Ещё в конце прошлого века разговоры о жизни на других планетах относились, скорее, к научной фантастике, нежели к реальным астрофизическим прогнозам. Но сейчас всё больше авторитетных учёных заявляют, что обнаружение внеземной жизни – это вопрос ближайших десятилетий.Такие оптимистические прогнозы связаны с открытием экзопланет и грядущим запуском высокотехнологичных телескопов, при помощи которых можно будет более детально исследовать их атмосферу.

Но как отразится возможное обнаружение внеземной жизни на нашем мироощущении? Станет ли оно вызовом для нынешнего общества? Будут ли пересмотрены некоторые краеугольные вопросы, касающиеся места человека во Вселенной?

Специально для «Югополиса» Денис Куренов поговорил с астрофизиком Сергеем Поповым о вероятности обнаружения внеземной жизни. А религиовед Дмитрий Узланер и представители четырёх конфессий: православная, мусульманин, иудей и буддистка — рассказали о том, как относиться к проблеме, исходя из религиозных позиций.

Сергей Попов, астрофизик:

«Одна из популярных и бурно развивающихся в последние годы областей астрофизики — это изучение экзопланет. Сейчас известны уже тысячи таких объектов. А кандидатов в экзопланеты насчитывается несколько десятков тысяч. Естественно, учёные стремятся найти экзопланету, которая была бы очень похожа на Землю. Пока удается определять лишь массы планет, размеры, а также расстояние от звезды. Этого, конечно, недостаточно, чтобы говорить о «двойниках Земли».

Для того чтобы мы могли говорить о существовании на планете жизни земного типа, важно, чтобы в составе атмосферы планеты в достаточном количестве присутствовали т.н. биомаркеры (кислород, озон, вода, метан, углекислый газ). Для поиска этих биомаркеров необходимо изучать спектры атмосфер экзопланет. Сейчас наши технологии несовершенны, мы ещё слишком многого не можем. Пока хорошие спектры атмосфер удается получить лишь у довольно крупных планет, которые вряд ли пригодны для жизни.

3586

экзопланет

открыты к 1 марта 2017 (данные NASA)

Но, несмотря на это, уже найдены несколько экзопланет, на которых, судя по их размерам, массам и расстояниям от своих звезд, с некоторой вероятностью можно предположить существование жизни. Однако изучение их атмосфер может стать доступно лишь с появлением новых более крупных телескопов.

Alt
Сигнал «Wow!» — радиосигнал, зарегистрированный доктором Джерри Эйманом 15 августа 1977 года во время работы на радиотелескопе «Большое ухо» в Университете штата Огайо. Прослушивание радиосигналов проводилось в рамках проекта SETI. Характеристики сигнала (полоса передачи, соотношение сигнал/шум) соответствовали, в некоторых интерпретациях, теоретически ожидаемым от сигнала внеземного происхождения. Поражённый тем, насколько точно характеристики полученного сигнала совпадали с ожидаемыми характеристиками межзвёздного сигнала, Эйман обвёл соответствующую ему группу символов на распечатке и подписал сбоку «Wow!» («Ого-го!»). Эта подпись и дала название сигналу. Сейчас считается, что возможным источником сигнала мог послужить водород вокруг ядер комет 266P/Christensen и P/2008 Y2 (Gibbs), открытых после 2005 года и не учтённых в качестве возможных источников сигнала в более ранних работах.
В следующем году ожидается запуск телескопа Уэбба, а еще через несколько лет заработает гигантский наземный телескоп E-ELT. Вместе они произведут революцию в изучении атмосфер экзопланет.

Думаю, что в ближайшие два десятилетия астрофизиками будут обнаружены биомаркеры в атмосферах земноподобных планет. Т.е. будут получены довольно надежные свидетельства в пользу существования внеземной жизни.

Конечно, мы здесь говорим не о разумных формах жизни. С этим всё сложнее. Ведь даже если брать историю нашей планеты, то существование на ней разумной жизни – это всего лишь мгновение. Однако с развитием технологий шансы на обнаружение внеземной цивилизации будут увеличиваться. Но пока мы практически ничего не можем сказать ни о распространенности жизни во Вселенной, ни, тем более, о вероятности появления разумной жизни и ее развитии до стадии мощной технической цивилизации».

