Закрыть
09:11, 16 февраля 2024

С гордостью за прошлое. С уверенностью в будущее

Кущевский район открывает путь в Краснодарский край со стороны Ростовской области, и именно здесь у гостей начинает складываться впечатление о нашем регионе. Даже мчась по гладкой скоростной трассе, легко заметить ухоженность бескрайних полей, современную транспортную инфраструктуру, памятники, отмечающие места героических событий.

Остановитесь, уделите всего несколько минут более внимательному обзору достопримечательностей, поговорите с людьми, и очень вероятно, что вы захотите здесь остаться подольше. Хотя бы для того, чтобы узнать, почему местные жители стали называть Ростов-на-Дону пригородом Кущевской.

Мы планировали начать беседу с главой Кущевского района Ильей Гузевым, как принято в случаях вековых юбилеев, с исторической ретроспективы. Илья Александрович с готовностью согласился, но сразу повел разговор так, что стало понятно: мы имеем дело с человеком, который не только любит и знает историю, но и придает ей особенное значение.

– Дата 100 лет Кущевскому району – это, конечно, лишь одна из вех. У нас, за что ни возьмись, обязательно найдешь историческое событие. Например, считается, что первыми здесь поселились казаки. Но достоверно известно, что самый старый населенный пункт, который сейчас называется Красная Поляна, кстати, первая на Кубани, образован крестьянами Воронежской губернии еще до освоения этих земель казаками. Исторический же пласт, связанный с казачеством, еще глубже и многообразней. Здесь работы для историков на многие десятилетия.

Северные ворота на юг

Кущевский район – самый крупный аграрный муниципалитет Краснодарского края, включает в себя 12 сельских поселений.

Общая площадь района: 2372 км².

Население: 65,5 тысяч человек.

Площадь сельхозугодий: 197,5 тысячи гектаров. Вместе с тем экономику муниципального образования составляют и предприятия промышленного комплекса, строительства, торговли, сферы услуг, общественного питания.

Социальная инфраструктура: 21 школа, 24 детских сада, 25 домов культуры и клубов, 35 поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов, офисов врачей общей практики, имеется 57 спортивных площадок, более 80 детских площадок.

– Без прошлого нет будущего?

– Именно так. В 2018 году я стал главой района и, встречаясь с людьми в станице Кущевской и поселениях, понял, что многие не полностью знают историю своей малой Родины. Без утрирования, это некий отрыв от корней, а они-то и держат человека на земле.

Самое интересное, что люди подсознательно хотят знать прошлое своей семьи, хутора, станицы, но лишь немногие прикладывают для этого усилия – хотя бы идут в местный музей. Значит, надо дать эти знания в доступной форме. Мы стали размещать в пабликах статьи об истории поселений, о памятниках, о людях. Резонанс получился большой. Например, многие жители села Красное считали, что это название произошло из-за занятия большинства жителей разведением роз. А на самом деле история началась еще в позапрошлом веке, когда у нас провели железную дорогу. Там был полустанок. Чтобы придать зданию свежий вид, смотритель, за неимением другой краски, покрасил ставни в красный цвет. Так оно и пошло: красная станция. А потом и название села получилось. Когда молодые жители села узнали об этом, они сильно удивились. Стали задавать другие вопросы. В общем, проснулся интерес.

Дальше – больше. Мы включились в программу за получение нашим районом почетного звания «Рубеж воинской доблести». А это большая работа. Поднимали архивы, публиковали материалы, готовили исторические справки и так далее. Можно сказать, что за последнее время мы провели массированный курс истории родного района. Многие факты открылись в новом свете.

– Например?

– У нас много памятников, но, как и везде, они часто воспринимаются как часть пейзажа. Так, у нас есть памятник самолету. Многие не только гости, но и сами кущевцы думали, что его установили потому, что у нас есть летная воинская часть. А все иначе. В 1978 году при прокладке водопровода в земле работники нашли Ил времен Великой Отечественной войны. В кабине были останки летчика. По номеру ордена Красного Знамени установили, что это был командир эскадрильи майор Кукушка. Сделали перезахоронение, поставили памятник. На открытие приехали вдова героя и его дети. То есть теперь люди знают, что это место подвига.

Другой пример: всем известная стела, мимо которой каждый день проезжают тысячи машин, установлена в память о погибшем госпитале. При эвакуации из станицы на подводах вывозили раненых и архивы. В районе реки Кавалерка фашистские танки догнали обоз и всех расстреляли. Архив, естественно, был утрачен, поэтому сегодня нам гораздо труднее установить все события прошлого. Но человек, который знает об этой трагедии, уже не проедет равнодушно мимо – что-то колыхнется в душе.

– А знаменитая Кущевская атака?

– Да, это самое известное событие, оставшееся в исторических хрониках и памяти людей. Кущевский район богат историей. У нас люди особенные. В Великую Отечественную войну 9 наших земляков стали Героями Советского Союза. В мирное время 17 жителей района получили звание Героя Социалистического труда. Сейчас сотни наших ребят защищают Родину в зоне специальной военной операции. И воюют очень достойно. Мы гордимся нашим прошлым и с достоинством несем звание «Рубеж воинской доблести».

– Что запланировано в рамках празднования векового юбилея?

– Будут торжественные мероприятия, но пока без широких народных гуляний. Широко отпразднуем, когда наши ребята вернутся с Победой домой. Сейчас же лучшее, что мы можем сделать и делаем – это помощь нашим бойцам. Только за прошлый год мы отправили в зону СВО более 150 тонн грузов и 16 автомобилей. На днях еще один УАЗ доставлен на фронт. Жителям новых территорий в 2023-м привезли более 30 тонн гуманитарных грузов. Все за счет внебюджетных средств. Работа координируется районным штабом. А участие в ней принимают десятки тысяч наших граждан: волонтеры, предприниматели, простые жители.

– Любой юбилей означает подведение определенных итогов. С чем Кущевский район подошел к вековому рубежу?

– Сравнивать с тем, что было сто лет назад, не будем, наверное. Возьмем хотя бы последние годы. Простой факт: в 2018 году собственные доходы в бюджет составляли 1,5 миллиарда рублей. В прошлом году – 2,8 миллиарда. Почти двукратный рост, при этом основной рывок произошел именно в 2023-м. По этому показателю район за прошлый год занял 5-е место среди всех муниципалитетов Краснодарского края.

– Экономическое чудо какое-то. За счет чего?

– Спасибо санкциям. Это лучший подарок от «наших зарубежных партнеров». С уходом иностранных компаний освободились потребительские ниши, которые с успехом заняли отечественные производители. Примеров успешного развития масса. Наш местный предприниматель организовал производство кормов для домашних животных сегмента премиум-класса, а высококачественное сырье получает от наших аграриев. Его продукция нарасхват, и сейчас он расширяет производство – запускает следующую линию.

Благоустройство района

Реконструировано 8 парков в пяти сельских поселениях: Кущевском, Кисляковском, Первомайском, Красносельском, Полтавченском. В станице Кущевской капитально отремонтирован светомузыкальный фонтан.

Построена детская и воркаут-площадка в ст. Шкуринской, 3 детских площадки в ст. Кисляковской; детские и спортивные площадки в с. Ильинском, х. Красная Поляна, пос. Коммунар, х. Нововысоченском, в с. Красном. Благоустроена парковая зона в х. Гослесопитомник.

Завод по производству строительных сэндвич-панелей для быстровозводимых зданий работает с полной загрузкой – очередь на их продукцию теперь составляет до полугода.

Предприятия переработки сельскохозяйственной продукции тоже получили мощный стимул к развитию, так как спрос неуклонно растет. Сейчас в стадии реализации проект мукомольного завода. Мы самый большой производитель зерновых колосовых на Кубани, и нам нужен свой переработчик. В перспективе это предприятие будет выпускать готовую продукцию: макаронные изделия, комбикорма и так далее.

