По стопам отца

Альбина Шмакова приехала на Кубань из Кемеровской области в 1966 году после окончания дорожно-строительного техникума в Новокузнецке. Выбор профессии дорожника для региона шахтеров и металлургов может показаться необычным только на первый взгляд. Альбина Дубинская (девичья фамилия) пошла по стопам отца, чье имя по праву занимает почетное место в истории дорожной отрасли нашего края: Юзеф Соломонович Дубинский работал в системе на руководящих постах, на момент приезда Альбины на Кубань занимал должность начальника транспортного отдела треста «Краснодаркрайдорстрой».

Слово «дорога» женского рода
​Альбина Шмакова

"До сих пор помню свой первый рабочий день. Это было 17 августа 1966 года. Меня приняли техником-лаборантом. Все было таким новым и интересным, что открытия для себя я делала каждый день, - вспоминает Альбина Юзефовна. – Что отличало и, уверена, будет отличать дорожников во все времена, так это особое отношение к молодежи. Не помню такого, чтобы кто-либо отказался помочь молодому специалисту, объяснить тонкости работы, рассказать о моментах, на которые надо обратить пристальное внимание. Так было и пятьдесят лет назад, так происходит и сейчас. Дорожники – люди особенные. Наверное, потому что плоды нашего труда, в прямом смысле, находятся на поверхности и их может оценить каждый. Мы чувствуем ответственность".

Работе в лаборатории Альбина Юзефовна отдала восемь лет. Затем ее перевели в производственный отдел, где она трудилась долгие годы. Потом была должность помощника руководителя «Краснодаравтодора», и в этом качестве Альбина Шмакова проработала вплоть до 2010 года. Но и с приходом пенсии она не оставила любимое дело, пошла работать в Союз дорожников Кубани, где трудилась до 2015 года.

Разговор с Альбиной Юзефовной, по сути, полувековая история дорожной отрасли нашего края, услышанная не просто от очевидца, а участника грандиозных событий и свершений. Рассказывая о людях, с которыми ей посчастливилось работать, Альбина Шмакова называет имена-легенды, но для нее они значат гораздо больше, чем руководители и профессионалы: они те, кто строил будущее, в котором мы сегодня живем - Александр Сергеевич Петрусенко, Олег Константинович Безродный, Ким Хазретович Нехай… Последнее имя у Галины Юзефовны всегда вызывает слезы:

"Трагедия, случившаяся в 2006 году, когда погиб Ким Хазретович, моя личная трагедия. Те, кто его знал, по-иному не могут воспринимать эту несправедливость. Молодой, энергичный, талантливый, добрый, отзывчивый и вдруг раз, несчастный случай, и его нет. В голове до сих пор не укладывается, хотя прошло пятнадцать лет. Он сделал очень много хорошего для людей, а мог совершить в десять и в сто раз больше, но не успел. Я всегда с теплотой и болью вспоминаю Кима Хазретовича и благодарна судьбе, что он был в моей жизни".

За свой труд Альбина Шмакова была удостоена звания «Почетный дорожник России», награждена медалью «За выдающийся вклад в развитие Краснодарского края» III степени.

Вековая история

Совокупный стаж семьи Саминых в дорожной отрасли близится к столетию. Очень существенный вклад в это достижение внесла Галина Самина, которая отдала делу жизни 32 года.

Слово «дорога» женского рода
Самина с коллегами-ветеранами дорожной отрасли (первая справа в нижнем ряду)

Про себя Галина Африкантовна говорит, что ее путь не сильно отличается от того, по которому шли многие ее сверстники: военное детство, учеба, работа. Возможно, так оно и есть. Но не для нас: жизнь этой замечательной женщины - пример верности профессии и семье.

Галина Грязнова (девичья фамилия) после 8 классов пошла учиться в авиационный техникум города Горький на строителя. Получив среднее техническое образование, поехала по распределению в Омск. Здесь девушку сразу направили на ответственную работу – на строительство промышленных и жилых зданий. Карьера шла в гору. Этому во многом способствовала тяга Галины к освоению новых передовых знаний. Она быстро достигла должности нормировщика огромного строительного треста. В это же время нашла свою любовь и вышла замуж. Ее избранником стал Альберт Карлович Самин, который в это время трудился механиком и параллельно учился в Омском автодорожном институте.

"Когда муж окончил институт, то поехал в Москву с серьезным рационализаторским предложением. Его приняли в министерстве, одобрили новинку и предложили руководящую должность сразу в нескольких регионах Советского Союза. Он выбрал Кубань, где жили его родители. Так, в 1962 году, мы оказались здесь", - вспоминает Галина Африкантовна.

Альберта Карловича назначили начальником ДРСУ в Усть-Лабинском районе. Галина Африкантовна пошла работать в строительную организацию мастером, работала на линии и в качестве мастера занималась капитальным ремонтом жилого фонда.

