Детский отдых всегда был одной из жемчужин Краснодарского края. Со всей России на Кубань съезжались сотни тысяч детей для того, чтобы оздоровиться и увидеть море. Но и в эту отрасль пандемия коронавируса внесла непоправимые и не самые приятные изменения.

Юные смешные голоса

Большинство детских здравниц в крае круглогодичны. Хотя основной приток детей в лагеря идет летом, в межсезонье из-за ворот «Орленка», «Смены» и других детских центров также слышны песни и звонкий смех. Так было до недавнего времени.

С приходом коронавируса лагеря опустели. С мая владельцы здравниц стали готовиться к снятию ограничений кто во что горазд, ведь единых рекомендаций не было. Закупались рециркуляторы, средства защиты, подготавливалось пространство в комнатах. Некоторые даже оставляли сотрудников на обсервацию. Об этом и об участи детских центров в целом рассказал глава недавно созданной Ассоциации детских лагерей и здравниц Кубани Артем Гаврилов.

— Третьего июля вышли «долгожданные» СанПиН Роспотребнадзора, который буквально похоронил отрасль. Да, мы открылись, но спасения в этом не было. Документ запретил детям из других регионов страны посещать кубанские лагеря, а это девяносто процентов загрузки. Цифры смотрите сами: в этом году в лагерях края отдохнуло 27 тысяч ребят, в прошлом — триста,— рассказал Артем.

Руководство региона, по его словам, вошло в положение. Губернатор принял личное участие в вопросе: выделили деньги на затраты на капитальный ремонт, на возмещение затрат на покупку средств защиты, был снижен налог на имущество. Однако, по словам Гаврилова, пока на федеральном уровне не поймут всю тяжесть положения кубанских лагерей, рассчитывать на выход из кризиса не приходится. Ведь сколько бы администрация региона ни помогала, потери отрасли исчисляются миллиардами, а такую сумму краевому бюджету не потянуть.

«Важно понимать, что проблема краевых здравниц — это проблема федерального уровня. В крае опасность осознают, уже выделили около пятисот миллионов рублей для поддержки отрасли. Но на государственном уровне угрозу пока не воспринимают. Если сейчас здравницы не выйдут из кризиса, вся Россия может остаться без детского отдыха», - добавил Гаврилов.

Каникулы строгого режима

Несмотря на тяжесть положения и ограничения, летом руководство лагерей выложилось по полной, чтобы обеспечить детям качественный и безопасный отдых.

— Мы не могли покидать территорию лагеря на протяжении всей смены и даже в выходные. Ношение масок — обязательно, причем как полагается, полностью, с прикрытым ртом и носом. Следили за этим жестко: три нарушения — и увольнение. Дважды в день мерили температуру и нам, и детям. При малейшем повышении — изолятор. Конечно, обрабатывали руки специальными антисептиками,— рассказала Владислава, вожатая одного из лагерей.

Детей, по ее словам, было непривычно мало. В отряде Влады насчитывалось всего тринадцать ребят. Количество самих отрядов также сократилось — с семнадцати в прошлом году до девяти в 2020-м. Лагерь старался обеспечить немногим своим гостям максимальный отдых, но с запретом на массовое проведение мероприятий осуществить это было довольно сложно. Самый популярный у «пионеров» вид досуга — дискотеки — также попали под запрет. Кружки, которые раньше дети могли выбирать сами индивидуально, теперь стали назначаться администрацией сразу для всех. Всё это не могло не ударить по имиджу лагерей, который и без того пострадал от отсутствия отдыхающих из других регионов.

— В этом году родители не отправили детей на отдых, и это аукнется уже в следующем. Никто не знает, что будет дальше. Путевки раньше начинали с ноября уже на лето продавать, а сейчас такого нет. Гибель лагерей? Вполне возможна. Тридцать процентов уже точно не откроются,— считает Артем Гаврилов.

Важным моментом является то, что, несмотря на катастрофическое снижение потока детей, плата за аренду, свет, отопление и другие расходы никуда не делись. Руководство лагерей тратит те же деньги на содержание пространства и зарплаты, что и всегда, а вот доходы упали у кого-то в десять раз, а у кого-то и больше. Как не иронично, а больше всех пострадали самые законопослушные. Те, кто обеспечил каждое помещение лагеря бактерицидными лампами, закупил больше всего средств защиты, дольше всего держал сотрудников на обсервации и выплачивал им зарплаты, понесли огромные убытки, которые даже помощь краевого бюджета покрыть не в состоянии.

— Я за то, чтобы отрасль была прозрачной. Мы работаем с детьми, это очень важно. Отрасль должна быть открытой и контролируемой. Но приходит коронавирус — и чем ты более законопослушен, тем больше потеряешь. Надо понять: если сейчас что-то не предпринять, через год российским детям просто негде будет отдыхать,— добавил глава Ассоциации детских лагерей и здравниц Кубани.

А судьи кто?

Но самый абсурд вскрывается, когда смотришь на картину полностью. Перед тобой пустой детский лагерь. За его забором пляж. А на пляже сотни, тысячи родителей с детьми. Все они гости из других регионов. Им никто въезд в Краснодарский край не запрещал. Такова логика федерального Роспотребнадзора. А почему это безопаснее, никто не ответит.

