О развитии индустрии в России и Краснодарском крае в частности мы поговорили с представителям профессии – людьми, для которых музыка не просто хобби, а смысл жизни. Закулиса работы главных по вечеринкам – в материале «Югополиса».

«Никогда не думал, что стану диджеем»

В эту профессию, как оказалось, люди подчас приходят почти случайно. По словам Кирилла Dj Jazz Деркача, сам он никогда не думал, что станет диджеем. Безобидное хобби со временем переросло в нечто большее, и теперь Кирилл вполне успешно выступает в барах, на вечеринках и т.д. Однако сам молодой человек называет это скорее подработкой, а не основным видом деятельности.

«Мы с напарником работаем на мероприятиях: свадьбы, корпоративы, выпускные. Недавно я ещё устроился в бар, даю сеты по вечерам. Я думаю, этим вполне можно заработать на жизнь – надо просто постоянно ходить на мероприятия, раскручиваться, стать известным в определённых кругах», – рассказал Кирилл.

«От Winamp-а до искусства»: путь российского диджея
Кирилл Деркач

Известный в Краснодаре Андрей Dj Cyxov Сухов в свою очередь заметил, что диджеинг – это «не совсем про деньги». Андрей работает в индустрии уже более десяти лет, успешно выступает на разных мероприятиях, отвечает за музыкальное сопровождение в двух заведениях Краснодара, учит диджеингу молодых ребят в DjStudio School. Сам Андрей Сухов тоже пришёл в профессию через хобби и не думал, что станет заниматься этим всерьёз. В юношестве он увлекался музыкой и танцами, в какой-то момент решил попробовать новое для себя направление.

«Если ты хочешь зарабатывать деньги, то в диджеинг не надо идти. Для меня это было своего рода хобби – то, без чего я не могу жить. Я всегда либо пишу, либо играю музыку, это всё связано с моей жизнью напрямую. Теперь-то уже получается не просто хобби, а полноценная работа. Можно ли много заработать? Тут всё относительно. Чтобы заработать деньги, лучше заниматься бизнесом каким-то. Если ты не только диджей, но и пишешь что-то своё, становишься в какой-то мере популярным и трансформируешься из простого местного диджея в формат артиста, то у тебя появится возможность больше зарабатывать и двигаться куда-то по лестнице шоу-бизнеса. В диджеинге такая история: чем более ты медийный, чем больше ты на слуху, тем больше заработаешь. Как, в общем-то, и везде. Здесь очень важны и технические навыки, и музыкальный вкус, и какой-то стиль. Но это всё имеет значение для профессиональной сферы, для тех, кто в этом разбирается. А для простых людей нет разницы. Они видят – диджей свёл хорошо или плохо, они это чувствуют. Людям важен результат, то, что они слышат на танцполе, и как эта музыка взаимодействует с ними», – пояснил Андрей.

Alt
Андрей Сухов

По ту сторону пульта

Для многих (и временами даже для заказчиков) деятельность диджея остаётся покрытым завесой тайны искусством. В обществе, как оказалось, до сих пор существует закостенелый стереотип, что диджей – это парень с ноутбуком, который просто переключает песни.

«Есть люди, которые давно-давно нашли ноутбук, открыли Winamp-плеер и включают треки по очереди. Такое, конечно, никуда не годится. Но таких ребят много. И всё же по большей части диджеи сейчас – такие, как я, кто придаёт этому делу серьёзность. Могу сказать, что я не ощущаю особой конкуренции в этой сфере. Думаю, есть люди, которые осознают, что диджей – это профессионал своего дела, обученный специалист. Но большая часть, наверное, всё же далека от этого понимания. Многим нужно доносить – кто мы и чем мы занимаемся», – рассуждает Кирилл.

Бывают и совсем стереотипные случаи – когда сильно нетрезвый участник мероприятия подсаживается к диджею и просит его включить «трек-пушку» или «вообще крутую песню». В таких ситуациях Dj Jazz, как сам он признаётся, успел побывать не один раз, однако с опытом научился деликатно избегать конфликтов. При этом многое зависит от уровня профессионализма диджея и его контакта с аудиторией, понимания настроения на танцполе и, конечно, самого места проведения и формата мероприятия. В случае грамотно выстроенного сета подобные эксцессы практически сходят на нет. Работающий на более серьёзном уровне Андрей Сухов отмечает, что с вышеописанной «дремучестью» публики уже практически не сталкивается.

