ТОп-1

Пожалуй, больше всего в минувшем году водителям запомнились споры вокруг процедуры прохождения техосмотров. Мы неоднократно освещали эту тему, однако обойти её стороной в подборке просто невозможно. Тем более, что до определённого момента не было до конца ясно – примут изменения всё же или нет, а если да, то с какими поправками.

Теперь же всё решено окончательно. 30 декабря 2021 года заработали поправки в закон о ТО (действуют с момента опубликования). Обязательный регулярный техосмотр теперь нужен только для коммерческого транспорта (автобусов, такси и грузовиков), а также для легковых автомобилей или мотоциклов старше четырех лет в случае их постановки на учет и при изменении конструкции (диагностическую карту нужно будет предъявить в ГИБДД). Во всех остальных случаях ТО для владельцев легковых автомобилей стал добровольной процедурой.

Однако «хвостики» данного проекта догонят некоторых водителей лишь в начале весны. С 1 марта 2022 года начнёт действовать штраф в 2 тысячи рублей за управление автомобилем, на который не оформлена диагностическая карта. Карательная мера затронет лишь тех, кому положено её при себе иметь (читай выше).

КоАПострофа

В этом разделе мы вкратце пройдёмся по тем поправкам в КоАП, которые пока лишь обсуждаются, но совсем скоро могут превратиться из кошмарного сна некоторых водителей в суровую реальность. В новую редакцию кодекса, которая ещё только рассматривается, вошли разнообразные нашумевшие инициативы МВД и регионов по борьбе с нарушителями ПДД: санкции за систематические нарушения, опасное вождение, парковку автомобиля на газоне, выбрасывание мусора из транспортного средства, пьяное вождение и т.д.

Есть, однако, и смягчения в предлагаемых поправках. Так, из КоАП, возможно, полностью исключат такой вид наказания, как арест. Окончательного решения по данному вопросу также до сих пор нет.

Пока сложно говорить о том, какие положения кодекса изменятся и чего конкретно ждать автолюбителям. Однако определённые тенденции прослеживаются: очередное ужесточение наказания за тонировку, контроль средней скорости. В последнем случае всё достаточно неоднозначно. Сейчас если водитель получает штраф с соответствующей формулировкой, он может запросто оспорить его в суде. Новая мера узаконит понятие средней скорости, определит фактор технического оснащения – привязку камер к времени и месту, расчёт этой самой средней скорости и т.д. В обществе давно ходили слухи о возможном снижении «нештрафуемого порога», а новая мера, вероятно, является альтернативой такому решению – поможет избежать ситуаций, когда водители сбрасывали перед камерой, а после набирали скорость и спокойно ехали до следующей с превышением.

Из нового – возможное введение штрафа за выброшенный мусор. Здесь российское законодательство смотрит в сторону Запада, где подобные наказания действуют давно. Инициатива положительная, но пока неясно – как контролировать поведение недобросовестных водителей? Спойлер: ответ на этот вопрос, возможно, будет ближе к концу текста.

Топ-5 изменений правил для автомобилистов в 2022 году

Водитель, тебя ждут в Сером доме

Ещё одно достаточно серьёзное ужесточение правил – уголовная ответственность за неоднократный выезд на встречную полосу или превышение скорости более чем на 60 км/ч. Причём соответствующий закон не обсуждается, а уже вступил в силу. Госдума приняла документ в конце минувшего года.

Вступивший в силу федеральный закон № 458 дополняет Уголовный кодекс новой статьёй 264.2 — «Нарушение ПДД лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами». Статья будет применяться в отношении граждан, которые сели за руль автомобиля, уже будучи лишенными прав за повторное превышение скорости на 60 км/ч или более, либо за повторный выезд на «встречку». Говоря проще, акция: собери три «встречки» (или серьёзных превышения) – и получи бесплатное питание и проживание на срок до двух лет.

Ранее за подобные «проступки» водителям грозила лишь административная ответственность с возможностью лишения прав. Сейчас за те же нарушения предусмотрены штраф в 200-300 тысяч рублей или до двух лет лишения свободы. За рецидив – до трёх лет лишения свободы.

Очевидно, что данная инициатива – реакция на серию резонансных и жёстких ДТП, в том числе с участием автоблогеров. Общественность обратила внимание, что действующее законодательство не позволяет в должной мере приструнить лихачей. Все предложенные меры – способ борьбы с хамским и опасным поведением на дорогах. Если раньше любители погонять могли заплатить штрафы (издержки, при том для блогеров с большой аудиторией, довольно низкие) и лихачить дальше, то теперь за очередную сплошную можно лишиться не только прав, но и свободы. Можно сказать, что новый закон отделяет тех, кто нарушил, от тех, для кого хамство на дороге и отрицание правил – норма жизни, и подразумевает более суровое наказание для последних.