А через год Галине Африкантовне пришлось коренным образом сменить профиль деятельности: ее назначили экономистом строительно-монтажного управления, которое занималось строительством в сельской местности. Затем, в 1964 году, семья переехала в Краснодар, где Галина Самина стала работать в плановом отделе треста «Краснодардорстрой».

Потом были две заграничные командировки: Альберта Карловича направляли строить дороги в Монголии и в Сомали. Галина Африкантовна всегда была рядом - и в быту, и в работе, за вклад в строительство дорог Монгольской народной республики была награждена медалью «Дружбы народов».

Окончательно в Краснодар семья Саминых вернулась в 1975 году. Галину Африкантовну сразу пригласили на должность экономиста в «Краснодаравтодор», который в то время возглавлял легендарный Александр Сергеевич Петрусенко. Там она впоследствии стала начальником финансового отдела и трудилась на этом месте вплоть до 2001 года.

Ей постоянно приходилось осваивать новые направления, совершенствовать профессиональные знания, и она не боялась перемен. Ее отдел отвечал за наполнение дорожного фонда за счет налогов, а законодательство часто менялось. Достаточно сказать, что до 1991-го отчисления в дорожный фонд производили 2600 предприятий, а в последующем их количество выросло до 60 тысяч - за счет развития предпринимательского движения.

"В 1991 году новый руководитель «Краснодаравтодора» Олег Константинович Безродный стал активно внедрять в нашу работу компьютеры. Распорядился, чтобы я в деталях объяснила программистам, какой функционал несет наш отдел, с тем, чтобы они разработали программу. В кратчайшие сроки задание руководства было выполнено, и мы перешли на собственную программу учета. Конечно, Олег Константинович потребовал от каждого сотрудника нашего отдела досконального знания инновационного внедрения. Таким образом, мы в числе первых в стране начали переводить свою работу в цифровой формат", - вспоминает Галина Самина.

За свой труд Галина Африкантовна в 1993 году была награждена знаком «Почетный дорожник РСФСР», а в 1997-м удостоена звания «Почетный работник транспорта России».

Что касается стажа династии Саминых, то дочь Марина трудится в дорожной отрасли уже 45 лет, а сейчас и внучка Александра продолжает семейную традицию – на радость любимой бабушке.

В числе лучших

Ирина Тарасова - руководитель дорожно-строительной организации ООО «РегионДорСтрой». Когда в 2007 году она встала у руля предприятия, это было воспринято если не как сенсация, то уж точно как выдающееся событие: женщины в дорожной отрасли играют огромную роль, но редко на первых позициях. Тогда же к Ирине Владимировне было приковано пристальное внимание: справится ли?

Слово «дорога» женского рода
​Ирина Тарасова

Прошли годы, и сейчас можно с уверенностью сказать, что Ирина Тарасова не просто справилась, а показала себя как эффективный и дальновидный профессионал - ООО «РегионДорСтрой» выполняет работы не только в родном Кореновском районе, но и по всему краю. Как и положено передовикам, предприятие постоянно развивается: обновляется парк техники, внедряются современные технологии, растут производственные мощности.

"Дорожное строительство сегодня находится на подъеме. С одной стороны, это очень мощный драйвер развития. С другой, пришли новые стандарты работы. Речь не только о технологиях и механизмах. Очень быстро меняется философия. Сегодня уже недостаточно просто хорошо работать. Необходимо все делать в сжатые сроки и при этом выдавать высокое качество. К тому же оба этих аспекта постоянно сокращаются и ужесточаются. Но судя по темпам развития отрасли в целом и нашего предприятия в частности, дорожники Кубани справляются с задачей и готовы к новым вызовам", - комментирует Ирина Тарасова.

О том, чем живет сегодня отрасль, как развивается, чем дорожники могут гордиться, обо всем этом Ирина Владимировна говорит со знанием дела и как руководитель дорожно-строительного предприятия, и как профессионал, который в течение пяти лет работал генеральным директором ассоциации «Союз дорожников Кубани». Благодаря ее отличным организаторским способностям, неравнодушию в союзе стали проводиться такие мероприятия, как спартакиады, футбольные турниры, конкурсы. Причем они каждый раз проходили в разных районах и городах края, масштабно и захватывающе, объединяя лучшие силы дорожников. Сейчас Ирина Тарасова избрана в состав президиума союза.

