Спокойна, как Байкал

Это режиссёр-постановщик КМТО «Премьера» Жанна Пономарёва. Она же начальник отдела подготовки, проведения мероприятий и создания художественных программ.

Её отдел создаёт, готовит и проводит то, что видят зрители на сцене Дворца искусств и не только. Талантливый режиссёр, замечательная ведущая, которой подвластны ударения. Иногда она играет в спектаклях. И поверьте, такой Оксаны не сыщешь «ни по ту сторону Диканьки, ни по эту»…

“Премьера”: ваш выход!

Сегодня у Жанны Владимировны маленький домашний юбилей. Как и любая дата с нулём на конце, это повод задать виновнику торжества пару вопросов.

- Вы читаете «Евгения Онегина» на бурятском, вам очень идут бурятские украшения… Вы бурятка?

- Нет, я русская. Родители на премьеру дарят мне вещи, сделанные бурятскими ювелирами, очень ими дорожу. Я ведь из Улан-Удэ, Байкал для меня всегда был и остаётся местом силы. Это самое красивое место на земле! Он такой разный! Обычно мы отдыхали на мысе Крестовый. Там с одной стороны вода спокойная, безмятежная, с другой - безумные волны, страшные камни, ветер… Я очень люблю Байкал зимой, когда вода промерзает на много метров… Меня пугает вода. А в такие дни ощущаешь Байкал равным себе.

- Когда вы поняли, что театр – ваша стезя?

- Когда поступила на режиссёра телевидения. Вместе с нами учились режиссёры драмы. В итоге я «забила» на «телевизионные» предметы и погрузилась в мир театра! Мастером курса был Владимир Витин, заслуженный артист Бурятии, доцент Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. Затем судьба свела меня сКамой Гинкасом, народным артистом России. Я десять лет ездила к нему на режиссёрские лаборатории. Однажды он сказал мне: “Да, ты можешь называться моей ученицей”.

- Можно ли в овладении театральным ремеслом поставить точку?

- Театру надо учиться всю жизнь. Время меняется, всё вокруг меняется. Приходится постоянно искать новые подходы.

- Чему учитесь сейчас?

- Быть спокойнее. Внешне-то я невозмутима, как Байкал зимой, но внутри всё кипит.

- Я была удивлена, когда вы сказали, что история «Ромео и Джульетты» Шекспира вас пугает…

- В Читинском областном драматическом театре долгое время шёл спектакль, который поставил народный артист России руководитель Забайкальского драматического театра Николай Березин. И город жил воспоминаниями об этом спектакле. Березин мне предложил его восстановить. Я понимала, что я должна сделать лучше. А как сделать лучше мэтра? У меня был страх, он заводил меня в тупик. Но не будь я ученицей Камы Мироновича, чтобы не развернуть произведение в нужную сторону! В итоге я рассказала эту великую историю с точки зрения Джульетты… И спектакль сложился! Его не сравнивали со спектаклем Николая Алексеевича, чему я очень рада.

- Как вы оказались в Краснодаре?

- Моему супругу предложили хорошую работу. Через год я приехала следом за ним.

- Продолжите фразу: «Премьера» – это…

- Судьба. Когда я сюда попала, мне сказали: “Если выдержишь месяц – значит, ты премьерская. Если сбежишь – значит, не судьба…” «Премьера» огромный живой организм, здесь всё стремительно, объёмно и интересно.

“Премьера”: ваш выход!

- Что за явление такое – «Новогодние фантазии»?

- До Краснодара я никогда не занималась новогодними представлениями. Я не могла себе представить, что для меня они станут такими важными. Репертуарный спектакль всегда понятен: зачем мы его ставим, про что ставим… А новогодний? Вроде бы ты должен сделать весело, ярко, красиво, в современной эстетике. Но, с другой стороны, хочется всё это напитать смыслом. И зал сложный, разновозрастной… Мне важно, чтобы «ребёнки», которые сидят в зале, с каким-то персонажем, не обязательно с главным, могли себя соотнести.

- «Новогодняя фантазия – 2024» для вас седьмая? Она уже постучалась в дверь?

- Полным ходом идёт работа! Будет настоящая русская сказка. Без выдуманных персонажей.

- У вас есть проект развития Дворца искусств? Поделитесь!

- Мысли-то есть. Есть масса идей, как задействовать сценическое пространство Дворца искусств и не только. Но пока хочу придержать «козырь в рукаве».

Улыбка Киплинга

Две вещи надо знать о кошке. Кошка – одно из древнейших существ на земле. И главное, Бог придумал кошку, чтобы человек смог погладить тигра. Поэтому кошка никогда, вы слышите, никогда не станет совсем домашней. Ну разве только чуть-чуть. Если ей самой этого захочется…”

“Премьера”: ваш выход!

В Новом театре кукол состоялась премьера сказки Р. Киплинга «Кошка, которая гуляла, где хотела». Спектакль успел получить специальный приз ХVII фестиваля «Кубань театральная». Жюри отметило актёрский состав «за увлечённую работу над новыми формами сценической выразительности».

Есть две версии названия этого произведения. Современному уху привычнее второй, более поздний вариант: «Кошка, которая гуляла сама по себе». В основу же «совершенно дикой истории», рассказанной в Новом театре кукол, лёг другой. Его придумала писатель и переводчик Евгения Чистякова-Вэр.

«Кошка, которая гуляла, где хотела». Кажется, разница невелика, но она существенна. У Чистяковой-Вэр кошка гуляет осознанно: там, где сама этого хочет. Другие же хвостатые бродят без цели. И в этом вся суть. Свобода и дикость (в сказке это синонимы), конечно, хороши. Но быть кому-то нужным значительно важнее…

Режиссёр-постановщик «Кошки…», он же автор инсценировки, – Борис Ходырев, спектакли которого успешно идут во многих городах России и ближнего зарубежья.

Лаконичное и дикое оформление придумал художник-постановщик Андрей Степанов, дикую музыку написал Сергей Моисеев. Научил зверей и людей двигаться балетмейстер Станислав Бибик. Как по нотам сказку разыграли артисты Марина Карпенко, Иван Крывонижко, Оксана Житникова, Виталий Бегун, Борис Максимов, Влад Семенихин, Наталья Попруга.

Никогда ещё театр не заглядывал в такую глубь времён, как на этот раз…

Накануне премьеры мы попросили режиссёра спектакля ответить на несколько вопросов.

“Премьера”: ваш выход!

- Очень интересный жанр вы придумали, Борис Петрович! «Музыкально-драматическая история времён всеобщей дикости». Всеобщая дикость – это когда? История – это сказка или быль?

- Вот ведь какой парадокс! Я на днях видел, как собака переходила дорогу. Остановилась на пешеходном переходе, дождалась зелёного света и только потом пошла… Вы заметили, что животные сегодня очеловечиваются, в то время как люди, человеки, дичают? Мы все одичали, утонули в быту, роем землю под дубом в поисках желудей. А звёзд-то и не видим! Нам надо возвращаться к сказке. В ней истина. В ней идея и тема на века. Сегодня время работает против нас, истины замылены или забыты. Поэтому в спектакле я выражаюсь открыто и внятно. Даже подчёркнуто внятно. «Очень важно быть кому-то нужным». Это Коровушка говорит. И я стараюсь максимально чётко эту мысль донести до зрителя.

- Ваша сказка для детей или для взрослых?

- Можно много всего придумать в истории о первом мужчине и первой женщине, но я сознательно себя останавливал.

- Эта история о животных или о людях?

- О людях. Любая сказка обязательно о людях.

- Не могу отогнать от себя ассоциации с Библией. Но какой-то доисторической. Библией времён динозавров.

- Было бы наивным думать, что история человечества началась с Адама и Евы. Нам не дано постичь Вселенную! Бог даёт нам ровно столько ума, чтобы мы не смогли с него сойти. А у Киплинга всё иначе: он знал, что история Земли куда глубже и шире, чем мы можем это себе представить. Писатель, журналист, нобелевский лауреат, масон Редьярд Киплинг родился в Индии, где люди были ближе к природе, ближе к основам мироздания. В этом-то и заключается улыбка Киплинга! Она светит из глубины миров.

- Получается, «Кошка, которая гуляла, где хотела», другие «совершенно дикие истории» – это сказки о человечестве, изложенные на нескольких страницах…

- Вы абсолютно правы! Поэтому нам было важно соблюсти на сцене тот же лаконизм, который в них есть. В спектакле мы старались отойти от многословности. Из визуального ряда убрали всё лишнее, оставили минимум – только то, без чего нельзя обойтись.

- И в тексте минимум слов, каждое на своём месте.

- Лучше дело, чем слова. Это принцип театра кукол. В театре кукол – только так.

Тот, кто сказал «Мяу!»

Актриса Нового театра кукол Марина Карпенко, Кошка:

“Премьера”: ваш выход!

- Борис Петрович Ходырев приезжает к нам уже третий раз. Режиссёр интересный, его спектакли, решённые в разных жанрах, завораживают таинственностью. Режиссёр каждый раз предлагает разное существование на сцене, но с неизменно высокими профессиональными требованиями к выполнению актёрских задач. Артист театра кукол, кроме специфических навыков кукловождения, должен иметь великолепную актёрскую подготовку и физическую форму. К нашей радости, труппа соответствует требованиям режиссеров, поставивших на нашей сцене такие признанные вершины жанра, как «Другими глазами войны», «Сказки Гримм», «Сказка о царе Салтане», «Белоснежка», «Дюймовочка». Сегодня плеяда спектаклей пополнилась «совершенно дикой историей» Редьярда Киплинга.

Возвращаясь к нашим «диким/домашним животным», работать было интересно. Надеюсь, интересно будет и нашим зрителям.

Смотрите «Кошку, которая гуляла, где хотела» в Новом театре кукол 26 мая и 2 июня.

Мир! Труд! Джаз!

Во Дворце искусств праздновали рождение нового коллектива. Первый большой концерт дал Оркестр Ильи Филиппова! Дебют был посвящён Международному дню джаза – самому молодому из учреждённых ЮНЕСКО праздников.

“Премьера”: ваш выход!

Авторами триумфа стали руководитель оркестра, пианист, аранжировщик Илья Филиппов, великолепные музыканты оркестра, солисты-вокалисты Роберт Бабаев и Варвара Токарева. В концерте приняли участие солист балета Музыкального шоу-театра «Премьера» Владимир Данилин и молодой музыкант, восходящая звезда Авель Линевич, сопрано-саксофон.

Следующий концерт Оркестра Ильи Филиппова запланирован на 21 октября. В проекте «Нежность» примет участие Кубанский симфонический оркестр. Ожидаются приглашённые гости, выдающиеся джазовые музыканты: певица Юлиана Рогачёва и композитор и пианист Алексей Чернаков.

Поторопитесь с билетами. Они исчезают быстрее, чем на поезд в курортный сезон.

Фото: Алексей Петров

Реклама. КМТО “Премьера”

Первая полоса

Последние новости

Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми
Люди

Миру – театр!

Сегодня – Международный день театра
Нелли Тен-Ковина
Ситуация

Трагедия в “Крокус Сити Холле”: убийцы, жертвы и герои

Пожарные еще не закончили разбирать завалы сгоревшего “Крокус Сити Холла” в Подмосковье, оперативники еще не завершили работу с подозреваемыми в совершении преступления, но уже с уверенностью можно сказать, что трагедия, произошедшая вечером 22 марта 2024 года, стала одной из самых масштабных в новейшей истории России

Ситуация

Хамить иль не хамить - таков вопрос

Распространен тезис о том, что хамство проникло во все сферы жизни россиян и чуть ли не является частью менталитета. Социологическое агентство "Вебер" узнало у россиян, как часто они сталкиваются с хамством и какие качества характеризуют воспитанного человека.

Люди

Дорога начинается с проекта

Старейшая проектно-изыскательская организация дорожной отрасли Кубани ООО «Краснодаравтодорпроект» отмечает 65-летний юбилей.
Иван Прытыка
Люди

Выборы на Кубани. День третий

Краснодарский край всегда отличался активностью граждан, высокой явкой на выборах. Для этого приложили усилия и депутаты.