«Улицы – наши кисти, площади – наши палитры», - писал в 1918-м году Владимир Маяковский. Футуристы считали, что искусству тесно в галереях и музеях, этих «сараях и кладовых человеческого гения». «Пусть улицы будут праздником искусства для всех», - гласит «Декрет №1 о демократизации искусств» того же года, подписанный Маяковским и его соратниками Давидом Бурлюком и Василием Каменским.

Спустя столетие жандармерия кубанской молодежной политики воплощает в жизнь этот тезис «вождей революционного искусства молодости»: осенью прошлого года в Краснодаре презентовали проект «Арт-Кубань», пропагандирующий уличное творчество. Только вот в проекте придворного кубанского стрит-арта нет ни революции, ни молодости, ни искусства.

Словенский философ Славой Жижек часто рассуждает о такой черте современной культуры, как «здоровое» потребление. По его мнению, современная культура – это культура кофе без кофеина, обезжиренных сливок, электронных сигарет и виртуального секса. О чём говорит Жижек? О популярности вещей, лишенных своей фундаментальной, но как бы вредной, опасной сущности.

Современный человек хочет потреблять кофе, но не кофеин; наслаждаться курением сигареты, но не вдыхать смолы и никотин; использовать сливки, но не получать лишних калорий; заниматься сексом, но не иметь утомительных любовных переживаний. Ты можешь потреблять или делать всё, что угодно, говорит Жижек, но сначала мы это обезопасим от тех вещей, которые кажутся нам вредными, подвергнем их стерилизации.

Alt
При чём здесь кубанский стрит-арт? Проект «Арт-Кубань», этот причудливый вариант придворного стрит-арта, – суть кастрация уличного искусства, превращение его в кофе без кофеина, в безалкогольное пиво, в безопасную симуляцию.

Обратимся к истории уличного искусства. В его современном понимании стрит-арт зарождается в русле социально-политических поисков контркультуры начала второй половины ХХ века (революционные идеи Маяковского и компании исчезли в тоталитарном тумане 30-х годов). «Улица безъязыкая» начинает говорить, и первые её слова – это политические лозунги. Их авторы – не художники из галерей, а городские партизаны и богемные революционеры. Как, например, француз Ги Дебор, написавший в 1953 году на одном из зданий парижского квартала Сен-Жермен знаменитое граффити «Никогда не работай».

Визитной карточкой уличного искусства того времени стали граффити майских событий 1968 года в Париже. Протестующие парижане на несколько недель превратили городские здания, в том числе захваченные Сорбонну и театр «Одеон», в рупор революционной утопии: «Под каждой улицей – пляж», «Вся власть воображению», «Представь: война, а на неё никто не пошёл», «Запрещается запрещать», «Будьте реалистами – требуйте невозможного», «Как грустно любить деньги», «Мы не хотим мира, в котором гарантия не умереть от голода связана с риском умереть от скуки».

С тех пор уличное искусство пережило множество этапов развития и неизбежно столкнулось с влиянием индустрий маркетинга и массовой культуры. Попав на конвейер общества потребления, уличное искусство стало походить на своего музейного отца, от власти которого так стремилось сбежать: граффити всё чаще лишаются острого социального содержания, а на палитры городских зданий проникает пресловутый «салон» и прочие благопристойные декорации. Вместо острых зубов протеста – беззвучная хлопушка с радужным конфетти, радующая детей и непритязательную публику. Именно таким безопасным суррогатом и является продукция краевого проекта уличного искусства «Арт-Кубань».

Alt

Замысел властей прост и понятен. Молодость – это время протеста, несогласия, разрушения рамок. И именно молодёжь, ещё не успевшая влюбиться во власть, как большинство взрослого населения, является основным субъектом протестного стрит-арта. Стрит-арта, для которого невозможна симфония с властью. Который по своей сути, a priori находится на грани нарушения общественных норм и административного кодекса.

Работа над приручением протестного потенциала стрит-арта ведётся нашими властями уже давно. Стоит вспомнить хотя бы фестиваль граффити «Свежий ветер», на который строевым шагом маршировали вчерашние «вандалы». «Арт-Кубань» и смежные казённые проекты уличного искусства - это декоративная клумба, куда власти пытаются пересадить дикорастущие цветы молодости.

Про сами работы, выполненные в рамках «Арт-Кубани», много говорить не стоит. Тут всё просто, для галочки: жонглирование пыльными банальностями, упакованными в несовершеннолетнюю эстетическую форму. Граффити «Дари добро» — квинтэссенция всей этой дидактики для учеников начальной школы. Могу продолжить: люби маму, будь честным, дуб – дерево, роза – цветок, а смерть неизбежна.

Деятельность муниципального и краевого департаментов по работе с молодёжью можно считать успешной, ведь придворный стрит-арт – это довольно прогрессивный инкубатор конформизма: вместо запрета власти предлагают художникам «свободные» пространства и бесплатные краски. Только вот иногда случаются казусы: мэр Евланов чуть ли не при каждой встрече просит нарисовать казаков, - сетует в одном из интервью художественный руководитель проекта «Арт-Кубань» Георгий Куринов.

Alt

Но живую реку молодости всё же не так просто превратить в синтетическое озеро. Настоящее уличное искусство прорастает даже через плотный асфальт кубанского консерватизма. Серия работ «Симуляция благополучия» арт-группировки «Кюс», высмеивающая опостылевшие «цветочки» единого облика Краснодара – лучший тому пример. Возможно, у нас есть и потенциальные Бэнкси и Паши 183, не ограничивающиеся лишь текстовым посланием, но их творческой самореализации, наверное, мешает всевидящее око казачьих патрулей.

Тот, кто читает этот текст, может справедливо возразить мне: термин «стрит-арт» не ограничивается только лишь пространством граффити. Совершенно верно, это я оставил напоследок.

Говоря о стрит-арте в широком смысле слова (как о работе с городским пространством), можно вспомнить уже не придворное граффити, а скорбную художественную нищету городской скульптуры, где бесконечные казаки и собачки сливаются в нафталиновый союз ура-патриотизма и мещанства.

Да, глупо требовать от власти поощрения протестного граффити, согласен, но ведь в Краснодаре есть и другое искусство, которое и не про собачек с казаками, и не про нарушения административного кодекса.

Искусство, которое, кстати, признано не только за пределами Краснодара, но и за пределами России. И это художники, как раз работающие с пространством. Например, «последний российский модернист» Валерий Казас. Или презентабельные и технологичные ReCycle. Или задорная арт-группировка «ЗИП». Работы всех этих художников выставлялись в Краснодарском институте современного искусства (при культурном центре «Типография»), который был награжден престижной премией «Инновация» в 2013 году.

Alt

На презентациях новых граффити проекта «Арт-Кубань» присутствуют мэр Краснодара Владимир Евланов и вице-губернатор края по социальной политике и СМИ Анна Минькова. Они вроде бы довольны тем, что на Кубани развивается альтернативное искусство. Но интереса к «Типографии», к визитной карточке творческого Краснодара, власти не проявляют.

Спрашивается, почему?

15 комментариев

avatar
Ирина К. 15 фев 2016, 17:02
Статья - полная чушь и субьективные однобокие помои, отражающие только личные предпочтения автора в искусстве. Уличное искусство не обязано быть протестующим и агрессивным. Если бы автор статьи был бы хоть немного в теме, он бы обнаружил, что в тех странах, где стрит-арт принял большие масштабы очень много совершенно "конфетных" работ, которые прекрасно существуют наряду с "социальным" стрит-артом, дополняют и усложняют образ города.
avatar
Kirill Sazonov 15 фев 2016, 18:00
Полностью согласен с Ириной, автор действительно не понимает что такое стрит-арт или граффити, начитался википедии и думает все блатной;)
avatar
Alex_N 15 фев 2016, 22:58
Эх, Денис Куренов... Накатывает грусть когда вспоминаю ваши лекции в Набокове. Нет, они были прекрасны безусловно, страсть, эрудированность и неподдельный интерес к предмету, всё было в них... Вот только смысла не было. Терялся он в хитросплетениях витиевато закрученных речитативов. Лучше бы вам, Денис, каверы на Кобейна исполнять, это был бы успех!:) Мне жаль, что талант автора разменивается на Югополисы и прочие площадки предоставляющие возможность поплевать на власть с высокой, так сказать, колоколенки и поморочить головы обывателей. Вы ведь знаете, времени у вас нет. Его ни у кого нет. Зачем же растрачиваете себя на это фиглярство? Финал уже известен. Он один. Смерть всех примирит. З.Ы. А за Георгия Куринова особенно напрасно вы взялись. Вам же с ним делить то и нечего, кроме одной буквы в фамилиях! )) Его картины раскрывают сердца и каждый день приносят радость множеству людей. Нет здесь никакой нужды наводить тень на плетень...
Ohsher 16 фев 2016, 00:33
Спасибо Куринову за то, что не рисует казаков. И упасите Небеса город от "типографии". Туда зайти страшно. А если это выльется на наши и без того похожие на "типографию" улицы, то город превратится в ту же мусорку, какой он был в 90 годах.
avatar
Катерина 16 фев 2016, 08:48
Подобных проектов нет в России! И молодежная политика дала возможность развития уличного искусства, дала шанс высказаться молодым художникам, более того, смогла избавить город от того самого протестного граффити, уродующего стены и подъезды домов. А что касается статьи - субъективное мнение. Достаточно было просто прочитать имена тех, кого ставит в пример, чтобы понять позицию автора.
avatar
Насон Грядущий 16 фев 2016, 09:23
Марата Гельмана на вас нет . Он бы вместо Маяковского показал бы вам , что такое хорошо и что такое плохо !
avatar
scaramouche 16 фев 2016, 11:06
Если считать визитной
avatar
semion 16 фев 2016, 14:16
@Alex_N, а застали ли вы советские времена? Когда тоталитарный строй также каждый день приносил людям радость и надежду на будущее, которого нет? @Ирина К., вы правы по-поводу других стран. Но если вы не обратили внимания, в других странах работы помимо прочего несут сильный смысл, даже если он не протестовый. А вот у Куринова что вы видите, кроме ярких красок и обманчивых градиентов и рефлексов? Конечно, для рядового человека ничего больше и не надо, главное что ярко и бросается в глаза. Но как известно, мнение рядового человека никак не связано с настоящим пониманием искусства.
GryumUchKa 16 фев 2016, 14:50
Я - обыватель. Я не знаток искусства. Мне зачастую неведом сакральный смысл того или иного творения. Мне ведомо лишь то, что в Краснодаре дома серые, заборы серые, плитка серая, все серое. Все новости сводятся к тому, какие плохие Украина и Турция, а мы процветаем, и кризиса не было и нет. Везде сплошная пропаганда "патриотизма", какие-то политические интриги и баталии. Тошнит уже от этой серости, нудятины и навязывания. Еще мне для полного счастья не хватало, чтобы вместо радужных, ярких, фантастических рисунков (в которых смысла может и нет, зато красиво, и глаз радует), по всем стенам и заборам у нас казаки нарисованы были и какие-то политические призывы, чтоб даже за окно выглядывать не хотелось и на улицу выходить. Кому надо поискать скрытый смысл в рисунках- сходите на выставку, придумайте себе, что вы есть обалденный критик и знаток, поверьте в это сами, и не морочьте голову обывателям. А лучше- на работу устройтесь, сразу полегчает.
