Премьера документального фильма «За Фасадом. 1994», посвященного неисследованному пласту современного искусства 90-х годов и знаковой выставке «Фасад», состоялась 13 апреля в краснодарском бизнес-центре «Аквариум». Ленту зрителям представила автор и режиссер фильма - куратор открытого цикла лекций "Как устроено современное искусство" Анна Пчелина, а также специальный гость премьеры – искусствовед Государственной Третьяковской галереи Кирилл Светляков.

«За Фасадом. 1994» - фильм, созданный в условиях карантина 2020-21 годов и продолжающий в новом формате образовательный проект независимой арт-институции PchelinHouse и компании «Ростелеком». Как поведали создатели картины, она позволяет совершить путешествие во времени, увидеть репрезентацию выставочного проекта и ощутить эпоху 90-х через архивные записи, интервью и документы, услышать голоса участников тогда и сейчас, оценить событие в контексте международного арт-процесса.

«Однажды…В 1994»

Лента Пчелиной посвящена состоявшейся в Краснодаре в 1994 году выставке современного искусства «Фасад», которую одни краснодарцы называют знаковой, а другие (в том числе и ее отдельные участники) предпочитают забыть, как неприятный сон.

Как бы там ни было, «Фасад» 1994 года – вопиющий акт доверия директора Краснодарского художественного музея Татьяны Михайловны Кондратенко, предоставившей молодым художникам пространство для реализации их самых дерзких и туманных для большинства зрителей фантазий.

Усилиями Владимира Мигачева, Евгения Казицына, Вячеслава Толмачева и еще десятка участников из Краснодара, Петербурга и Берлина, объединившихся «на основе близких эстетических принципов», три этажа исторического здания превратились в зону художественного эксперимента, осваивающего новые для кубанской столицы форматы современного искусства.

Alt
Скриншот видеозаписи

В стенах музея краснодарцы могли лицезреть самые необычные и смелые художественные эксперименты. Одним из главных арт-объектов выставки стала скульптура «Капитолийская волчица», привлекавшая зрителей в первую очередь тем, что совсем не была похожа на животное из древних римских легенд. Не менее авангардными были и представленные в рамках «Фасада» инсталляции, такие как, например, «Адам и Ева», «Я робот», «Лестница на небо». Однако вишенкой на торте, особенно запомнившейся всем посетителям, стал перформанс «Олень», фотография которого заняла почетное место на постере фильма. Валентин Толмачев на протяжении нескольких часов бил в барабан, лежа на кровати, рядом с которой располагалась табличка «Просьба не беспокоить, я олень». Помимо художников, в выставке также принимали участие музыканты и режиссеры. Таким образом, «Фасад» стал настоящим культурным вызовом, который желающие выйти к новым формам краснодарские художники приняли достойно. «Это был тотальный хепенинг», - вспоминает один из участников выставки.

Параллельные миры

Документальное кино – жанр сложный своим особенным темпом, который нужно поддерживать на протяжении всего хронометража. Одно малейшее провисание - и зритель засыпает. Авторам «Фасада» такой ритм нащупать всё же бесспорно удалось. Несмотря на приличный хронометраж, лента смогла заинтересовать и погрузить в специфичную атмосферу даже ту часть аудитории, которая оказалась далека от тонких материй в виде всяких перформансов, инсталляций и хепенингов. За это поклон не только Пчелиной, но и режиссеру монтажа Алексею Коноплеву, чей вклад в создание фильма позволяет называть его полноценным соавтором.

Соединив кинохроникальные кадры с VHS камер вместе с записями множества видеоинтервью, создатели фильма вывели этакий гибрид, ставший репрезентацией выставки, позволяющий взглянуть на арт-пространство «Фасада» изнутри. Причудливые скульптуры и инсталляции, расписанные стены, забавные, похожие на ритуальные танцы, - все это напоминает сформировавшееся вопреки канонам, независимое от официальных структур параллельное кино, которое, к слову, также являлось неотъемлемой частью выставки.

