Этот проект, без всяких сомнений, займет достойное место в истории Краснодара. За последние 22 года в краевом центре не было построено ни одного метра трамвайных путей, и новая «ветка» длиной в 5,5 километра - настоящий прорыв в развитии общественного транспорта и повышении комфорта жителей.

Столь же знаковым моментом является и то, что этот амбициозный, сложный и масштабный объект был построен кубанской дорожно-строительной компанией ООО «Веста». Полученный опыт теперь можно использовать для расширения трамвайной сети нашего города, а такие задумки уже есть и находятся в стадии реализации.

Как строили первые в этом тысячелетии трамвайные пути в Краснодаре? С какими трудностями столкнулись и благодаря чему, несмотря на массу негативных макроэкономических и погодных аспектов, дорожникам «Весты» удалось все выполнить точно в срок и с неизменно высоким качеством? Чтобы найти ответы на эти и другие вопросы, мы оправились на объект буквально за пару дней до его торжественного открытия.

Прокладывая новые дороги

В перспективе рельсы сходятся

Начали с пересечения улиц Московской и Солнечной. Здесь та самая отсечка, от которой стартовало строительство новых путей. Заместитель директора «Весты» Михаил Самойленко, несмотря на очень горячий график работы – до открытия остались буквально часы, - соглашается провести небольшую экскурсию по объекту.

- На данном участке мы переоборудовали разворотное кольцо. Для этого нам пришлось фактически перестроить существующие пути. Если помните, в начале строительства мы выполняли работы на участке улицы Московской в сторону от Солнечной к Зиповской. Для этого было организовано реверсивное движение трамваев, а часть автомобильной дороги была перекрыта. Но нам удалось эти неудобства свести к минимуму, выполнив необходимые работы в кратчайшие сроки, - объясняет Михаил Самойленко. – Здесь же мы установили одну из двух тяговых подстанций. С ней тоже оказалось все непросто. Место, которое изначально предполагалось для нее, не устроило руководство предприятия, на чьей территории она должна была расположиться. В процессе переговоров, обсуждений пришли к общему мнению о переносе подстанции, но это существенно сократило наши возможности по срокам. Тем не менее удалось вовремя и в полном объеме выполнить эти работы. Вообще, на этом объекте вопрос сроков возникал постоянно из-за специфики территории.

Причина в хаотичной и бесконтрольной застройке Музыкального микрорайона. Выполняя работы, дорожники постоянно раскапывали инженерные сети – электрические кабели, водопроводные трубы, питающие многоэтажки. В проекте о таких трудностях не было ни слова, и, если четко следовать букве закона и техническому заданию, дорожники имели все основания и даже должны были эти нигде не зарегистрированные инженерные сети просто убирать. Но в этом случае без воды и света оставались бы целые жилые комплексы. Чтобы не страдали ни в чем не повинные граждане, строителям приходилось искать откуда-куда ведут провода-трубы и затем переподключать их. Таких бесхозных сетей были десятки. Естественно, подобные моменты сказывались на темпах работ, но «Веста» шла навстречу жителям и принимала удар на себя.

Следующая остановка в районе улицы Гомельской. Здесь дорожникам пришлось устанавливать одну из двух подпорных стен (каждая порядка 400 метров длиной).

- Если обратить внимание, можно увидеть, что относительно автомобильной дороги уровень трамвайных путей «плавает». Дело в том, что естественный уровень улицы Московской на этом участке неодинаков, а рельсы должны находиться в одной плоскости. Поэтому мы сделали подпорные стены и насыпь внутри них. Это выровняло железнодорожное полотно и гарантировало то, что в случае даже самого сильного ливня рельсы не окажутся под водой даже на короткое время, - комментирует Михаил Юрьевич. – Сейчас, когда уже трамвайные пути лежат на своем месте, а специалисты занимаются отладкой контактной сети, устанавливают знаки и оборудуют пешеходные переходы, мало кто из жителей помнит, какие объемы работ тут выполнялись. Мы переносили инженерные сети под автомобильную дорогу, обустраивали ливневку и так далее. Именно то, что сейчас под землей и скрыто от глаз, как раз и несло на себе основную нагрузку по работе".

Прокладывая новые дороги

На протяжении всего маршрута неустанно работают люди. Но самое большое скопление рабочих и техники в конце Московской – там, где будет заканчиваться новый трамвайный маршрут. Разворотное кольцо уже полностью готово и по нему проезжают сервисные трамваи. Несколько дорожных рабочих равняют до идеального состояния большой участок, где скоро появится зеленая зона. Современный диспетчерский пункт доминирует над урбанистическим пейзажем. А в подземном пешеходном переходе кипят отделочные работы.

- В рамках проекта мы построили два подземных перехода. Здесь, в конце улицы Московской, и через улицу Петра Метальникова. Сейчас кинули все силы на то, чтобы закончить их отделку. Ведь эта ветка – событие не только для Краснодара, а всего края. На торжественное открытие ожидается приезд губернатора и других высоких гостей. Это очень обязывает. Хотя здесь нам тоже приходится решать проблемы - погодные. Долгие морозы в марте – «сюрприз», который никто не ожидал. А при отрицательных температурах укладывать плитку нельзя, так как это очень плохо сказывается на качестве. Поэтому мы выбираем каждую теплую минуту, которую дает природа, чтобы успеть все вовремя. И успеем, - уверен Михаил Самойленко.

Прокладывая новые дороги
Замдиректора Михаил Самойленко (справа) с дорожными рабочими - Курбаном Омаровым, Сергеем Кириченко и Сурхаем Сулеймановым

Новые подземные переходы нуждаются в отдельном упоминании. И дело не только в сложных геологических условиях, которые здесь существуют. По уровню безопасности и комфорта эти объекты отвечают самым высоким стандартам. Достаточно сказать, что данные переходы с каждой стороны оборудованы лифтами, которыми смогут воспользоваться инвалиды и мамочки с колясками. Притом лифты двусторонние. То есть, войдя или въехав в кабину, человеку не надо разворачиваться. После окончания спуска-подъема он просто двигается вперед.

В пять утра 31 марта по этому маршруту пройдет первый трамвай, который привезет сотрудников ООО «Веста» на место торжественного открытия новой ветки. И очень правильно и символично, что именно дорожники станут первыми официальными пассажирами трамвая, который пойдет по новой ветке, построенной их стараниями.

Принцип неизменен

Мы находимся в кабинете директора «Весты» Владимира Левченко, который только что вернулся со строительства на улице Московской и через час должен быть уже на другом объекте.

- Темпы такие, что рассказывать и некогда, - говорит Владимир Николаевич. – Вы уже сами все видели на трамвайной ветке, и я поясню лишь несколько моментов, чтобы снять все вопросы. Но прежде хочу особо подчеркнуть, что в моей практике, да, думаю, и у большинства коллег, не было подобного объекта не только по сложности работ, но и по вниманию общественности. Нас мониторили ежедневно и СМИ, и блогеры, освещая каждое действие в информационном поле. Притом часто весьма в отрицательной интонации и без оснований. Я очень надеюсь, что люди, которые будут пользоваться новой трамвайной веткой, по достоинству оценят нашу работу, а жители Музыкального микрорайона обратят внимание на улучшения инфраструктуры и благоустройства. Мы в очередной раз доказали, что умеем выполнять самые сложные работы в установленные сроки и качественно.

Прокладывая новые дороги
Начало строительства дальнего западного обхода вокруг Краснодара

- Можно ли сказать, что 31 марта объект будет сдан в окончательном варианте?

- Поясняю: согласно проекту, 31 марта мы сдаем объект в эксплуатацию, и это будет сделано. Но опять же: по проекту у нас есть время до мая, чтобы завершить абсолютно все работы – закончить с отделкой, благоустройством и так далее. Вот тогда жители увидят окончательный вариант.

- Уже сейчас в соцсетях идет обсуждение того, что автомобильные дороги вдоль трамвайной ветки в плохом состоянии. Будет ли решен этот вопрос и когда?

- Дело в том, что проект ремонта автомобильной дороги на этом участке является отдельным контрактом. На днях состоялись торги по данному объекту, и мы получили право на ремонт дороги. Не вдаваясь во все подробности, скажу, что к 1 июля этот участок будет полностью отремонтирован, с разметкой и дорожными знаками. Кроме того, мы оборудуем пять новых остановочных павильонов для пассажиров автобусов и маршрутных такси.

- Не могу не спросить, сейчас экономическая ситуация очень непростая, цены растут. Как выполнить контракт в этих условиях?

- Действительно, мы оказались в сложном положении. Так, цены на моторные и другие масла увеличились в разы. Сильно подорожали запасные части для техники, которая у нас в основном импортного производства. Но данный контракт, как и все остальные, мы выполним качественно и в срок, потому что на этом принципе базируется политика нашей компании. Многое свидетельствует, что грядут серьезные перемены в экономической модели нашей страны, но у меня нет сомнений, что крепкие предприятия, работающие в правовом поле и ведущие социально ответственный бизнес, продолжат свое развитие.

