Добраться до безбарьерной среды

Буквально вторят булгаковскому профессору Преображенскому члены Общественной палаты Краснодара: председатель клуба содействия детям с ограниченными возможностями и их представителям «Добрые сердца» Наталья Шелиховская и председатель правления благотворительной организации инвалидов детства и детей-инвалидов «Помоги и обретёшь» Людмила Надержинская. По их мнению, разруху нужно искать не только непосредственно в законах и в том, как именно они воплощаются, а в головах. Обе они входят в комиссию ОП по вопросам защиты прав и интересов инвалидов, ветеранов, развитию доступной среды, волонтерства и благотворительности. И обе руководят профильными общественными организациями, так что чаяния этой категории граждан знакомы им по повседневной деятельности.

Выходя на улицу, каждый человек, обладающий типичными возможностями организма, даже не представляет всего сонма трудностей, с которыми может столкнуться инвалид, притом – сходу, только нацелившись покинуть свою квартиру. И именно это, по словам общественниц, часто и является основным камнем преткновения.

«Да, у нас много торговых центров или заведений, которые оборудованы всем необходимым: места для инвалидов, пандусы, кнопки помощи и прочее. У нас есть и уличные пространства, в которых тоже всё спроектировано и по нормам, и по логике. Однако до этих мест нужно ещё добраться», - рассказывает Надержинская.
Законы приравняли судьбу инвалидов к имуществу?
Людмила Надержинская

Те же парковочные места для инвалидов действительно есть у крупных ТЦ. Но ведь часто на них стоят автомобили, принадлежащие совсем не инвалидам, а людям, среди недугов которых в первую очередь числится лишь повышенная наглость. На авто не висит даже соответствующий знак. При том, что транспорт людей данной категории не просто маркируется значком, который легко заказать по бросовой цене в интернете, но и заносится в специальную базу. И силовики, по идее, могут проверить, принадлежит ли транспортное средство инвалиду первой или второй группы, или же представителю другой категории, имеющей право на соответствующую льготу. До недавнего времени дорожные полицейские не имели полномочий снимать с номеров визитки и медицинские маски, которыми прикрывались госномера. Однако сейчас их получили. Тем не менее, по словам Натальи Шелиховской, они не торопятся сличать открывающиеся им номера с теми, что в базе.

«Парковки для инвалидов вынесены за шлагбаумы. И их может использовать кто угодно. Это для нас очень больной вопрос. Его мы выносим на обсуждение на круглом столе в Общественной палате в ближайшее время. Тут свою роль играют и недосмотр правоохранителей, и недостаточная культура водителей. Я считаю, что здесь нам нужно сотрудничать с органами ГИБДД. Раньше мы всегда находили общий язык: работали эвакуаторы и эти места освобождали. Ведь тут нужно ещё учитывать не просто наличие такого места самого по себе. Дело в том, что если инвалид поставит своё авто не на специализированное место, то он будет вынужден его оплатить. Таким образом, люди, которые ленятся пройти лишние пару метров, ещё и отнимают льготу у тех, кому она положена по закону», - рассказывает Шелиховская.

Законы приравняли судьбу инвалидов к имуществу?
Наталья Шелиховская

Такой же сложной является проблема и с общественным транспортом. Даже если он оборудован всем необходимым, водители зачастую останавливаются в тех местах, где в автобус или троллейбус сесть сложно. Например, далеко от бордюра, отчего порог становится слишком высоким препятствием не только для инвалида, но и для просто пожилого человека. А в отдалённых от центра районах проблем и того больше: удобство остановок оставляет желать лучшего, а уж путь до них и тем более может быть просто непреодолимым для человека на коляске или специальном велосипеде. А в какой-нибудь посёлок Российский, по словам общественниц, низкопрофильные автобусы и вовсе не ездят. То есть жители этих районов, если не обладают личным транспортом, оказываются отсечены от центра города или обречены на пользование услугами такси, которые дороже, а подчас приводят к столкновениям с теми же сложностями в виде необорудованных машин и неприветливых водителей.

Человек, закон и контроль

В настоящий момент обеспечение для инвалидов беспрепятственного доступа к объектам транспорта и социальной инфраструктуры регламентируется федеральным законом № 181. Однако часто мы можем видеть тот же пандус, проезд по которому может только усугубить состояние здоровья.

Наталья Шелиховская уверена, что решить такого рода проблему может лишь усиление контроля. Органы местного самоуправления обязаны контролировать ход любого организованного ими ремонта. Также немаловажны мониторинг от общественных организаций и каналы обратной связи для самих инвалидов.

В качестве примера, когда такая система сработала как нужно, общественница назвала ситуацию в Новороссийске, когда проезжавший мимо рабочих колясочник обратил внимание на то, что бордюрный камень укладывали при смене тротуарной плитки слишком высоко для беспрепятственного проезда на коляске. Он позвонил самой Шелиховской, а она связалась с местной администрацией. «Мы обратились к на тот момент бывшему главой города Игорю Дяченко. Был всего один короткий телефонный звонок. И ситуацию исправили – бордюры переложили. Именно так это и должно работать всегда», - отмечает Шелиховская.

Имущественный вопрос гладиаторского масштаба

Однако какие бы частные вопросы не затрагивал разговор о доступной среде, всегда собеседники говорили об одном – о недостатке соответствующей культуры наших сограждан. Примечательно, что в целом от них чаще слышишь верные рассуждения. «Я как-то спросила племянника, который был тогда ещё школьного возраста, о том, что он думает, когда видит человека на коляске, - рассказывает Наталья Шелиховская. – Он мне ответил, что в этот момент думает об устройстве социального общества, в котором удовлетворяются потребности каждого индивида, всем в нём жить комфортно и безопасно». Но то вопрос теоретический, и на него отвечал родственник человека, плотно связанного с этой темой не только профессионально: сын Натальи сам перемещается лишь на коляске.

Другие же совсем речи можно слышать от тех, кто живёт с нами бок о бок, когда вопрос из плоскости теоретической переходит в практическую. И притом страшнее выглядит такая ситуация не тогда, когда позиция вербализируется, а когда оформляется в тихое, но очень весомое, несмотря на свою краткость, слово «нет».

По словам Людмилы Надержинской, такой ответ с пугающей частотой возникает в бланках голосования собственников жилья по поводу обустройства в доме пандусов, создания для инвалидов парковочных мест, подъёмников и прочего.

К такой ситуации приводит действующий закон, по которому всевозможные конструктивные изменения должны пройти через такое голосование. Так как дома и территория вокруг них находятся в собственности жильцов. «Я сама лично видела в протоколах голосования слово «НЕТ», которое собственноручно вписало напротив своих фамилий большинство жильцов при голосовании за строительство пандуса в подъезде, где уже живёт инвалид-колясочник. И эта вопиющая ситуация просто превращает такую процедуру в какие-то гладиаторские бои, во время которых толпа решает, будет ли человек жить. Или ему придётся влачить существование в четырёх стенах из-за того, что кто-то не хочет, чтобы пандус проходил в двух метрах от окна на первом этаже», - рассказывает общественница.

Притом подобные ситуации далеко не единичны. И вопрос согласования с собственниками всегда упирается в то, что если соответствующие инженерные сооружения не заложены застройщиком изначально, то они сразу становятся, простите за клише, поводом для дискуссии о той самой свободе, которая начинается там, где, по мнению соседей, заканчивается их удобство.

Руководители общественных организаций рассказывают, что жильцы голосуют против, не желая тратить деньги из общедомового фонда на удобство конкретного человека. Но случаются такие отказы, даже если инвалиды самостоятельно или при помощи благотворителей изыскивают средства на установку необходимого оборудования. Тут включаются личные представления о прекрасном или простой шкурный интерес.

И из этих соображений люди готовы наплевать на вопрос, который для малоподвижного жильца становится без преувеличения судьбоносным. Ведь какой смысл в пандусах и широких дверях в ТЦ, кино, театрах, до которых можно добраться на низкопольном автобусе, если проблемой становится выход даже не со двора, а из подъезда.

Получается, что действующая норма ставит на разные чаши одних весов вопросы судьбы живого человека и вопросы собственности, противопоставляя конституционное право на перемещение и вопросы из ряда установки новой клумбы.

Мораторий на вершение судеб

Примеров у общественников предостаточно. Так, в доме № 13 по улице Трудовой Славы в Краснодаре уже давно длится конфликт между местным жителем, который вынужден перемещаться на коляске, и его соседями. По данным общественной организации «Добрые сердца», там 80% жильцов проголосовали против установки для него пандуса и обустройства специального парковочного места.

Настоящая драма со скандалами и интригами и по сей день разворачивается в Армавире. Там в первом подъезде дома № 9 по улице Ефремова живёт мать ребёнка-колясочника Наталья Толстопятенко, которой дважды пришлось согласовывать судьбу своего ребёнка с соседями. В первом случае они были против установки пандуса, который признавали для себя неудобным. Но в ситуацию тогда, около 10 лет назад, вмешался глава города, который отдал распоряжение установить пандус за бюджетный счёт.

Следующим этапом была организация парковочного места. И тут поквартирный обход увенчался успехом: большинство жильцов проголосовали «ЗА». Однако один из соседей заявил о своей «принципиальной» позиции, согласно которой на этом месте парковаться должен именно он. «Для этого он даже оформил документы, будто порой возит куда-то своего родственника-инвалида, которого никто не видел ни разу у нашего подъезда. И начал претендовать на наше место. По совету главы города мы установили устройство, которое препятствует заезду на это место других авто. Но он нашёл союзников, вместе с которыми они паркуются так, что моя машина просто не помещается на инвалидное место», - рассказывает Наталья.

Позицию соседа она может объяснить только «вредностью» - логичных причин поступать именно так Наталья не видит. Однако всё это приводит к постоянной растрате нервных клеток и физических сил. Ребёнок Натальи уже подросток – ему 19 лет, и он притом не может ни ходить, ни стоять. А если из-за соседей она не смогла подъехать к подъезду, сына приходится нести на руках.

Законы приравняли судьбу инвалидов к имуществу?
Автомобили соседей, загораживающие подъезд к месту инвалида в Армавире
«Считаю, что нужно ввести мораторий на решение одной группой людей судьбы других под видом хозяйственных вопросов. Нужно исключить законодательно из перечня вопросов, решаемых общим собранием жильцов, те, что связаны с обеспечением доступности общедомовой территории для людей с тяжёлой степенью нарушения двигательной активности», - заявляет Наталья Шелиховская.

Представители общественных организаций уже многократно обращались по данным вопросам в прокуратуру. Но в надзорном ведомстве по-прежнему считают, что с точки зрения закона частная собственность тут главенствует.

«Это срочно нужно изменить. Сама ситуация в мире нам об этом говорит. Сейчас, во время проведения СВО, мы должны об этом задуматься. Нам уже с самых верхних трибун говорят о создании новых современных отечественных протезов – то есть сигнализируют об актуальности вопроса. Ведь сейчас вернутся из зоны боевых действий люди с ампутациями. И могут вернуться в дома тех, кто сейчас против установки пандуса для соседа. Никто не хочет оказаться в такой ситуации. Но может, хотя бы эта мысль заставит людей пересмотреть свои взгляды. В прошлом у нас уже были афганцы без ног, которые просто пили горькую, оказавшись запертыми по своим квартирам. Меньше всего нам сейчас нужно повторение этой части недалёкой истории», - говорит в сердцах Надержинская.

Первая полоса

Последние новости

Weekend

Роман Попов: «Хочется творить добрые, вечные истории»

Комедиант Роман Попов стал известен широкой публике благодаря роли Игоря Мухича, смешного непосредственного детектива – персонажа, которого до него еще не было на российском ТВ. Комедийная карьера актера началась с переезда в Сочи и участия в дуэте «20:14», в составе которого Роман и его напарник стали резидентами «Comedy Club». Сейчас Роман является востребованным актером в комедийном жанре, мечтает сыграть в детском кино и принимает участие в приключенческом шоу на ТНТ «Сокровища Императора». Подробнее о поездках в Китай, строительстве дома, правильном выборе профессии и победе над тяжелой болезнью Роман рассказал в эксклюзивном интервью для «Югополиса».
Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.