— Подходим, спрашиваем у любого туриста и слышим одно: «Некуда деть детей». Оно и понятно. И в итоге вместо нормального отдыха в лагере ребята целыми днями занимаются непонятно чем. Везде ходят с родителями, в том числе ночью в бар. Их попросту негде оставить,— сетует Артем Гаврилов.

Единственный, кто принял детей из других регионов в этом году,— «Орленок». В качестве эксперимента Роспотребнадзор дал на это лагерю добро. Эксперимент прошел удачно, и сейчас подобный проект обсуждается и в отношении других здравниц.

Горы, море и леса

Директор детского лагеря «Родник» в Анапе Татьяна обратила внимание на то, что отрасль вносит огромный вклад в нацпроект здоровья.

— Раньше как было: у нас дети летом отдыхали и все девять месяцев потом не болели. Уникальный климат — горы, леса, море — вместе с программами оздоровления приносит огромную пользу детскому организму. А сейчас детей нет, и, как они будут себя чувствовать осенью и зимой, неясно,— рассказала Татьяна.

Голос власти

Свежее предложение Роспотребнадзора о продлении ограничений для детских лагерей до 1 января 2022 года поставило в тупик не только предпринимателей, но и депутатов. Убытки отрасли уже исчисляются миллиардами, а еще год простоя станет для здравниц фатальным. Депутат Госдумы от Краснодарского края Наталья Костенко, которая сейчас активно занимается проблемой детских лагерей, говоря об этой инициативе Роспотребнадзора, выразила недоумение по поводу действий ведомства:

— Вакцина уже активно применяется, правительство говорит о скором улучшении и ослаблении мер — и тут вдруг решение продлить все ограничения, связанные с детским отдыхом, до 2022 года. Получается, Роспотребнадзор не верит в эффективность действий правительства в этой части? Остается непонятным: будет ли возможность летнего отдыха у граждан в следующем году? И если будет, то почему должны страдать детские оздоровительные организации?

Наталья Костенко инициировала обсуждение проблемы здравниц с вице-губернатором Александром Руппелем и вице-премьером Татьяной Голиковой.

— Основная проблема в том, что фактически детские лагеря не закреплены ни за одним ведомством. Технически ими занимается Министерство просвещения, но с точки зрения экономики инструментов для поддержки отрасли в целом нет. Специфика бизнеса не дает лагерям получать те же кредиты, которые предусматривают содержание рабочего фонда, ведь все работники лагерей приезжают на сезон, на три — четыре месяца. По этой же причине и выплаты в тринадцать тысяч также недоступны здравницам,— рассказала депутат Госдумы Наталья Костенко.

План депутата предусматривает несколько простых шагов: создание общего реестра лагерей на федеральном уровне. Сейчас такой реестр есть в каждом регионе, но это необходимо вывести на государственный уровень. Также необходимо разработать механизм выделения лагерей в отдельную группу бизнеса и уже тогда предоставить этой группе индивидуальные меры поддержки.

Такое же мнение выразил и депутат Госдумы Владимир Евланов. По его словам, детский оздоровительный туризм — это будущее, о котором необходимо заботиться в настоящем. Парламентарий отметил, что поддержка отрасли детского туризма — задача государственная, и заявил, что будет поддерживать все законопроекты, которые позволят организациям детского санаторного отдыха вернуться на прежний уровень работы.

Власти региона повернулись лицом к здравницам: все понимают, что это социальный бизнес. Это не магазин, не ларек — это бизнес, который не только платит налоги в бюджет, но и играет огромную роль в детском здравоохранении. К сожалению, на федеральном уровне пока не видят или не понимают опасности. А между тем владельцы детских центров берут кредиты, влезают в долги, банкротятся или вовсе перепрофилируются.

Читайте также

Люди Ситуация

Юрий Бурлачко: «Ежегодный детский отдых — одно из самых серьезных социальных обязательств государства»

Предметом рассмотрения на совещании, которое провел 6 октября председатель ЗСК Юрий Бурлачко, стали результаты деятельности по организации оздоровления юных кубанцев
Город Люди Weekend

Недетское детское кино

Краснодар довольно творческий город. Здесь тебе и уличные художники, и актеры, и музыканты, и многое другое. Отчасти именно благодаря творческим людям город и заслужил свое неофициальное имя — «наш маленький Париж». И вот у кубанской столицы появился новый повод для гордости — кино. Да не просто кино, а фильмы, снятые детьми.

Первая полоса

Последние новости

Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.

Бизнес

Юрий Коровкин, YGroup, SILVERSTREAM: Нас ждут «Яндекс» и 600 000 пользователей

За четыре года он запустил два успешных бизнеса и получил сотни миллионов инвестиций в коттеджные поселки и десятки миллионов инвестиций в свой венчурный проект. Каждый день он начинает в 5.30 и считает Сочи лучшим городом мира. Он эффективно управляет как объектами недвижимости делюкс-уровня, так и своей жизнью. И специально для "Югополиса" рассказал, почему его компании доверяют строить элитные виллы, когда продаст приложение гиганту рынка и по каким критериям берет в свою команду