Дискуссионный клуб «Особняк» – ровесник Общественной палаты Краснодара. Он существует уже пять лет. С самого начала клуб зарекомендовал себя открытой площадкой для свободного обмена мнениями. Эксперты в различных областях, представители власти, активисты-общественники успели оценить эту площадку. Здесь делятся мнениями, поднимают острые вопросы, говорят открыто обо всем, что волнует. Тема сохранения культурного наследия в этом году была для клуба приоритетной. Декабрьское заседание стало возможностью подвести итоги всех предыдущих мероприятий Общественной палаты города, так или иначе посвященных сохранению культурного наследия, оценить, что было сделано за этот год, и заострить внимание на самых проблемных вопросах сохранения культурного наследия в Краснодаре.

Важнее то, что не успели сделать

Пятнадцатого декабря в старинном особняке на улице Коммунаров собрались представители администрации и городской Думы Краснодара, эксперты, искусствоведы, общественники, журналисты. Тон общей дискуссии задала член городской Общественной палаты, главный редактор «Новой газеты Кубани», ведущая клуба «Особняк» Галина Ташматова.

– Уходящий год выдался непростым. Пандемия коронавируса и специальная военная операция на Донбассе подкорректировали многие наши планы, но не отменили их. Несмотря ни на что, вопросам сохранения культурного наследия в Краснодаре в этом году уделяли большое внимание, и позитивные сдвиги в этой области произошли немалые.

Сегодня мы с вами будем говорить не только о том, что удалось сделать за год, но и о проблемах в области культуры, которые не удалось решить. Второе – гораздо важнее первого, потому что время неумолимо. Для объектов культурного наследия, требующих сохранения, время – самый опасный недруг. Уходят из жизни люди, которые что-то помнят, превращаются в тлен рукописи, произведения живописи – все то, что можно было бы спасти для потомков. Нужно спешить, правильно расставлять приоритеты и стремиться к тому, чтобы как можно больше объектов культурного наследия прошлого сохранить, отреставрировать, вернуть в культурный оборот и передать последующим поколениям, – обратилась к собравшимся Галина Ташматова.

Теме сохранения историко-культурного наследия были посвящены несколько заседаний дискуссионного клуба «Особняк» в течение года. На площадке клуба шел разговор о состоянии Всесвятского кладбища: о том, каким быть городскому некрополю, и о том, может ли он стать объектом турпоказа, привлекательным для любителей истории. Также в «Особняке» обсуждали тему поэтического и литературного наследия Екатеринодара–Краснодара, говорили о том, как в нашем маленьком Париже создать условия для появления новых лихоносовых и атмосферу, в которой поэты и писатели чувствовали бы себя нужными и значимыми.

На одном из заседаний тема сохранения культурного наследия подавалась через призму патриотического воспитания подрастающего поколения. Тогда, по итогам встречи, участники отметили, что какие бы культурные ценности мы ни создавали, все усилия будут бессмысленны, если наши дети и внуки не будут воспитываться в уважении к ним.

Время неумолимо

Историческое поселение Краснодара: преимущества и проблемы

Обширный блок вопросов и проблем, вынесенных на обсуждение на площадке клуба «Особняк», касался определения границ исторического поселения в столице Кубани – мероприятия, бесспорно, знакового для градостроительной политики, как отметили участники.

– Приказ об утверждении предмета охраны, границ и требований к градостроительным регламентам в границах исторического поселения Краснодара утвердили в марте 2019 года. Согласно документу, в историческое поселение включили 113 кварталов застройки в центре города, четыре зеленые зоны и две площади, а также Всесвятское кладбище, в общей сложности – 417 гектаров, – напомнил собравшимся замдиректора городского департамента архитектуры и градостроительства Артем Саламатин.

Новый статус территории должен был помочь благородному делу сохранения архитектурных памятников, расположенных в ее границах. По закону в пределах исторического поселения запрещено размещать торгово-развлекательные центры и промышленные предприятия, а также все другие объекты, противоречащие параметрам среды. Насколько эффективным оказался этот инструмент, рассказал участникам дискуссии Виталий Бондарь – начальник отдела экспертно-консультативной деятельности и проблем культурного и природного наследия Южного филиала Института наследия.

По мнению эксперта, сегодня мы боремся с последствиями того, что почти полтора десятилетия статус исторического поселения законодательно не конкретизировался. Первая программа, направленная на сохранение архитектурных памятников в черте застройки, появилась еще в 1998 году, тогда как законодательная база отсутствовала до 2019-го. Все это время сохранности объектов культурного наследия в старом центре города угрожали бесконтрольная застройка, рекламные конструкции и всевозможные коммерческие проекты, которые множились здесь с пугающей скоростью.

– Любой объект можно испортить рекламной вывеской, – поддержал мнение коллеги Артем Саламатин. – Важно, что в границах исторического поселения действует мораторий на рекламу. Он позволил навести порядок по части размещения рекламных конструкций в исторических городских кварталах. В среднем к нам поступает 150 – 170 обращений краснодарцев по поводу вывесок и внешнего вида фасадов зданий. Отрабатываем все обращения. Также есть много планов по реконструкции объектов в границах поселения.

– Возможность вести серьезную работу по сохранению подлинной градостроительной среды, исторических панорам и перспектив появилась лишь недавно. И сейчас наша общая задача – сохранить любой ценой то, что есть, а когда вырастет новое поколение – более культурное и талантливое, они смогут реализовывать что-то более серьезное. Мы должны думать вперед на несколько десятилетий. Именно с этой целью и были установлены границы исторического поселения в Краснодаре. Это не просто ограничивающий документ, это ресурс градостроительного развития, условия существования градостроительной политики, – подытожил Виталий Бондарь.

Снести нельзя реконструировать

Существуют два способа сохранения того или иного архитектурного памятника: реставрация и воссоздание утраченного здания с помощью современных материалов и технологий. Оба способа, как отметил начальник отдела управления государственной охраны объектов культурного наследия Алексей Петриченко, имеют свои плюсы и минусы.

Эксперт придерживается мнения, что охранять архитектурные памятники нужно грамотно. Сегодня есть технологии, есть материалы, позволяющие заменить пришедшие в негодность несущие конструкции или фундамент исторических особняков. Если же состояние здания не позволяет провести реконструкцию, возможен его снос и восстановление в прежних параметрах, с сохранением всех деталей и особенностей. Кроме того, в некоторых случаях есть возможность адаптировать особняки к современным условиям эксплуатации, например, провести коммуникации и установить системы безопасности, не меняя общей концепции исторического объекта.

По мнению Алексея Петриченко, ограничение градостроительной деятельности в исторических кварталах Екатеринодара–Краснодара активизировало всю работу по сохранению объектов культурного наследия. Ужесточились требования и к административным объектам (например, парковкам), были внесены изменения в генплан.

– Проводить мониторинг состояния объектов помогают волонтеры и общественность. На все обращения краснодарцев реагируем максимально быстро. В результате в нынешнем году заключено несколько соглашений по санации и окультуриванию территории Всесвятского кладбища, разрабатывается дорожная карта, – сообщил Алексей Петриченко.

На сегодняшний день на Кубани расположено 19 тысяч объектов культурного наследия. Из них 15 тысяч – это памятники археологии, 1,5 тысячи – памятники военной истории, 1300 – памятники архитектуры. В 2022 году специалистами управления контролировалось проведение работ на 61 объекте культурного наследия, в основном в Краснодаре и Сочи.

В прошлом году в столице Кубани отреставрировано здание Дома офицеров на улице Красноармейской, а в нынешнем – начата разработка проектной документации для реставрации Дома архитектора Косякина на улице Николая Кондратенко. Продолжаются работы в доме на Гоголя и Красноармейской, построенном купцом Никитой Хаспековым в 1896 году. Сегодня особняк известен как Дом кубанской журналистики, причем местные рыцари фотокамеры и диктофона надеются отпраздновать новоселье уже в следующем году.

Также в планах на 2023 год – привести в порядок дом купца Пяткова на улице Орджоникидзе, в котором с 1881 года жил коллекционер и основатель картинной галереи Федор Коваленко. По мнению искусствоведа и художника Натальи Щурик, Дом Коваленко нужен Краснодару, этот старинный особняк, логически завершающий часть города с двумя музеями, нужно передать музею имени Ф. А. Коваленко.

Реставрация старинных особняков в столице Кубани продолжается.

Время неумолимо

Возвращение коллекции Леонида Сологуба на Кубань – реально!

Искусствовед Наталья Щурик подняла вопрос о живописном и графическом наследии художника и архитектора, нашего земляка Леонида Романовича Сологуба:

– Многие знакомы с его именем, есть коллеги, присутствующие здесь, которые внесли свою лепту в память о нем. Но мне прежде всего хотелось бы упомянуть моего старшего, ныне покойного коллегу Валентина Александровича Гребенюка, открывшего его имя для советской России, наряду с именами Ивана Павловича Похитонова, Бориса Васильевича Эдуардса, Николая Васильевича Харитонова. За его открытиями последовали публикации краеведа Виталия Петровича Бардадыма.

Для тех, кто не знаком с именем Леонида Сологуба, скажу, что он был потомком выходцев из Запорожской Сечи, сыном купца, сделавшего немало для становления и экономического развития города Ейска. По окончании Императорской Академии художеств Леонид Сологуб как архитектор стал автором многочисленных интересных и успешных проектов. Отказавшись от своего имущества в пользу армии, он добровольцем ушел на Первую мировую войну, сражался в составе 1-й батареи лейбгвардии стрелкового артиллерийского дивизиона. Был награжден Георгиевским крестом IV степени. Забегая вперед, скажу, что здесь, на войне, будучи непосредственным участником Брусиловского прорыва, он создал большую серию живописных работ. Часть из них относится к так называемому «походному альбому», первая публикация которого состоялась в далеком 1916 году в журнале «Нива». Эти же работы вошли в экспозицию выставки, проходившей в том же году в залах Императорской Академии художеств под названием «На войне».

О том, что это был человек с большой буквы, можно судить по тому, что все деньги, вырученные с продажи своих работ с этой выставки, он отдал детям участников войны. Вот живой пример для подражания из нашей славной русской истории.

Другой пример. Леонид Романович Сологуб к 100-летию Бородино осуществил памятник героям 12-й батарейной роты на Шевардинском редуте, отказавшись от гонорара. В благодарность офицеры-заказчики позже подарили ему памятный золотой медальон, ныне хранящийся в Бородинском военно-историческом музее-заповеднике.

Однако вернемся к вопросу о коллекции. После смерти художника в эмиграции (он оставался гражданином Российской империи, не принял никакого иностранного гражданства) его единственная дочь, графиня Ирина Леонидовна, искала возможность передать его произведения нашему музею. Но в итоге они оказались в Москве в фондах ГМИИ им. А. С. Пушкина.

В декабре этого года мне удалось воочию увидеть все 326 графических и живописных произведений Леонида Романовича. Тематически их можно разделить на три части: «Ейск – родина художника», «Сибирь и Алтай», «Первая мировая война». Первые две находятся в великолепном состоянии, что, безусловно, является большой заслугой графини Ирины Леонидовны Сологуб и хранителей ГМИИ. Последняя, являющаяся, по сути, хроникой участия художника в тяжелых событиях войны, уже на этапе передачи в музей требовала профессиональной реставрации. За годы нахождения этих работ в музее часть их была замечательным образом очищена от лака и подготовлена для экспонирования. В упомянутом госкаталоге можно увидеть 10 из этих произведений, том числе рисунок писателя Александра Николаевича Степанова, с которым был дружен художник.

Сегодняшнее руководство ГМИИ, как и общественность края в лице искусствоведов, краеведов, журналистов, десятилетия радеющих за возвращение работ художника в наш город, понимает, что коллекция Леонида Сологуба при условии надлежащего ее экспонирования в музее Ф. А. Коваленко послужит важному делу просветительства и патриотического воспитания. Тем более, на то была воля художника и неосуществившееся желание его дочери. Есть согласие на передачу большей части коллекции в наш музей. В этом случае работы художника остаются частью ГМФ России.

Еще несколько слов о самой коллекции. Все три ее части разные, но каждая из них по-своему интересна. Сибирские листы дают представления о возможностях художника как мастера-живописца. Походная живопись, посвященная Первой мировой войне, – это уникальный, ни с чем не сравнимый хроникальный материал о самой войне и ее героях. Третья часть коллекции «Ейск – родина художника» особенно трогательная. Это искреннее любование своей Отчизной, ее людьми, земляками. На одном из листов, изображающих обычную купальню, поставленную на Ейском заливе, художник написал: «Родина моя, я люблю тебя безумно, безгранично. Ты мое утешенье и слезы».

Несомненно, русское искусство ХХ века нашло в лице Леонида Сологуба своего достойного представителя. Жизненный подвиг этого человека, до последнего своего вздоха остававшегося истинным патриотом, является примером не только для художников, но и для всех, кто со всей ответственностью и любовью относится к свой родине и ее истории.