Alt
Показ фильма «За Фасадом. 1994» в Краснодаре

По воспоминаниям участников, люди приходили утром, а уходили вечером и наоборот. Нетрудно догадаться, что шумные гуляния, образовавшиеся тогда вокруг здания музея, не очень устраивали администрацию края. В итоге, просуществовав всего несколько, дней выставка была закрыта из-за давления на директора музея, а большая часть экспонатов утеряна и уничтожена. Так и стала она ярким пятном на полотне истории.

Однако несмотря на скоротечность события, «Фасад» успел стать местной легендой, информации о которой при этом осталось ничтожно мало, из-за чего крупицы информации, бережно собранные и обработанные авторами, становятся особенно ценны. Таким образом, «За фасадом. 1994» — это не просто эмоциональный слепок запечатлённой в коротком моменте тотальной свободы художественного самовыражения, но и своего рода документ, который громко свидетельствует о значимости этого уже почти забытого события.

Первая полоса

Последние новости

Город Люди Ситуация Weekend

Ингушетия зовёт, или Зухра уже приготовила чапильгаш

Коронавирус сделал недоступными многие туристические направления. Потому на майские праздники россияне принялись осваивать внутренние направления, чему поспособствовала и денежная компенсация, предложенная правительством. Наш корреспондент отправилась по одному из таких направлений - в Ингушетию. И рассказывает о своих впечатлениях.
Оксана Пономаренко
Ситуация Наука и техника Weekend

«Голубой огонек» киноакадемии

В минувший понедельник в Лос-Анджелесе завершилась 93-я церемония вручения наград Американской киноакадемии «Оскар», прошедшая в этом году без особых сюрпризов и скандалов. Чем запомнилась первая после череды локдаунов кинопремия и почему главным триумфатором стала драма о современных кочевниках?

Люди Ситуация Бизнес

Святыня с видом на свалку

Ситуация со строительством мусорного полигона рядом с подворьем Свято-Духова монастыря в Тимашевске грозит взрывом народного возмущения

Город Люди Ситуация

К 100-летию КубГАУ появится Студенческий сквер

Такой подарок нынешние студенты Кубанского государственного аграрного университета решили преподнести к вековому юбилею альма-матер, который будет отмечаться в марте следующего года. Этот проект не просто плод инициативы молодых, поддержанной ректоратом. Студенты выступают и авторами проекта, готовы участвовать и в закладке сквера.

Город Люди Ситуация Бизнес

«Ориону» больше не помогать

Почему практически полностью готовые жилищные комплексы в Новороссийске «Орион 2» и «Орион 3» уже год не подключают к коммунальным сетям, не давая возможности сдать дома в эксплуатацию и обеспечить жильем обманутых дольщиков?
Сергей Сергеев
Город Люди Ситуация

Выборы – онлайн, все кандидаты – зеленые

26 апреля в Краснодаре стартует онлайн-голосование по благоустройству зеленых зон города. Принять в нем участие могут все, кому исполнилось 14 лет. Благодаря аналогичному голосованию прошлого года в 2021 году в кубанской столице приведут в порядок городской сад «Сосновый», Маринский бульвар, а также скверы имени Льва Толстого и Героев-Разведчиков.

Город Люди Ситуация Weekend

Не расплескать пасхальную радость в ковидной суете

До Светлого праздника Пасхи остались считанные дни. О том, как в нынешнем году на Кубани пройдут пасхальные богослужения и что нужно делать прихожанам кубанских храмов, чтобы сохранить светлое праздничное настроение, «Югополису» рассказал руководитель отдела по взаимодействию со СМИ Кубанской Митрополии диакон Михаил Степанков.

Город Люди Ситуация Бизнес

Хорошие вести от «Весты»

​Наверное, во всем крае нет человека, который бы не знал о строительстве трамвайных путей на Московской. К этому проекту подступались долго и трудно: одна процедура возвращения в муниципальную собственность земли заняла несколько лет. И теперь, впервые за три десятилетия, в Краснодаре появятся новые трамвайные пути. Восемьдесят процентов всех работ по этому объекту, включая строительство дороги и всей инфраструктуры (пути будут укладывать другие специалисты) – зона ответственности крупной дорожной компании «Веста», базирующейся в столице Кубани.
Иван Прытыка