Сегодня Кущевский район – это не только агропромышленный сектор, хотя он остается важнейшей экономической составляющей. У нас промышленность растет взрывными темпами. Так, в 2018 году сельское хозяйство занимало 41 процент в валовом муниципальном продукте, а промышленность – 18 процентов. В 2023-м – 39 и 32 процента соответственно. При этом объем производства сельского хозяйства постоянно растет, но темпы развития промышленности еще выше. В 2023 году по отношению к 2022 году объем промышленного производства по крупным и средним предприятиям увеличился в 2,5 раза.

Сфера ЖКХ

С 2018 на территории Кущевского района проведен ремонт 104 км водопроводных сетей, реконструировано 6,2 км водопроводных сетей, выполнены капитальные ремонты 3 артезианских скважин, построено 4,2 км новых водопроводных сетей.

За последние 5 лет на территории муниципалитета газифицировано 1040 объектов, из них: 984 домовладения, 56 объектов коммунально-бытового обслуживания и соцобъектов. Введены в эксплуатацию 8 новых газопроводов общей протяженностью 23,5 км в Красносельском, Кущевском, Шкуринском, Среднечубуркском и Новомихайловском сельских поселениях. С 2018 года выполнены работы по замене теплотрасс общей протяженностью 6,6 км. Построено новых и модернизировано 5 газовых котельных, расположенных в Кущевском и Новомихайловском сельских поселениях.

– А на простых жителях такое развитие района сказалось?

– Вы о зарплатах? Вот срез по крупным и средним предприятиям. Средняя зарплата в 2021 году составляла 36,6 тысяч рублей в месяц, в 2023-м – 52,4 тысячи. Рост на 43 процента за два года.

В то же время бурный рост промышленности породил другую проблему: дефицит квалифицированных специалистов. Если два года назад у нас рабочих мест не хватало, то сегодня ситуация обратная – нужны кадры. Судите сами, за последние пять лет у нас внедрено 180 инвестиционных проектов, создано 876 новых рабочих мест. Причем 221 из них – за 2023 год. А сейчас мы в процессе реализации проекта тепличного комплекса, где в первой очереди появится 150 рабочих мест, а по итогу – 600.

– И как решить вопрос, если кадров не хватает во всей стране? Даже президент страны об этом говорит.

– Кущевскому району очень повезло с географией. Мы находимся на юге страны. До Ростова-на-Дону меньше 80 километров. До моря тоже ехать недалеко. А если сюда добавить развитую социальную и инженерную инфраструктуры, отсутствие пробок, чистый воздух, широчайшие возможности для самореализации детей и возможность очень достойного дохода для их родителей, получается сильное конкурентное преимущество в борьбе за кадры.

– Подождите, вы собираетесь людей из городов-миллионников переманивать?

– Конечно. Сегодня у нас даже появился шутливый слоган: «Ростов – это пригород Кущевской». В каждой шутке есть существенная доля правды. Что есть у обитателя мегаполиса, чего не имеет житель Кущевского района? Доступность к театрам и центрам досуга? Так от нас до Ростова за час легко доехать, а Дома культуры и другие заведения у нас тоже есть. Возможность заниматься спортом или творчеством? У нас два крытых спортивных комплекса, центр единоборств, ледовый дворец, плавательный бассейн, детский Дом творчества, школа искусств, в каждом Доме культуры десятки кружков на любой вкус – от музыки и танцев до бисероплетения.

Здравоохранение

Кущевская ЦРБ определена как одна из семи в Краснодарском крае центральных районных больниц межмуниципального значения. За последние 5 лет на базе Кущевской ЦРБ начали работу: региональный сосудистый центр, травматологическое отделение, межрайонный центр амбулаторно-онкологической помощи, диализный центр. Начал работу отдел ПЦР-диагностики.

С 2018 года введены в эксплуатацию 3 модульных ФАПа и здание врача общей практики.

В рамках государственных программ за последние 5 лет в ЦРБ поступило оборудования, медицинского транспорта более чем на 478 млн руб.

В станице Кущевской ведется строительство новой детской поликлиники на 250 посещений в день.

Если здраво взвесить все за и против, то у нас есть конкурентное преимущество по сравнению с городом по комфорту, безопасности, уровню спортивной и творческой занятости детей, взрослых и экологической составляющей. Поэтому тенденция переезда к нам специалистов из крупных городов развивается.