Что же касается непосредственно дорожной отрасли, то она довольно инертна. В условиях резких перемен это плюс. Мы имеем определенный временной запас, чтобы оценить ситуацию и принять верное решение. Например, сейчас выросла цена битума и инертных материалов на 10-15 процентов, и, по большому счету, это пока все негативные последствия. Но они не критичны для выполнения взятых на себя обязательств. Очевидно, что по мере развития ситуации нам, как и другим участникам рынка, придется вносить какие-то коррективы в работу, но насколько они будут глобальны, сейчас рано судить. Могу сказать только одно: вне зависимости от обстановки мы всегда будем выполнять свои обязательства, так как трезво оцениваем свои возможности, вступая в борьбу за подряды.

Прокладывая новые дороги
Ремонт дороги Полюшко-Верхнесадовое в Севастополе - 2022 год

- Трамвайная ветка на Московской уже стала очередным пунктом в списке побед вашего предприятия. Что дальше?

- Конечно, это проект один из самых интересных в истории компании. На каждом этапе у нас есть такой объект. В 2019-20 годах мы участвовали в строительстве Марченковской ВЭС (ветряная электростанция) в Ростовской области. До этого были другие уникальные объекты. Таким образом, реализуя, казалось бы, непрофильные для дорожной компании проекты, мы постоянно открываем для себя новые горизонты. Но при этом мы выполняем большие объемы работ по прямой своей специализации. В прошлом году активно строили и ремонтировали дороги в Севастополе. Всего за три месяца капитально отремонтировали 10 километров трассы Ялта-Севастополь.

Прокладывая новые дороги
Поселок Сахарная головка рядом с Севастополем - 2022 год

Завершили два дорожных объекта в Динском районе Краснодарского края. В Краснодаре отремонтировали участок улицы Тополиной - от Жигулевской до Автомобильной. Все объекты сразу и не назовешь, но их достаточно.

Прокладывая новые дороги
Ремонт улицы Грибоедова в Керчи

- Что вы сделаете сразу после того, как трамвайная линия на Московской будет открыта и губернатор Кубани перережет красную ленточку?

- Если вы про отдых, то в отпуск не уйду – некогда. Объект на Московской важен, но он лишь один из многих, на которых мы работаем. А 31 марта я, как все мои коллеги, будем очень рады тому, что доказали и другим, и себе высокий профессионализм и преданность делу. Без всякого пафоса: мы гордимся тем, что сделали.


ООО «Веста» это: более полутысячи специалистов; 164 единицы специализированной техники; два асфальтобетонных завода совокупной мощностью 400 тонн в час; три производственные базы общей площадью 108 851 квадратный метр; собственное производство дорожных знаков; современная лаборатория и проектное бюро, которое занимается проектированием автомобильных дорог всех технических категорий, городских магистралей и улиц, мостов, путепроводов, эстакад. Предпиятие также осуществляет строительный контроль и авторский надзор.

Первая полоса

Бизнес

Юрий Коровкин, YGroup, SILVERSTREAM: Нас ждут «Яндекс» и 600 000 пользователей

За четыре года он запустил два успешных бизнеса и получил сотни миллионов инвестиций в коттеджные поселки и десятки миллионов инвестиций в свой венчурный проект. Каждый день он начинает в 5.30 и считает Сочи лучшим городом мира. Он эффективно управляет как объектами недвижимости делюкс-уровня, так и своей жизнью. И специально для "Югополиса" рассказал, почему его компании доверяют строить элитные виллы, когда продаст приложение гиганту рынка и по каким критериям берет в свою команду

Люди

Верный путь к успеху – любимое дело

Швейное ремесло всегда было занятием не только прибыльным, но и престижным. Сейчас мастера своего дела помогают джентльменам выглядеть солидно и безукоризненно, а леди – изысканно, уникально и женственно. Мастером своего дела на этом поприще стала Лариса Гаврилова, хозяйка собственной сочинской швейной мастерской «Глорена».

Люди

Сергей Ситников: моя цель - воспитывать сильных и добрых людей, которые будут любить и развивать Россию

Общественному активисту, волонтеру Сергею Ситникову 32 года, за плечами у него служба во ФСИН, создание собственного спортивного клуба и даже выход на льготную пенсию. Активный, спортивный и инициативный Сергей, как говорится, никогда не сидит на месте: ведет спортивный образ жизни и прививает любовь к этому всем окружающим.
Иван Сергеев
Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми