ТОп-1
Пожалуй, больше всего в минувшем году водителям запомнились споры вокруг процедуры прохождения техосмотров. Мы неоднократно освещали эту тему, однако обойти её стороной в подборке просто невозможно. Тем более, что до определённого момента не было до конца ясно – примут изменения всё же или нет, а если да, то с какими поправками.
Теперь же всё решено окончательно. 30 декабря 2021 года заработали поправки в закон о ТО (действуют с момента опубликования). Обязательный регулярный техосмотр теперь нужен только для коммерческого транспорта (автобусов, такси и грузовиков), а также для легковых автомобилей или мотоциклов старше четырех лет в случае их постановки на учет и при изменении конструкции (диагностическую карту нужно будет предъявить в ГИБДД). Во всех остальных случаях ТО для владельцев легковых автомобилей стал добровольной процедурой.
Однако «хвостики» данного проекта догонят некоторых водителей лишь в начале весны. С 1 марта 2022 года начнёт действовать штраф в 2 тысячи рублей за управление автомобилем, на который не оформлена диагностическая карта. Карательная мера затронет лишь тех, кому положено её при себе иметь (читай выше).
КоАПострофа
В этом разделе мы вкратце пройдёмся по тем поправкам в КоАП, которые пока лишь обсуждаются, но совсем скоро могут превратиться из кошмарного сна некоторых водителей в суровую реальность. В новую редакцию кодекса, которая ещё только рассматривается, вошли разнообразные нашумевшие инициативы МВД и регионов по борьбе с нарушителями ПДД: санкции за систематические нарушения, опасное вождение, парковку автомобиля на газоне, выбрасывание мусора из транспортного средства, пьяное вождение и т.д.
Есть, однако, и смягчения в предлагаемых поправках. Так, из КоАП, возможно, полностью исключат такой вид наказания, как арест. Окончательного решения по данному вопросу также до сих пор нет.
Пока сложно говорить о том, какие положения кодекса изменятся и чего конкретно ждать автолюбителям. Однако определённые тенденции прослеживаются: очередное ужесточение наказания за тонировку, контроль средней скорости. В последнем случае всё достаточно неоднозначно. Сейчас если водитель получает штраф с соответствующей формулировкой, он может запросто оспорить его в суде. Новая мера узаконит понятие средней скорости, определит фактор технического оснащения – привязку камер к времени и месту, расчёт этой самой средней скорости и т.д. В обществе давно ходили слухи о возможном снижении «нештрафуемого порога», а новая мера, вероятно, является альтернативой такому решению – поможет избежать ситуаций, когда водители сбрасывали перед камерой, а после набирали скорость и спокойно ехали до следующей с превышением.
Из нового – возможное введение штрафа за выброшенный мусор. Здесь российское законодательство смотрит в сторону Запада, где подобные наказания действуют давно. Инициатива положительная, но пока неясно – как контролировать поведение недобросовестных водителей? Спойлер: ответ на этот вопрос, возможно, будет ближе к концу текста.