– Но все же самый эффективный способ устранения кадрового дефицита – это взращивание своих кадров. А молодые люди стремятся в города. Как с этим быть?

– Каждый год я встречаюсь с выпускниками-стобалльниками и медалистами. Умные, целеустремленные ребята. И я отметил для себя, что постепенно тренд на инженерные, технические специальности усиливается. В последнюю такую встречу половина выпускников-отличников сказали, что пойдут учиться на инженерные специальности. В прошлом году наша выпускница поступила в МГТУ имени Баумана на ракетостроение! Просто представьте уровень качества знаний, которые она и другие ребята получают в школах Кущевского района. Сейчас дети в выборе своего будущего ориентируются на то, чтобы быть востребованными после вуза или техникума.

Это здравый подход, который неизбежно приведет многих из них обратно, в Кущевский район, где они будут уважаемыми людьми и обеспеченными работой специалистами.

Нам еще очень много надо сделать для развития инфраструктуры Кущевского района, внедрения новых инвестиционных проектов и постоянного улучшения жизни наших жителей. Мы рады возвращающимся к нам выпускникам вузов, приезжающим к нам из других регионов и городов квалифицированным специалистам, молодым семьям, всем, кто захочет стать жителем Кущевского района. Уверены, они быстро поймут, что сделали самый правильный выбор в своей жизни.

Стратегия развития

Главные направленияукрепление экономики, повышение качества и уровня жизни людей при реализации национальных проектов, привлечении долгосрочных инвестиций, увеличении объемов производства и доходов в бюджет, росте реальных доходов граждан, создании новых рабочих мест.

.

Подписаться на нас

Вчера, 21:06

За день в Краснодаре произошло два смертельных наезда на пешеходов

Погибли 10-летний ребенок и 89-летняя женщина

Фото: t.me/gibdd123region

Тяжелые автоаварии с трагическими последствиями произошли днем 8 декабря в двух районах краевого центра.

Как рассказал начальник Госавтоинспекции УМВД России по Краснодару Александр Глотов, на перекрёстке улиц Кузнечной и Базовской 51-летний водитель грузовика DAF с полуприцепом пытался повернуть направо на разрешающий сигнал светофора. Однако в этот момент по регулируемому переходу, также на зелёный свет, дорогу переходил мальчик. Затормозить водитель не смог и совершил наезд.

Ребёнок скончался на месте до прибытия скорой помощи.

Вторая смертельная авария, как сообщал «Югополис», произошла на улице Московской. По словам замначальника Госавтоинспекции города Виталия Савина, 48-летний водитель автомобиля ПАЗ, выполняя маневр, сбил женщину очень преклонного возраста. Она также погибла на месте ДТП.

Правоохранители устанавливают все обстоятельства произошедших аварий.

Видео: t.me/gibdd123region

Вчера, 20:44

Паромный проект потерпел неудачу: попытка зайти в Сочи обернулась убытками в 90 тысяч долларов

Власти Краснодарского края и спецслужбы резко высказались против возобновления грузопассажирских перевозок в таком формате

Фото: Черноморский Союз промышленников и предпринимателей

В начале ноября компания‑оператор паромной линии Seabridge столкнулась с серьёзной проблемой: попытка запустить регулярное сообщение между Трабзоном и Сочи завершилась ощутимыми финансовыми потерями. 

Как сообщил генеральный директор «СВС Шиппинг» Сергей Туркменян изданию «Коммерсант‑Сочи», убытки составили около 90 тысяч долларов. 

Всё началось вечером 5 ноября, когда паром Sea Bridge отправился из турецкого Трабзона с 20 пассажирами на борту. Утром 6 ноября судно достигло акватории Сочи, где должно было дождаться официального разрешения на заход в порт. Однако планы резко изменились: оказалось, что в этот день в районе проводились морские учения, из‑за чего доступ в порт оказался закрыт.

