Губернатор Кубани Вениамин Кондратьев в начале августа объявил о том, с 1 сентября во всех общеобразовательных учреждениях края будут введены специализированные казачьи классы. «Казачат нужно воспитывать не акциями и парадами, а системно. Они должны как минимум с 7 лет понимать, что они казаки, образование должно быть казачьим», — заявил глава региона.

Эксперименты с внедрением профильных казачьих классов на Кубани проводятся уже давно. Так, например, в Анапе первый казачий класс появился ещё в конце 90-х годов. В Краснодаре же класс подобного профиля впервые организовали в 2005-м. Пионером оказачивания стала гимназия № 3. С тех пор, по словам атамана Кубанского казачьего войска Николая Долуды, на территории Кубани появились более 1700 классов казачьего профиля. В них обучаются около 40 тысяч детей.

Эта цифра почти в восемь раз превышает количество людей в крае, назвавших себя казаками во время переписи населения в 2010 году (казаками себя считают 5261 человек, что составляет примерно 0,1% от численности региона).

Эпик фэйл. Вице-губернатор Кубани Николай Долуда — о миллионах казаков

Заместитель губернатора Краснодарского края, атаман ККВ Николай Долуда — о возвращении казачьего уклада жизни. Оптом.


Смотреть

Заказачивание

Также в регионе действуют шесть кадетских казачьих корпусов. Напомним, что ранее атаман Долуда заявил, что необходимо довести численность казачества в крае до 1 миллиона человек.


Специально для «Югополиса» Денис Куренов решил разобраться в текущих реалиях и возможных проблемах, которые сулит губернаторская инициатива. Для этого он на условиях анонимности поговорил с выпускником казачьего класса, с мамой ученика школы, в которой ещё нет подобных классов, и с учителем школы, где классы казачьего профиля существуют уже не первый год. Также своим мнением поделился известный историк Виталий Бондарь.






Анонимно
Мама ученика школы, в которой ещё нет казачьих классов:

«Идея губернатора Кондратьева утопична. Давайте хотя бы рассмотрим техническую сторону вопроса. Мы по умолчанию предполагаем, что казачьи классы появятся с самого начала школьного обучения. По существующему порядку, набор в 1 класс начинается 1 февраля. Поскольку в Краснодаре не хватает школ — это всем известная проблема — то на поступление выстраиваются очереди. В результате уже в мае практически всегда сформированы первые классы. Им присвоены буквы, вывешиваются списки учеников. К началу лета родители уже знают, что их ребенок идёт в определенный класс.

Каким образом сейчас, в августе, будут создаваться казачьи классы — мне не понятно. Ведь подразумевается, что всё это добровольное дело. Если бы Кондратьев объявил о своей инициативе в январе, то это было бы логично. А сейчас получается, что какой-то первый класс будут делать казачьим, не спросив мнение родителей, так что ли?

Ещё существует проблема кадрового дефицита. В школе, где учится мой ребёнок, в этом году набрали шесть первых классов. Для одного из них до сих пор не нашли учителя. А ведь для казачьих классов нужны дополнительные специалисты с профильными знаниями. Но где брать эти кадры? Школы и так не справляются с нагрузками. Мы ставим в ущерб качество образования ради того, чтобы учить детей любить Родину. Это популизм.

Я уверена, что казачьи классы станут такой же профанацией, как и учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики». В конце 3 класса я была на родительском собрании, где всем раздали анкеты с выбором модуля этого предмета. Всего там было шесть модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Большинство родителей выбрали модуль «Основы мировых религиозных культур», но учительница нам объяснила, что преподавателей для этого модуля нет. Все учителя начальной школы проходят курсы, которые позволяют им преподавать только «Основы православной культуры». Т.е. получается выбор без выбора.

Но и с самим этим модулем была полная чехарда. На весь класс не хватило учебников, было проведено всего несколько уроков. На одном из них моему ребенку дали домашнее задание – рассказать историю, связанную с чудом и молитвой. Спрашивается, причём здесь образовательный процесс? Уверена, что такое же идеологическое вмешательство в процесс обучения будет и в случае с повсеместным внедрением казачьих классов».

Мы ставим в ущерб качество образования ради того, чтобы учить детей любить Родину. Это популизм
Alt





Анонимно
Выпускник казачьего класса:

«Я стал учиться в казачьем классе с 2008 года, после того, как закончил 6 класс. Перед началом нового учебного года родителям объявили, что теперь у нас будет казачий профиль. Из трёх классов нашей параллели казачьими стали два. Это была инициатива классных руководителей — муж одной из них состоял в Кубанском казачьем войске.

