* Тверской районный суд Москвы 21.03.2022 признал экстремистской американскую компанию Meta, владеющую соцсетями Facebook и Instagram, и запретил ее деятельность в России.


Великое переселение пользователей

Глава Тимашевска Николай Панин недавно прославился почти на всю страну. Он предложил блогерам устроиться на работу косарями и уборщиками. Многие осудили позицию мэра, напомнив, что на площадке не только показывали завтраки, но и развивали малый бизнес самозанятые предприниматели, не имеющие отношения к так называемым селебрити, пользу которых иногда ставят под сомнение. После резкой критики Панин объяснил (уже в Telegram-канале), что имел в виду «владельцев социально значимых площадок (пабликов, групп и т.д.)», но его оправдания оказались непонятны и потерялись в информационном потоке. Примечательно, что сам он активно вёл Instagram*: общался с жителями, отчитывался о работе. Не так давно он выложил клип о Тимашевске на музыку «Ленинграда», что также привлекло внимание СМИ. Своим свежим заявлением, возможно, сам того не желая, мэр поднял и так витавший в воздухе вопрос: а кто всё-таки пострадает из-за блокировки Instagram?

«Пострадали, конечно, все. Многие люди, которые зарабатывали на таких площадках, остались без работы. Особенно те, кто развивал только Instagram. Но если мы говорим о SMM-специалистах, то наша работа не ограничивается какой-то одной соцсетью. Задача «сммщика» – комплексное медиапродвижение. После блокировки мы в экстренном порядке начали усиленно осваивать другие соцсети и их, в том числе, новые инструменты. Сейчас все уходят из Instagram, рядовые пользователи – в Telegram и ВК. Но многие коммерческие компании, эксперты, медийщики не спешат покидать площадку, чтобы «выжать» максимум выгоды, пока у них остаётся аудитория. Я общалась с разными людьми и слышала разные мнения, но почти все сходятся в одном – из Instagram потихоньку уйдёт подавляющее большинство пользователей, разбегутся по другим соцсетям. Надо заметить, что ВК, например, очень интересная площадка, особенно с учётом нововведений. Добавляется много классных фишек в помощь бизнесу, SMM-специалистам, экспертам и т.д. Кроме того, появляются новые площадки, такие, как "Россграм"», – рассказала SMM-специалист Эмилия Вахитова.

Эксперт отмечает, что у многих серьёзных коммерческих компаний, не говоря уже о малом бизнесе, не было даже сайтов, только соцсети. Однако «деваться некуда» и всем приходится адаптироваться. Так, сейчас большим спросом пользуются услуги на развитие альтернативных площадок, «переселение» аудитории в другие соцсети. Для некоторых сммщиков это стало своего рода золотой жилой.

«Очевидно, что Instagram для многих потерял актуальность именно с точки зрения прекращения монетизации, потерял интерес как площадка для бизнеса. Для нас же он был скорее информационным ресурсом, мы поддерживали контакт с аудиторией, поясняли юридические аспекты ведения бизнеса для собственников понятным языком, информировали о событиях и возможностях, мотивировали победами, отвечали на вопросы», – рассказал управляющий юридической компании «Золотое Правило» Андрей Арендаренко.

Сейчас юристы компании прекратили использовать Instagram, как сами они пояснили, «скорее, по морально-этическим соображениям». Управляющий также отмечает, что интересной альтернативой представляются ВК, Telegram и TenChat, которые подходят для профессионального использования.

«Если разобраться с функционалом, то в ВК, например, очень много плюсов: не такой уж и сложный интерфейс, возможность размещать кликабельные ссылки, а также тексты любой длины. Паблики и группы тут обладают очень продвинутым функционалом и гибкими настройками: товары, услуги, рассылки, реклама, приложения, очень удобные настройки приватности на разную аудиторию, возможность интернет-покупок, что важно, так как все идёт в e-commerce. Много плюсов и у Telegram. Instagram слишком простой», – добавил Арендаренко.

Он сравнил ВК с автомобилем, а Instagram – с мопедом, «хоть и модным». «На двух колесах можно нормально ездить, но на четырёх все-таки лучше», – подытожил представитель юрфирмы.

Стоит также отметить, что Instagram в определённом смысле был достаточно узконаправленной площадкой. Ставку на него делали в основном те, для кого была важна визуальная презентация товаров и услуг. Сториз, Reels, таргетированная выдача, удобная лента – всё это как нельзя лучше подходило для презентации и последующего распространения своей продукции. Подкупал и простой интерфейс вместе с понятным функционалом. При этом в том же Telegram подобные инструменты существуют и многими успешно используются, хотя не в таких масштабах и видоизменённых формах. Визуальный контент туда также шли распространять всегда. Зачастую в поисках менее зарегулированной площадки или в угоду специфики аудитории. С другой стороны, у мессенджера от Павла Дурова сильнее развито текстовое инфополе, что создаёт новые возможности для «перебежчиков» из заблокированной площадки.

