110 лет назад, 3 октября 1913 года, в Екатеринодаре в новом здании 2-го общественного собрания состоялся единственный концерт С.В. Рахманинова. Как сообщают источники, екатеринодарская публика «с истинным наслаждением прослушала всю программу этого редкого музыканта с превосходной своеобразной игрой». На бис Рахманинов исполнил несколько вещей, из которых одна, «Полька», с эстрады была представлена публике впервые.

В каком-то смысле мы, краснодарцы, счастливее своих предков. В этом году у нас было пять вечеров музыки великого соотечественника. Время которого только начинается…

Сегодня в Муниципальном концертном зале завершится цикл вечерних концертов Кубанского симфонического оркестра «Рахманинов – 150». Для очень многих слушателей музыка отечественного гения теперь будет связана с тремя именами: лауреата международных конкурсов пианиста Константина Емельянова, заслуженного деятеля искусств Краснодарского края дирижёра Дениса Ивенского и заслуженного деятеля искусств Краснодарского края музыковеда Нины Магдалиц.

Накануне концерта мы задали каждому из них пять вопросов. И получили пять вариантов ответов.

Итак, вопросы:

1. Чем запомнились Рахманиновские вечера в Краснодаре?

2. Известно, что Третий фортепианный концерт посвящён выдающемуся пианисту Иосифу Гофману, который на премьере… не рискнул его исполнить. Сегодня это произведение играют продвинутые студенты музыкального колледжа. Почему? Музыканты стали техничнее? Или есть другие причины?

3. Прошло 80 лет со дня смерти композитора. Сегодня мы приближаемся к пониманию музыки Рахманинова или удаляемся? Можно ли судить о явлении «Рахманинов», исходя только из звуков, вынув из контекста времени, событий?

4. В этом году порой казалось, что Рахманинова было слишком много…

5. Удалось ли узнать что-то новое о Рахманинове?Совершить маленькое открытие?

Вот какие ответы мы получили.

Денис Ивенский: «Каждый концерт был для меня открытием»

Автора идеи цикла художественного руководителя и главного дирижёра Кубанского симфонического оркестра заслуженного деятеля искусств Краснодарского края Дениса Ивенского удалось застать в перерыве между репетициями. Маэстро был лаконичен. Оно и понятно: все мысли, вся его энергия направлены на два шедевра, которыми завершится цикл. На сцене прозвучат два поздних произведения Сергея Васильевича: наполненный биением жизни Четвёртый фортепианный концерт и Симфонические танцы, ставшие духовным завещанием композитора.

Интервью получилось в стиле блиц. Когда в музыке идёт невербальный разговор о жизни и смерти, слова не нужны. И всё же…

«Премьера»: время Рахманинова

1. Не могу передать, какие эмоции меня переполняют! Во-первых, я чувствую гордость. За себя, за наш оркестр. Сыграть в одном сезоне все концерты, всё симфоническое творчество Рахманинова – конечно, не подвиг, но огромная, интересная работа, которая вдохновляла, мотивировала, и благодаря которой мы приобрели колоссальный опыт. Очень многое для меня и нашего оркестра было впервые. Было непросто – музыка Сергея Васильевича невероятно сложна. Но вместе мы сделали это! Получился уникальный цикл! Из всех циклов, которые нам доводилось играть, самый масштабный. И самый любимый. Так что моя гордость оправданна.

2. Мне неизвестны причины, по которым Иосиф Гофман не смог сыграть Третий фортепианный на премьере. И я не уверен, что эту музыку нужно играть в музыкальном колледже. Это глубокая, философская музыка, для исполнения которой нужен жизненный опыт.

3. Не дальше и не ближе… Музыка Рахманинова всегда с нами, как и Россия. Как-то у Шаляпина спросили, как понять Россию. Фёдор Иванович ответил: «Послушайте музыку Рахманинова». Точнее не скажешь.

4. Нет, мне не показалось. Я не ощутил, что Рахманинов кому-то надоел. По крайней мере, не мне.

5. Каждый концерт для меня был открытием.

«Премьера»: время Рахманинова

Восток оказался ближе

Начало июня для солиста лауреата международных конкурсов Константина Емельянова выдалось насыщенным. Италия – Южная Корея – Турция – Россия… На вопросы пианист отвечал между перелётами из страны в страну.

