Складывается впечатление, что как минимум российский кинозритель может воочию наблюдать за появлением нового явления в этом искусстве - сродни румынской новой волне в кино. После церемонии вручения призов «Кинотавра» все говорят как минимум о якутском кино (в результате победы фильма «Пугало»), как максимум – о российской северной киношколе (если смотреть на главного призёра вкупе с призами, которые взяла лента Филиппа Юрьева «Китобой»).

Фильм якутского режиссера Дмитрия Давыдова «Пугало» уже идёт в российских кинотеатрах, однако достаточно ограниченным прокатом. Не так много площадок готовы показывать авторское кино, коим эта лента, несомненно, является. Ибо авторское здесь среди прочего является синонимом некассового. В Краснодаре, например, в моменте был найден лишь один кинотеатр, показывавший этот фильм, а в зале во время сеанса в выходной день было пять человек.

Однако российские кинокритики один за другим написали хвалебные статьи и посты с призывами рублём (читай - походом в кино) поддержать независимое и самобытное кино. И тут не согласиться трудно. Кино необычное, а в сонме того, что выпускается на российский рынок, проголосовать своим билетом хочется скорее за картину такого плана, нежели за очередную комедию, рассчитанную на непритязательного и/или патриотично настроенного зрителя.

Alt

Фильм повествует о якутской колдунье, которая безотказно приходит на помощь всем жителям малого заснеженного селения. Однако связь с потусторонним вызывает у земляков непонимание и, как следствие, ненависть к ней. Обидеть её готов как стар, так и млад: от мелких шалостей до избиения. Но когда случается беда, путь у терпящих бедствие один – в замусоренную избу к неприветливой героине, которая ценой больших страданий вытягивает из посетителей болезни, возвращает к жизни, припадая к ранам губами и нагим телом. Каждая процедура приносит ей боль, которую она топит в водке, вымывая ей изо рта смерть. И только один человек оказывается способным на сострадание к ней – молчаливый друг, работающий кочегаром.

«Пугало» - это мрачная притча с предсказуемым концом и национальным колоритом. Однако под последним тут стоит понимать не нарочитую и убийственно-мрачную этнику, как в балабановской «Реке», траурно-нарядную, как в «Овсянках» Алексея Федоченко, или фольклорную, как в его же «Небесных жёнах луговых мари». Тут это скорее препарирование современного обывательского опыта. И этот приём как бы отсылает нас к той же румынской новой волне. И трудно не провести аналогии с «Зелёной милей», в которой вокруг героя выстраивается буквальная тюрьма. Знахарку же окружает враждебная повседневность, чьи стены давят не хуже прутьев камеры смертника.

Сюжетная линейка набросана на холст достаточно крупными мазками. Потому на значимые позиции выходят орнамент мелких деталей и визуальный ряд. Отдельных слов стоит манера оператора Ивана Семёнова, помещающего героев в своеобразные рамки из сараев, ворот и дверных проёмов, плавно вводящего их в фокус своей камеры, обрамив, как дорогим багетом, рамой разбитого окна. Антураж в помещениях, где проходили съёмки, многим покажется неуютным, но кадр буквально втягивает в эту атмосферу. Оттого неженкам просмотр действительно может доставить некоторые неудобства.

Alt

Одной из отличительных особенностей картины по сравнению с привычным нам сегодня кино является некоторая наивность повествования и деталей. Так, кажется, что реализм при демонстрации повседневности колдуньи вступает в некий конфликт с относительной сказочностью повествования. И если нет сомнений, что со своей задачей великолепно справилась якутская певица Валентина Романова, исполнившая главную роль, то возникают вопросы к тому, как некоторые детали поведения её героини вплетены в повествовательную сеть. Излишне нарочитыми кажутся сцены очень уж агрессивно-животного поедания пищи или распития водки прямо из бутылок.

Казалось бы, притче можно простить такие условности и допущения, в общем-то, безотказно работающие на раскрытие персонажа. Однако они будто выбрасывают зрителя из атмосферы глухого якутского села обратно в кресло кинозала, а кондиционированный воздух перестаёт пахнуть морозом. Затем случается очередная сцена, которая заводит вас на новый виток.

Alt

Некоторая наивность присуща и сюжету, и создаваемым режиссёром образам. Немного картонными кажутся персонажи и не совсем естественными конфликты даже при заданной сюжетом их априорности. Не удивляет условная «плохая компания», гоняющая по селу на тонированной иномарке с блатными номерами, но эта не сказывающаяся на сюжете деталь образ только удешевляет и карикатуризирует. И если такой нюанс идёт бандитам, приезжающим к старому якуту в «Кочегаре» Балабанова, здесь воспринимается ненужным китчем.

