Что произошло

Цены на продукты в России в 2020 году, по данным Росстата, выросли на 6,7%, хотя в 2019 году этот показатель составлял всего 2,6%. В январе нынешнего года продукты подорожали на 7% год к году.

В Краснодарском крае продовольственная инфляция по итогам 2020 года составила 3,9%, подсчитал Краснодарстат. В частности, огурцы и помидоры прибавили в цене 38,6% и 25,8% соответственно, яйца - 19%. При этом сахар подешевел на 6,4%. В январе 2021 года рост цен на продукты на Кубани составил 7,7% год к году.

Цены на еду растут во всём мире, однако в России продукты дорожают быстрее среднемирового уровня и быстрее, чем в развитых и основных развивающихся странах, уточнил директор центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. Для россиян подорожание продуктов более болезненно, чем для жителей развитых стран: расходы на еду для большинства жителей нашей страны составляют 40% бюджета, отметил профессор Чикагского университета и ВШЭ Константин Сонин.

Что делает правительство

После возмущённой речи президента Владимира Путина о том, что продукты становятся не по карману россиянам, кабмин пытается остановить рост цен административными инструментами. 16 декабря 2020 года Минсельхоз, Минпромторг, производители и торговые сети подписали соглашение о сдерживании роста цен на сахар и подсолнечное масло. Оптовая цена на сахар не должна превышать 36 рублей за килограмм, на подсолнечное масло — 95 рублей за литр, розничные цены - 46 и 110 рублей соответственно. Мера действует до конца первого квартала 2021 года, то есть до конца марта.

Это не первый раз, когда власти пытаются действовать подобным образом. Например, накануне парламентских выборов 2007 года и после резкого роста цен на продукты правительство договорилось с производителями и торговыми сетями о заморозке цен на молоко, масло, хлеб и яйца. В результате именно эти продукты дорожали быстрее остальных: в ноябре 2007 - марте 2008 года "замороженные" товары прибавили в цене 14,6%, а продовольствие в целом - 11,8%. После окончания заморозки цены резко подскочили.

Чем нам это грозит сейчас

Ректор Российской экономической школы (РЭШ) Рубен Ениколопов назвал новую попытку правительства административно регулировать цены на продукты "жестом некого отчаяния", поскольку в стране продолжается экономический кризис, а эффективных мер борьбы с ним у властей пока не выработано. "Основная проблема ведь заключается не в ценах, а в падении доходов населения. Но с этой проблемой справиться сложно. Поэтому пытаются бороться с той, которую можно решить административными методами", - подчеркнул он.

По мнению Егиколопова, если власти действительно начнут жёстко регулировать цены на продукты, это грозит дефицитом, поскольку товары по нерыночным ценам никто не станет продавать, а "вся сельскохозяйственная отрасль будет в руинах". Более мягкий вариант регулирования – за счёт экспортной пошлины – приведёт к тому, что прибыльность бизнеса начнёт снижаться, а значит, снизятся и инвестиции в аграрный сектор.

Директор центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович подчеркнул, что цены на продукты – волатильная единица, они зависят от неконтролируемой человеком урожайности и могут серьёзно вырасти или рухнуть.

Механизм подорожания сахара он объяснил следующим образом: "Сахар делается из сахарной свеклы, а в этом году ей засеяли на 17% меньше полей, чем в прошлом году, и урожай был серьезно хуже. Свеклы не хватило для удовлетворения спроса сахарозаводчиков, и цена на сырье поднялась из-за дефицита. Но это в этом году. А в прошлом было перепроизводство, и сахар продавался значительно дешевле средних цен. Предприниматели из-за дешевизны продукта были вынуждены брать кредиты, и в этом году цена выросла, чтобы бизнес смог достичь баланса".

Госрегулирование цен, по его мнению, не принесёт позитивного эффекта. Мировой опыт показывает, что рентабельность производителей снизится, они начнут уходить с рынка, после заморозки придётся вернуться к прежним ценам, а вот удержать их на этом уровне уже будет сложнее.

Гендиректор «Ленты» Владимир Сорокин считает, что попытки государства регулировать цены на продукты могут привести к убыткам. По его словам, прибыль торговых сетей небольшая – 1,6–3,6% от выручки, а если им приходится продавать товары себе в убыток, то они рано или поздно разорятся.

Правильный способ регулирования цен, по мнению Сорокина, - конкуренция. "Сейчас причина роста цен на те или иные продукты носит не спекулятивный, а чисто экономический характер. Никто не хочет на самом деле поднимать без необходимости цены. Все понимают, повышая цену, ты рискуешь и подрываешь свою конкурентоспособность: у людей денег не много, и они их очень аккуратно расходуют", - отметил он.

Профессор Чикагского университета Константин Сонин полагает, что даже разговоры о прямом контроле властей над ценами вредны: "Если граждане начнут считать, что правительство отвечает за цены на продукты, каждый скачок цен будет снижать доверие и повышать инфляционные ожидания". А ожидание роста цен или дефицита является важным драйвером инфляционных ожиданий, которые превращаются в совершенно реальную инфляцию.

Есть ли другие варианты

Сонин адекватным ответом властей на подорожание продуктов в России считает новый пакет антикоронавирусной помощи населению. "Как минимум, можно было бы повторить «пакет 11 мая», когда по предложению президента были выплачены дополнительные пособия для детей; в России такие выплаты — одна из самых простых мер «адресной» поддержки малоимущих. Как у всякой одноразовой меры, у такого пакета не было бы долгосрочных инфляционных последствий", - отметил он.

Кроме того, по его словам, цены на продукты в России были бы ниже, если бы не так называемые контрсанкции – запрет на экспорт продуктов из США, ЕС и ряда других стран, введённый в 2014 году российскими властями в ответ на западные санкции после присоединения Крыма и начала боевых действий на юго-востоке Украины. Контрсанкции, по мнению Сонина, ударили прежде всего по самым незащищенным слоям российского населения.

"Правительства всех ведущих стран в мире потратили серьезные деньги на поддержку граждан в год коронакризиса. В России вместо этого в 2020 г. увеличился Фонд национального благосостояния, а контрсанкции, приносящие столько вреда, так и не отменены", - подчеркнул он.

Доктор экономических наук и директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев называет введённые Кремлём контрсанкции, а также таможенные ввозные пошлины одними из главных причин относительно высокой стоимости продуктов в России.

"Проблема современного российского продовольственного рынка в том, что он существует в рамках жесткого протекционизма, который позволяет удерживать высокие потребительские цены", - считает Иноземцев. По его мнению, требование отмены контрсанкций и любых ввозных пошлин на продовольствие должно стать лозунгом тех российских партий, которые заявляют о приверженности социальной справедливости и борьбе за права малообеспеченных россиян.

Действие контрсанкций указом президента продлено до конца 2021 года.

Что дальше хотят делать власти

Ещё в феврале Глава Центробанка Эльвира Набиуллина говорила, что регулятор не видит необходимости в продлении соглашений о заморозке цен на сахар и подсолнечное масло. "Как краткосрочная мера по стабилизации цен - эти соглашения сработали, но, на наш взгляд, если такие меры могут иметь позитивный эффект, то только в краткосрочном плане", - отметила она и добавила, что если применять административные меры по регулированию цен долго, то производство и предложение таких продуктов может снизиться.

Против госрегулирования цен выступал замглавы Минпромторга Виктор Евтухов. 10 марта он заявил: "Уже начинают ломаться логистические цепочки поставок, потому что все хотят купить у производителя. У производителей нет возможности отгружать всем, потому что это огромный объем заявок. Ломаются старые сложившиеся связи".

Однако 11 марта президент Владимир Путин на совещании по повышению инвестиционной активности сказал, что в том, чтобы административно ограничивать цены, нет ничего страшного. «Это не снижение потенциала отрасли как таковой, если мы говорим о каких-то ограничениях [цен]. Речь идет об ограничениях, связанных с извлечением сверхприбылей. И здесь ничего страшного нет», - полагает он.

Вечером 22 марта пресс-служба правительства сообщила, что кабмин планирует продлить регулирование потребительских цен на сахар – до июня, на подсолнечное масло – до октября. Предполагается, что стоимость этих продуктов останется на том же уровне, который был зафиксирован в декабрьском соглашении: килограмм сахара - 46 рублей в рознице, литр масла - 110 рублей. Одновременно правительство предлагает субсидии производителям, если они не будут повышать цены. Какой эффект эти меры окажут на рынок и на кошельки россиян, мы вскоре увидим.

2 комментария

JJJJJ 26 мар 2021, 12:54
Ждем информации от первого канала что в не мытой Европе а конкретно в Германии цены выросли за год на 1%, а мы великая держава. на столько великая что у нас по мимо доходов еще и цены растут! Честно, противно и мерзко!!!!
avatar
Василий Однако 17 апр 2021, 16:55
Словоблудие ни о чем. Как реакция на никчемные разговоры чиновников, цель которых — создать видимость заботы о Родине и соотечественниках и увести общественную мысль от главного.

Первая полоса

Последние новости

Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.