того, что 1 октября – не крайний срок. И не совсем понятно, что в таком случае делать тем, у кого вся эта отрасль – основной источник дохода?

«Всё на совести оператора»

Каким образом должны адаптироваться к новым изменениям операторы ТО, относительно понятно. Но есть и более «теневые» аспекты этого бизнеса, и те, кто ими занимается, также ищут пути решений.

«Основная цель этого закона - минимизировать, а то и исключить вовсе продажу так называемых серых диагностических карт. Правительство хочет, чтобы техосмотр больше нельзя было купить у того же страхового агента или ещё у кого-то. И мне уже звонят многие из тех, кто этим занимался, и пытаются узнать, как открыть свою станцию ТО. У агентов и брокеров серьёзная обеспокоенность: они боятся потерять клиентуру», – рассказал наш собеседник.

То есть многие из тех, с кем данные поправки должны были бороться, в теории могут адаптироваться и начать работать официально. В таком случае не останется ли всё по-прежнему, но только под маской законности? Новые условия, к примеру, оговаривают, но практически не регламентируют механизмы фотофиксации. Обязательны два снимка – перед и после прохождения ТО, но ни о ракурсах, ни о качестве фотографий ничего не сказано. Недобросовестный оператор может, к примеру, закрыть глаза на незаконные модификации авто, которые не видно на снимках.

«Мы оцениваем показания в соответствии с требованиями к безопасности. Допустить или нет, выдавать ли диагностическую карту, в теории будет на совести технического эксперта, если нарушений не будет видно на фотографии», – заметил Безносов.

Дырки в заборах

Некоторые эксперты полагали, что ужесточение требований также скажет своё слово в борьбе с незаконными изменениями, вносимыми в конструкции транспортных средств. Условно говоря, тем же владельцам «прямотоков» будет сложнее пройти ТО. А этот вопрос мучает как обычных граждан, так и законотворцев довольно давно. Посты о шумных автомобилях и ночных гонках то и дело появляются в городских пабликах «ВКонтакте». Депутат Госдумы от Краснодарского края Наталья Костенко даже активно занимается вопросом ужесточения ответственности за такие изменения. Однако в разрезе ТО вопрос остаётся всё равно открытым.

«Проблема в том, что по нынешним законам штраф за условную шумную езду — 500 рублей. При этом замерить уровень шума также довольно проблематично. В то же время модификации, которые недобросовестные водители устанавливают на свои авто, могут стоить десятки тысяч рублей. И в таком случае им элементарно невыгодно отказываться от условных "прямотоков"», – рассказала депутат Госдумы Наталья Костенко. По словам депутата, нет никаких гарантий, что автомобилист не снимет вышеупомянутый громкий выхлоп перед прохождением ТО, а после не вернёт обратно. И тут в этом разрезе как раз стоит вспомнить отсутствие регламента по фотофиксации процесса осмотра. Кадр может просто не запечатлеть трубу «не той системы». Тем более, что громче её делает отсутствие начинки, а не внешность.

***

Таким образом, очень многие аспекты прохождения техосмотра, судя по всему, остаются на совести оператора. При этом в их ряды, как говорилась ранее, в скором времени могут хлынуть бывшие «торговцы» диагностическими картами. По мнению наших экспертов, вряд ли эти регуляторные меры станут для них тем, что нельзя обойти. На данный момент похоже, что новые поправки хоть и предполагают борьбу с серым рынком, но оставляют для него слишком много лазеек, лишь увеличивая входной порог в эту сферу бизнеса для нечистых на руку предпринимателей.

Читайте также

Город Люди Ситуация Бизнес

Два рубля преткновения: краснодарские транспортники пытаются объяснить, почему проезд должен подорожать

После шума в соцсетях в Краснодаре провели брифинг, посвященный вопросу обоснованности повышения стоимости проезда в общественном транспорте
Екатерина Пономарёва

Первая полоса

Последние новости

Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.

Бизнес

Юрий Коровкин, YGroup, SILVERSTREAM: Нас ждут «Яндекс» и 600 000 пользователей

За четыре года он запустил два успешных бизнеса и получил сотни миллионов инвестиций в коттеджные поселки и десятки миллионов инвестиций в свой венчурный проект. Каждый день он начинает в 5.30 и считает Сочи лучшим городом мира. Он эффективно управляет как объектами недвижимости делюкс-уровня, так и своей жизнью. И специально для "Югополиса" рассказал, почему его компании доверяют строить элитные виллы, когда продаст приложение гиганту рынка и по каким критериям берет в свою команду