Дмитрий Узланер, религиовед:

«Для христианства вопрос о внеземной разумной жизни не такой уж и экзотический. Он неоднократно поднимался в истории – причем как теоретически, так и сугубо практически. Можно упомянуть как минимум два сюжета.

Теоретически этот вопрос – что вполне логично – возник в момент космологической революции XVI–XVII вв., когда благодаря открытиям Николая Коперника происходил постепенный переход от птолемеевской модели замкнутого геоцентрического космоса к модели бесконечной Вселенной, в которой Земля утрачивала свое уникальное положение в центре мироздания.

Alt

Монах-доминиканец Джордано Бруно выдвинул логичное предположение о том, что в этой новой Вселенной, которую он справедливо считал бесконечной, вполне могут существовать иные Солнца и иные миры, где наверняка существуют какие-то подобные нашим формы жизни. Самого Бруно сожгли на костре инквизиции в 1600 году – в том числе и за подобные предположения. Однако от его идей избавиться было невозможно: если Вселенная бесконечна, значит где-то действительно может существовать внеземная жизнь. После Бруно размышления на эту тему неоднократно терзали христианских мыслителей – рассуждения о внеземной жизни можно найти и у протестантов, и у католиков, и у православных.

Основная теоретическая – или теологическая – проблема для христиан тут в следующем: если существуют иные Вселенные со своей разумной жизнью, то какова значимость спасительной миссии Христа по отношению к ним? Христос искупил грехи только землян или же всех живых существ во всех, даже самых отдаленных, уголках галактики? Или, может быть, у каждой населенной планеты был, есть или будет свой Христос?

В практическом же плане вопрос внеземной жизни встал перед христианами после начала эпохи великих географических открытий и постепенного освоения планеты Земля. Путешественники открывали для себя в буквальном смысле новые вселенные – континенты, заселенные живыми и, по-видимому, разумными существами, которые поначалу повергали колонизаторов в смятение. Последние в буквальном смысле не понимали, с кем они сталкиваются: это животные, это люди, это какие-то промежуточные формы между первыми и вторыми… Не понимали они и что делать с этими созданиями – уничтожать, обращаться как с животными или же просвещать и обращать в свою веру?

Напомню, что человеческие зоопарки существовали вплоть до начала XX века. То есть в истории христианства уже есть опыт столкновения если не с внеземной разумной жизнью, то по крайней мере с жизнью, чей статус на момент знакомства находился под большим вопросом.

В некотором смысле можно даже сказать, что это была именно внеземная разумная жизнь – в том смысле, что это было обнаружение жизни за пределами известного и освоенного мира.

Так что возможный контакт с инопланетным разумом для христиан не будет таким уж шоком. Просто тот опыт, те вопросы и те мысли, которые уже возникали, переместятся с периферии в самый центр религиозной рефлексии.

Alt

Впрочем, встреча с инопланетной жизнью все же бросит вызов практически всем основным земным религиям. В частности, их антропоцентризму. Дело в том, что религии сильно привязаны к параметрам человеческого тела: они определяют конкретные позы во время молитвы, положение пальцев рук во время крестного знамения. Однако, говоря о гипотетических инопланетянах, как быть с теми, у кого, возможно, нет колен, которые можно было бы преклонить, нет пальцев, которые можно было бы правильно сложить, и, наконец, нет, извините, пениса, который можно было бы обрезать? Значит ли это, что земные религии для них непригодны? Или же эти религии все же способны отсоединиться от привязки именно к человеческому телу и стать по-настоящему вселенскими?

А как быть с геоцентризмом земных религий? Их зацикленностью на конкретные места и территории? Возможен ли тут поворот, сопоставимый с коперниканским?

В сравнительном религиоведении есть стандартное противопоставление «мировых религий»: ислама, христианства, буддизма - религиям племенным и этно-национальным. Мировые религии, как утверждается, универсальны, всеобъемлющи, вселенски, они обращены ко всем живым существам независимо от расы, пола, происхождения, возраста и т.д. И Бог мировых религий, это Бог, чья власть простирается на всю Вселенную. В этом его отличие от племенных божков язычников, власть которых простирается только до границ территорий, контролируемых этими племенами.