Что нужно для возвращения работ Леонида Сологуба в Краснодар? Прежде всего движение со стороны руководства края. Сам музей им. Ф. А. Коваленко не может принять такое решение. Ведь кроме просто желания со стороны музейщиков, к сожалению, пассивного, необходима реконструкция третьего этажа здания на Красной, 15. Этаж надо отдать под экспозицию работ художника и других частных коллекций, в разные годы поступивших в его фонды. Напомню, что при последней масштабной реконструкции здания основная часть третьего этажа осталась без ремонта и (невиданная роскошь!) используется сегодня как хозяйственная зона, в буквальном смысле слова – для забивания гвоздей. На мой взгляд, ввод в эксплуатацию третьего этажа и передача нашему музею произведений Леонида Сологуба станут неоценимым вкладом в его развитие. Дальнейшая судьба коллекции сегодня зависит и от нас, собравшихся в этом зале, и от руководства края и министерства культуры России, за которым последнее слово. Но прежде всего от понимания значимости этого события со стороны команды губернатора.

Искусствоведа Щурик горячо поддержала эксперт Общественной палаты Краснодара Мариетта Емтыль:

Краснодарцы могут стать свидетелями события, равного по значимости разве что возвращению на Кубань регалий Кубанского казачьего войска. Речь идет о возвращении в Краснодар коллекции картин нашего земляка, талантливого художника, архитектора, воина, героя, благотворителя и патриота Леонида Романовича Сологуба.

По словам эксперта Общественной палаты Краснодара и руководителя проекта «Сологуб. Возвращение домой» Центра волонтеров исторического наследия Мариетты Емтыль, этот вопрос имеет более чем 40-летнюю историю. После революции Леонид Сологуб с семьей жил в Париже и Брюсселе, а затем – в Гааге. Скончался художник в 1956 году в своей мастерской. Путешествовали по всему миру – от Парижа до Стамбула – и его картины.

Имя Леонида Сологуба на родине позабыли, но остались в запущенном состоянии его дом на улице Борзиковской (Коммунаров), 105 в Екатеринодаре, которому сейчас 130 лет, и семейное захоронение – пять памятников на Всесвятском городском кладбище. В Краснодаре нет ни одной картины из его наследия.

Тема возвращения картин Леонида Сологуба на родину поднималась в конце 1980-х, когда дочь художника графиня Ирина Леонидовна (уроженка Екатеринодара) хотела передать работы отца в столицу Кубани. Тогда этого не случилось, и работы оказались в музее Пушкина в Москве.

– Сегодня память о Леониде Сологубе возвращается к землякам. На средства президентского гранта приведен в порядок дом на Коммунаров, 105. Над этим работали больше 70 волонтеров. Появилась надежда, что в доме могут создать музей художника, а также постоянную экспозицию его работ, которые Государственный музей истории искусств им. А. С. Пушкина готов передать нашему городу. Общественность понимает, что это надо сделать обязательно, такие картины не должны лежать в хранилищах, их должны видеть люди. На них мы должны воспитывать новое поколение кубанцев, – с полной уверенностью заявила Мариетта Емтыль.

Построить часовню в память об отцах-основателях Екатеринодара

Руководитель рабочей группы Совета по культуре при губернаторе Краснодарского края Александр Соловьев назвал себя сторонником комплексного подхода к сохранению культурного наследия.

– Краснодар для меня – родной город, как и все его жители, я хочу, чтобы он жил и развивался. Есть задачи, которые мы должны решать вместе. Сегодня против нас ведется самая настоящая духовная война, и все мы – бойцы на этом фронте. А потому предлагаю объявить всеобщую культурную мобилизацию, – обратился к участникам заседания Александр Соловьев.

Эксперт убежден, что в данной сфере нужно работать на будущее, планировать на перспективу, ведь культура должна родиться внутри каждого человека, а дальше ее надо развивать. А в качестве инструментов, способствующих такому развитию, он предложил создать «Атлас наследия Кубани» и сайт с соответствующей тематикой, разработать для школьников факультатив, издать учебное пособие по наследию родного края, разработать краевую, районные, городские, станичные программы по сохранению культурного наследия и так далее.

– И давайте решим вопрос об увековечении памяти отцов-основателей Краснодара–Екатеринодара. Он до сих пор остается открытым, а мы лишаем наших детей возможности знать свои корни, знать подлинную историю своего города, – призвал собравшихся Александр Соловьев.

Между тем та самая подлинная история Екатеринодара–Краснодара в буквальном смысле лежит под ногами горожан. В 1797 году в походном храме Троицы Живоначальной был погребен основатель Екатеринодара кошевой атаман Черноморского казачьего войска Захарий Чепега, а в 1800-м – генерал-майор, войсковой атаман Тимофей Котляревский. Над могилами атаманов был построен деревянный шестиглавый войсковой собор Воскресения Господня. В 1872 году, после завершения строительства и освящения нового войскового Александро-Невского собора, этот храм был разобран за ветхостью. А позже на этом месте началось строительство новой каменной Воскресенской церкви. При выборке грунта для фундамента храма были найдены шесть захоронений, среди которых – могилы Захария Чепеги и Тимофея Котляревского, войскового протоиерея Порохни и Кирилла Россинского. Все были перезахоронены под будущей трапезной строящегося храма. В 1924 году президиумом Кубанского окружного исполкома было принято постановление о закрытии Воскресенской церкви, с уничтожением храма было уничтожено и мемориальное Крепостное кладбище, на котором, по свидетельству историка Виталия Бардадыма, покоился прах более чем сорока известных людей. Почетные захоронения в церкви и в церковной ограде Крепостного мемориального кладбища были стерты с лица земли. На этом месте в наши дни расположен сквер детской краевой клинической больницы им. Очаповского.

– В память об отцах-основателях города в сквере детской краевой больницы на месте разрушенной Воскресенской церкви необходимо установить часовню или поклонный крест. Также нужно оформить мемориальную зону в исторической части города с восточной стороны Александро-Невского храма с именами всех упокоенных на бывшем Крепостном мемориальном кладбище, – убежден Александр Соловьев.

Читайте также

Первая полоса

Последние новости

Бизнес

Заслуженный праздник на улице Победы, 1а

Согласно имеющимся на данный момент документам, Лабинское дорожное ремонтно-строительное управление (ДРСУ) является старейшим из дорожных предприятий края, дата его образования – 2 февраля 1943 года. Но еще год назад об этом никто не знал.
Евгения Вольская
Ситуация

Приобщение к чуду. О празднике Крещения Господня, крещенской воде и народных традициях

Православные россияне 19 января отмечают один из важнейших христианских праздников – Крещение Господне или Богоявление. О том, в чем истинный смысл этого великого праздника, и о том, что он значит для верующих, рассказывает Благочинный Западного церковного округа, настоятель храма Рождества Христова в Краснодаре протоиерей Александр Игнатов.

Weekend

О (не)повзрослевших миллениалах: «Прекрасный мир, где же ты» Салли Руни

Салли Руни позиционируют как Сэлинджера для миллениалов. Сравнение с американским классиком давно стало избитым, но его тоже нужно заслужить. Смогла ли это сделать тридцатилетняя ирландка, выпустившая в прошлом году свой третий роман «Прекрасный мир, где же ты»?

Ситуация Наука и техника

Будущее российской науки. Попытка № “Сириус”

В конце 2022 года свой второй день рождения отметила созданная в Имеретинской низменности федеральная территория “Сириус”. Это единственное в своем роде территориальное образование, выделенное из состава субъекта федерации (Краснодарского края) и подчиняющееся напрямую Москве. А главой попечительского совета образовательного центра является сам президент РФ Владимир Путин. Не будет преувеличением сказать, что “Сириус” - это особый проект главы государства. Путин не только часто посещает “Сириус” (за последний год он был там два раза), но и лично знакомится с проектами молодых ученых.
Екатерина Пономарёва
Ситуация Weekend

Без Калкина и Гайдая: 12 фильмов на новогодние праздники. Выбор редакции «Югополиса»

Сразу две картины о похождениях портье, британский ромком с Рене Зеллвегер, дебют Тайки Вайтити и переосмысление Пиноккио – редакция «Югополиса» поздравляет читателей с праздниками и рекомендует фильмы на каникулы
Город Ситуация

Посмотрел, где тонко: губернатор Кубани провел вторую прямую линию

Губернатор Краснодарского края 12 января провел свою вторую прямую линию с населением. Первая прошла год назад - в декабре 2021 года. Как и тогда, общение главы Кубани с народом длилось более трех часов.
Екатерина Пономарёва