Разруха — в головах
Колумнист «Югополиса» профессор Михаил Савва — о судьбе науки в условиях несвободы.
Михаил Савва
политолог
К
олумнист «Югополиса» профессор Михаил Савва — о судьбе науки в условиях несвободы. Несколько разных новостей оказались в ленте рядом. Международные платежные системы в ответ на новые российские законы заявили, что могут уйти из России. И с ними авторы этих законов сразу же начали вести переговоры, активно намекая, что из любого закона возможны исключения. Потому что создать национальную платежную систему, наверно, можно. Но есть опасения, что качеством она будет похожа на ГЛОНАСС… Маленькая морская Финляндия строит огромные круизные лайнеры. На вопрос, почему этого не делает большая океанская Россия, эксперт отвечает: нужна культура такой работы, которая включает высочайшую квалификацию специалистов. В России ее нет. И, наконец, санкции Запада, направленные на отсечение от современных технологий. На санкции российская власть при поддержке 84-88% населения собирается ответить развитием собственных технологий. Вот здесь и возникает вопрос о нашей науке и вузовском образовании. Несколько лет он не волновал российского обывателя, живущего по принципу «нас и так неплохо кормят». Уверен, что это халявное счастье заканчивается. Кто будет разрабатывать высокие российские технологии? Если такие люди есть, почему они не делали этого раньше? У нас вообще есть наука, которая позволит стране, оказавшейся в международной изоляции, все придумывать внутри пограничного заборчика или в кооперации с китайцами и кубинцами?Чтобы не терять много времени на доказательства очевидного – нет у нас такой науки. Об этом говорит процент российских высокотехнологичных продуктов на нашем рынке, а также трое нобелевских лауреатов (все – физики) за постсоветский период. На всякий случай: трое – это не «ого!», это «всего лишь», поскольку только по физике за это время было присуждено 59 премий. А еще они вручались ученым других направлений – химикам, экономистам, медикам. В этих категориях современных российских ученых нет совсем.
На всякий случай: трое – это не «ого!», это «всего лишь», поскольку только по физике за это время было присуждено 59 премий»
А вот вопрос, почему такой науки в России нет, – тема для разговора. Ведь отвыкание от уже ставших привычными качественных вещей и услуг для кого-то наконец будет поводом подумать. Начинать нужно уже сейчас, чтобы шок внезапного разочарования не стал слишком острым.
Одна из очевидных вроде бы проблем – деньги. Запад, мол, богаче. Да, годовой бюджет одного лишь Гарвардского университета чуть больше 70% годового бюджета Краснодарского края. И это частично объясняет высокую концентрацию нобелевских лауреатов в Гарварде (75 из них связаны с этим вузом – учились или работали там). Но деньги есть и в России. Во что они вкладываются, всего лишь вопрос приоритетов. Сегодня такой приоритет в нашей стране – силовики. Все, кто рядом с оружием и насилием, получают много. Из бюджета. Гарвард бюджетных средств не получает.
Источник денег важнее их количества. Потому что бюджетные средства в науке и вузах превращают их в бюрократические структуры. Где начальником таланта легко становится недоучка. Где «эффективные менеджеры» пытаются командовать людьми, действительно разбирающимися в теме. Где на ученых и преподавателей наваливают массу бессмысленной работы по составлению отчетов, подготовке к аттестациям и аккредитациям, дежурства у елочек (чтобы не спилили) и в общежитиях (чтоб не подрались). А зарубежная стажировка становится неисполнимой мечтой, а иногда даже приравнивается к преступлению. Пока не по закону, а на практике. При этом все знают – местечковая наука невозможна, для ее развития обязательно международное общение.
В течение нескольких последних лет вузовская и научная «прислуга» окончательно стала главным участником научного процесса. То есть бухгалтерии, канцелярии и прочие вспомогательные подразделения получили возможности и влияние намного большие, чем преподаватели и кафедры. Это абсурдно с точки зрения главной предполагаемой цели – качественного образования. Но такой цели уже нет. Есть другая – отчитаться перед министерским начальством. А это обеспечивают не профессора, а клерки. Профессоров все равно заставят поставить тройки студентам, которым вообще нечего делать в вузах. В академических НИИ – та же самая вертикаль власти, с поправкой на отсутствие студентов.
Редкие исключения, такие как Высшая школа экономики, быстро и целенаправленно подводятся под общую гребенку. «Профессиональные патриоты» активно выступают с публичными доносами на такие вузы. Их обвиняют в вольнодумстве, при том что «сало бюджетное едят».
А Гарвард тратит собственные средства: у этого университета огромный эндаунмент (денежный фонд), накопленный за четыреста лет. Ему не нужно имитировать ни образовательный процесс, ни науку – он делает это по-настоящему. Может это себе позволить, он не насажен на вертикаль. Более того, он должен себя вести именно так, поскольку работает в конкурентной среде. Утратишь имя – не придут студенты с деньгами.
В нашей науке и вузах реальная конкуренция подменена мнением руководства. В России могут закрыть вуз или лабораторию, но это будет не результатом поражения в конкурентной борьбе, а выражением личного мнения чиновника.
Даже в Российской империи с ее жестким политическим режимом власть понимала невозможность настоящей науки и образования в условиях несвободы. Рабы для творчества не годятся. Поэтому университетам (а наука в то время делалась там же) была предоставлена очень широкая автономия. Вплоть до того, что полиция и жандармы не имели права проводить задержания в зданиях вузов. Результат – темпы развития России в последние десятилетия империи были рекордно высокими. Пока страна не влезла в Первую мировую войну…
Нынешняя власть, возможно, верит в возможность эффективности подневольной забюрократизированной науки. Это плохо. Но здесь хотя бы не исключено прозрение. Хуже, если нашей власти уже все равно.
Разруха всегда – в головах. Тем более она там, когда речь идет о науке и вузах.
Санкции Запада будут выявлять наши проблемы, до времени дремавшие под слоем нефтедолларов. Если санкции продлятся достаточно долго, они неизбежно вскроют нарыв неэффективности интеллектуального комплекса России – науки и высшего образования. От этого комплекса потребуются не отчеты, а реальные разработки взамен неполученных из-за «занавеса».
И возникнет привычная развилка: делать вид, что все хорошо или менять имитацию науки и высшего образования на что-то более современное и не подчиненное бюрократам. А дальше как в сказке: пойдем налево – перейдем точку невозврата. И второй раз за столетие будем заново создавать науку и образовательную систему. Пойдем направо – при многих потерях все же сохраним эффективных людей в этой системе.
4 комментария
Юрий Власов 08 сен 2014, 21:37
scaramouche 21 сен 2014, 10:27
Rimk 07 окт 2014, 15:47
scaramouche 08 окт 2014, 14:39
Последние обсуждения