«Премьера»: время Рахманинова

1. Вечера в Краснодаре запомнились полными залами, тёплым приёмом публики, ощущением сотворчества с маэстро Денисом Ивенским и Кубанским симфоническим оркестром. И, конечно, музыкой Рахманинова. Что ещё особенно ценно для меня – они запомнились мне присутствием в зале родителей, учителей и друзей, с которыми в предыдущие годы не удавалось видеться с той частотой, с которой хотелось бы.

2. В целом уровень технической оснащенности инструменталистов на «квадратный метр» вырос. Но, к сожалению, это далеко не всегда напрямую коррелируется с уровнем понимания музыки и способностью обнаружить в партитуре самое главное – то, что находится за первым слоем восприятия. Но бывают и исключения, конечно. Есть музыканты, которые уже к двадцати годам обладают невероятной глубиной и целостностью личности, необходимой для исполнения музыки Рахманинова.

3. Можно судить и в контексте, и вне его. Произведения искусства великих авторов тем и интересны, что предоставляют бесконечное поле для трактовок.

4. Надеюсь, это не камень в мой огород? Шучу. Конечно, много, а как иначе? В нашей жизни должно быть больше хорошего, а не плохого.

5. В этом сезоне мне выпало счастье исполнять концерты Сергея Васильевича с разными оркестрами и дирижёрами в России и за её пределами. Очень интересно, насколько по-разному эту музыку исполняют музыканты разных стран. Меня поразило, что в Сеуле оркестр и дирижёр с точки зрения фразировки и ощущения времени слышат музыку Рахманинова «ближе к нам», чем, например, оркестр, с которым я исполнял Рахманинова в Германии. Но это, конечно, мои субъективные ощущения.

«Премьера»: время Рахманинова

Надежда, вера и добро

Когда отвечала на вопросы Нина Вадимовна Магдалиц, чьё тонкое художественное слово сопровождало слушателей на всех концертах цикла, шёл яростный летний ливень. Вспомнились «Вешние воды», сметающие на своём пути всё нехорошее и злое. Оставив надежду и веру в добро.

«Премьера»: время Рахманинова

1. Когда художественный руководитель придумывает глобальные проекты, это даёт невероятный творческий рост самому оркестру. Достаточно вспомнить такие циклы, как «Бетховен и…», «Партитуры ХХ века», «Русские классики», «Чайковский». Отдельные концерты – это очень хорошо. Но проследить всю фортепианную и оркестровую линию творчества Рахманинова – ответственность невероятнейшая! И в этом смысле я считаю, что Денис Ивенский заслуживает особого уважения, поклона со стороны публики, со стороны оркестра. И со стороны солиста, который, услышав, что такой цикл планируется в Краснодаре, с воодушевлением согласился в нём участвовать.

Было бы намного проще приглашать разных солистов на каждую программу. Но гораздо интереснее, ярче, выразительнее, когда всё сосредоточено «в одних» руках. Приятно, что такой крупный музыкант (стоит вспомнить, что в активе пианиста – победа на крупнейших музыкальных конкурсах мира) выступил так масштабно с нашим оркестром, на концерты которого ходил ещё совсем юным. И показал себя очень достойно.

2. Однажды великий Лев Оборин спросил Артура Рубинштейна, кто в мире пианист номер один. Рубинштейн назвал Владимира Горовица. Оборин удивился: «А Рахманинов?» – «Вы спрашиваете меня о пианисте. А Рахманинов – это…» и выразительно поднял руки к небу.

Во времена Рахманинова так играть, как он, не играл никто. Сегодня всё шагнуло вперёд, в том числе исполнительская техника. Но Рахманинов и сегодня – что-то отдельное. Даже в поздний период, когда у него болело сердце, болели руки, он садился за рояль и играл как Бог.

В этом сезоне в Краснодар приезжали молодые пианисты, лауреаты конкурса GRAND PIANO COMPETITION. В их программе были произведения Рахманинова. Но поданы были дозировано, грамотно.