«Правда, речь идет только о тех административных правонарушениях, которые выявлены в ситуации неавтоматических комплексов, то есть речь идет только о тех ситуациях, когда живой инспектор выявил административное правонарушение, что на фоне тотального сокращения численности сотрудников ГИБДД выглядит немножко нелепо», – отмечал автоэксперт Дмитрий Попов в беседе с изданием BFM.

В любом случае как нововведения повлияют на агрессивных автоблогеров и других нарушителей, мы узнаем уже совсем скоро.

Сухой закон

Также с 1 марта выступают в силу новые правила получения медицинских справок. Теперь водителей, у которых врач обнаружил клинические признаки наркотической зависимости (тремор рук, следы инъекций на венах, чрезмерно низкий пульс и т.д.), будут направлять на обязательный лабораторный анализ мочи. Если в биоматериале найдут наркотики, то гражданину не выдадут медицинскую справку, необходимую для обмена, получения или возврата водительских прав.

Тут стоит немного обратиться к истории. Новые правила медицинского освидетельствования Минздрав подготовил еще в 2019 году. Планировалось проверять кандидатов в водители на хронический алкоголизм с помощью дорогостоящих CDT-тестов. Однако проект раскритиковал Владимир Путин (в ряде регионов перемены могли спровоцировать существенный рост цен на справки - до 5 тыс. руб.) и документ отправили на доработку.

Из последней редакции в результате исчезло упоминание о CDT-исследовании. При этом меняется процедура исследования мочи на содержание в ней наркотиков по решению нарколога. Сейчас предусмотрено два этапа: предварительный химико-токсикологический анализ (тесты, позволяющие определить наличие в организме опиатов, каннабиноидов, кокаина, барбитурата и т.д.) и лабораторное исследование, которое проводится в случае положительного экспресс-теста.

Нарколог теперь сможет отправить кандидата на прохождение дополнительных анализов, если выявит не менее трёх клинических признаков. Среди них: «неадекватность поведения, в том числе сопровождающаяся нарушением общественных норм», «ускорение или замедление темпа мышления», «эмоциональная неустойчивость», заторможенность, сонливость или возбуждение, тремор рук, а также признаки «внутривенного введения веществ», включая следы от инъекций, и целый ряд других признаков. То есть врачу не обязательно будет тратить время на проведение экспресс-тестов, к более серьёзным анализам специалист сможет перейти, визуально оценив состояние кандидата.

«Действительно, указанные признаки являются показателем последствия употребления наркотиков или алкоголя, в том числе так называемый синдром отмены. Подобные исследования проводились и раньше, просто сейчас это станет более законно, регламентировано. Это дополнительный гарант безопасности – если у врача возникнут подозрения, что кандидат на получение водительских прав употребляет наркотики или алкоголь, он сможет наверняка узнать, отправив человека на дополнительные анализы. Это поможет исключить ошибку», – считает врач-нарколог, психолог Сергей Зайцев.

При этом собеседник «Югополиса» заметил, что все сомнения решаются в пользу пациента. То есть если внешние признаки совпадают, но анализы ничего не показали, – кандидат получит медицинскую справку о соответствии. В таком случае наличие вышеописанных симптомов может быть простым совпадением. Но что делать, если будущий водитель всё же окажется наркозависимым, но предусмотрит возможное прохождение анализов и не будет ничего употреблять, скажем, в течение недели? Как бороться с этим, неясно.

Некоторые эксперты в то же время считают перечень «клинических признаков» чрезвычайно «субъективистским». Собеседник "Коммерсанта" директор Центра по лечению наркотической и алкогольной зависимости Михаил Зобин предположил, что врачам будет сложно работать с документом. Он задался вопросом: «Если ничего не выявлено, но есть лишь клиническая картина, что должна будет подтвердить лаборатория? Что должен будет писать врач в направлении: возможное наличие всех возможных наркотических веществ?»

«Стопхам» на уровне закона

Самым поздним изменением может стать «Народный инспектор». Планируется до 1 июня 2022 года законодательно закрепить возможность оформления штрафов ГИБДД с помощью федерального мобильного приложения с неофициальным названием «Народный инспектор». Запустить проект к лету поручил Владимир Путин.