Хоть наш класс получил казачий профиль и не добровольно, родители особо не протестовали. Сразу было оговорено, что учебный процесс от этого никак не изменится, просто разнообразится внеклассный досуг. К тому же нам сшили специальную казачью форму.

В начале сентября было торжественное мероприятие. Пришли несколько казаков, говорили напутственные речи. Какого-то специального обряда посвящения в казаки не было. В принципе, на этом казачья сторона нашего образования и закончилась.

Нам не добавили ни специальных уроков, ни классных часов. Мы просто стали чаще ходить в походы и музеи. Для нас, подростков, это всё было, конечно, очень интересно. Каких-то казачьих элементов в таком досуге практически не было. Нам даже про историю казачества никто не рассказывал.

Гуляй, казак

Колумнист «Югополиса» Валентина Артюхина оценивает стремление властей вернуть Кубань к казачьему укладу жизни.


Читать материал

Сшитую для нас казачью форму мы надевали всего несколько раз. Случалось это на крупные государственные праздники – наверное, тем самым мы радовали глаз представителям власти.

Ещё одним нововведением были казачьи спартакиады. В них участвовали казачьи классы со всего города. По-моему, в те годы было всего четыре таких школы. Подобные мероприятия проходили несколько раз в год.

Казачья история закончилась сразу после 9 класса. Классные руководительницы, которые были инициатором введения нового профиля, вышли на пенсию, а мы снова стали обычным классом.

Какой во всём этом был смысл? Мне трудно об этом судить. Ничего плохого о своем опыте обучения в казачьем классе я сказать не могу. И походы, и посещения музея, и спартакиада большинству моих одноклассников нравились. Но, конечно, нельзя не задаться вопросом: а причём здесь, собственно, казачество?

Никакого казачьего воспитания нам не давали, всё ограничилось только сшитой формой и парадами на государственные праздники.

Помню, что руководство нашей школы очень гордилось наличием казачьих классов. Но, как я уже говорил, никакой реальной работы по знакомству школьников с казачьим наследием не велось. И, естественно, никакими казаками никто из моих одноклассников не стал. Для всех нас эти парады были просто какой-то костюмированной вечеринкой».



Alt





Анонимно
Учитель школы, где есть казачьи классы:

«Для меня заявление губернатора стало неожиданностью. Конечно, нельзя сказать, что это гром среди ясного неба — всё-таки казачьи классы стали появляться на Кубани достаточно давно, и с каждым годом их количество возрастало. Но даже для меня — человека, работающего в системе школьного образования, понятие «казачий класс» до сих пор является туманным.

В школе, где я работаю, казачьи классы появились ещё до того, как я стал там преподавать. И я с уверенностью могу сказать, что никаким воспитанием казаков в этих классах не занимаются. Существенной разницы между казачьим и обычным классом попросту нет. Да, к казачьему классу прикрепляются наставники из Кубанского казачьего войска, иногда проводятся специальные мероприятия с казачьим уклоном, акцент на истории Кубани более выражен, чем в других классах. Но школьники, которые учатся в этих классах, казаками себя явно не чувствуют. Для них это просто элемент развлечения, да и то не всегда.

Если говорить об отношении родителей к казачьим классам, то оно разное. Но я уверен, что в тех школах, где в этом году будут экстренно вводиться казачьи классы, директора столкнутся с большим родительским негодованием.

Основная проблема казачьих классов в том, что специализированный образовательный процесс существует только на бумаге, да и то чаще всего в виде лозунгов. В реальность всё это никак не претворяется. Как из-за того, что это дополнительная нагрузка, так и из-за отсутствия четких методик. Можно много говорить о том, что мы будем воспитывать казаков, научим детей любить Родину, но без конкретных программ и понимания того, как их можно реализовать, ничего не будет. Со стороны казачества я внятных инициатив не вижу. Да и к тому же большинство классных руководителей просто не готовы доверять им воспитательную работу со школьниками.

По своему опыту могу сказать только об одном существенном плюсе в существовании казачьих классов. В небольших населенных пунктах при помощи казачества в школах ведётся воспитательная работа с подростками из группы риска. Сотрудничество сельских школ с казачеством — это несомненное благо, которое решает многие проблемы. Всё же там меньше формальностей, все друг друга знают, и работа казачества может иметь понятное практически применение.