«В идеале арт-директор, менеджер или ответственный за диджея должен сам в этом разбираться: в музыке, в форматах и т.д. Эти люди формируют концепцию заведения или мероприятия и должны соответственно под эту концепцию подбирать диджеев. По-хорошему, человек, который приглашает диджея, должен понимать – какого, куда и зачем. Технически организаторы могут не сильно в этом разбираться, но у них должно быть понимание концепции мероприятия. Здесь идёт соответствие уровня диджея и того, кто приглашает. Диджея могут скорректировать, но в любом случае всё будет проходить в рамках его видения. Любой профессионал сам понимает, где он находится и что должен играть. В идеале диджей играет музыку, которую хочет сам, и играет её так, как хочет сам. За этим его и приглашают», – рассказал Dj Cyxov.

Андрей подчеркнул, что диджеинг – это разноплановая работа. То есть не только выступление на мероприятиях, но и обычная игра в заведении фоном либо работа на вечеринках или их организация. Различается и оборудование: кто-то до сих пор играет на виниле, кто-то на флешках или контроллерах либо через какие-то виртуальные программы. «Сейчас в принципе не важно, на чём играть. Главное, и это я даже своим студентам на курсах говорю: «Не важно, на чём вы играете. В принципе 90% вашего успеха – это материал, а остальное – уже технические навыки грамотно сводить треки», – отмечает Андрей и заключает, что музыкальные умения важнее, чем технические.

«Что вообще делает диджей? Диджей составляет плейлист. Могут быть даже несколько плейлистов. Во время выступления он их может микшировать потреково, для этого заранее формируется список композиций, это входит в подготовку к выступлению. Всё это он загружает на компьютер, флешку либо несёт с собой сумку с пластинками. В техническом плане всё происходит так: один трек ставится на одном проигрывателе, другой – на другом. Посередине микшерный пульт, который смешивает аудиосигналы. Всё это должно быть гармонично: важны темп, тональность и многое другое. Используются также эквалайзер, разные эффекты с микшера. Ты в любом случае играешь чужое (если только не пишешь своё) – компиляцию из двух треков. Получается что-то третье – это и есть диджеинг», – объяснил Андрей Сухов.

«От Winamp-а до искусства»: путь российского диджея

У диджея три пути

Андрей Сухов выделил три типа диджеев на сегодняшний день: те, кто в основном занимаются составлением плейлистов и сопровождением на мероприятиях; более продвинутые – те, кто делает свои миксы из «подручного материала» и пытаются развиваться; полноценные артисты с, возможно, собственным уникальным материалом.

«Ты можешь быть каким-то андеграунд-диджеем, который сушит сухари и играет что-то концептуальное. Есть более гибкие ребята – те, кто играют и такое, и такое. Сейчас народ ещё воспринимает андеграундную музыку, но такие тусовки всё сложнее делать, особенно в Краснодаре», – заметил Андрей. Это, вероятно, связано с постепенным «вымиранием» клубной жизни в столице Кубани и перестановкой акцента на другие виды досуга, в том числе и музыкального. Важную роль здесь играют и постоянно меняющиеся вкусы публики, популярные стили.

Порог входа в диджеинг, по словам самих представителей профессии, сейчас (или был до недавнего времени, но об этом позже) довольно низкий. По сути, можно пройти обучение и за 2-3 месяца освоить сведение треков. Остальное же – развитие, обусловленное желанием и упорством, опыт и, конечно, музыкальный вкус.

«Есть люди, которые приходят и думают: «О, сейчас я денег на этом заработаю». Зачастую они просто оказываются никому не известны и не нужны. Ты пришёл зарабатывать деньги, а не играть музыку. Не развивать индустрию, не дать ей что-то. В таких случаях, разумеется, происходит естественный отбор. Как и в любой другой сфере, если ты не фанат своего дела и не готов тратить на него время, поначалу даже бесплатно, эта индустрия тебя просто вымывает», – рассуждает Андрей.