avatar
Alex_N 16 фев 2016, 15:06
semion, да, конечно, советские времена мне удалось застать... впрочем, не настолько чтобы уверенно говорить о том, как тоталитарный строй приносил радость и надежду. Вообще, осмелюсь предположить, что радующее глаз настоящее во многом интереснее мрачного прошлого или иллюзорного будущего, которое ведь может и не наступить в принципе. Ведь мы все живем здесь и сейчас.
avatar
Полина Курбанова 17 фев 2016, 09:38
Ух,как же у нас любят нападать своими комментариями на отличную от своей точку зрения... Страшно же когда у кого-то она будет,вдруг однажны начнут верить,что жить не стало лучше и веселее,и не станет,а еще,что король-то голый...
avatar
koyaanisqatsi 17 фев 2016, 10:07
Дерзкая, смелая и умная статья от неравнодушного человека. Денис, пиши ещё.
avatar
scaramouche 17 фев 2016, 12:57
Господин Куренов прослыл в нашем убогом городе интеллектуалом , цитирующим Деррида и разбирающимся в дискурсах и симулякрах, постановках субъект-объектных взаимоотношений полов через неявное выражение гимена , иными словами , вывел манифестацию постмодернизма на улицы-флейты нашего города , как Фрида Калло , Давид Бурлюк и Маяковский. Помятуя о том, что Петр Кончаловский выставил за дверь Маяковского с его манифестом супрематизма в виде морковки , то и нам , городским сиротам, осталось только перекрестится , и помолиться Господу нашему ! Спасения нет от городских чиновников , засеявших цветочками клумбы и проспекты лучшего солнечного городка , как любимую могилку бабушки , а тут ещё прибавились молодые интеллектуалы, желающие осчастливить всех протестом антихудожественной мазни. Выплеснуть, так сказать , краски радуги на стены домов ! Таперича наш Краснодар будет изукрашен татуировками в стиле мексиканских наркобаронов и картинками космических фэнтези звездных войн, терминаторами и рэпперами рейва бэкграунда в девелопменте краудфандинга . На-кося , выкуси горожанин ! Пожалейте наши мозги , пожалуйста, и , заодно, поначалу озаботьтесь о приобретении элементарного художественного образования и вкуса. А пока тренируйтесь в «Типографии» - никто не видит и можно не заботиться о том, что сердобольные горожане не накостыляют по шее , удивившись эпическим живописным полотнам .
Ohsher 17 фев 2016, 17:32
Полина Курбанова - а что плохого в том, что у кого-то есть другое мнение? Учитывая отсутствие оскорблений, как часто бывает в обсуждениях а других сайтах, то следует признать интеллигентность нашей комментирующей публики )) Semion, вы уж меня простите, но подавляющее количество населения нашего города совсем не искусствоведы. И Бэнкси есть, увы, только в Англии. Практически в любых городах мира, если и есть уличное искусство, в отличии от нашего оно стильное, но никак не несущее какой-то скрытый смысл - социальный или какой-нибудь иной. И уж простите меня, но понимание искусства - это сугубо субъективное понимание.
avatar
Николай Величков 18 фев 2016, 22:13
Даже пришлось зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий. Меня удивило, что почти никто не приметил, что уж слишком созвучные фамилии у этих двух виновников торжества. Лично у меня вырисовывается очевидная картина. Два брата не смогли поделить наследство и назло друг другу поменяли по букве в своих фамилиях. Один из них ушёл в псевдофилософские дебри и стал совсем потерянным для общества. Второй же не стал падать так низко, а всего лишь превратился в полезного придворного художника. Вот так теперь и будут друг другу палки в колеся вставлять. Ждем достойный ответ от Георгия) Парни просто квартиру родительскую поделить не могут, а вы тут дискуссию развели! Будьте умнее)

Читайте также

Город Люди

«Люди устали от бесконечных «собачек»

Скульптор Валерий Казас рассказал «Югополису» об отношении к коллегам, революционном проекте, связанном с краснодарской городской средой, и о том, почему скульптура актуальнее живописи.
Денис Куренов

Первая полоса

Последние новости

Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.