В январе в кубанской столице кипели нешуточные страсти – виной тому подорожание проезда в маршрутных автобусах частных перевозчиков с 28 до 30 рублей. Но дело на этот раз даже не в деньгах – уж к чему-чему, а к постоянным повышениям стоимости билетов в общественном транспорте кубанцы давно привыкли (не зря в Краснодаре самая высокая цена проезда на всем Юге России). Да и рост цен на муниципальном транспорте на те же два рубля сейчас тоже обсуждается. Корень проблемы – в сервисе. Два рубля призваны покрыть частникам не только стоимость ГСМ и запчастей, но и приобретение платежных терминалов, которые отныне должны быть в каждой маршрутке (к слову, КТТУ обеспечивало эту услугу и при прежней цене). Только на деле пассажир, желающий оплатить проезд картой, по-прежнему не может получить услугу.

Между тем специалисты говорят, что именно безналичные платежи помогут сделать систему перевозок на Кубани по-настоящему современной и продуманной. Кто же этому мешает? В марте, когда первая волна возмущения улеглась, мы решили выяснить, где тот самый камень преткновения, о который спотыкается общественный транспорт Краснодара.

То есть терминал, то его нет…

«Нет, на самом деле люди не успокоились! Нам каждый день сообщают о новых фактах нарушений», - говорит руководитель общественной организации «Транспортная инициатива» Марина Репещук. Она уже не первый раз проводит рейды в краснодарских маршрутках вместе с депутатом городской думы Игорем Азаровым.

На страницах «Транспортной инициативы» в социальных сетях целый поток отзывов от горожан, которым водители предлагали перевести деньги за проезд на личную банковскую карту вместо оплаты по терминалу. В качестве доказательств – фотографии записок с указанием номеров карт. Все эти факты общественники направляют в управление транспорта администрации Краснодара. Впрочем, можно сделать это и самостоятельно. Номер "горячей линии" управления: +7 (903) 412-01-01, подключен WhatsApp.

Однако официальные рейды по маршруткам (в том числе и самих общественников) обычно ничем не заканчиваются. Терминалы у водителей порой даже лежат на видном месте, желающие оплатить по безналу могут получить чеки. Но часто оказываются такой «роскоши» лишены. Для того в ход идёт ряд ухищрений.

«Водители тоже не дураки, отличают блогеров и общественников от простых пассажиров, - объясняет Марина Репещук. – Когда я настойчиво прошу терминал и напоминаю о чеках, ясно, что я, скорее всего, проверяющая, потому что большинство пассажиров никаких вопросов не задает. Вот на прошлой неделе мы с Игорем Азаровым снова проводили рейд и не выявили никаких нарушений. После этого я еду домой в маршрутке, молчу и просто наблюдаю за ситуацией. И знаете, что происходит? Терминал сразу пропадает из виду, как будто его и не было. Люди заходят, видят такое дело и оплачивают наличкой, а кто и перевести на личную карту соглашается».

И действительно – много ли вы знаете людей, которые начинают требовать у водителя платежный терминал? Ну нет его – и нет, есть же другие способы оплаты. Мало кто задумывается и о пользе чеков, а зря! Они могут служить правом на получение денежной компенсации, если вы – не дай Бог – попадете в ДТП во время поездки в общественном транспорте (каждый пассажир застрахован перевозчиком, и цена страховки входит в стоимость – прим. ред.). В прошлом году Марина Репещук получила письмо от женщины, которой именно по причине отсутствия чека отказали в выплатах на лечение. И это одна из причин, почему общественники борются за улучшения сервиса.

Кстати, в середине января начальник отдела оперативного контроля управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю Евгений Щербаков сообщал, что не все краснодарские перевозчики зарегистрировали онлайн-кассы, хотя расходы на их обслуживание уже включили в тариф. В пресс-службе Союза транспортников Кубани заверяют, что на сегодняшний день проблема решена: терминалы в маршрутках имеются, они в рабочем состоянии и в кубанской столице фиксируют резкий рост безналичных платежей за проезд. Под контроль ситуацию обещал взять и депутат ГД Владимир Евланов.
Ваша карта бита!

Сравнительно честные способы отделаться от пассажира с картой

Помнится, в прежние годы водители маршруток очень не любили останавливаться, если видели голосующего пенсионера. Он-то платить не будет, покажет проездной – зачем время терять? Некоторые краснодарские пенсионеры (а вместе с ними инвалиды и прочие льготники) из-за этого даже переходили на наличку, отказываясь от данных государством преимуществ. Просто неприятно было каждый раз сталкиваться с хамством! Похоже, что-то аналогичное происходит сейчас с людьми, которые хотят оплатить проезд через терминал.

По словам Марины Репещук, на какие только ухищрения не идут водители маршруток, чтобы «поставить на место» любителей терминалов и прозрачности платежей. В некоторых пригородных автобусах таким людям пробивают стоимость проезда по двум зонам вместо одной (разница выходит в 1-2 рубля, но все равно неприятно). В поселке Прогресс, например, люди за проезд платили наличкой по 35 рублей, а безналом – по 55 рублей! Вероятно, так происходило из-за того, что у пассажиров не было возможности пользоваться Системой быстрых платежей, которая не предусматривает комиссии за перевод. Говорят, что к концу февраля проблема на этом маршруте решилась. Однако в том числе в адрес нашей редакции поступают жалобы о таком положении пассажиров, которые ежедневно ездят на работу со стороны Адыгеи.

Некоторые водители отключают терминалы оплаты. И людям с картами приходится ждать, пока они загрузятся. Другие просто хамят, высмеивая попытки людей качать права. Но есть и более изощренные способы унизить пассажиров, особенно хорошо они работают на загруженных направлениях. Каждый человек хочет сесть, но мест на всех, конечно, не хватает. И тогда водитель сначала принимает наличные деньги и только потом карты. Даже если вы зашли в салон первым, будете стоять всю дорогу.

Однако появились в Краснодаре и принципиальные пассажиры.

"Видела, как водитель пытался уговорить молодого человека сделать перевод на карту вместо оплаты по терминалу. Но парень настоял на своем, говорит: «Могу перевести, но не хочу!»" - рассказывает Марина Репещук.

Пассажирка Анна, обратившаяся в редакцию, рассказала, что помимо дополнительной комиссии, которая может возникнуть, её смущает сама необходимость стоять возле водителя и переводить деньги на его карту или просто на счёт мобильного телефона. «Я могла бы просто прислонить карту к терминалу, как в трамвае. Сейчас же я ловлю равновесие, держась на поручень там, где вообще не предусмотрено длительное нахождение пассажира. Вслушиваюсь сквозь грохот в цифры, которые мне диктует водитель. А после всех этих неудобств ещё и нужно показать онлайн-чек на телефоне. И только после этого можно пройти в салон. К этому времени мне уже пора выходить обычно», - посетовала она, рассказывая как раз о дороге в Краснодар из района ТЦ «Мега-Адыгея».

А иногда пассажиры попадают на аттракцион невиданной щедрости. То есть водители везут тех, у кого нет налички и кто отказался при этом переводить деньги, совершенно бесплатно! Назло своему перевозчику. Сами водители объясняют это тем, что деньги из безналичных платежей до них не доходят или доходят не в полном размере, в том числе и те два рубля, которые добавили к стоимости проезда.

На примере Ростова и Стамбула

Давайте немного отвлечемся от темы хамства в общественном транспорте и подумаем, а зачем вообще краснодарцам нужны терминалы и чеки в маршрутках. Неужели общественники бьются только за компенсации в ДТП? На самом деле у «Транспортной инициативы», защищающей права пассажиров, и у Союза транспортников Кубани, отстаивающего позицию перевозчиков, цели и желания одинаковые – сделать систему общественного транспорта в Краснодаре и на Кубани лучше. А для этого нужна объективная картина проезда – данные об особенностях пассажиропотока.

«От этого очень и очень многое зависит, - объясняет Марина Репещук. – Прозрачная система платежей позволяет получить точные данные о числе пассажиров и направлениях, которыми они пользуются. В Ростове, например, где эта система отлично работает, она позволяет настраивать работу общественного транспорта как часы: куда нужно пустить больше автобусов, а где их, наоборот, можно сократить, где понадобятся машины большей вместимости, а где они не нужны и работают вхолостую».

С повышением рентабельности растут и заработки водителей, обновляется состав автопарков. Кроме того, прозрачность платежей помогает понять, соответствует ли заявленная стоимость проезда реально необходимой.

«Почему в Ростове проезд в транспорте стоит дешевле, чем у нас? Потому что Ростовская область сдерживает рост тарифов при помощи дотаций из бюджета. Но чиновники должны знать, на что именно они тратят деньги, ведь суммы дотаций значительные, - объясняет Марина Репещук. – В Краснодаре частные перевозчики сами заявляют, сколько льготников они перевозят. Но как эту цифру проверить, если чеков и транзакций нет? А вот если бы были, то и у нас могла бы быть система дотаций».

На сегодняшний день в Краснодаре 78 коммерческих маршрутов. Все работают по нерегулируемому тарифу, то есть для себя они делают расчеты, которые в администрации города аудиту не подвергают и не корректируют. Если говорить о сумме государственных дотаций, то, по данным пресс-службы городской администрации, в такой ситуации мэрии пришлось бы направлять по 10 миллиардов рублей – колоссальные траты бюджета. И поэтому никаких дотаций нет.

«Есть еще брутто-контракты, когда чиновники платят перевозчикам не за пассажира, а за километраж. Тогда можно ввести повременные билеты по образцу «Тройки», которая действует в Москве, - продолжает Марина Репещук. – Но по такой системе, согласно расчетам департамента транспорта, частные перевозчики должны зарабатывать больше, чем Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление».

Что касается модернизации системы оплаты, то некоторые водители считают, что терминалами им усложняют жизнь (как будто проще одной рукой вести машину, а другой отсчитывать сдачу – прим. ред.). Но и на это у общественников есть ответ. Например, в соседнем Крыму терминалы встраивают прямо в салоне автобуса, пассажир подходит и самостоятельно оплачивает. Вся информация выводится на экран в кабине водителя, и он видит, прошла оплата или нет. Еще более отлаженная система существует в Стамбуле, где по одной карте можно оплачивать все виды транспорта. Водитель к терминалу даже не прикасается, но если вы не заплатили, то не сможете пройти через турникет и не сядете в салон.

Продавец и бутылка молока

Президент Союза транспортников Кубани Иван Петров считает, что проблема с внедрением новых технологий не связана с неумением водителей маршруток приноровиться к ноу-хау. Кто-то действительно учится дольше других, но, в конце концов, большая часть работников – молодые мужчины, отлично умеющие пользоваться гаджетами. Ведь даже кондукторы КТТУ научились пользоваться терминалами, а на этих должностях очень много пенсионеров.

Причина, как всегда, кроется в деньгах. Если имеешь дело с наличкой, невозможно узнать точно, все ли заработанные деньги водитель сдал в кассу. Сколько из них ушло налево? То же самое, если водитель просит вас перечислить оплату на личную карту.

«Помните, что принимать деньги пассажира на личную карту незаконно, за это следует наказание по статье 160 УК РФ «Присвоение или растрата», - подчеркивает Иван Петров. – Такие действия могут очень серьезно кончиться для человека. Мы же не удивляемся, когда продавца наказывают за то, что он направил деньги за проданный товар на личные нужды? И эта ситуация ничем не отличается».

В Союзе транспортников Кубани признают, что такие факты выявляли, с кем-то из проштрафившихся водителей проводили беседу, кто-то получил дисциплинарные взыскания.

Не считает оправданием Иван Петров и претензии водителей по поводу того, что до них не доходит вся сумма оплаты за проезд по терминалу.

«Когда в продуктовом магазине продавец продает вам бутылку молока, сколько денег из этой суммы он должен получить? Нисколько! Потому что работает за определенную зарплату, прописанную в трудовом договоре, - напоминает он. – Никого не удивляет, что кондуктор сдает руководству всю выручку и не претендует на ее часть. Так и водитель не платит налоги с выручки – платит предприятие, а водитель – наемный работник. То, что пишут в комментариях в интернете, звучит некомпетентно».

Водитель голосует ногами

Из всего вышеперечисленного кажется, что водителя можно считать самым «крайним» в этой проблеме. Вроде бы и пассажиры готовы платить через терминал, и перевозчики говорят, что готовы оборудование купить и предоставить… Вот только водитель – ключевое звено в этой цепи – наотрез отказывается. Неужели в нем весь корень зла?

Тут важно напомнить, что труд водителя маршрутного автобуса очень несладок. Во-первых, далеко не каждый автомобилист имеет требуемую категорию вождения, без которой на работу не возьмут. Во-вторых, нужно с утра до ночи быть за рулем, отвлекаться на прием оплаты, реагировать на недовольство пассажиров, часами стоять в пробках. Кстати, транспортные заторы – один из тех факторов, которые отталкивают от профессии.

«Вот почему мы поднимаем проблему работы выделенных полос. Если у общественного транспорта будет приоритет в движении, то маршрутки смогут перевозить больше народу и сделать больше рейсов, соответственно вырастут и рентабельность, и зарплаты водителей, - объясняет Иван Петров. – Почему на московском метро нередко ездят мужчины в костюмах и с дорогими дипломатами – потому что быстрее».

Да и с престижем профессии большие проблемы. Это 100 лет назад водители считались элитой, а сегодня молодые люди хотят сидеть в комфортных офисах с кондиционером. В Союзе транспортников Кубани говорят, что дефицит водителей общественного транспорта существует не только в Краснодарском крае, но и по всей стране.

Но даже профессионалы на работе не удерживаются. За годы использования общественного транспорта не раз слышала водительский термин «оттягиваться». Это значит держать приличную дистанцию от своих коллег по маршруту, чтобы не уводить друг у друга пассажиров. Допустим, едут два автобуса с одним номером с разницей в минуту: первый собрал всех желающих уехать, а второй идет пустым. Особенно трудно приспособиться новичкам. Отработают они неделю на маршруте, сдадут в кассу копейки, которых не хватит даже на оплату путевого листа, и увольняются.

А если человек работает на личной машине, то он ее и ремонтирует за свой счет. Сами водители говорят, что им невыгодно повышение тарифа, потому что из-за этого повысили и стоимость путевого листа, так что зарабатывать они стали меньше. А деньги, которые перевозчики перечисляют на так называемые топливные карты, потратить можно только на АЗС. Не будешь же семью бензином кормить. К тому же не у всех прозрачная зарплата и достойный трудовой договор.

По всем этим причинам водители и увольняются, уходят в грузоперевозки, на предприятия, куда угодно, только не в сферу общественного транспорта. А вот выносить сор из избы и жаловаться на работодателя боятся, ведь в Краснодаре предприятия-перевозчики по пальцам пересчитать: уйдешь из одной фирмы со скандалом - получишь «волчий» билет.

Похоже, что в модернизацию системы общественного транспорта в Краснодаре нужно заложить и улучшения условий труда водителей маршруток, включая достойную и прозрачную зарплату.

Однако вопрос и с безналом, и с «оттягивающими» водителями лежит всё же чуть в иной плоскости. Уже много лет эксперты по всей стране говорят о том, что сложно организовать качественные пассажирские перевозки силами коммерческих предприятий (по крайней мере без тотального контроля). Так уж устроен бизнес. Тут тебе и деньги, которые любят тишину да ненавидят делающий их прозрачным безнал. Тут и вопрос рентабельности – просто невыгодно перевозчику пускать маршрутку не в час наибольшей прибыли, а пассажиру вне часа пик приходится подолгу ждать транспорта.

Возможно, введение обязательной возможности безналичного проезда поможет бизнесу стать более «социальным» и заставит ориентироваться не только на прибыль, но и на горожан и их комфорт. Понятно, что стандартные бизнес-модели изначально не заточены на социалку и работать на благо горожан – не их приоритет, но общественные перевозки – очень сложная, многогранная сфера, напрямую касающаяся сотен людей, большинство из которых не отличается высоким доходом. Потому тут вряд ли можно обойтись без вмешательств со стороны власти. Рынок тут сам за себя не решит, и без решительных мер при комплексном подходе вряд ли получится обойтись.

2 комментария

avatar
scaramouche 14 мар 2021, 10:38
Журналист Елена Большунова , не пишите чепухи и , главное, не повторяйте ее за другими псевдоспециалистами. Во-первых, прежде чем кидаться новомодными словечками типа "ноу-хау" для начала поинтересуйтесь чаво эта такое, потому что в данном медицинском случае подходит старинное рыбачье слово "уху ели" . Далее, сообщаю Вам лично , что рентабельность на транспорте порядка 15-20% всегда , с давних времен, когда вы не родились и не осчастливливали нас своими умными исследованиями. Третье -причина этого бардака в самом принципиальном подходе системы управления - сборища дураков из кишлаков Афганистана ... Кстати, даже диких персов на восточных базарах есть платежные терминалы.... Четвертое, есть два выхода : советский - в транспорте просто устанавливали кассы ( вто время ручные), либо теперь в автоматическом режиме... НО ! Основная проблема в том, что РЕШЕНИЕ ИЗДеСЯ ОЧЕНЬ ПРОСТОЕ - необходимо прошурупить своими мозгами и подумать для чего установлена черточка на Синем мосту в Кронштадте - ее интенциальный смысл ... А в связи стем, что краснодарская система управления безмозгла по существу, то вы и дальше будет ковыряться то различных дырках типа носа или нижнего сбросного клапана ...
avatar
Василий Однако 14 мар 2021, 19:21
И причем терминалы? У нас главная денежная единица — рубль, а карточка банка. Когда чиновникам надо, осень надо, они проблему решают в считаные дни. Значит, кому-то это выгодно или удобно.

Читайте также

Город Люди Ситуация Бизнес

Два рубля преткновения: краснодарские транспортники пытаются объяснить, почему проезд должен подорожать

После шума в соцсетях в Краснодаре провели брифинг, посвященный вопросу обоснованности повышения стоимости проезда в общественном транспорте
Екатерина Пономарёва
Город Люди Ситуация Бизнес

Купить нельзя пройти! Как новые нормы изменят прохождение ТО

С 1 марта вступили в силу изменения в правила проведения техосмотра. Это внесло существенные коррективы в жизнь многих причастных, но для самих автомобилистов всё ещё только впереди.

Первая полоса

Последние новости

Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.