Сервис позволит гражданам по всей стране самостоятельно фиксировать факты нарушения ПДД и отправлять их в ГИБДД. Необходимые изменения, предусматривающие возможность вынесения постановлений об административных наказаниях за некоторые нарушения без оформления протокола, предлагают внести в КоАП.

Бдительные граждане с помощью приложения смогут отправлять жалобы на нарушение правил стоянки, в том числе на парковку во дворах на местах для спецтранспорта. Возможно, данная инициатива решит, в частности, вопрос с контролем выброса мусора на дороги. Сложно представить, чтобы такое могла зафиксировать камера или увидеть инспектор, а вот бдительный прохожий с телефоном или другой водитель с регистратором приструнит «грязнулю».

Новость о «стукаческом» приложении, однако, вызвала неоднозначную реакцию общественности. В Краснодаре, например, таких «блогеров» массово порицают. Опять же, не повысит ли это градус напряжённости в обществе? Кроме того, не стоит забывать, что в дорожной полиции давно жалуются на нехватку кадров, а что будет, когда в ГИБДД массово хлынут обращения, требующие рассмотрения?

С другой стороны, подобная схема уже сейчас достаточно успешно работает через соцсети. Сотрудники органов постоянно проверяют городские сообщества в Instagram, Telegram и т.д., инициируют проверки на основании роликов с запечатлёнными нарушениями (в основном после того, как их осветят в СМИ). В Краснодаре можно чуть ли не каждый день наблюдать ситуации, когда, как говорится, награда нашла своего героя: штрафы за свалки, неправильную парковку, пресловутое лихачество и т.д. Вопрос здесь скорее к массовости данного явления и тому, как оно повлияет на загруженность профильных ведомств.

Лучше пешком?

Подытоживая всё вышеописанное, можно прийти к выводу, что в 2022 году лучше передвигаться пешком. Однако если взглянуть повнимательнее, станет ясно, что основная масса ужесточений касается лихачей и, мягко выражаясь, несознательных водителей. Те же, кто соблюдает ПДД и следит за собой и своим автомобилем, напротив, даже получили небольшую поблажку в виде отмены ТО. Есть, конечно, и третья сторона – водители, которым, к примеру, просто негде парковаться и они как бы вынуждены нарушать. Подобных ситуаций сегодня много, а на дорогах Краснодара – особенно. Так или иначе, судить о нововведениях каждый будет сам. От этого, правда, обязанность их соблюдения никуда не денется.

Читайте также

Ситуация Бизнес Наука и техника

Крутой поворот в истории с техосмотрами

В среде автомобилистов только-только улеглась пыль от споров о введении электронных диагностических карт в процедуру техосмотра, а власти уже выступили с рядом новых инициатив, которые на первый взгляд кажутся довольно радикальными. Техосмотр перестаёт быть обязательным для получения полиса ОСАГО, а может и вовсе исчезнуть из жизни рядового водителя. В этом тексте попробуем разобраться в том, насколько глубока смотровая яма.

Первая полоса

Бизнес

Юрий Коровкин, YGroup, SILVERSTREAM: Нас ждут «Яндекс» и 600 000 пользователей

За четыре года он запустил два успешных бизнеса и получил сотни миллионов инвестиций в коттеджные поселки и десятки миллионов инвестиций в свой венчурный проект. Каждый день он начинает в 5.30 и считает Сочи лучшим городом мира. Он эффективно управляет как объектами недвижимости делюкс-уровня, так и своей жизнью. И специально для "Югополиса" рассказал, почему его компании доверяют строить элитные виллы, когда продаст приложение гиганту рынка и по каким критериям берет в свою команду

Люди

Верный путь к успеху – любимое дело

Швейное ремесло всегда было занятием не только прибыльным, но и престижным. Сейчас мастера своего дела помогают джентльменам выглядеть солидно и безукоризненно, а леди – изысканно, уникально и женственно. Мастером своего дела на этом поприще стала Лариса Гаврилова, хозяйка собственной сочинской швейной мастерской «Глорена».

Люди

Сергей Ситников: моя цель - воспитывать сильных и добрых людей, которые будут любить и развивать Россию

Общественному активисту, волонтеру Сергею Ситникову 32 года, за плечами у него служба во ФСИН, создание собственного спортивного клуба и даже выход на льготную пенсию. Активный, спортивный и инициативный Сергей, как говорится, никогда не сидит на месте: ведет спортивный образ жизни и прививает любовь к этому всем окружающим.
Иван Сергеев
Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми