«Улицы – наши кисти, площади – наши палитры», - писал в 1918-м году Владимир Маяковский. Футуристы считали, что искусству тесно в галереях и музеях, этих «сараях и кладовых человеческого гения». «Пусть улицы будут праздником искусства для всех», - гласит «Декрет №1 о демократизации искусств» того же года, подписанный Маяковским и его соратниками Давидом Бурлюком и Василием Каменским.
Спустя столетие
жандармерия кубанской молодежной
политики воплощает в жизнь этот тезис
«вождей революционного искусства
молодости»: осенью прошлого года в Краснодаре
презентовали проект «Арт-Кубань»,
пропагандирующий уличное творчество.
Только вот в проекте придворного
кубанского стрит-арта нет ни революции,
ни молодости, ни искусства.
Словенский философ Славой Жижек часто рассуждает о такой черте современной культуры, как «здоровое» потребление. По его мнению, современная культура – это культура кофе без кофеина, обезжиренных сливок, электронных сигарет и виртуального секса. О чём говорит Жижек? О популярности вещей, лишенных своей фундаментальной, но как бы вредной, опасной сущности.
Современный человек
хочет потреблять кофе, но не кофеин;
наслаждаться курением сигареты, но не
вдыхать смолы и никотин; использовать
сливки, но не получать лишних калорий;
заниматься сексом, но не иметь утомительных
любовных переживаний. Ты можешь потреблять
или делать всё, что угодно, говорит
Жижек, но сначала мы это обезопасим от
тех вещей, которые кажутся нам вредными,
подвергнем их стерилизации.
При чём здесь кубанский стрит-арт? Проект «Арт-Кубань», этот причудливый вариант придворного стрит-арта, – суть кастрация уличного искусства, превращение его в кофе без кофеина, в безалкогольное пиво, в безопасную симуляцию.
Обратимся к истории уличного искусства. В его современном понимании стрит-арт зарождается в русле социально-политических поисков контркультуры начала второй половины ХХ века (революционные идеи Маяковского и компании исчезли в тоталитарном тумане 30-х годов). «Улица безъязыкая» начинает говорить, и первые её слова – это политические лозунги. Их авторы – не художники из галерей, а городские партизаны и богемные революционеры. Как, например, француз Ги Дебор, написавший в 1953 году на одном из зданий парижского квартала Сен-Жермен знаменитое граффити «Никогда не работай».
Визитной карточкой
уличного искусства того времени стали
граффити майских событий 1968 года в
Париже. Протестующие парижане на
несколько недель превратили городские
здания, в том числе захваченные Сорбонну
и театр «Одеон», в рупор революционной
утопии: «Под каждой улицей – пляж», «Вся
власть воображению», «Представь: война,
а на неё никто не пошёл», «Запрещается
запрещать», «Будьте реалистами –
требуйте невозможного», «Как грустно
любить деньги», «Мы не хотим мира, в
котором гарантия не умереть от голода
связана с риском умереть от скуки».
С тех пор уличное
искусство пережило множество этапов
развития и неизбежно столкнулось с
влиянием индустрий маркетинга и массовой
культуры. Попав на конвейер общества
потребления, уличное искусство стало
походить на своего музейного отца, от
власти которого так стремилось сбежать:
граффити всё чаще лишаются острого
социального содержания, а на палитры
городских зданий проникает пресловутый
«салон» и прочие благопристойные
декорации. Вместо острых зубов протеста – беззвучная хлопушка с радужным
конфетти, радующая детей и непритязательную
публику. Именно таким безопасным
суррогатом и является продукция краевого
проекта уличного искусства «Арт-Кубань».
Замысел властей прост и понятен. Молодость – это время протеста, несогласия, разрушения рамок. И именно молодёжь, ещё не успевшая влюбиться во власть, как большинство взрослого населения, является основным субъектом протестного стрит-арта. Стрит-арта, для которого невозможна симфония с властью. Который по своей сути, a priori находится на грани нарушения общественных норм и административного кодекса.
Работа над приручением протестного потенциала стрит-арта ведётся нашими властями уже давно. Стоит вспомнить хотя бы фестиваль граффити «Свежий ветер», на который строевым шагом маршировали вчерашние «вандалы». «Арт-Кубань» и смежные казённые проекты уличного искусства - это декоративная клумба, куда власти пытаются пересадить дикорастущие цветы молодости.
Про сами работы, выполненные в рамках «Арт-Кубани», много говорить не стоит. Тут всё просто, для галочки: жонглирование пыльными банальностями, упакованными в несовершеннолетнюю эстетическую форму. Граффити «Дари добро» — квинтэссенция всей этой дидактики для учеников начальной школы. Могу продолжить: люби маму, будь честным, дуб – дерево, роза – цветок, а смерть неизбежна.
Деятельность муниципального
и краевого департаментов по работе с
молодёжью можно считать успешной, ведь
придворный стрит-арт – это довольно
прогрессивный инкубатор конформизма:
вместо запрета власти предлагают
художникам «свободные» пространства
и бесплатные краски. Только вот иногда
случаются казусы: мэр Евланов чуть ли
не при каждой встрече просит нарисовать
казаков, - сетует в одном из интервью художественный
руководитель проекта «Арт-Кубань»
Георгий Куринов.
Но живую реку молодости всё же не так просто превратить в синтетическое озеро. Настоящее уличное искусство прорастает даже через плотный асфальт кубанского консерватизма. Серия работ «Симуляция благополучия» арт-группировки «Кюс», высмеивающая опостылевшие «цветочки» единого облика Краснодара – лучший тому пример. Возможно, у нас есть и потенциальные Бэнкси и Паши 183, не ограничивающиеся лишь текстовым посланием, но их творческой самореализации, наверное, мешает всевидящее око казачьих патрулей.
Тот, кто читает этот текст, может справедливо возразить мне: термин «стрит-арт» не ограничивается только лишь пространством граффити. Совершенно верно, это я оставил напоследок.
Говоря о стрит-арте в
широком смысле слова (как о работе с
городским пространством), можно вспомнить
уже не придворное граффити, а скорбную
художественную нищету городской
скульптуры, где бесконечные казаки и
собачки сливаются в нафталиновый союз
ура-патриотизма и мещанства.
Да, глупо требовать от власти поощрения протестного граффити, согласен, но ведь в Краснодаре есть и другое искусство, которое и не про собачек с казаками, и не про нарушения административного кодекса.
15 комментариев
Ирина К. 15 фев 2016, 17:02
Kirill Sazonov 15 фев 2016, 18:00
Alex_N 15 фев 2016, 22:58
Ohsher 16 фев 2016, 00:33
Катерина 16 фев 2016, 08:48
Насон Грядущий 16 фев 2016, 09:23
scaramouche 16 фев 2016, 11:06
semion 16 фев 2016, 14:16
GryumUchKa 16 фев 2016, 14:50
Alex_N 16 фев 2016, 15:06
Полина Курбанова 17 фев 2016, 09:38
koyaanisqatsi 17 фев 2016, 10:07
scaramouche 17 фев 2016, 12:57
Ohsher 17 фев 2016, 17:32
Николай Величков 18 фев 2016, 22:13
Последние обсуждения