Водитель, тебя ждут в Сером доме
Ещё одно достаточно серьёзное ужесточение правил – уголовная ответственность за неоднократный выезд на встречную полосу или превышение скорости более чем на 60 км/ч. Причём соответствующий закон не обсуждается, а уже вступил в силу. Госдума приняла документ в конце минувшего года.
Вступивший в силу федеральный закон № 458 дополняет Уголовный кодекс новой статьёй 264.2 — «Нарушение ПДД лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами». Статья будет применяться в отношении граждан, которые сели за руль автомобиля, уже будучи лишенными прав за повторное превышение скорости на 60 км/ч или более, либо за повторный выезд на «встречку». Говоря проще, акция: собери три «встречки» (или серьёзных превышения) – и получи бесплатное питание и проживание на срок до двух лет.
Ранее за подобные «проступки» водителям грозила лишь административная ответственность с возможностью лишения прав. Сейчас за те же нарушения предусмотрены штраф в 200-300 тысяч рублей или до двух лет лишения свободы. За рецидив – до трёх лет лишения свободы.
Очевидно, что данная инициатива – реакция на серию резонансных и жёстких ДТП, в том числе с участием автоблогеров. Общественность обратила внимание, что действующее законодательство не позволяет в должной мере приструнить лихачей. Все предложенные меры – способ борьбы с хамским и опасным поведением на дорогах. Если раньше любители погонять могли заплатить штрафы (издержки, при том для блогеров с большой аудиторией, довольно низкие) и лихачить дальше, то теперь за очередную сплошную можно лишиться не только прав, но и свободы. Можно сказать, что новый закон отделяет тех, кто нарушил, от тех, для кого хамство на дороге и отрицание правил – норма жизни, и подразумевает более суровое наказание для последних.
«Правда, речь идет только о тех административных правонарушениях, которые выявлены в ситуации неавтоматических комплексов, то есть речь идет только о тех ситуациях, когда живой инспектор выявил административное правонарушение, что на фоне тотального сокращения численности сотрудников ГИБДД выглядит немножко нелепо», – отмечал автоэксперт Дмитрий Попов в беседе с изданием BFM.
В любом случае как нововведения повлияют на агрессивных автоблогеров и других нарушителей, мы узнаем уже совсем скоро.
Сухой закон
Также с 1 марта выступают в силу новые правила получения медицинских справок. Теперь водителей, у которых врач обнаружил клинические признаки наркотической зависимости (тремор рук, следы инъекций на венах, чрезмерно низкий пульс и т.д.), будут направлять на обязательный лабораторный анализ мочи. Если в биоматериале найдут наркотики, то гражданину не выдадут медицинскую справку, необходимую для обмена, получения или возврата водительских прав.
Тут стоит немного обратиться к истории. Новые правила медицинского освидетельствования Минздрав подготовил еще в 2019 году. Планировалось проверять кандидатов в водители на хронический алкоголизм с помощью дорогостоящих CDT-тестов. Однако проект раскритиковал Владимир Путин (в ряде регионов перемены могли спровоцировать существенный рост цен на справки - до 5 тыс. руб.) и документ отправили на доработку.
Из последней редакции в результате исчезло упоминание о CDT-исследовании. При этом меняется процедура исследования мочи на содержание в ней наркотиков по решению нарколога. Сейчас предусмотрено два этапа: предварительный химико-токсикологический анализ (тесты, позволяющие определить наличие в организме опиатов, каннабиноидов, кокаина, барбитурата и т.д.) и лабораторное исследование, которое проводится в случае положительного экспресс-теста.
Нарколог теперь сможет отправить кандидата на прохождение дополнительных анализов, если выявит не менее трёх клинических признаков. Среди них: «неадекватность поведения, в том числе сопровождающаяся нарушением общественных норм», «ускорение или замедление темпа мышления», «эмоциональная неустойчивость», заторможенность, сонливость или возбуждение, тремор рук, а также признаки «внутривенного введения веществ», включая следы от инъекций, и целый ряд других признаков. То есть врачу не обязательно будет тратить время на проведение экспресс-тестов, к более серьёзным анализам специалист сможет перейти, визуально оценив состояние кандидата.
«Действительно, указанные признаки являются показателем последствия употребления наркотиков или алкоголя, в том числе так называемый синдром отмены. Подобные исследования проводились и раньше, просто сейчас это станет более законно, регламентировано. Это дополнительный гарант безопасности – если у врача возникнут подозрения, что кандидат на получение водительских прав употребляет наркотики или алкоголь, он сможет наверняка узнать, отправив человека на дополнительные анализы. Это поможет исключить ошибку», – считает врач-нарколог, психолог Сергей Зайцев.
При этом собеседник «Югополиса» заметил, что все сомнения решаются в пользу пациента. То есть если внешние признаки совпадают, но анализы ничего не показали, – кандидат получит медицинскую справку о соответствии. В таком случае наличие вышеописанных симптомов может быть простым совпадением. Но что делать, если будущий водитель всё же окажется наркозависимым, но предусмотрит возможное прохождение анализов и не будет ничего употреблять, скажем, в течение недели? Как бороться с этим, неясно.
Некоторые эксперты в то же время считают перечень «клинических признаков» чрезвычайно «субъективистским». Собеседник "Коммерсанта" директор Центра по лечению наркотической и алкогольной зависимости Михаил Зобин предположил, что врачам будет сложно работать с документом. Он задался вопросом: «Если ничего не выявлено, но есть лишь клиническая картина, что должна будет подтвердить лаборатория? Что должен будет писать врач в направлении: возможное наличие всех возможных наркотических веществ?»
«Стопхам» на уровне закона
Самым поздним изменением может стать «Народный инспектор». Планируется до 1 июня 2022 года законодательно закрепить возможность оформления штрафов ГИБДД с помощью федерального мобильного приложения с неофициальным названием «Народный инспектор». Запустить проект к лету поручил Владимир Путин.
Сервис позволит гражданам по всей стране самостоятельно фиксировать факты нарушения ПДД и отправлять их в ГИБДД. Необходимые изменения, предусматривающие возможность вынесения постановлений об административных наказаниях за некоторые нарушения без оформления протокола, предлагают внести в КоАП.
Бдительные граждане с помощью приложения смогут отправлять жалобы на нарушение правил стоянки, в том числе на парковку во дворах на местах для спецтранспорта. Возможно, данная инициатива решит, в частности, вопрос с контролем выброса мусора на дороги. Сложно представить, чтобы такое могла зафиксировать камера или увидеть инспектор, а вот бдительный прохожий с телефоном или другой водитель с регистратором приструнит «грязнулю».
Новость о «стукаческом» приложении, однако, вызвала неоднозначную реакцию общественности. В Краснодаре, например, таких «блогеров» массово порицают. Опять же, не повысит ли это градус напряжённости в обществе? Кроме того, не стоит забывать, что в дорожной полиции давно жалуются на нехватку кадров, а что будет, когда в ГИБДД массово хлынут обращения, требующие рассмотрения?
С другой стороны, подобная схема уже сейчас достаточно успешно работает через соцсети. Сотрудники органов постоянно проверяют городские сообщества в Instagram, Telegram и т.д., инициируют проверки на основании роликов с запечатлёнными нарушениями (в основном после того, как их осветят в СМИ). В Краснодаре можно чуть ли не каждый день наблюдать ситуации, когда, как говорится, награда нашла своего героя: штрафы за свалки, неправильную парковку, пресловутое лихачество и т.д. Вопрос здесь скорее к массовости данного явления и тому, как оно повлияет на загруженность профильных ведомств.
Лучше пешком?
Подытоживая всё вышеописанное, можно прийти к выводу, что в 2022 году лучше передвигаться пешком. Однако если взглянуть повнимательнее, станет ясно, что основная масса ужесточений касается лихачей и, мягко выражаясь, несознательных водителей. Те же, кто соблюдает ПДД и следит за собой и своим автомобилем, напротив, даже получили небольшую поблажку в виде отмены ТО. Есть, конечно, и третья сторона – водители, которым, к примеру, просто негде парковаться и они как бы вынуждены нарушать. Подобных ситуаций сегодня много, а на дорогах Краснодара – особенно. Так или иначе, судить о нововведениях каждый будет сам. От этого, правда, обязанность их соблюдения никуда не денется.
Читайте также