3. Сегодня-то как раз мы и приближаемся к пониманию музыки Рахманинова! Композитор на собственном опыте убедился в том, что значит оторваться от корней. «Я русский, моя родина наложила отпечаток на мой характер и на мои взгляды». Он писал музыку от всего русского сердца. Мы в ней слышим исконное, глубинное, своё, родное.

Известно, что во время Второй мировой войны Рахманинов жертвовал огромные суммы на помощь фронту. Личный пример Сергея Васильевича подтолкнул соотечественников за рубежом сделать свой вклад в Победу, закрыв глаза на политические разногласия, помог объединиться в борьбе с фашизмом.

Сегодня музыка Рахманинова даёт нам огромный подъем патриотического чувства. Мы - великая страна. Мы совершаем миссию мирового масштаба. Мы вместе и есть Святая Русь.

4. Рахманинова бывает ровно столько, сколько ты сам хочешь услышать. Это что касается публики. Другое дело, когда ты участвуешь в процессе. Например, Константин Емельянов. Пианисту такого уровня было невероятно сложно вписать в свой гастрольный график пять концертов, но он это сделал. Что касается меня, то мне не было много. Даже с учетом того, что в этом году музыку Рахманинова играла вся «Премьера»: части из неоконченного квартета исполнял «Премьер-оркестр», состоялся концерт камерной вокальной музыки. Редкое, мало известное слушателям произведение – Венгерский танец – прозвучало в исполнении заслуженного артиста Краснодарского края лауреата международных конкурсов Самвела Айрапетяна (скрипка) и лауреата международных конкурсов Екатерины Рыбальской (фортепиано).

5. Для меня открытием стал Константин Емельянов. Благодаря его участию в проекте цикл приобрёл цельность, индивидуальное лицо. Повторюсь, нам очень повезло услышать всё концертно-симфоническое творчество Рахманинова «из рук» пианиста Емельянова и дирижёра Дениса Ивенского. Что касается Дениса Валерьевича, то это настоящая работа зрелого дирижера и руководителя оркестра.

5 +. Последний вопрос предназначен специально для Нины Вадимовны:

- Россия и Рахманинов. Какой математический знак можно поставить между этими величинами? Больше, меньше, равно или бесконечность?

- Понятие «Россия» вбирает в себя всё. Рахманинов – гений. Как Михаил Васильевич Ломоносов, как Лев Толстой, Константин Циолковский, Игорь Курчатов. Все они – гении, которые родились в России.

Фото из архивов КМТО «Премьера»

Первая полоса

Последние новости

Бизнес

От ключа до тапочек

Изменения условий господдержки, колебания ключевой ставки и, наконец, просто желание клиента, которое, как известно – закон. Всё это меняет рынок недвижимости на юге страны. Нельзя сказать, что изменения последнего времени кардинальны, но, как говорится, есть нюансы. В этих нюансах и новых тенденциях «Югополис» попытался разобраться вместе с Михаилом Китаниным, руководителем краснодарской компании «ДВЕРИУМ.РУС».
Ситуация

Экологичность и связь времен стали современным трендом застройки в Краснодаре

Тренд на экологичность жилья давно обсуждается экспертами по недвижимости – умные технологии, эко-материалы, вертикальное озеленение и прочие новшества, многие девелоперы давно используют их в своих проектах. Однако краснодарцы сегодня рассматривают эко-характеристики домов как допопцию, нежели как неотъемлемый и обязательный показатель. Такими наблюдениями поделилась с «Югополисом» Евгения Стяжкина, руководитель дирекции разработки продуктовой стратегии федерального девелопера DOGMA.
Бизнес

Денис Кузенков, Корпорация развития Краснодарского края: транспорт становится эффективным инструментом политики

Генеральный директор Корпорации рассказал ЮП, как самая мобильная по своей природе отрасль ведет к стабилизации экономических и социальных аспектов жизни.
Ситуация Weekend

На Кубани отгремел фестиваль "Лестница в небо"

В Краснодарском крае прошел двухдневный фестиваль "Лестница в небо". Сотни поклонников рок-музыки собрались в станице Пластуновской. Для зрителей выступили ЙОРШ, Radio Tapok, Чиж&Co, Северный Флот, Joe Lynn Turner, КИПЕЛОВ и другие исполнители.