«В целом здесь есть куда расти. Есть разные мероприятия, где требуются диджеи. Можно писать электронную музыку и с ней выступать, можно взаимодействовать с разными артистами – им всем в турах нужны свои диджеи», – более оптимистично заметил Кирилл Деркач.

«От Winamp-а до искусства»: путь российского диджея

Пандемия и санкции

В пандемию выступлений у диджеев практически не было. Когда часть запретов сняли, приходилось играть с ограничениями, да и самих мероприятий было и остаётся не так много. Всё это, как отмечает Андрей Сухов, не позволяет индустрии делать какие-то крупные шаги. «Ты только разошёлся, а уже 23:00 – люди уходят. Это, разумеется, подорвало индустрию», – пояснил диджей.

Однако индустрия, по его словам, начала переформатироваться ещё до коронавируса. В крае (исключая побережье) начали понемногу исчезать заведения клубной направленности. Большинство трансформировались в барную или ресторанную тематику, и сейчас у диджеев не такой большой простор для выступлений в целом. Есть и исключения – те, кто делал свои вечеринки, почти ничего не потеряли, но и сам по себе такой формат не слишком распространён. Андрей отметил, что история циклична и сейчас индустрия переживает примерно то же, что и десять лет назад, но в других масштабах. Здесь, видимо, имеются ввиду закономерный спад одних настроений и нарастание других. Можно сказать, что последние годы в России для клубной жизни были эпохой рейва, но сейчас индустрия приближается к перепутью и смене парадигм.

Говоря о влиянии новых санкций, Cyxov однозначно дал понять, что порог вхождения в профессию вырастет как минимум за счёт подорожания оборудования (многие производители могут уйти с российского рынка). Под вопросом и выпуск собственных треков на зарубежных лейблах и даже развитие через иностранные площадки. Ситуация меняется стремительно, россияне могут остаться без таких сервисов, как Spotify или Apple Music. У отечественных музыкантов из числа тех, кто производит собственный контент, остались, в сущности, «Яндекс.Музыка» и Boom («ВКонтакте»). Это означает потерю части аудитории и практически полную невозможность выхода на зарубежного потребителя. В факторы давления можно отнести запрет на поездки в Европу, где российские диджеи набирались опыта у более умелых зарубежных коллег.

«Из-за всего этого, мне кажется, взор этой индустрии направился внутрь страны. Начали развиваться локальные местные сообщества, которые пытаются решать проблему диджеинга.Всё это повлияет на развитие импортозамещения и, возможно, формирование какой-то самобытности. Все диджеи в России так или иначе равняются на Запад, где в этом плане всё намного лучше развито. Тем не менее у нас есть исполнители на любой вкус, в том числе и в Краснодаре. Но, конечно, будет тяжело», – заключил Андрей Сухов.

Читайте также

Первая полоса

Последние новости

Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми
Люди

Миру – театр!

Сегодня – Международный день театра
Нелли Тен-Ковина
Ситуация

Трагедия в “Крокус Сити Холле”: убийцы, жертвы и герои

Пожарные еще не закончили разбирать завалы сгоревшего “Крокус Сити Холла” в Подмосковье, оперативники еще не завершили работу с подозреваемыми в совершении преступления, но уже с уверенностью можно сказать, что трагедия, произошедшая вечером 22 марта 2024 года, стала одной из самых масштабных в новейшей истории России

Ситуация

Хамить иль не хамить - таков вопрос

Распространен тезис о том, что хамство проникло во все сферы жизни россиян и чуть ли не является частью менталитета. Социологическое агентство "Вебер" узнало у россиян, как часто они сталкиваются с хамством и какие качества характеризуют воспитанного человека.

Люди

Дорога начинается с проекта

Старейшая проектно-изыскательская организация дорожной отрасли Кубани ООО «Краснодаравтодорпроект» отмечает 65-летний юбилей.
Иван Прытыка
Люди

Выборы на Кубани. День третий

Краснодарский край всегда отличался активностью граждан, высокой явкой на выборах. Для этого приложили усилия и депутаты.