Премьера документального фильма «За Фасадом. 1994», посвященного неисследованному пласту современного искусства 90-х годов и знаковой выставке «Фасад», состоялась 13 апреля в краснодарском бизнес-центре «Аквариум». Ленту зрителям представила автор и режиссер фильма - куратор открытого цикла лекций "Как устроено современное искусство" Анна Пчелина, а также специальный гость премьеры – искусствовед Государственной Третьяковской галереи Кирилл Светляков.

«За Фасадом. 1994» - фильм, созданный в условиях карантина 2020-21 годов и продолжающий в новом формате образовательный проект независимой арт-институции PchelinHouse и компании «Ростелеком». Как поведали создатели картины, она позволяет совершить путешествие во времени, увидеть репрезентацию выставочного проекта и ощутить эпоху 90-х через архивные записи, интервью и документы, услышать голоса участников тогда и сейчас, оценить событие в контексте международного арт-процесса.

«Однажды…В 1994»

Лента Пчелиной посвящена состоявшейся в Краснодаре в 1994 году выставке современного искусства «Фасад», которую одни краснодарцы называют знаковой, а другие (в том числе и ее отдельные участники) предпочитают забыть, как неприятный сон.

Как бы там ни было, «Фасад» 1994 года – вопиющий акт доверия директора Краснодарского художественного музея Татьяны Михайловны Кондратенко, предоставившей молодым художникам пространство для реализации их самых дерзких и туманных для большинства зрителей фантазий.

Усилиями Владимира Мигачева, Евгения Казицына, Вячеслава Толмачева и еще десятка участников из Краснодара, Петербурга и Берлина, объединившихся «на основе близких эстетических принципов», три этажа исторического здания превратились в зону художественного эксперимента, осваивающего новые для кубанской столицы форматы современного искусства.

Alt
Скриншот видеозаписи

В стенах музея краснодарцы могли лицезреть самые необычные и смелые художественные эксперименты. Одним из главных арт-объектов выставки стала скульптура «Капитолийская волчица», привлекавшая зрителей в первую очередь тем, что совсем не была похожа на животное из древних римских легенд. Не менее авангардными были и представленные в рамках «Фасада» инсталляции, такие как, например, «Адам и Ева», «Я робот», «Лестница на небо». Однако вишенкой на торте, особенно запомнившейся всем посетителям, стал перформанс «Олень», фотография которого заняла почетное место на постере фильма. Валентин Толмачев на протяжении нескольких часов бил в барабан, лежа на кровати, рядом с которой располагалась табличка «Просьба не беспокоить, я олень». Помимо художников, в выставке также принимали участие музыканты и режиссеры. Таким образом, «Фасад» стал настоящим культурным вызовом, который желающие выйти к новым формам краснодарские художники приняли достойно. «Это был тотальный хепенинг», - вспоминает один из участников выставки.

Параллельные миры

Документальное кино – жанр сложный своим особенным темпом, который нужно поддерживать на протяжении всего хронометража. Одно малейшее провисание - и зритель засыпает. Авторам «Фасада» такой ритм нащупать всё же бесспорно удалось. Несмотря на приличный хронометраж, лента смогла заинтересовать и погрузить в специфичную атмосферу даже ту часть аудитории, которая оказалась далека от тонких материй в виде всяких перформансов, инсталляций и хепенингов. За это поклон не только Пчелиной, но и режиссеру монтажа Алексею Коноплеву, чей вклад в создание фильма позволяет называть его полноценным соавтором.

Соединив кинохроникальные кадры с VHS камер вместе с записями множества видеоинтервью, создатели фильма вывели этакий гибрид, ставший репрезентацией выставки, позволяющий взглянуть на арт-пространство «Фасада» изнутри. Причудливые скульптуры и инсталляции, расписанные стены, забавные, похожие на ритуальные танцы, - все это напоминает сформировавшееся вопреки канонам, независимое от официальных структур параллельное кино, которое, к слову, также являлось неотъемлемой частью выставки.

