«…Про бойца без начала и конца»

Исторический контекст ленты действительно можно назвать реальным. События разворачиваются зимой 1941 года. Выходя из немецкого окружения в районе города Вязьма, небольшой отряд советских солдат вынужден сделать привал в заброшенной деревне. Однако в том же месте останавливается и немецкое военное подразделение, командир которого (Вольфганг Черни) желает расправиться с таинственным Красным призраком (Алексей Шевченков) – снайпером-одиночкой, штабелями убивающим фашистских захватчиков.

Кто такой этот самый Красный призрак – вопрос, на который создатели фильма не дают ответа, поскольку он в данном случае и не требуется. Таинственный герой со снайперской винтовкой наперевес – этакая метафора или, как признается сам режиссер, попытка осмыслить подвиг советских воинов во время Великой Отечественной войны. Здесь виден отчасти фольклорный мотив: в картине показывают, как образ неизвестного советского солдата стал нарицательным. Сценаристы создают легенду, отказываясь при этом от натужного пафоса, свойственного большинству военных лент последнего десятилетия.

В этом отношении «Красный призрак» - картина, которая абсолютно честна со своим зрителем. Режиссер Андрей Богатырев не пытался снять «Иди и смотри» или «А зори здесь тихие». Его лента – притча, сказка про удалого бойца. Она никак не оскорбляет памяти храбрых воинов, отдавших жизнь за мирное небо, но на смену привычной зрителю атмосферы победы «со слезами на глазах» приходят клише и заимствования из абсолютно чуждых, казалось бы, военному фильму жанров. Вот беременная женщина (Полина Чернышова) прячется в доме, полном фрицев, прямо как в открывающей сцене «Бесславных ублюдков» Квентина Тарантино. Вот мудрый пожилой солдат (Владимир Гостюхин) отбивается от десятка немцев, словно герой «Великолепной семерки» Джона Стёрджеса. А вот и сам Красный призрак, которому, как и Клинту Иствуду в «Хорошем, плохом, злом», нужно всего по одной пуле на каждого вооруженного до зубов фрица.

И все же несмотря на такое заигрывание с разными жанрами на грани фола, «Красный призрак» не скатывается в откровенный треш. При всем своем юношеском задоре картина наглядно показывает, что победа, которую советские солдаты непременно одержат, достается кровью и смертью. Более того, Богатырев в своей ленте демонстрирует, что война – это страшное обстоятельство, в которое многие были поставлены против своей воли. Наряду с карикатурными фашистами, избивающими женщин и детей, в фильме показаны и обычные мальчишки, до конца не понимающие, за что они воюют.

«Немец был силен и ловок…»

Техническая и художественная составляющая фильма заслуживает отдельной похвалы. Картинка выглядит насыщенной, а сочетание средних и общих планов помогает оператору-постановщику Никите Рождественскому показать батальные сцены максимально зрелищно. За время перестрелок проливаются литры бутафорской крови, а орудием убийства могут стать все подручные средства от стула до косы.

Хореография и постановка, к слову, - еще одна сильная сторона картины. Особенно запоминающейся оказалась финальная схватка Красного призрака и гауптштурмфюрера Брауна, которая, похоже, была вдохновлена одновременно и знаменитой «Дуэлью» из «Василия Теркина», и режиссерским работами Серджио Леоне.

Несложно определить и источник музыкального вдохновения создателей. Композиции, написанные Сергеем Соловьёвым, очевидно, отдают дань мелодиям великого Эннио Морриконе и задают нужный тон для событий ленты, будь то бой русских и немецких солдат или завершающая сцена ухода «советского супергероя» куда-то вдаль.

Таким образом, кинокартину Богатырева можно назвать этаким guilty pleasure. Все происходящее на экране буквально кричит публике: «Смотрите, мы сделали, как Тарантино!» Подобная деконструкция жанра, конечно, может показаться особо впечатлительным людям неуместной. Но, как бы там ни было, отрицать тот факт, что «Красный призрак» смотрится свежей большинства ура-патриотических лент, выходящих из года в год, сложно. Это фильм, в котором война – сеттинг, а боевые действия - поле для творческого эксперимента молодого и явно амбициозного режиссера. Он не претендует на культовый статус, но имеет все шансы найти своего зрителя.

Первая полоса

Город Спорт Weekend

Невероятный накал страстей: в Краснодаре прошли скачки на Кубок губернатора

В кубанской столице состоялось центральное событие скакового сезона: на городском ипподроме в течение дня состязались лучшие лошади России чистокровных английской, ахалтекинской, арабской пород. Яркие кадры мероприятия – в фоторепортаже «Югополиса»

Люди Бизнес

«Сила России в неравнодушных людях»

Насколько популярна благотворительность в современном мире? Многие ли готовы жертвовать своим временем, имуществом, деньгам ради других, нуждающихся в помощи людей? Куда обращаться, если вам нужна помощь, и куда – если вы тот, кто может помочь? О благотворительности в Краснодаре и крае, волонтерстве, трудных судьбах и добрых делах «Югополис» поговорил с Игорем Пирог.

Бизнес

Уникальная гравитационная винодельня «Скалистый берег» открылась в Анапе

Это событие долго ждали, и результат превзошел самые смелые ожидания. Винодельня «Скалистый берег» стала настоящей архитектурной достопримечательностью, а производимые здесь напитки - искусство, несущее философию гармонии с природой.

Люди Weekend

«Мы планировали сделать кино для всех»: Роман Котков об экранизации «Майора Грома», российских комиксах и киновселенной BUBBLE

В парке «Краснодар» состоялся показ при поддержке «КиноПоиска» – фильм «Майор Гром: Чумной Доктор» представили его создатели: исполнитель одной из ролей Александр Сетейкин, а также сценарист, продюсер и главный редактор издательства BUBBLE Comics Роман Котков. «Югополис» поговорил с Котковым о комикс-индустрии, режиссёрской версии блокбастера и российском кино.

Люди Ситуация Бизнес Weekend

Дмитрий Анфиногенов: «Российскому игорному бизнесу понадобится полгода, чтобы адаптироваться к новым условиям»

Председатель Ассоциации операторов индустрии развлечений и спортивно-зрелищных мероприятий (АИРИС) Дмитрий Анфиногенов - о развитии игровых зон в нынешнее непростое для всей экономики время, о принципах стратегии ответственной игры, тесной взаимосвязи игрового и туристического бизнеса и его перспективах в России
Ситуация

​Андрей Сасин: «Сказал — сделай»

Кубань-житница сильна земледельцами. Их лица не мелькают на экранах. Об их судьбах неизвестно широкой публике. Они не кричат о своих проблемах, а решают их, зная, что только трудом можно добиться победы. Герои вечной битвы за урожай достойны, чтобы о них знали. Андрей Сасин — один из них.
Люди Бизнес

Новая метавселенная на базе NFT-коллекции: Илон, тебе такое понравится!

Одиннадцатилетняя девочка из России вдохновилась марсианской миссией Илона Маска и сравнила его с Ноем из Библии. София утверждает, что миссия Илона очень похожа на миссию Ноя с разницей в 2000 лет. Строительство корабля, спасение человечества, чистые намерения вдохновили ее на создание коллекции рисунков под названием Elon’s Ark (Илонов ковчег)
Бизнес

Кто в дорожники пойдет?

Острый дефицит квалифицированных кадров в дорожном строительстве стал темой обсуждения участников круглого стола, организованного по инициативе Союза дорожников Кубани на базе краевого Центра опережающей профессиональной подготовки.