Кажется, сочный филатовский текст со всеми его разошедшимися на присказки стилистическими красотами - «К нам на утренний рассол прибыл аглицкий посол» или «Нет войны - я все приму. Ссылку. Каторгу. Тюрьму. Но желательно - в июле. И желательно - в Крыму» - «вшит» в нас на уровне генного кода.

И дело вовсе не в едкой сатире на эпоху 1980-х («Про Федота-стрельца, удалого молодца» опубликована в 1987 году), выглядящей сегодня невинной шалостью, но в блестящем считывании народного характера и извечных социальных ролей в отношениях с властью - пусть и по мотивам сказки «Поди туда, не знаю куда».

Обратился к пьесе Филатова Иван Фадеев, московский балетмейстер с внушительным послужным списком. В этом году Фадеев отмечает 20-летие работы с музыкальным шоу-театром «Премьера»: для коллектива он поставил спектакли «Retro.ru», «Страсти по Бродвею», «Летят утки…» и другие. Стоящая перед ним задача – воплотить произведение на сцене Дворца искусств – наивысшего уровня сложности.

И потому, что тем, кто видел телевизионный моноспектакль, где «Про Федота-стрельца…» читает сам автор, непросто не сравнивать любую постановку с той записью. И потому, что исходный текст пьесы даже с минимальными и бережными купюрами, как в случае спектакля Ивана Фадеева и «Премьеры», - не самая очевидная литературная основа, если речь идет о музыкальной небылице для детей разных возрастов.

Alt
Спектакль Дворца искусств «Премьера» и краснодарского Молодежного театра «Про Федота-стрельца, удалого молодца»

Однако постановщики смогли с блеском миновать оба этих узких места, избрав стилистику все той же русской народной сказки в исполнении скоморохов: ярмарочно-яркой, не вполне серьезной («сказка ложь, да в ней намек»), певуче-музыкальной (об этом позже) и как будто рассказанной одними попутчиками другим.

Тема дороги-пути-жизни и движущегося по ней обоза в сценографии «Про Федота-стрельца…», созданной художником-постановщиком Еленой Соловьевой, главным художником Самарского академического театра оперы и балета, оказывается заглавной. Её задает уже анимационная увертюра: паровозик с тремя вагонами - каретой Царя, телегой-туеском Федота и избушкой Бабы-Яги, которые затем материализуются.

Можно бесконечно очаровываться визуальным решением этой сказки: отсылающими к иллюстрациям Васнецова и детским аппликациям выгородками, яркими костюмами героев, нюансами объясняющие их характеры (плюгавый Царь буквально выходит из кафтана, у Генерала ордена даже на спине, адепт народной медицины Яга предстает в костюме-мухоморе и т.д.), полету Того-Чаво-Не-может-быть - дрону с кисточками.

Alt
Спектакль Дворца искусств «Премьера» и краснодарского Молодежного театра «Про Федота-стрельца, удалого молодца»

Движению царств-повозок, как и самому движению спектакля, задает ритм музыка - аранжировки народных песенных хитов, записанных вокально-хореографическим ансамбль «Русь» им. М. Фирсова. Ее звучание вкупе с не менее крепко связанной с народным танцем хореографией Ивана Фадеева в исполнении балета шоу-театра «Премьера» и превращает филатовские диалоги то в распев, то в рэп или частушки. Их вполне залихватски поют-читают актеры Молодежного театра, чьи работы в немалой степени определили прелесть и неожиданные акценты в спектакле Ивана Фадеева. Если Федот (Илья Сердюков) вышел скорее простаком, чем смекалистым малым, а Маруся (Инга Аничкина) - почти врубелевской Царевной-лебедь, то за комическое отвечают три блестящих актерских дуэта: Царь (Евгений Парафилов) и Генерал (заслуженный артист Кубани Алексей Алексеев), Царь и Нянька (заслуженная артистка Кубани Татьяна Степаненко), Генерал и Яга (заслуженная артистка Кубани Людмила Дорошева).