Крутой поворот в истории с техосмотрами

В Совете Федерации назвали сумму штрафа за опасное вождение

Новые правила медосвидетельствования должны заработать в России с 1 марта 2022 года

Техосмотр в России больше не является обязательным
Первая полоса
Последние новости
-
В Кропоткине двое мужчин получили ножевые ранения в уличном конфликте 20:14
-
“Поскользнулся, упал”: в Москве с переломами ребер госпитализировали известного телеведущего Николая Дроздова 19:13
-
В Губернском микрорайоне Краснодара отремонтируют более двух километров дорог 18:21
-
Журналист “Югополиса” стал лауреатом регионального конкурса “Искра Юга 2022” 17:58
-
В горах Сочи загорелся четырехэтажный дом: эвакуировали 40 человек (видео) 17:27
-
Кубанского блогера Андрея Сиродопуло объявили в федеральный розыск 16:36
-
В больнице Краснодара умер пациент после нападения соседа по палате 15:23
-
В Анапе полицейские пришли в семью к девочке, которая продавала игрушки 14:30
-
Власти Сочи планируют закупить еще 51 автобус на природном газе 13:33
-
Центр Краснодара остался без тепла из-за коммунальной аварии 12:25
-
Трое детей погибли на пожаре в Краснодарском крае (видео) 11:04

О (не)повзрослевших миллениалах: «Прекрасный мир, где же ты» Салли Руни
Салли Руни позиционируют как Сэлинджера для миллениалов. Сравнение с американским классиком давно стало избитым, но его тоже нужно заслужить. Смогла ли это сделать тридцатилетняя ирландка, выпустившая в прошлом году свой третий роман «Прекрасный мир, где же ты»?

В Краснодаре отметили Крещение Господне: яркие фото одного из главных православных праздников
Кубанская столица присоединилась к празднованию Крещения - организованные купания с участием священнослужителей провели по девяти адресам.

Приобщение к чуду. О празднике Крещения Господня, крещенской воде и народных традициях
Православные россияне 19 января отмечают один из важнейших христианских праздников – Крещение Господне или Богоявление. О том, в чем истинный смысл этого великого праздника, и о том, что он значит для верующих, рассказывает Благочинный Западного церковного округа, настоятель храма Рождества Христова в Краснодаре протоиерей Александр Игнатов.

Будущее российской науки. Попытка № “Сириус”

Куда сходить и что посмотреть в Краснодаре с 16 по 29 января

Без Калкина и Гайдая: 12 фильмов на новогодние праздники. Выбор редакции «Югополиса»

Посмотрел, где тонко: губернатор Кубани провел вторую прямую линию

Афиша новогодних развлечений: куда сходить и что посмотреть в Краснодаре с 28 декабря по 11 января

Законы приравняли судьбу инвалидов к имуществу?
Что такое доступная или недоступная среда, вряд ли можно определить теоретически. Этот термин вкупе со словами вроде «безбарьерная» и «низкопольный» мы слышим регулярно в новостях. Однако несмотря на частоту употребления профильных терминов, мы почему-то не видим на городских улицах больше людей из «малоподвижной категории». Такое ощущение, что проблема оказалась затёртой между словами, якобы соответствующими новым представлениям об этике, и чиновничьими отчётами. О том, как на самом деле обстоят дела с доступностью среды, мы решили поговорить с теми членами Общественной палаты Краснодара, кто, в отличие от людей «нормотипичных» (ещё один термин), знает о проблеме если не на своём опыте, то из первых уст.

Комментариев еще нет
Последние обсуждения