Контакт с внеземными формами жизни рискует превратить нашего абсолютного и всесильного Бога в одного из мелких планетных божков, о которых будущие наши потомки, адепты каких-нибудь уже действительно вселенских религий, будут отзываться с пренебрежением, не уступающим тому, с которым мы отзываемся об упомянутых выше племенных божках.
Alt

Встреча с внеземными формами жизни может привести к появлению еще одного конфликта на религиозной почве. Дело в том, что такое событие резко повысит популярность уфологических религий, то есть религий, поклоняющихся инопланетянам как нашим возможным творцам и спасителям. Адепты этих религий ждут пришествия инопланетян подобно тому, как древние майя ждали пришествия конкистадоров. Реальный контакт сделает эти учения предельно популярными и начнет притягивать к ним все больше людей. К очевидному неудовольствию привычных нам религиозных организаций.

Однако отношение к инопланетянам как к богам может спровоцировать их восприятие как идолов и земных богов. В этом случае возможна враждебность со стороны традиционных религий не только в отношении адептов уфологических культов, но и в отношении самих инопланетян. Не исключено, что последних начнут уничтожать подобно тому, как талибы в свое время уничтожали древние статуи Будды в Афганистане. Спрос на фанатиков-смертников будет как никогда высоким.

Кстати, представляю, как вырастет самооценка иудеев после обнаружения инопланетян. Одно дело быть богоизбранным народом в ряду других народов Земли. А другое дело — быть богоизбранными в ряду бесчисленного множества живых существ в необъятной Вселенной».

Маргарита Корниенко, православная:

«Если мы говорим не о разумной жизни, а просто о каких-то бактериях, о существовании условий для человеческого обитания на других планетах, то это православию никак не противоречит. Ведь вся Вселенная и была создана Богом для человека. Поэтому можно допустить, что в каких-то соседних галактиках существуют пригодные для человеческой жизни планеты.

Но если мы говорим о разумной жизни, то тогда действительно возникают сложности. Когда Адам согрешил, то после грехопадения изменился ведь не только он сам, но и вся Вселенная. Получается, это должно было распространиться и на этих гуманоидов-инопланетян. Возникает вопрос: а что было с ними до грехопадения?

Можно вспомнить ещё и о том, что Христос именно вочеловечился, т.е. он пришёл искупить человеческие грехи. А что тогда делать с грехами инопланетян? Кем их нам считать? Модифицированными, но всё-таки людьми? Или сравнивать их с животными, которым, например, согласно православию не надо креститься и которых не ждёт вечная жизнь. Или, может, это просто бесы? Американский иеромонах Серафим Роуз в книге «Религия будущего» писал, что когда древние монахи видели что-то похожее на современное НЛО, то воспринимали это как проявление бесов.

Стоит подчеркнуть, что разговоры об инопланетянах и православии – это не только какие-то праздные фантастические размышления, но и попытка разобраться с имеющимися спорными темами. Я, например, сразу вспомнила о попытках примирения православия с эволюционной теорией. Но если православный человек верит в эволюцию, то получается, что он верит и в то, что предыдущие формы человека — до homo sapiens — они не были бессмертными, так как именно в Адама Бог вдохнул дыхание жизни, и он стал душой живою. Меня эти размышления приводят в ужас.

Напоследок порекомендую читателям книги «православного фантаста», священника Георгия Максимова. Будучи мирянином он публиковал прозу, в которой в том числе есть и размышления об инопланетных цивилизациях и православии. Что ещё раз подчёркивает важность обсуждаемой нами темы».

Уллубий Халидов, мусульманин:

«Если мы говорим о форме жизн,и аналогичной человеческой, присущему нам способу физического существования, то другой такой физической формы жизни и временно «прикреплённых» к ней души и разума во всей Вселенной нет. Хотя при этом не исключено, что аналогичные планете Земля условия могут быть на других планетах нашей Вселенной, но это считаю крайне маловероятным, так как, во-первых, об этом не сказано в достоверных исламских источниках, во-вторых, сложно обнаружить смысл их наличия: человечеству была подготовлена планета Земля, и согласно пророческим аятам и хадисам мы на ней встретим Конец Света, то есть наш «переезд» не запланирован. Наоборот, именно уникальность, единственность Земли в этой огромнейшей Вселенной дополнительно указывает разумным людям на Создателя и Его Мощь.

Если же мы говорим о разумной форме жизни, физически не похожей на человеческую, то здесь ислам даёт нам однозначный ответ: помимо нас в нашей Вселенной параллельно существуют две формы разумной жизни – это мир ангелов и мир джиннов.