«Блогеры себе найдут где заработать»

Однако не всем удаётся легко адаптироваться и проявлять гибкость. Кто-то на «вы» с VPN или просто не знает, как развивать другие соцсети, кто-то принципиально отказывается покидать заблокированный Instagram. Некоторые пользовались им не очень активно, но всё же потеряли часть заказов на свои товары или услуги, а другие почти полностью лишились рынка сбыта.

«Я уже пять лет содержу питомник с щенками акита-ину. У меня в Instagram было 6,5 тысячи подписчиков. Часть набралась через рекламу, кто-то пришёл по «сарафану» или просто увидел посты в ленте. Я выкладывала фотографии щенков, их достижения на выставках. Многие из тех, кто звонил узнать о покупке собаки, уже знали обо мне благодаря соцсети. Во «ВКонтакте» я в основном дублировала посты, но там активность была очень маленькой. Завела Telegram-канал, но там неудобно, непривычно – нет ленты, да и как набирать новых подписчиков?» – рассказала заводчица Лариса Козырь.

«По сто грамм за Instagram»: кто в итоге станет дворниками и уборщиками?
Лариса Козырь с собаками акита-ину

По её словам, щенки в основном расходились как раз через Instagram, притом некоторые – за пределы России. Две собаки из питомника Ларисы сейчас живут в Иране и Казахстане. Однако с блокировкой площадки основной приток покупателей акита-ину у неё упал. С такой проблемой, как отмечает Лариса, столкнулись многие заводчики, на профильных форумах сейчас «царит настоящая паника». При этом она не теряет надежды и пытается развивать своё дело уже на других площадках, однако переживает, что за несколько месяцев не сможет найти, кому продать орду щенков.

«Ситуация осложняется тем, что я живу в станице. Здесь покупателей не очень-то и много, мы в основном работали на доставку. Иногда сами возили щенков в Краснодар. Блогеры себе найдут где заработать, а все маленькие бизнесы просто потеряли рынок сбыта своих товаров и услуг», – подытожила Лариса Козырь.

Художник Анна Харитонова занимается росписью стен в домах и квартирах, продаёт холсты. Она также продвигала свои услуги через Instagram, так как он долгое время оставался лучшим инструментом для визуальных представлений. В случае Анны также сильно помогало «сарафанное радио». Однако из-за невозможности давать рекламу в «инсте» уменьшился охват новой аудитории, пропала часть потенциальных клиентов.

«Остаётся только продолжать работать, хорошо делать своё дело, развивать контент на других площадках. Не только мы сейчас ищем, где презентовать себя. Но и клиент тоже сам ищет, где посмотреть на исполнителей. В итоге сойдёмся на других площадках. Есть такие ресурсы как «Авито», «Юла» и им подобные. Instagram тоже не забрасываю, но уже без рекламы, так что новых клиентов гораздо меньше», – заключила Анна. При этом она уточнила, что для неё лично уходящая соцсеть имела дополнительное значение, как «заточенная» под визуальный контент. В случае с продажей картин и росписей именно это имеет основное значение – как продукт выглядит. Но даже при этом до половины заказов и ранее могло приходиться на сервисы объявлений. Именно на них и остальные соцсети Анна и собирается делать новую ставку теперь. При том, что это направление никогда ей не забрасывалось.

«По сто грамм за Instagram»: кто в итоге станет дворниками и уборщиками?
Анна Харитонова

Похожую стратегию выбрала и известная в Краснодаре кондитер Санджа Османова. Многие знают девушку как раз по Instagram, куда она выкладывает примеры работ: реалистичные торты самых разных форм. Аккаунт Санджи пестрит самыми разными кондитерскими шедеврами, новые она постоянно выкладывает в сториз, а в длинных видео рассказывает, как делала тот или иной торт, иногда публикует также рецепты и разные лайфхаки. Сочетание функций «инсты» позволило ей найти идеальный для себя формат: один и тот же торт показать и на фото, и в коротком видео, сделать контент полезным как для покупателей, так и для коллег.

«Своё дело в Instagram я продвигала с помощью необычных тортов собственного изготовления и различных видео в Reels на кондитерскую тематику. Да, продвижение помогло набрать много новых клиентов. Да, Instagram был основным, но не единственным инструментом раскрутки, я также использую TikTok, сарафанное радио тоже делает своё дело. Я продолжаю продвижение с использованием VPN, так как не хочется оставлять свой труд. Планирую продолжать вести Instagram, но думаю продвигать также ВК и TikTok», – рассказала Санджа.

Сейчас поток заказов у девушки стабильный. Кондитер отмечает, что у блогеров может пропасть доверие к соцсетям в целом, так складывается впечатление, что теперь могут заблокировать и любую другую площадку. При этом Санджа не теряет оптимизма и отмечает, что при появлении достойной альтернативы люди будут только рады развиваться на новой платформе.

«По сто грамм за Instagram»: кто в итоге станет дворниками и уборщиками?
Работы Санджи Османовой

Не велика потеря?