Alt
Спектакль Дворца искусств «Премьера» и краснодарского Молодежного театра «Про Федота-стрельца, удалого молодца»

Чтобы предсказать музыкальной небылице «Про Федота-стрельца, удалого молодца» долгую и счастливую сценическую жизнь, не надо быть провидцем: спектакль так сочно, вкусно и ладно скроен, а классных подростковых сказок в музыкальных и драматических театрах нашего региона не так уж много, как хотелось бы. Стоит ли удивляться, что на апрельские и майские показы «Про Федота…» билетов уже нет?

Alt
Спектакль Дворца искусств «Премьера» и краснодарского Молодежного театра «Про Федота-стрельца, удалого молодца»

Читайте также

Люди Ситуация Бизнес

Лицедеи – лицемеры

Крик о помощи (материальной), вырвавшийся у измученных лишениями Тарзана и Иосифа Пригожина, услышан

Люди Ситуация Weekend

Молодые артисты балета Кубани могут попасть на сцену Большого театра

Компания «Ингосстрах» и Государственный академический Большой театр России запустили Молодежную балетную программу, благодаря которой талантливые танцоры со всей России могут не только совершенствовать свое искусство, но и попасть в труппу знаменитого театра.
Город Люди Weekend

Пьющие, но красивые

Как Рената Литвинова создала волшебную и при этом достаточно мрачную сказку о надежде, борьбе за близких и ожидании любви в доме на фоне России, в которой сменяется власть.
Люди Weekend

«Пугало» и якутский феномен

Картина якутского режиссёра Дмитрия Давыдова «Пугало» взяла гран-при «Кинотавра», а приз за лучшую женскую роль достался сыгравшей главную героиню певице Валентине Романовой-Чыскыырай.

Первая полоса

Ситуация

COVID-рулетка: пан или пропал

Роспотребнадзор называет вакцинацию от COVID-19 единственным способом справиться с пандемией. Вакцины в России уже широко доступны для населения, времена, когда их завозили небольшими партиями, остались в прошлом. Однако пункты вакцинации полупустые, а впереди – "индийский" штамм.
Елена Шумовская
Город Ситуация

Самокат пешеходу не товарищ

Электрические самокаты (а с ними гироскутеры, моноколеса, сигвеи и прочие явления технического прогресса) становятся для общества новой «головной болью». Их явные плюсы - удобство в обращении и относительную дешевизну - начали перекрывать новости о разнообразных ДТП с участием модных транспортных средств. Причем угрожает такой транспорт именно пешеходам и чаще не на дорогах, а на тротуарах, площадях и в парках.

Город Люди Weekend

12 главных фильмов лета 2021

После долгого и тяжелого застоя индустрия кинопроката постепенно возвращается в норму: люди готовы прийти в кинотеатры. Но готовы ли прокатчики удовлетворить зрительский спрос? Этим летом на экраны выходят долгожданные блокбастеры, продолжения успешных франшиз, хорроры и комедии, а также несколько примечательных авторских проектов для тех, кто считает, что кино – это нечто большее, чем просто развлечение.

Weekend

Великий Отечественный Вестерн

Отечественный военный экшн «Красный призрак», предпремьерный показ которого состоялся в кинотеатре «Монитор СБС» 9 июня, – проект во всех смыслах необычный. Будучи заявленной как историческая военная драма, частично основанная на реальных событиях, картина выступает на стыке сразу нескольких жанров: это и военный фильм, и одновременно вестерн, и даже супергеройский блокбастер. Классические военные истории про подвиги русских солдат приобретают мистический флер, а зрелищные бои разбавляются черным юмором.

Ситуация

"Слово за слово, начался конфликт": что известно об убийстве двух судебных приставов в Адлере

Сегодня утром приставы пришли на улицу Просвещения в Адлерском районе Сочи выполнить судебное решение о сносе самостроя. 61-летний хозяин постройки потребовал, чтобы они ушли, а когда приставы отказались, взял охотничье ружьё и начал стрелять

Город Люди Weekend

Песок. Вода. Утки. Чупа-чупс

На камерной сцене Краснодарского театра драмы состоялись премьерные показы спектакля «Утиная охота» по пьесе Александра Вампилова. За постановку одного из самых сложных произведений в отечественной драматургии XX века взялся главный режиссер Краснодарского молодежного театра Даниил Безносов.