При этом прямого контакта с ангелами у человека уже более 1400 лет нет и больше не будет. Поэтому обнаружение этого мира невозможно, но, возможно, мы будем видеть их редкое визуальное проявление, как это приводится на некоторых видеороликах, в которых над Каабой снята быстро летящая светящаяся полупрозрачная субстанция, но вещи редкие, единичные, и если они реальны, то несут смысл, как знамения-напоминания. Ангелы строго выполняют отведенную им роль во Вселенной, в том числе по отношению к человечеству, но при этом себя не обнаруживают. Поэтому ни о каком другом прямом взаимодействии человечества с ангелами речи быть не может.

А вот мир джиннов — это претендент номер один на ту форму разумной жизни, которую сейчас люди называют внеземной, инопланетной. Некоторые исламские исследователи ранее предполагали это, и я в этом с ними соглашусь. И если есть явления, которые объясняются наличием разума, но реально не имеющие отношения к человеку (например, не подстроенные или, возможно, какие-то засекреченные технологии тайных лабораторий), и при этом они проявляются в нашем физическом мире (летающие объекты около Земли, Луны или в космосе, странные формы жизни, в том числе и на Земле и т.п.), то это однозначно проявление мира джиннов. Но здесь также надо понимать, что этот мир хоть и близок нам по сосуществованию, он всё же не предначертан для близких контактов с человечеством. Миры наши разграничены, способности у нас разные, физическое строение не просто разное, но и, можно сказать, «противоположное», и у человека фактически имеется запрет на контакт с этим миром, так как это не несёт пользы, имеет риски и, наоборот, может нанести вред здоровью и создать опасность для жизни. Здесь однозначно нет места взаимоотношениям типа торговли, дипломатии, обмена научно-техническими результатами, и даже войне.

В общем, обнаружению жизни, аналогичной человеческой, я не поверил бы, а любую другую, реально обнаруженную во Вселенной (а также и на Земле) разумную жизнь, отнёс бы к джиннам и в более редких случаях к ангелам».

Элиягу Шомер, иудей:

«Согласно иудаизму, человечество постоянно находится в контакте с внеземными существами. В основном это Всевышний (יהוה) и Ангелы/Посланники/Малахим (מלאכים).

Поэтому для иудеев контакты с этими внеземными существами — обыденность.

На основании Священных Писаний каждому человеку суждено однажды умереть и затем, после суда, стать участником внеземной жизни (разум, эмоции и воля каждого человека — вечны).

Первая категория людей будет жить в аду/в ШЕОЛе (שאול) — если можно назвать эту вечную жизнь жизнью. Одно из самых ярких описаний этой внеземной жизни — в ШЕОЛе «будет плачь и скрежет зубов».

Вторая категория людей — Искупленные от ШЕОЛа. Будут жить со Всевышним (יהוה)».

Елена Пастух, буддистка:

«Cуществование внеземных цивилизаций вписывается в концепцию буддизма, и тут же хочется добавить «но даже если внеземные цивилизации есть, то что с того?»

Дело в том, что строение мира и Вселенной в буддизме являет собой очень интересную и сложную структуру. Многие явления, описания миров не стоит воспринимать напрямую, их нужно разъяснять и интерпретировать.

Согласно традиционному тибетскому буддизму, мы сосуществуем с огромным количеством миров и их жителями здесь и сейчас. Например, есть «долгожители» — обитатели миров «форм» и «без форм», называемые так потому, что время их жизни во много раз превосходит время существования нашей Вселенной. Более того, наш Мир не единственный, таких миров бесконечное множество. Наверное, это трудно принять, потому что это выходит за рамки естественнонаучных концепций.

После минимального исследования строения мира в рамках концепции буддизма, внеземные цивилизации — это как-то даже несерьёзно. Мне почему-то кажется, что все эти фильмы или книги, где планету захватывают злые инопланетяне, — полная чушь, и в жизни такого не случится. Просто большинству землян в голову не приходит, что можно жить иначе. Не колонизировать и убивать, а развиваться и учиться чему-то новому у других.

А вообще на Земле у всех нас столько нерешённых проблем, что нужно в первую очередь разобраться с этим. И начинать лучше всего с себя. А уже потом — контактировать, искать кого-то и прочее».

1 комментарий

JJJJJ 23 мар 2017, 11:40
Интересно услышать мнение разных сторон. Интереснее было бы увидеть как эти люди выглядят.