Если исключить этот положительный аспект, то решение Кондратьева видится мне следствием политической конъюнктуры, где в тренде патриотизм, консервативные ценности и прочие духовные скрепы. Только для кубанских школ, в которых и так хватает проблем, это станет дополнительной головной болью. Нужен ли такой патриотизм для галочки? Думаю, ответ очевиден. А те родители, которые хотят, чтобы их ребёнок был казаком, могут отдать его в кадетский казачий корпус».

Если исключить этот положительный аспект, то решение Кондратьева видится мне следствием политической конъюнктуры, где в тренде патриотизм, консервативные ценности и прочие духовные скрепы


Alt





Виталий Бондарь
Историк:

«Я далёк от системы образования. Понимания того, как сейчас она функционирует, у меня нет. Так что об этом вопросе мне судить достаточно сложно. Я бы хотел понять, чем отличается казачий класс от обычного? Его выпускники будут получать специальный казачий аттестат? Как это всё вообще происходит? И давайте задумаемся, что такое казачество. Позиция Кубанского казачьего войска такова, что казачество — это отдельный народ. Но если это отдельный народ, то как его можно создать при помощи казачьих классов? И как можно делать классы с направленностью на один народ?

У нас в крае есть районы исторического проживания казаков и потомков — это северная и северо-западная часть края, часть среднего течения реки Кубань и Закубанье. А вот Новороссийск, Геленджик, Туапсе — это всё уже не казачьи территории. И мне не совсем понятно, какие традиции хотят там восстанавливать при помощи создания казачьих обществ и этой истории с казачьими классами. Если в Кубанской области в 1910 году казачество составляло 41 процент населения, то в Черноморской губернии количество казаков было никак не выше 10 процентов.
Если казачество — это отдельный народ, то как его можно создать при помощи казачьих классов?

К тому же стоит обратить внимание и на то, сколько человек в крае сейчас считают себя казаками. Ведь метод самоидентификации – это единственное, с чем мы можем иметь дело. Установить генетическую преемственность — это невыполнимая задача. Нужны серьёзные генеалогические исследования, которые к тому же могут дать результат, неудобный для власти и общества. Давайте возьмём данные последней переписи населения (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Краснодарском крае казаками себя назвали 5261 человек, прим. — Д.К.) и умножим её в несколько раз, чтобы посчитать ещё и детей казаков. Мы получим весьма малую долю от численности всего населения края. И, конечно, внедрение казачьих классов в связи с этим видится абсолютно искусственным.

Другое дело, что подобное искусственное восстановление традиции всё же возможно. Здесь можно вспомнить историю с чешским языком, который одно время был чуть ли не полностью утерян. Или, если брать пример, более близкий нам, — история с количеством практикующих мусульман и молельных домов в Адыгее. В дореволюционные времена молельных домов там практически не было, большинство мусульман не практиковали конфессиональные обряды. А в наше время ислам занимает огромное место в духовной жизни западных адыгов, в том числе и молодых. Так что возрождение казачьей культуры, пусть и искусственное — это вполне реальная перспектива.

Но, конечно, двух с половиной миллионов казаков на Кубани, о которых мечтает атаман Долуда, не будет — такое возможно только лишь при помощи клонирования. Это слишком фантастическая цифра.

Но как мы будем приобщать детей к казачьей культуре? Если мы ставим задачу сделать специальное казачье образование, то необходимо обращаться к программе обучения в казачьих дореволюционных училищах. У нас в Екатеринодаре сначала была войсковая гимназия, затем Кубанское Александровское реальное училище. Там обучались лица казачьего сословия и дети закубанских горцев. По окончании училища они получали погоны казачьих офицеров. И нельзя забывать, что в те годы Кубанское казачье войско было мощным административно-хозяйственной институтом Российской империи. Сейчас же оно – общественная организация, наделенная некоторыми государственными полномочиями, и явно не может себе позволить создание специальных учебных заведений.

Несмотря на то, что в конце ХIХ века Екатеринодар из казачьего города превратился в купеческо-мещанский, власть в городе оставалась всё же преимущественно казачьей. Здесь был штаб Кубанского казачьего войска, проводились войсковые смотры, начальник области был одновременно наказным атаманом. Сейчас же власть у нас гражданская. Установить прямую генетическую связь между современной и той властью невозможно. Если нынешний чиновник провозглашает себя казаком, то это всё же отличается от реалий прошлого. Тогда казаки несли государственную службу, у них были казачьи повинности. В таком варианте исторический смысл казачества был утрачен в первое десятилетие после окончания Кавказской войны. Закончилось противостояние горцев и казаков, Кубань перестала быть пограничной рекой. Существование казачества как большой группы населения, осваивающей пограничные территории, потеряло смысл. Казачьи войска с того времени использовались так же, как регулярная армия.

Вопрос. Почему жители Сочи не считают себя кубанцами?

— И не только сочинцы! Я, например, тоже не считаю, что Сочи — это Кубань, как и Новороссийск, Туапсе, Геленджик. Да, с точки зрения административно-территориального деления все перечисленные города входят в состав Краснодарского края. Но до революции они относились к Черноморской губернии...


Читать материал

В чём смысл современного казачества? Сложный вопрос. Будь моя воля, я бы сделал его культурно-историческим движением, без того, чтобы имело место его наделение какими-либо административно-хозяйственными функциями. В условиях смешанного населения нашего края это выглядит слишком искусственно.

Да, на Кубани есть небольшие традиционные казачьи поселения. Там можно с уверенностью говорить о преемственности поколений, мол, что там живут настоящие потомки казаков. На уровне самоуправления хутора или небольшой станицы — примерно до 10 тысяч человек — восстановление административно-хозяйственной значимости казачества в варианте атаманского правления, казачьего самоуправления ещё возможно. Но если мы берём более крупный населенный пункт, то подобное административное функционирование кажется мне уже нереальным».


Фото: Геннадий Аносов, Евгений Резник / Югополис

7 комментариев

avatar
scaramouche 09 авг 2016, 15:35
Если по этому поводу не ёрничать , а отнестись к этому серьезно, то это - проблема, и достаточно разносторонняя. Позиция историка Виталия Бондаря обоснована. А вот краевая администрация , губернатор В.Кондратьев, совершают ошибку с далеко идущими последствиями, про господина Долуду можно промолчать в силу его неадекватной оценки действительности. Этот шаг говорит о множестве проблем в Крае и не только у нас. Если краевая администрация будет продолжать в том же духе, то социальный застой в обществе приведет к очередному краху по типу того, что был в 80-х . И ещё более удручающе то, что там вообще нет никого , кто бы это понимал .
Michel de Nostredame 09 авг 2016, 16:13
Очередная попытка, надеюсь последняя, реанимировать старый вонючий исторический труп. К счастью наши дети, родители, да и преподаватели в большинстве не настолько глупы. Будет в лучшем случае очередная профанация как с поповеденьем.
Ohsher 09 авг 2016, 18:07
Фразе Виталия Бондаря "В чём смысл современного казачества? Сложный вопрос. Будь моя воля, я бы сделал его культурно-историческим движением, без того, чтобы имело место его наделение какими-либо административно-хозяйственными функциями. В условиях смешанного населения нашего края это выглядит слишком искусственно." хочется аплодировать. Необходимо показать эту статью господину Кондратьеву и попросить его прокомментировать сказанное.
avatar
Насон Грядущий 10 авг 2016, 06:48
В самом начале своей работы в должности губернатора , В. Кондратьев заявил , что казачью форму носить не будет и казачьи парады принимать не будет . Уважаемый Вениамин Иванович ! Держите слово !
avatar
scaramouche 10 авг 2016, 08:08
Ну, а что ? Я так подумал, а чем чёрт не шутит ? Сколотить тут банду в два миллиона человек, настроить лодок, типа, казацких «чаек», вилы и сабли есть, мало того, губернатор сам предлагает вдоль всего казацкого края понастроить этих самых «марин» - там и разместить весь флот … Чо летом делать , лежать на пляже и есть вареную кукурузу ?... И пошла чесать губерния – сразу налет на Царьград ( бывший Стамбул) – разграбить все торговые центры, базары, налохматить добра, золотишка, турчанок взять в полон , Эрдогану, прям на лоб прибить щит с девизом «За единую Россию !», после бесплатно отдохнуть в Анталье. Потом домой сразу. А тут , в стольном казачьем граде, спилить оставшиеся деревья, понаделать засад, становищ, и устроить гульбище-майдан. Бухать без просыпу под крики и тосты – Любо с атаманом жить ! Девок-полонянок заставить готовить полбу и ходит на охоту в «Магнит». После громить жидов злодиюк . Потом в Польшу через рейхспротекторат «Украина». Зимой ничего не делать , утешаться с турчанками, польками и нашими девками. С газопровода «Турецкий поток» брать дань. / пысано коштовым писарем Захарiем Коноваленко , 32 серпеня , лета 5074 от сотворения мира . Спаси Мiкола Угоднiче Божiй, усих кубанцов ! /
avatar
LeFF 10 авг 2016, 09:38
+1 в карму предыдущему писарю) Если серьезно, главное, чтобы не довели до абсурда - не отбирали бы в ряженые самых талантливых учеников и не назначали бы их псевдоказаками - тогда пусть хоть кол на голове тешут со своими "традициями", ведущими свою глубокую историю аж с 2010 года. У меня ребенок в это сборище никогда не пойдет. История Кубани - равноценна как сочетании истории адыгов, русских, казаков, черкесов и прочих народов. Так дайте детям учить историю, а не зацикливайтесь на тратах бюджета на форму и шашки. Я не хочу платить налоги на эти цели. Лучше добавьте пенсионерам.
GryumUchKa 10 авг 2016, 12:44
Я может чего-то не понимаю? С каких пор КАЗАК- это национальность???? По хорошему, казаки - это русские и украинцы, в зависимости от мест, из которых они прибыли в свое время и организовались. Казак - это, во-первых, должность такая, а, во-вторых, - уклад жизни, связанный именно с родом деятельности - воинской должностью. Все. Нет такой национальности, сами придумали, сами порадовались. Бред.

Читайте также

Люди Ситуация

Вакцина от ксенофобии

По просьбе «Югополиса» Татьяна Руссо поговорила с участниками краснодарской фолк-группы «Маруся» о снятых погонах, ксенофобии и дешевом пиаре.
Татьяна Руссо

Первая полоса

Ситуация Weekend

Чукотские моржи, Кубрик и иранские вечеринки: почему Beat Film Festival – главное кинособытие июня

В середине июня стартовал фестиваль документального кино Beat Film Festival, картины которого являются своеобразным путеводителем по мировому культурному ландшафту. «Югополис» рассказывает о трех лентах на самые разные темы: от музыки до экологии.

Город Ситуация

"Свечи памяти" зажгли тысячи жителей Краснодара

Сегодня, 22 июня, в 04.00 в Краснодаре состоялась акция "Свеча памяти". В ней приняли участие около восьми тысяч человек. Люди прошли от Главной площади Краснодара до мемориала "Вечный огонь"
Люди Наука и техника

Занимавшийся экспериментальной трансплантологией в Краснодаре хирург получил условный приговор в Швеции

Скандально известный итальянский доктор Паоло Маккиарини, который экспериментировал на пациентах и проводил операции в том числе в Краснодаре, осужден шведским судом за «причинение телесных повреждений» турецкой пациентке во время трансплантации ей искусственной трахеи в Каролинской больнице в Стокгольме. Суд посчитал, что Маккиарини провел экспериментальную операцию на пациентке, которая не находилась в критическом состоянии, однако оправдал 63-летнего хирурга по двум другим операциям в Швеции. Об этом сообщил корреспонденту "Югополиса" шведский телепродюсер Боссе Линдквист, задавшийся целью разоблачить «научное мошенничество» доктора Маккиарини в своих документальных фильмах «Эксперименты».

Люди

До Луны и обратно

Компания ООО «Маркер», крупнейшее в крае предприятие в сфере дорожной разметки, тридцать лет работает в дорожной отрасли.

Ситуация Бизнес

​Идеальный РОП: найти или обучить

Доходы компании напрямую зависят от руководителя отдела продаж. Каким он должен быть – специалист, от которого во многом зависит успех бизнеса?
Сергей Сергеев
Город Ситуация

Дмитрий Коломиец: «Спорт, как и культура, и наука, не может быть второстепенным»

Краснодар – это стремительно растущий и развивающийся город. Однако увеличение размера города и числа его жителей сопряжено как с положительными, так и с негативными моментами. Прежде всего – это отставание в обеспечении новых жилых массивов объектами социальной инфраструктуры. В последние годы в обществе сложился стереотип, что к социальной инфраструктуре относятся исключительно школы, детские сады, поликлиники и больницы. Однако обратимся к толкованию понятия, которое в экономическом словаре трактуется как совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения. Из чего следует, что социальную инфраструктуру образуют: жилищное и коммунальное хозяйство, здравоохранение, физкультура и спорт, бытовое обслуживание, система образования, учреждения культуры, наука и т.д.