Паром вынужден был оставаться на внешнем рейде более 40 часов. Даже после этого ситуация не улучшилась: судну позволили войти лишь во внутренние российские воды, но не дали разрешение на швартовку. В итоге 8 ноября капитану пришлось принять непростое решение — развернуть судно и отправиться обратно в Трабзон

Компания позаботилась о пассажирах: их доставили до пунктов назначения за счёт перевозчика. Тем не менее сам оператор понёс существенные расходы — на содержание судна в море, обеспечение людей всем необходимым и решение сопутствующих организационных вопросов. Именно эти затраты и сложились в итоговую сумму убытков, оцениваемую в 90 тысяч долларов.

История паромного сообщения между Трабзоном и Сочи насчитывает не один десяток лет: регулярное движение существовало с 1993 года, но прекратилось в 2011‑м из‑за резкого сокращения пассажиропотока и грузоперевозок. С тех пор неоднократно возникали попытки возобновить маршрут, однако каждый раз возникали серьёзные препятствия. Власти Сочи и края указывали на целый ряд проблем: неподготовленность порта, отсутствие необходимой инфраструктуры для досмотра судов и грузов, а также риски перегрузки городской дорожной сети. Дополнительным барьером стало требование получать разрешение ФСБ.

Весной 2025 года проект вновь оказался в центре внимания, и летом Росморречфлот всё же выдал разрешение на организацию линии Seabridge. В октябре был проведён пробный рейс, но и он не принёс успеха — заход в порт снова отклонили. Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев пояснил, что сочинский порт пока не обладает технической возможностью обрабатывать такие суда, особенно если речь идёт о перевозке большого количества автомобилей. При этом перевозчик настаивал, что линия рассчитана исключительно на пассажиров и легковые машины, а грузовые операции не предполагаются. Организаторы проекта подчёркивали его туристическую направленность и важность для укрепления экономических связей между двумя городами.

После неудачной попытки ноября в Сочи вновь подтвердили: инфраструктура морского порта по‑прежнему не готова к обслуживанию грузопассажирских судов. Среди ключевых проблем — отсутствие мобильных инспекционно‑досмотровых комплексов, а также неудобное расположение транспортных маршрутов, которые проходят через перегруженные центральные районы города. 

Тем не менее, компания-перевозчик не оставляет надежд на возобновление регулярного паромного сообщения между портами двух стран.

Вчера, 20:17

На улицы Краснодара и Новороссийска выезжает новогодний транспорт

Кубанские муниципалитеты активно готовятся в предстоящему празднику

Фото: krd.ru

Краснодар и Новороссийск собираются встретить Новый год с праздничным общественным транспортом. 

В кубанской столице новогодний транспорт выйдет на маршруты 10 декабря и будет курсировать до 18 января включительно. В праздничную «флотилию» войдут два трамвая (№ 009 и № 259), два троллейбуса (№ 174 и № 268) и один автобус (№ 496). 

Сотрудники Краснодарского трамвайно‑троллейбусного управления тщательно украсили транспорт: снаружи вагоны и автобус сияют гирляндами в форме ёлочек, декорированы снежинками, сосульками, игрушками и приветственными надписями «С Новым годом», а внутри пассажиров ждёт тематический декор, создающий по‑настоящему праздничное настроение. 

Все эти машины будут поочерёдно выходить на линии МУП «КТТУ», так что встретить новогодний транспорт можно будет на любом городском маршруте.

В Новороссийске тоже подхватили традицию украшения общественного транспорта к празднику. Первым в этом сезоне преобразился троллейбус № 24: его салон нарядили гирляндами, мишурой и ёлочными игрушками. Сейчас праздничный троллейбус курсирует по городским маршрутам № 6 и № 16, даря пассажирам ощущение приближающегося праздника и превращая обычную поездку в маленькое новогоднее приключение.

Видео: mup_mptn_nvrsk

Вчера, 19:39

Награда за футбольную революцию: Сергей Галицкий признан лидером развития отечественного футбола

В короткие сроки он сделал команду элитарным подразделением, на которое равняются другие клубы

Сергей Галицкий (слева) и Александр Алаев. Фото: premierliga.ru

Основатель и президент футбольного клуба «Краснодар» Сергей Галицкий удостоен специальной премии Российской Премьер-лиги (РПЛ) за исключительный вклад в развитие российского футбола. Это признание стало возможным благодаря активной поддержке и руководству Галицкого, который сумел превратить команду в уникальный спортивный проект национального масштаба.