Сходное ощущение вызывает, пожалуй, вся лента целиком. Картина продолжает при этом оставаться интересной, но к упоминанию Дмитрия Давыдова в качестве режиссёра хочется добавить «начинающий». Несмотря на то, что «Пугало» - уже третья его лента. Все три пользуются огромным успехом на российском севере и были замечены кинокритиками по всей стране. Так что сейчас это слово замещают «якутский» и «молодой». А некоторая неловкость от просмотра лукаво прикрывается словом «самобытный», пусть и абсолютно справедливым в отношении «Пугала». Меж тем не менее самобытны работы Федорченко, «Овсянкам» которого стоя аплодировал Тарантино на Венецианском кинофестивале. И к его работам уже не липнут локализирующие эпитеты и уточнения, мешающие контакту что режиссёра, что зрителя с вечностью.

Alt

Тем не менее «Пугало» - та лента, которую однозначно стоит посмотреть любому человеку, интересующемуся кино как жанром, выходящим за пределы развлечения под попкорн. Якутский кинематограф, пожалуй, действительно завоевал статус феномена пока в масштабах страны. Его возникновение связывают с отсутствием в местных кинотеатрах полномасштабного кинопроката: многие ленты туда просто не доходят. Но да, это то кино, развитие которого действительно хочется поддержать рублём. И относительная локализация такого явления тут кажется хорошей «продающей» зацепкой для кинокритиков. Действительно, глупо было бы не воспользоваться таким инфоповодом, как гран-при «Кинотавра», доставшееся «Пугалу», в раскрутке концепции кино думающего и что-то несущего зрителю. Пусть и «молодого», но уже вполне себе без кавычек самобытного.

Читайте также

Город Люди Weekend

Недетское детское кино

Краснодар довольно творческий город. Здесь тебе и уличные художники, и актеры, и музыканты, и многое другое. Отчасти именно благодаря творческим людям город и заслужил свое неофициальное имя — «наш маленький Париж». И вот у кубанской столицы появился новый повод для гордости — кино. Да не просто кино, а фильмы, снятые детьми.
Вячеслав Рыжков
Город Люди Weekend

Пьющие, но красивые

Как Рената Литвинова создала волшебную и при этом достаточно мрачную сказку о надежде, борьбе за близких и ожидании любви в доме на фоне России, в которой сменяется власть.

Первая полоса

Ситуация

COVID-рулетка: пан или пропал

Роспотребнадзор называет вакцинацию от COVID-19 единственным способом справиться с пандемией. Вакцины в России уже широко доступны для населения, времена, когда их завозили небольшими партиями, остались в прошлом. Однако пункты вакцинации полупустые, а впереди – "индийский" штамм.
Елена Шумовская
Город Ситуация

Самокат пешеходу не товарищ

Электрические самокаты (а с ними гироскутеры, моноколеса, сигвеи и прочие явления технического прогресса) становятся для общества новой «головной болью». Их явные плюсы - удобство в обращении и относительную дешевизну - начали перекрывать новости о разнообразных ДТП с участием модных транспортных средств. Причем угрожает такой транспорт именно пешеходам и чаще не на дорогах, а на тротуарах, площадях и в парках.

Город Люди Weekend

12 главных фильмов лета 2021

После долгого и тяжелого застоя индустрия кинопроката постепенно возвращается в норму: люди готовы прийти в кинотеатры. Но готовы ли прокатчики удовлетворить зрительский спрос? Этим летом на экраны выходят долгожданные блокбастеры, продолжения успешных франшиз, хорроры и комедии, а также несколько примечательных авторских проектов для тех, кто считает, что кино – это нечто большее, чем просто развлечение.

Weekend

Великий Отечественный Вестерн

Отечественный военный экшн «Красный призрак», предпремьерный показ которого состоялся в кинотеатре «Монитор СБС» 9 июня, – проект во всех смыслах необычный. Будучи заявленной как историческая военная драма, частично основанная на реальных событиях, картина выступает на стыке сразу нескольких жанров: это и военный фильм, и одновременно вестерн, и даже супергеройский блокбастер. Классические военные истории про подвиги русских солдат приобретают мистический флер, а зрелищные бои разбавляются черным юмором.

Ситуация

"Слово за слово, начался конфликт": что известно об убийстве двух судебных приставов в Адлере

Сегодня утром приставы пришли на улицу Просвещения в Адлерском районе Сочи выполнить судебное решение о сносе самостроя. 61-летний хозяин постройки потребовал, чтобы они ушли, а когда приставы отказались, взял охотничье ружьё и начал стрелять

Город Люди Weekend

Песок. Вода. Утки. Чупа-чупс

На камерной сцене Краснодарского театра драмы состоялись премьерные показы спектакля «Утиная охота» по пьесе Александра Вампилова. За постановку одного из самых сложных произведений в отечественной драматургии XX века взялся главный режиссер Краснодарского молодежного театра Даниил Безносов.