Традиционно в начале лета мы рассказывали вам о главных кинопремьерах грядущих трех месяцев: дорогостоящих блокбастерах, первых фестивальных новинках и ярких мультфильмах. Однако у жизни, как известно, свои правила, и сейчас мы находимся в той точке, когда кинотеатры вынуждены сдавать свои залы в аренду, чтобы продолжить существование…

И все же трагичное положение российского кинопроката – вовсе не причина, чтобы не смотреть хорошее кино. Единственная проблема в этой ситуации — муки выбора, ведь от бесконечного скроллинга фильмов действительно можно устать. Именно поэтому несколько членов редакции «Югополиса» решили облегчить эту задачу и выбрали 12 позиций на любой вкус, которые скрасят ваш летний вечер: от отечественного инди-артхауса до мюзиклов с Netflix и международных документалок.



Выбор Никиты Демченко


Тик-так... БУМ!

Tick, tick...BOOM!

Год производства: 2021

США / 18 +

Мюзикл

Режиссер: Лин-Мануэль Миранда

В ролях: Эндрю Гарфилд, Александра Шипп, Робин де Хесус, Ванесса Энн Хадженс, Джошуа Генри



Alt

Прошлый год был довольно богат на яркие и запоминающиеся мюзиклы. В Каннах критики рукоплескали мрачной сказке Леоса Каракса под названием «Аннет», а киноакадемики выдвинули «Вестсайдскую историю» Стивена Спилберга на 6 номинаций премии «Оскар». А вот релиз «Тик-так…Бум» - картины, снятой Лин-Мануэлем Мирандой, состоялся достаточно тихо, что, впрочем, не совсем справедливо.

По своей сути «Тик-так…Бум!» - мюзикл о том, как снимать мюзиклы. Это трогательная история о начинающем композиторе Джонатане Ларсоне (его на экране блестяще воплощает Эндрю Гарфилд). Он находится на пороге своего тридцатилетия и усиленно старается создать пьесу для Бродвея, которая обязана быть шедевром… Именно шедевром, ведь на меньшее герой просто не согласен.

Подобное стремление Ларсона стать великим – черта, свойственная, пожалуй, не только реальному прототипу, но и в целом нынешнему поколению зумеров, которые мечтают покорять мир, не достигнув и совершеннолетия. «Что делать, если в свои 20 я все еще не богат?», «Как быть, если я не создал нечто гениальное?», - мы, как и персонаж фильма, ежедневно ищем ответ на похожие вопросы, которые в картине сопровождаются достаточно серьезной и грустной рефлексией. Однако она звучит с экрана не слезливыми диалогами, а мелодичными и запоминающимися песнями — теми, что Джон Ларсон написал для автобиографического спектакля «Тик-так, бум!», в котором сам и сыграл несколько ролей.

Итоговый посыл ленты прост: если ты не стал тем, кем хотел, до тридцати, то это совсем не значит, что не станешь до тридцати пяти. Такая незамысловатая мысль не только греет душу, но и заставляет задуматься о том, на что мы тратим отпущенное нам время. Кто знает, сколько у нас его осталось…

Хиросима, моя любовь

Hiroshima mon amour

Год производства: 1959

Франция / 16+

Драма

Режиссер: Ален Рене

В ролях: Эмманюэль Рива, Эидзи Окада, Стелла Дассас, Пьер Барбо, Бернар Фрессон



Alt

Если кратко, то «Хиросима…» - это история встречи французской актрисы и японского архитектора. Они оба любят друг друга, и у них обоих за душой тяжкий груз. Нужно сказать, что, несмотря на то, что картина является одним из ярких представителей французской новой волны, в ней много японской поэтики и символизма.

Интересно, что «Хиросима…» — не только один из манифестов новой волны, но и фильм-скандал, революционный в своей трактовке Второй мировой войны. Рене сопоставляет между собой вещи, которые ставить рядом кажется неэтичным. Горе француженки, осужденной за любовь к немецкому оккупанту, здесь сравнивается с разрушенными судьбами тысяч японцев, пострадавших от взрыва ядерной бомбы. И в этом, пожалуй, главная прелесть этого произведения. Там, где зритель будет ставить < или >, режиссер проводит знак равенства. Рене не делит человеческое горе на маленькое или большое.

В 1972 году киновед Виктор Божович написал об этом фильме следующие строки: «Совесть неделима. И человечество только тогда окажется на уровне требований гуманизма, когда гибель одного безвинного будет восприниматься как трагедия, равная Хиросиме. Тогда и только тогда станут невозможны новые Хиросимы». Такой посыл был актуален в то время. Актуален и сейчас.

Трилогия корнетто

Blood and Ice Cream Trilogy

Год производства: 2004-2013

США/ 18+

Комедия

Режиссер: Эдгар Райт

В ролях: Саймон Пегг, Ник Фрост, Джулия Дикин, Мартин Фриман, Билл Найи, Рейф Сполл



Alt

Хочется позволить себе маленькую хитрость и порекомендовать читателю не один фильм, а сразу три: «Зомби по имени Шон», «Типа крутые легавые» и «Армагеддец». Возможно, это не совсем честно, но в случае с «Трилогией корнетто» Эдгара Райта невозможно выбрать только одну ленту.

За свою карьеру британский кинематографист создал уже 24 картины, однако вершиной его творчества до сих пор остается названная в честь знаменитого мороженного трилогия - этакий комедийный альманах, вобравший в себя визуальный юмор, стремительный монтаж, кинематографические отсылки и фирменную английскую фактуру. Воплощать все это постановщику помогали Саймон Пегг и Ник Фрост – уморительный актерский дуэт, который является главным связующим фактором для вышеперечисленных произведений.

Каждая часть «Трилогии» снята в особом жанре и антураже. «Зомби по имени Шон» – комичный зомби-хоррор, вдохновенный полотнами Джорджа Ромеро и его последователей; «Типа крутые легавые» – этакая пародия на популярные полицейские buddy-movie; а «Армагеддец» представляет собой меланхоличную историю об ушедшей беззаботности, вписанную в контекст грядущего конца света.

На первый взгляд может показаться, что «Трилогия корнетто» – сущий пустяк, однако, если зритель «слижет» верхний слой сливок, то обнаружит, что все самое вкусное таится на глубине вафельного рожка. Так, оказывается, что комедии Райта полны не только гэгов, но и печали о неприютности мира для веселых людей. В привычной для себя манере режиссер говорит с публикой о том, как держать себя в толпе, которая в его мирах представлена зомби, маньяками-заговорщиками и пришельцами.

Beat Film Festival 2022

Год производства: 2021-2022

Франция, США, Италия, Великобритания, Германия / 18 +

Документальный

Режиссеры: Грегори Монро, Сабах Фолаян, Эдди Мартин, Бредли Бэлл, Юрий Анкарани, Сэди Фрост, Марк Казинс, Алессандро Мелаццини, Филипп Райхенхайм, Шарлотта Гинсбург



Alt

Несмотря на сложившиеся обстоятельства, одно кинематографическое событие этим летом все же состоится. Речь о ежегодном фестивале документального кино Beat Film Festival, проходящем в Москве. Его организаторы, вопреки любым препятствиям, продолжают дело, которое так любят: показывают документальные фильмы из разных стран, осмысляют культуру и мир вокруг с помощью кино, создают пространство для диалога и обмена идеями.

В этом году лайн-ап будет состоять из международных фестивальных премьер, фильмов Национального конкурса, снятых молодыми российскими режиссерами, а также хитов Beat Film Festival прошлых лет. Зрители смогут посмотреть ленты про людей, жизнь которых оказывается интереснее любой выдумки, картины о настоящих мечтателях-визионерах, воплотивших самые смелые идеи в своих творческих проектах. Среди них, например, режиссер Стэнли Кубрик, британский модельер Мэри Куант, музыканты Чарли XCX и XXXTentacion и многие другие.

Важно отметить, что одновременно с оффлайн-показами фильмы из программы Beat Film Festival появятся на «КиноПоиске», а это значит, что начиная с 19 июня каждый желающий сможет прикоснуться к актуальным лентам и понять, что документальные проекты – далеко не рудимент киноиндустрии.



Выбор Вячеслава Рыжкова


Трасса 60

Interstate 60: Episodes of The Road

Год производства: 2001

США / 18 +

Фантастика, драма

Режиссер: Боб Гейл

В ролях: Джеймс Марсден, Гари Олдман, Эми Смарт, Курт Рассел, Кристофер Ллойд



Alt

Те, кто смотрел – молчаливо улыбнутся и будут листать дальше. Те, кто не смотрел – почему? Сложно в принципе придумать более летнее кино, чем хорошее роуд-муви, а «Траса 60» – эталон жанра.

Молодой художник на день рождения загадывает получить ответы на все жизненные вопросы. Желание героя слышит Гэри Олдмен, бесподобно играющий прекрасного и обаятельного трикстера. Он вручает парню подарок – магический шар-восьмёрку. Через некоторое время герой влюбляется в девушку с рекламных билбордов, получает заманчивое предложение и отправляется в путешествие за поисками себя, любви и приключений.

Фильм обладает определенным романтическим шармом, однако это далеко не единственная особенность, очаровывающая зрителя. Главное достоинство «Трассы 60» – стремительное повествование, достаточно глубокая философия и прекрасный юмор. Режиссёр и сценаристы дали волю фантазии и создали ни на что не похожее роуд-муви, вовлекающее публику с головой.

Возврат

Cashback

Год производства: 2006

Великобритания/ 18 +

Драма

Режиссер: Шон Эллис

В ролях: Шон Биггерстаф, Эмилия Фокс, Стюарт Гудвин, Майкл Лэмбурн



Alt

«Возврат» – шикарная романтическая драма с элементами комедии режиссёра Шона Эллиса (да, не только вы о нём раньше не слышали). Актёрский состав вас, пожалуй, также не впечатлит, так как знакомые лица здесь приметят разве что совсем искушённые зрители. Однако всё это не мешает фильму быть до невозможности прекрасным, красивым и эстетичным.

Сюжет достаточно банален и в то же время по-своему уникален. Парень-художник (снова) расстаётся с девушкой, впадает в жуткую бессонницу и идёт работать в ночную смену в супермаркет. Совершенно внезапно для себя он обнаруживает, что умеет останавливать время. Кажется, что с этого момента лента превратится в пафосный кинокомикс, но нет: никакой супергероики, никакого экшена или хоть чего-нибудь такого, что ожидаешь, когда герой начинает замораживать реальность. В «Возврате» авторы используют этот сюжетный троп только для того, чтобы сделать свою картину более яркой, красочной и изобретательной. И, что особенно мной любимо, вся лента пропитана какой-то нежной меланхолией, беззаботной грустью.

Лента ни к чему не призывает зрителя, как это часто бывает со схожими, но претенциозными фильмами. Авторы лишь дают зрителю поразмышлять о красоте, росте личности и немного – об отношениях, романтике, расставании.

Рок-волна

The Boat That Rocked

Год производства: 2009

Великобритания/ 18 +

Драма, комедия

Режиссер: Ричард Кёртис

В ролях: Том Стёрридж, Билл Найи, Филип Сеймур Хоффман, Рис Иванс



Alt

Один из моих коллег однажды сказал о «Рок-волне» так: «Это фильм с лучшим саундтреком в мире кино». И с этим, наверное, сложно поспорить. В основе сюжетной фабулы этой ленты лежит реальная история деятельности пиратских радио у берегов Великобритании в шестидесятых. Как гласит синопсис самой картины, поп- и рок-музыка не признаётся властями, её не играют на государственных радиостанциях, с чем не могут мириться голодные до новой культуры англичане.

На один из таких кораблей прибывает 17-летний Карл. Глава местного пиратского «Радио Рок» – его крёстный отец Квентин, который вместе со своими безрассудными коллегами погружает юношу (а вместе с ним и зрителя) в мир музыкальной и сексуальной революции Запада. С этого момента в картине происходит много всего: лишение девственности, соперничество двух альфа-диджеев, свадьба, длящаяся 17 часов, секс по четвергам, жизнь в вонючих прокуренных каютах и преданное служение рок-н-роллу.

Но несмотря на такое обилие всего везде и сразу, авторы ленты сохраняют стройность и целостность. «Рок-волна» по-своему трогательна, но в первую очередь – это дикий и драйвовый летний фильм. Он полон фирменного британского юмора и зажигательных композиций. Обязательно к просмотру перед летней поездкой куда угодно.

Рок

Год производства: 2017

Россия/ 16 +

Драма, приключения

Режиссер: Иван Шахназаров

В ролях: Дмитрий Чеботарёв, Кирилл Фролов, Иван Ивашкин, Виталий Кищенко



Alt

Просто «Рок», да. Это мой личный фаворит и признание в любви российскому кино. Малоизвестное, сравнительно бюджетное отечественное роуд-муви рассказывает историю троих провинциальных музыкантов, получивших приглашение выступить в эфире столичной радиостанции. Практически весь фильм – дорога парней в Москву и сопряжённые с этим приключения. Простой, смешной, наивный фильм с приятными и полноценными персонажами.

Многое в этом фильме притянуто за уши, временами доведено до абсурда. Однако именно такие «шероховатости» при первом просмотре вызывают самые сильные эмоции. Совершенно неожиданные и дикие приключения героев пробуждают затаившееся где-то внутри желание пуститься в дорогу, поймать молодость за хвост.

P. S. Тем, кто оценит «Рок», настоятельно рекомендую не вошедшие в список, но похожие и не менее прекрасные отечественные картины «Тряпичный союз» и «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов».



Выбор Егора Харитонова


Граффити

Год производства: 2005

Россия/ 16 +

комедия

Режиссер: Игорь Апасян

В ролях: Андрей Новиков, Виктор Перевалов, Александр Ильин, Лариса Гузеева



Alt

Период разобщения в социуме всегда подталкивает к просмотру чего-то объединяющего или хотя бы намекающего на такую возможность. Кажется, что с этой функцией, доставив притом массу эстетического удовольствия, может легко справиться совершенно летний и очень чудаковатый фильм Игоря Апасяна. «Граффити» он снял по собственному сценарию ещё в 2005 году. Будто предвосхитив смену общественного дискурса с пелевинского поиска национальной идеи – из «Generation П» – на попытку сформулировать, что же нас, таких разных, объединяет – из путинского выступления 2012 года. Того, после которого в совершенно разных коннотациях в обиход вошло слово «скрепы». Притом лента недвусмысленно намекает на то, что те самые скрепляющие элементы нужно искать вдали от столиц, а настоящего, чувствующего жизнь художника скорее сформирует не Италия, а «красивая русская Мухосрань».

Именно в такую Мухосрань и отправляется герой, который проживёт там лето, действительно оборачивающееся для него настоящей и совсем не маленькой жизнью, в которую войдут причудливые обитатели глубинки, а временами и настоящая сильная и необъяснимая «русская хтонь». За небольшой временной промежуток отстранённый от практики в Италии студент-художник и сможет сформулировать опыт, скрепляющий всех представителей небольшой деревеньки, полнящейся чрезвычайно колоритными образами.

Несмотря на драматичность этого ответа, фильм не запоминается как исключительно тяжёлый: в перечне жанров комедия значится не зря. Эта летняя «маленькая жизнь» становится для Андрея (так зовут главного героя) чем-то сродни лета для Дугласа из «Вина из одуванчиков». Кстати, именно Апасян в 1997 году создал такую тёплую и театральную экранизацию брэдберевского романа. Художник-дипломник же взрослее того мальчугана. Потому уже совсем не детские, а по-библейски монументальны и стороны жизни, которые ему предстоит постичь.

Картинка буквально пахнет летним маревом, масляными красками, сухой травой, старым автобусом, дешёвой водкой и нехитрой закуской. Именно потому по-настоящему погружает в атмосферу очень живой деревни, которая, будучи затерянной на карте, сама позволяет многое найти герою. А главным проводником его становится ни много ни мало Екклесиаст, предрекающий себе смерть от гангрены жопы, которого в деревне все ласково зовут Клизей.

Сыны Норвегии

Sønner av Norge

Год производства: 2011

Норвегия, Швеция, Дания, Франция / 18 +

Драма

Режиссер: Йенс Лиен

В ролях: Свен Нордин, Асмунд Хёг, Соня Рихтер, Джон Лайдон



Alt

Ещё одна история о получении жизненного опыта. Опыта, отличающегося от общепринятого, и формирующего совсем уж неокрепшую детскую психику. Героями картины становятся члены норвежской семьи, переезжающие в маленький городок. Только вот семья совершенно необычная – во главе неё рыжебородый здоровяк, которого хочется определить как хиппи чрезвычайно левых политических взглядов. Он считает, что кола – это чёрная кровь капиталистов, а рождество отмечает, украсив стол и жилище бананами – в знак признания эволюции с «обезьяньим» прошлым человека.

Мальчик Николай оказывается зажат в сдавливающие его сознание тиски, где с одной стороны на него давит взросление в новом городе, а с другой – гибель матери и глубочайшая депрессия отца, на фоне которой младшего брата к себе забирают родственники. Таким образом отец и сын остаются один на один в ситуациях, требующих от них взаимной поддержки друг друга. И огромную роль в этом процессе играет умение слушать, принимать чужую точку зрения. Так и отец семейства Мангус сначала не готов понять увлечение музыкой Sex Pistols становящегося хулиганящим панком сына. Однако позднее принимает казавшуюся шумом музыку, энергетика которой напоминает ему протест дадаистов, бывший частью культурного кода его поколения. И именно такое, казалось бы, простое, но нечасто встречаемое понимание родителями природы «бунтарства» их детей, осознание того, что они сами прошли такой же путь, приводит к гармоничному развитию отношений героев. Вместе они проживают нахлынувшие на них вызовы.

Важной мыслью фильма является рефлексия на предмет бунтарства как детей, так и взрослых. Умение слышать выходит на первый план в своей способности погасить конфликт в зародыше. Как это происходит с митингом детей «против родителей», в котором смеющиеся мама и папа начинают сами принимать участие.

Колобаха

Год производства: 2008

Россия / 18 +

фантастика

Режиссер: Дмитрий Васильев

В ролях: Татьяна Николаенко, Константин Облаухов, Дмитрий Васильев



Alt

На фоне того, что в России официально запретили к распространению легенду артхаусного кино – фильм «Зелёный слоник», хочется сказать: «Не слоником единым». Градус безумия в ленте Дмитрия Васильева «Колобаха» будет местами даже похлеще. Только выражается оно в ставке не на отвращение, а на экстравагантность сюжета и просто неимоверный, а подчас и дико смешной гротеск.

Зритель с первых кадров переносится в Россию, пребывающую в состоянии ядерной зимы. Телевидение напоминает зрителям о том, что ампутацию отмороженных конечностей не стоит производить самостоятельно, а американские продукты содержат в себе лезвия и толчёное стекло. Стилистка подачи смешала в себе наборы стереотипных образов и довела их до максимально гиперболизированного сюра.

Выступающие основным антагонистом России США представлены сборищем абсолютных злодеев и алчных наркоманов, победивших в ходе вооружённого конфликта и живущих сейчас в тепле. В их зле и разложении (да-да, отсылка именно к «разлагающемуся Западу») находится место даже франкенштейновским опытам. В то же время на другой, холодной стороне земного шара учёные (которых по модели подачи хочется назвать советскими) бьются над вопросом поиска оси, поворот которой может изменить климат на планете.

Тут вообще сплетается всё: и образы советской пропаганды, и отсылки к киноклассике, и почти сказочные персонажи. Однако зрелище это всё же не для слабых духом. Нужно не забывать, что это настоящий малобюджетный артхаус, к которому некоторым стоит быть готовыми морально: и к картинке, и к сюжетным ходам. Однако прорвавшиеся через набор безумных образов наверняка получат удовольствие от истории, а главное – узнают, где находится Колобаха.

«Я тебя люблю» и «Я тебя не люблю»

Год производства: 2011-2012

Россия / 18 +

Драма

Режиссеры: Павел Костомаров, Александр Расторгуев

В ролях: Александр Глотов, Александра Вартаньянц, Алина Лурье, Анна Салмыгина



Alt

Когда погибшего позднее в ЦАР Александра Расторгуева спрашивали, зачем он на пару с Павлом Костомаровым снял ленту «Я тебя люблю», повествующую о далеко не самых приглядных героях спальных районов, он, будучи журналистом и документалистом, ответил: «Для того, чтобы они были представлены в культурном поле». Режиссёр был убеждён, что кино должно показывать не только парадную часть истории, общества, человеческого нутра. А должно беспристрастно переносить на экраны действительность с документальностью «Человека с киноаппаратом» Дзиги Вертова и упорством «Срока», который он снимал с тем же Костомаровым и Алексеем Пивоваровым.

Тут нужно отметить, что мы снова немного хитрим и под видом одной рецензии советуем сразу два фильма: «Я тебя люблю» и «Я тебя не люблю». Это две части несостоявшейся трилогии. Оба фильма построены по достаточно классической уже схеме: в руки к героям попала камера, которой они и начали фиксировать кусочки своей жизни. Но отличие работ Расторгуева и Костомарова от подобных картин в том, что они отобрали (буквально) по объявлению ребят, которые никогда не играли в кино, наметили им сюжетные ходы и планы сцен. А далее во многом последовала настоящая импровизация героев – простых парней и девчонок из спальных районов, которых играли наконец те, кому не нужно было из себя их изображать. Задуманные как полудокументальные фильмы получили таких же, наполовину документальных, героев.

Картины хороши как по отдельности, так и в качестве частей получившейся дилогии. Содержат ненормативную лексику, сцены курения и распития алкогольных напитков – как и жизнь вокруг. Дают представление о согражданах. А повествуют ленты о любви, которой покорны не только все возрасты, но и разные социальные классы.

Читайте также

Weekend

Из мультивселенной с любовью

С 7 апреля в российских кинотеатрах можно посмотреть «Все везде и сразу» - сюрреалистичный фантастический боевик от создателей трагикомедии «Человек — швейцарский нож». О том, почему фильм, про который никто в России толком не слышал, внезапно стал главной премьерой месяца, – в материале «Югополиса».
Ситуация Weekend

Советске маньяки и дисфункциональные семьи: как молодые режиссеры спасают кинопрокат

Отечественный кинопрокат продолжает выживать без крупных западных премьер. В то время, как иностранная публика вовсю смотрит «Доктора Стренджа», «Варяга» и сиквел «Топ Гана», вниманию российских зрителей предлагаются ретроспективы, завалявшиеся на полках релизы и даже ролики с ютуба. Но и среди всего это есть проблески света. О них – в материале «Югополиса».

Первая полоса

Бизнес

Юрий Коровкин, YGroup, SILVERSTREAM: Нас ждут «Яндекс» и 600 000 пользователей

За четыре года он запустил два успешных бизнеса и получил сотни миллионов инвестиций в коттеджные поселки и десятки миллионов инвестиций в свой венчурный проект. Каждый день он начинает в 5.30 и считает Сочи лучшим городом мира. Он эффективно управляет как объектами недвижимости делюкс-уровня, так и своей жизнью. И специально для "Югополиса" рассказал, почему его компании доверяют строить элитные виллы, когда продаст приложение гиганту рынка и по каким критериям берет в свою команду

Люди

Верный путь к успеху – любимое дело

Швейное ремесло всегда было занятием не только прибыльным, но и престижным. Сейчас мастера своего дела помогают джентльменам выглядеть солидно и безукоризненно, а леди – изысканно, уникально и женственно. Мастером своего дела на этом поприще стала Лариса Гаврилова, хозяйка собственной сочинской швейной мастерской «Глорена».

Люди

Сергей Ситников: моя цель - воспитывать сильных и добрых людей, которые будут любить и развивать Россию

Общественному активисту, волонтеру Сергею Ситникову 32 года, за плечами у него служба во ФСИН, создание собственного спортивного клуба и даже выход на льготную пенсию. Активный, спортивный и инициативный Сергей, как говорится, никогда не сидит на месте: ведет спортивный образ жизни и прививает любовь к этому всем окружающим.
Иван Сергеев
Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми
16+

Дизайн Worksterdam