"В своей работе я всегда делала особый акцент на людей. Амбициозные задачи может решать только коллектив единомышленников, и в этом я вижу один из главных компонентов успешной работы. Например, когда я только стала генеральным директором ООО «РегионДорСтрой», мы повесили над входом плакат «Добросовестный труд – успех коллектива, успех предприятия». Маленький штрих, но мы имеем право гордиться тем, что строим дороги. Поэтому, когда меня назначили генеральным директором Союза дорожников Кубани, то в числе основных дел занялась организацией конкурса «Лучший по профессии». За опытом летали в Барнаул, где такой конкурс уже существовал, изучали опыт, адаптировали под себя и в 2017 году впервые провели его по нескольким номинациям – среди водителей, бульдозеристов, экскаваторщиков, грейдеристов. Сегодня это одно из самых ожидаемых событий для всех дорожников Кубани. Цель в том, чтобы все дорожники нашего края – от бульдозеристов до инженерно-технических работников, - знали друг друга, потому что только вместе можно решать глобальные задачи", - делится Ирина Тарасова.

Работа Ирины Владимировны высоко оценена и на краевом, и на федеральном уровне, она - заслуженный дорожник Кубани, награждена Почетной грамотой Министерства транспорта РФ за вклад в дорожное строительство.

Согласно высоким стандартам

Светлана Лира сейчас возглавляет отдел технологий и лабораторного контроля ГКУ КК «Краснодаравтодор». Можно сказать, что именно Светлана Владимировна отвечает за качество отремонтированных или построенных дорог в нашем крае. И судя по тому, что кубанские дороги являются брендом Краснодарского края, со своими обязанностями она и коллектив лаборатории справляются хорошо.

Слово «дорога» женского рода
Светлана Лира

По словам Светланы Владимировны, в профессию она пришла вполне ожидаемо:

"Мои родители строили Байкало-Амурскую магистраль. Мама, Людмила Никитична, инженер-строитель. Папа, Владимир Архипович, инженер-конструктор. Поэтому совершенно логично, что и я выбрала эту профессию", - рассказала собеседница.

На Кубань она приехала в 2017 году из Белоруссии - пригласили в «Краснодаравтодор» как высококвалифицированного специалиста. Путь к вершинам профессионализма Светлана Лира начала в Белорусском национальном техническом университете. Затем были магистратура, аспирантура и защита кандидатской диссертации. В 2015 году в 26 лет Светлана Владимировна возглавила университетский центр научных исследований и испытаний дорожно-строительных и изоляционных материалов. Потом поступило предложение из Краснодара, и, взвесив все аргументы, оценив уровень развития дорожной отрасли региона и его перспективы, она согласилась.

"Приняли меня очень хорошо. Хотя в этом и сомнений не было, потому что дорожники – люди особенные, одинаково увлеченные своим делом, вне зависимости от страны, в которой они живут и работают. Профессионализм наших сотрудников очень высок, и, главное, они любят дело, которым занимаются. Отдельно радовало развитие нашего отдела. За несколько лет «Краснодаравтодор» вложил в нашу лабораторию порядка ста миллионов рублей. По уровню оснащенности мы сегодня уверенно входим в десятку лучших по всей стране. Наша лаборатория аккредитована на независимость и техническую компетентность. Таким образом, наши заключения по качеству отвечают самым высоким стандартам", - комментирует Светлана Владимировна.

Сейчас во всей дорожной отрасли и, естественно, в деятельности возглавляемой Светланой Лирой лаборатории происходят коренные изменения. Этот и следующий год пройдут под эгидой перехода на новые стандарты в дорожной отрасли, поскольку прежние ГОСТы, принятые еще в прошлом веке, устарели и не отвечают современным условиям.

"Введение новых стандартов призвано ужесточить требования к качеству материалов, усилить контроль над соблюдением технологий и, как следствие, повысить срок службы и транспортно-эксплуатационные характеристики наших дорог. Для нас это еще одна амбициозная задача, которую, вне всяких сомнений, наше профессиональное сообщество решит качественно и в срок", - подчеркивает Светлана Лира.

Одной семьей

Нина Горланова в следующем году будет отмечать сорокалетний юбилей профессиональной деятельности на одном предприятии – армавирском ДСУ № 4. А ее совокупный трудовой стаж составляет уже 48 лет!

Слово «дорога» женского рода
Нина Горланова

Родное предприятие Нины Михайловны и для Армавира, и для всей дорожной отрасли Кубани является одним из маяков. Вот и недавно на годовом общем собрании Союза дорожников Кубани ДСУ № 4 было отмечено наградой в числе лучших организаций-членов СДК. В его квалификационной характеристике - сданные инфраструктурные объекты Олимпиады в Сочи-2014, объекты гоночной трассы «Формула-1», на строительстве которой ДСУ № 4 выступало в роли генерального подрядчика. О качестве выполненных работ можно судить и по тому факту, что за эти достижения ряд сотрудников предприятия были удостоены государственных наград. Также ДСУ № 4 было признано победителем XI конкурса «Дороги России» в номинации «Лучшие дорожные подрядные организации». Во всех этих достижениях весом вклад Нины Михайловны, которая на данный момент трудится ведущим бухгалтером предприятия, а до этого на протяжении девятнадцати лет (1989-2008 гг.) работала главным бухгалтером.

"Бухгалтерский учет заинтересовал меня еще со школьной скамьи. Сначала окончила Армавирский механико-технологический техникум по специальности бухучет. Пошла работать и параллельно училась на экономическом факультете Кубанского госуниверситета. В ДСУ № 4 я пришла в 1983 году уже состоявшимся специалистом – с 1974 года успела поработать на нескольких предприятиях.

В дорожной отрасли есть своя специфика, которую мне удалось быстро освоить, здесь особенно важен режим непрерывности и соблюдения сроков. В этом очень помогли старшие коллеги, - говорит Нина Михайловна. - Вообще, наш коллектив отличают сплоченность и доброжелательность. Предприятие для многих является семейным делом – здесь трудятся немало династий. Мы делим общую радость, помогаем друг другу преодолевать сложные моменты в жизни. Поэтому нет ничего удивительного, что мы считаем наше ДСУ № 4 лучшим предприятием не только Армавира, но и края".

В 2006 году Нина Горланова была удостоена высокого звания «Заслуженный дорожник Кубани» и носит его с гордостью, разделяя успех вместе с коллегами.

Самые прекрасные – это вы!

По официальным данным, в дорожной отрасли Краснодарского края занято более 12 тысяч человек. Статистики, сколько процентов из этого штата составляют женщины, а сколько - мужчины, к сожалению, не обнаружено. Да в принципе, она не так важна, потому что роль лучшей половины человечества в любом деле переоценить невозможно.

В дорожном строительстве женщины трудятся практически во всех областях: дорожными рабочими и лаборантами, бухгалтерами и контролерами, диспетчерами и руководителями самых разных уровней. И все они достойны отдельной публикации, даже целой повести. Все они, с виду такие разные, объединены главным: они умудряются создавать в такой тяжелой профессии, как дорожный строитель, неповторимую, недоступную для мужчин, но жизненно необходимую семейную атмосферу. Не важно, огромная ли это компания или сравнительно небольшое дорожно-строительное управление, каждое предприятие благодаря именно женской его части отличает особенный дух, царящий в коллективе: взаимовыручки, сопереживания, нацеленности на работу по высокому классу!

Так что есть все основания накануне замечательного весеннего праздника в честь прекрасной половины человечества пожелать каждой из наших героинь и всем женщинам дорожной отрасли Кубани здоровья, внимания, морального и материального благополучия.

Спасибо за то, что вы делаете этот мир добрее, красивее, лучше!

Первая полоса

Последние новости

Ситуация

Почему в малом бизнесе возникают проблемы с продажами и как их решать

Как правило, малому бизнесу сложно добиться стабильно высоких продаж – отсюда возникает нехватка денег на развитие компании. Почти каждый бизнесмен думает, что его проблема уникальна и именно из-за неё страдает объём продаж. Вместе с тем никакой «специфичной специфики» нет, все предприниматели совершают одни и те же ошибки из-за нехватки знаний.
Ситуация Weekend

Фабрика впечатлений встречает гостей

Анапа открывает курортный сезон. Об этом заявил глава города-курорта Василий Швец на большой пресс-конференции, которая прошла в отеле Mövenpick Resort & SPA Anapa Miracleon 5*.
Илья Привалов
Ситуация Weekend

Советске маньяки и дисфункциональные семьи: как молодые режиссеры спасают кинопрокат

Отечественный кинопрокат продолжает выживать без крупных западных премьер. В то время, как иностранная публика вовсю смотрит «Доктора Стренджа», «Варяга» и сиквел «Топ Гана», вниманию российских зрителей предлагаются ретроспективы, завалявшиеся на полках релизы и даже ролики с ютуба. Но и среди всего это есть проблески света. О них – в материале «Югополиса».

Город Люди

Индекс Краснодара: проверка на качество жизни

Новая трамвайная линия, строящиеся школы и детсады, ремонт дорог: Краснодар преображается день за днем, но отмечают ли жители перемены к лучшему, меняется ли наша жизнь к лучшему? Журналисты «Югополиса» прогулялись по Краснодару и выяснили, насколько удобно жить в кубанской столице, а где нужно добавить. Проверка показала, что Краснодар имеет все шансы нарастить свой Индекс качества жизни. И это важно не только для города, но и прежде всего для жителей, ведь индекс складывается в том числе из их оценок.
Григорий Загибов
Люди Бизнес Спорт

Российский стартап объединит шахматы древних славян и криптовалюту

Бизнесмен и филантроп Юрий Долженков является одним из энтузиастов, которые развивают настолько хорошо забытый, что воспринимается как новый, вид интеллектуального спорта – таврели. В планах – популяризация игры, создание игровых приложений и даже своей метавселенной.