Президент РПЛ Александр Алаев лично вручил премию Сергею Галицкому, отметив, что тот воплотил в жизнь идею формирования спортивного феномена, способствующего развитию региона и всей страны. Особое внимание было уделено работе знаменитой академии «Краснодара», выпускники которой успешно выступают как в родном клубе, так и привлекаются ведущими европейскими командами. Алаев подчеркнул значимость инфраструктуры клуба, состоящей из великолепного стадиона и ультрасовременных тренировочных баз, совмещающих эстетику и функциональность, ставших ориентиром для остальных клубов.

Футбольный клуб «Краснодар», созданный Галицким в 2008 году, прошел путь от новичка до победителя чемпионата России в рекордно короткие сроки. Команда также сумела трижды занять призовые места, выиграв серебро в сезоне-2023/24 и бронзу в трех предыдущих чемпионатах. Успех команды подкрепляется участием в престижных европейских турнирах, включая выход в плей-офф Лиги Европы и выступление на групповом этапе Лиги Чемпионов.

Академия «Краснодара» стала кузницей талантов, обеспечившей рост молодых футболистов. Ее филиалы расположены в Краснодарском крае и близлежащих регионах, формируя мощную базу подготовки профессиональных игроков.

Пресс-служба РПЛ официально подтвердила награждение Сергея Галицкого почетной премией, высоко оценив его деятельность как ключевого реформатора российского футбола. Эта награда символизирует новую эпоху в развитии спортивной культуры нашей страны, вдохновляя инвесторов и энтузиастов развивать футбол как важнейшую составляющую национальной гордости и международного признания.

Telegram внедрил авторизацию через Passkey — альтернативу СМС-подтверждению

Это современная беспарольная технология аутентификации

Фото: ru.freepik.com

Мессенджер Telegram представил инновационный способ входа в аккаунт, параллельный традиционной схеме с СМС‑подтверждением. В обновлённых версиях приложения для iOS и Android появилась поддержка технологии Passkey — современных ключей доступа, реализующих концепцию беспарольной аутентификации. Новая функция доступна в разделе «Конфиденциальность» настроек мессенджера.

Как сообщает РБК, принцип работы механизма заключается в создании цифрового ключа доступа, который надёжно хранится в системном менеджере паролей. После первичной настройки пользователь получает возможность входить в аккаунт, используя биометрические данные (распознавание лица через Face ID или сканирование отпечатка пальца через Touch ID) либо ввод PIN‑кода устройства. Такой подход полностью исключает необходимость получать и вводить одноразовые пароли, доставляемые посредством СМС.

Внедрение Passkey стало логичным шагом на фоне сложностей с традиционной авторизацией. Ещё в конце октября новые российские пользователи Telegram и WhatsApp* столкнулись с проблемой: при регистрации им перестали поступать СМС‑сообщения и звонки для подтверждения личности. Источник в сфере информационной безопасности подтвердил, что операторы связи получили требования прекратить передачу таких уведомлений новым пользователям этих мессенджеров.

Ситуация развивалась на фоне ужесточения регулирования мессенджеров в России. В августе Роскомнадзор объявил о блокировке звонков в Telegram и WhatsApp*, объяснив такую меру борьбой с мошенничеством. В октябре надзорное ведомство заявило о частичном ограничении работы этих сервисов, а в конце ноября предупредило о возможной полной блокировке WhatsApp* в случае несоблюдения требований российского законодательства.

Напомним, что ранее, в середине ноября, Telegram вслед за WhatsApp* внедрил авторизацию через электронную почту — ещё одну альтернативу СМС‑подтверждению. 

* Корпорация Meta, владелец WhatsApp*, признана в РФ экстремистской организацией и запрещена на территории страны.

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных использованием файлов cookie.