Alt
Показ фильма «За Фасадом. 1994» в Краснодаре

По воспоминаниям участников, люди приходили утром, а уходили вечером и наоборот. Нетрудно догадаться, что шумные гуляния, образовавшиеся тогда вокруг здания музея, не очень устраивали администрацию края. В итоге, просуществовав всего несколько, дней выставка была закрыта из-за давления на директора музея, а большая часть экспонатов утеряна и уничтожена. Так и стала она ярким пятном на полотне истории.

Однако несмотря на скоротечность события, «Фасад» успел стать местной легендой, информации о которой при этом осталось ничтожно мало, из-за чего крупицы информации, бережно собранные и обработанные авторами, становятся особенно ценны. Таким образом, «За фасадом. 1994» — это не просто эмоциональный слепок запечатлённой в коротком моменте тотальной свободы художественного самовыражения, но и своего рода документ, который громко свидетельствует о значимости этого уже почти забытого события.

Первая полоса

Weekend

Великий Отечественный Вестерн

Отечественный военный экшн «Красный призрак», предпремьерный показ которого состоялся в кинотеатре «Монитор СБС» 9 июня, – проект во всех смыслах необычный. Будучи заявленной как историческая военная драма, частично основанная на реальных событиях, картина выступает на стыке сразу нескольких жанров: это и военный фильм, и одновременно вестерн, и даже супергеройский блокбастер. Классические военные истории про подвиги русских солдат приобретают мистический флер, а зрелищные бои разбавляются черным юмором.
Никита Демченко
Город Ситуация

Самокат пешеходу не товарищ

Электрические самокаты (а с ними гироскутеры, моноколеса, сигвеи и прочие явления технического прогресса) становятся для общества новой «головной болью». Их явные плюсы - удобство в обращении и относительную дешевизну - начали перекрывать новости о разнообразных ДТП с участием модных транспортных средств. Причем угрожает такой транспорт именно пешеходам и чаще не на дорогах, а на тротуарах, площадях и в парках.

Люди

Депутат Госдумы Владимир Евланов отчитался о своей работе

Отчет о проделанной работе депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации 7 созыва (избран от 46–го одномандатного избирательного округа, Краснодар–Краснодарский край) Владимира Евланова
Город Люди Weekend

12 главных фильмов лета 2021

После долгого и тяжелого застоя индустрия кинопроката постепенно возвращается в норму: люди готовы прийти в кинотеатры. Но готовы ли прокатчики удовлетворить зрительский спрос? Этим летом на экраны выходят долгожданные блокбастеры, продолжения успешных франшиз, хорроры и комедии, а также несколько примечательных авторских проектов для тех, кто считает, что кино – это нечто большее, чем просто развлечение.
Никита Демченко
Ситуация

"Слово за слово, начался конфликт": что известно об убийстве двух судебных приставов в Адлере

Сегодня утром приставы пришли на улицу Просвещения в Адлерском районе Сочи выполнить судебное решение о сносе самостроя. 61-летний хозяин постройки потребовал, чтобы они ушли, а когда приставы отказались, взял охотничье ружьё и начал стрелять

Город Люди Weekend

Песок. Вода. Утки. Чупа-чупс

На камерной сцене Краснодарского театра драмы состоялись премьерные показы спектакля «Утиная охота» по пьесе Александра Вампилова. За постановку одного из самых сложных произведений в отечественной драматургии XX века взялся главный режиссер Краснодарского молодежного театра Даниил Безносов.

Люди Бизнес

Ключевая задача сельского хозяйства — обеспечить российских потребителей качественными продуктами

Сельское хозяйство — та отрасль экономики, которая ежегодно растет и развивается, несмотря на неблагоприятные общемировые тренды, ограничения, связанные с пандемией и множество других факторов. И это понятно: производство продовольствия — стратегическое направление, основа национальной безопасности страны.
Юлия Романова