Некоторые блокировку как утрату вовсе не ощущают, так как изначально предпочитали пользоваться иными соцсетям. Другие в то же время расстроены потерей потенциального инструмента для развития. Так, художник Данил Гурин предпочитал вести группу ВК, а Instagram использовал лишь для публикации работ.

«Я понимал, что в ВК охваты не такие большие, что творческому человеку гораздо проще вести «инсту», но почему-то не любил её: формат как-то не нравился. Однако «контакт» в последние годы тоже, можно сказать, «умер» из-за политики компании. Сначала авторскому контенту помогали развиваться, а потом, наоборот, навредили. Стало очень сложно набирать новую аудиторию», – рассказал художник.

Сам Данил Instagram в коммерческих целях почти не использовал и пострадал от его блокировки не сильно. Гурин в основном занимается NFT (виртуальным искусством), основным инструментом для продвижения которого признаётся Twitter. Здесь при выборе соцсети также, как и в случае с «инстой», играет роль специфика деятельности. Но и Twitter сейчас блокируют.

«Для меня и многих моих знакомых художников продвижение через соцсети – единственный способ заработка. С появлением NFT мы смогли получать хоть какие-то деньги за свою работу, в западном мире творчество ценится гораздо выше, чем в России», – добавил Данил.

Художник пояснил, что на Западе за работу тех же художников платят охотнее: могут заказать портрет за приличные деньги, купить картину. Во взаимодействии с иностранцами во многом и помогали соцсети вроде Twitter или Instagram. Теперь же многим, как отмечает художник, придётся пройти определённый «этап депрессии» при переходе на другие платформы, потерять набранный прогресс. «В России, к сожалению, творчеством заработать практически невозможно. Приходиться перебиваться с воды на котлеты», – заключил художник.

«По сто грамм за Instagram»: кто в итоге станет дворниками и уборщиками?
Одна из работ Данила Гурина

Репетитор по русскому языку Елена Наумова, желая продвигать свои услуги через Instagram, решила пойти по пути найма профильного специалиста. SMM-специалист «оживил» её аккаунт. Однако плодами этих трудов она воспользоваться не успела. Для неё блокировка соцсети не стала какой-то серьёзной утратой. Однако на раскрутке страницы были потеряны средства, потраченные как раз перед известными событиями. «Не говорю, что потеря несущественная. Просто я не могу оценить её ущерб практически. Только гипотетически», – добавила преподаватель.

Схожее мнение могут высказать те, кто не отдавал приоритет Instagram, а ставил на кроссплатформенность. Да, полный переход и адаптация к новым условиям вызовут трудности, однако для кого-то, как говорилось выше, это откроет и новые, ранее неизученные или неиспользуемые возможности, дополнительные рынки сбыта и свежую аудиторию, которая также в поиске альтернативных площадок. Раньше в этом, может, и не было необходимости, но сейчас, как отмечает большинство наших спикеров, «просто некуда деваться». Тем не менее предприниматели, которые по ряду причин не могут проявить гибкость и не развивали в должной мере соцсети помимо Instagram, сейчас окажутся в большом минусе, а кто-то даже не «выплывет» совсем. Возможно, в этом отчасти и их собственная вина, но кто мог предвидеть случившееся?

Читайте также

Ситуация

Роскомнадзор заблокировал Instagram в России

Генпрокуратура утверждает, что там распространяются "материалы, содержащие призывы к совершению насильственных действий в отношении граждан РФ, в том числе военнослужащих"

Первая полоса

Последние новости

Бизнес

Юрий Коровкин, YGroup, SILVERSTREAM: Нас ждут «Яндекс» и 600 000 пользователей

За четыре года он запустил два успешных бизнеса и получил сотни миллионов инвестиций в коттеджные поселки и десятки миллионов инвестиций в свой венчурный проект. Каждый день он начинает в 5.30 и считает Сочи лучшим городом мира. Он эффективно управляет как объектами недвижимости делюкс-уровня, так и своей жизнью. И специально для "Югополиса" рассказал, почему его компании доверяют строить элитные виллы, когда продаст приложение гиганту рынка и по каким критериям берет в свою команду

Люди

Верный путь к успеху – любимое дело

Швейное ремесло всегда было занятием не только прибыльным, но и престижным. Сейчас мастера своего дела помогают джентльменам выглядеть солидно и безукоризненно, а леди – изысканно, уникально и женственно. Мастером своего дела на этом поприще стала Лариса Гаврилова, хозяйка собственной сочинской швейной мастерской «Глорена».

Люди

Сергей Ситников: моя цель - воспитывать сильных и добрых людей, которые будут любить и развивать Россию

Общественному активисту, волонтеру Сергею Ситникову 32 года, за плечами у него служба во ФСИН, создание собственного спортивного клуба и даже выход на льготную пенсию. Активный, спортивный и инициативный Сергей, как говорится, никогда не сидит на месте: ведет спортивный образ жизни и прививает любовь к этому всем окружающим.
Иван Сергеев
Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми