Город Люди

Эбер и добрая память

Колумнист «Югополиса» Роман Матыцин — о культовой фигуре кубанского музыкального андеграунда.

27 сен 2011, 21:15
Роман Матыцин
обозреватель

К

олумнист «Югополиса» Роман Матыцин — о культовой фигуре кубанского музыкального андеграунда.Для непосвящённых поясню: в южном городе Краснодаре жил человек по имени Саша Эбергардт, деятельность которого была связана в основном с музыкальным андеграундом. Саша был музыкантом, поэтом и организатором некоего движения людей, близких по духу и нраву. Неформалов, одним словом. Таких, как Саша Эбергардт, принято называть культуртрегерами, то есть теми, кто вопреки всему и вроде бы непонятно зачем несут культуру в массы.Несколько лет тому назад Саша неожиданно ушёл из жизни, и как водится, сразу обрёл статус ключевой фигуры краснодарского рока. То есть этой фигурой он и был, но об этом вспомнили, когда он ушёл. Так у нас принято.
Писать о Саше Эбергардте - занятие не из лёгких. С одной стороны, не хочется отливать ему бронзовый памятник и обзывать «отцом кубанского рока»

Писать о Саше Эбергардте - занятие не из лёгких. С одной стороны, не хочется отливать ему бронзовый памятник и обзывать «отцом кубанского рока». А такая тенденция была и есть, у нас любят воздвигать монументы после ухода знаковых людей. С другой стороны, те, кто хорошо его знали и могут написать нечто подлинное, этого не делают. То ли не хотят, то ли просто нет времени.

Поэтому единственный выходом для человека, который решил посвятить статью Эберу, но не был с ним близко знаком, - описать моменты, связанные с Сашей, которые навсегда отложились в памяти. В режиме потока сознания…

Это был 90-й год. Время мутное и радостное одновременно. Мутное из-за полной неясности происходящего, радостное из-за того, что на заборе можно было увидеть афишу «Трёхдневный панк-фестиваль». Местом проведения значился ДК ХБК, очень солидное место, которое ныне принадлежит творческому объединению «Премьера». Сейчас невозможно представить себе подобное лихое мероприятие, да ещё в таком зале. А тогда - пожалуйста.

В те времена на арене цирка, пахнущего верблюдами и лошадьми, показывали эротические шоу, а фонограммные певцы и ансамбли собирали колоссальные аудитории»

В те времена на арене цирка, пахнущего верблюдами и лошадьми, показывали эротические шоу, а фонограммные певцы и ансамбли собирали колоссальные аудитории. Не беда, что временами у них зажёвывало плёнку и сами они были похожи на сельское фрик-шоу, публика была в восторге. А ещё эта публика толпами посещала видеозалы с широчайшим репертуаром боевиков класса В, хорроров того же класса и милого порно 70-х и 80-х. В общем, было весело...

Зал ДК ХБК был внушительно наполнен, что вызвало у меня недоумение: это что, столько панков в Краснодаре? Впрочем, внимательно оглядев зал, я увидел среди сомнительных личностей с щербатыми ртами довольно приличных людей. Что они там делали, непонятно, впрочем, в то время людям было интересно всё. Даже панк-фестиваль…

Публика употребляла горячительные напитки, солёно острила и громогласно хохотала. Всё это напоминало сюрреалистические сцены выступления любительского театра из феллиниевского «Рима»

Сказать, что в зале царила веселая атмосфера, было бы не совсем правильно. В зале царила основательно приподнятая атмосфера. Публика употребляла горячительные напитки, солёно острила и громогласно хохотала. Всё это напоминало сюрреалистические сцены выступления любительского театра из феллиниевского «Рима». По залу летали целлофановые пакетики с нечистотами, а в туалете и коридоре плотной завесой стоял табачный дым, сквозь который отчётливо слышался густой запах шмали.

Вдруг аудитория стала хрипло и отрывисто кричать, и под эти крики на сцену вальяжно выкатился полный человек в растянутой кофте и с круглым лицом, заросшим недельной щетиной. Правильным русским языком человек произнес речь, основательно диссонирующую со всеми этими «бл..» и «пошёл на х..», царившими вокруг. Речь начиналась со слов: «Друзья, мы с вами присутствуем на историческом фестивале, это событие международного масштаба….» Практически так оно и было.

Эбер и добрая память
«Эберфест-2010»

В такой приподнятой обстановке я впервые увидел Сашу Эбергардта. Сам по себе фестиваль, который он проводил, носил явно авантюрный характер. Половина заявленных артистов попросту не пришли на концерт, и их заменили другими. Это была не проблема. Далеко не все группы, выходившие на сцену, играли панк. Многие играли в стиле новой волны, пост-панка и новой романтики.

Где сейчас эти группы, неясно, вполне возможно, я кого-то упустил и не запомнил. Самым ярким коллективом фестиваля были москвичи «Матросская тишина», анархисты со странной судьбой. Позднее их вокалист погиб при невыясненных обстоятельствах в другом южном городе - Ростове. Ожидался приезд группы «Два самолёта», которая в то время была уже весьма известна. Но они так и не приехали, что-то не срослось.

Оборудование, которым был оснащён концерт, не отличалось качеством. Соответственно, со сцены валил грязный, зашкаливающий звук, временами просто разрушающий барабанные перепонки. Но почему-то это совершенно не вызывало дискомфорта. Тем не менее, девушка, которая пришла со мной, в середине действия твёрдо заявила, что с неё хватит. И ушла. В отличие от неё, я посетил все дни фестиваля. А девушку уже больше никогда не встречал…

Девушка, которая пришла со мной, в середине действия твёрдо заявила, что с неё хватит. И ушла. В отличие от неё, я посетил все дни фестиваля. А девушку уже больше никогда не встречал»

Наступило время учебы в университете. Один из моих сокурсников, Сергей Демченко, который был связан с жизнью неформалов и являлся гитаристом одной из групп, как-то предложил мне попробовать свои силы в роли ударника его коллектива. Я к тому времени проходил обучение у одного известного барабанщика, который терпеливо обучал меня премудростям этого ремесла. И, как водится у всех профессиональных музыкантов, играющих в кабаках, основой обучения были хард и джаз-рок. Поэтому настроен я был исключительно на эту волну.

Мы с Сергеем пришли в одну из аудиторий огромного Дворца пионеров, в котором в своё время обучалась знаменитая теперь оперная певица и красотка Анна Нетребко. В комнате, где проходила репетиция, находилось несколько человек, среди которых выделялся довольно потрёпанного вида персонаж по имени Василич.

Василич был культовой личностью тусовки, поэтом, музыкантом и идейным лидером команды. Группа, которая репетировала свою музыку, называлась НЕТ. После нескольких минут общения и совместного музицирования стало ясно, что общие точки соприкосновения у нас только две - группа Doors и алкоголь.

Вокалистом у группы был Алексей Костиков, исполнявший свои партии напористым, трубным голосом. В отличие от Василича, который был довольно вежлив и приветлив, Алексей был грубоват и явно без памяти влюблён в себя. Что, тем не менее, явно ему шло.

С самим Эбергардтом я познакомился гораздо позднее. Нас свели общие друзья

Я не прошёл отбор, по причине почти полного несоответствия вкусовым параметрам коллектива, который проповедовал шаманско-анархический вид творчества. Костиков осматривал всех окружающих лютым взором и оглашал пространство метафизическим пением, в то время как все остальные впадали в еретический транс. Одним словом, густой и наваристый психодел. Имя Эбергардта всплывало периодически в перерывах между песнями, причём, чаще всего в шутливо-ироническом ключе. Здесь я впервые услышал его прозвище - Эбер. Сразу стало ясно, в этом обществе он — важная персона...

С самим Эбергардтом я познакомился гораздо позднее. Нас свели общие друзья. Был концерт группы «Герои Союза», лидером которой являлся Саша, после которого вся шумная компания поехала к нему домой. Эбер в то время снимал дом в частном секторе. Вообще, этот дом запомнили очень многие, он был местом постоянных сборищ богемной публики, сопровождавшихся неизбежным распитием спиртных напитков. Зачастую неумеренным.

Но не пьянство было главным в подобном обществе. Общение - вот что было важнее всего, невероятно насыщенное общение. От Эбера и других людей в его окружении можно было узнать многое о современной музыке и современном искусстве. Конечно же, эта беседа не могла быть односторонней, и ты непременно должен быть подкидывать свои поленья в общий информационный котёл. То есть не сидеть как пень.

Свежему человеку все эти разговоры могли показаться бесшабашным гвалтом полусумасшедших людей. Но сквозь эту деланно косноязычную и пересыпанную матом речь сквозило знание, которым хотелось подпитываться вновь и вновь. Музыка, философия, литература, кино, тосты, обсуждение свежих новостей, картины, перемалывание чьих-то косточек, брань, дружеское подтрунивание..... Через это ты получал информацию, которую позднее дополнял запойным чтением книг, прослушиванием музыки и просмотром кино. Довольно часто всё это происходило у Эбера на хате.

В пачке были The Clash, The Jam, ранний Ultravox, Nina Hagen и что-то ещё. Вернул я их Эбергардту месяца через три, заслушав до дыр»

В тот раз мы с ним зацепились языками на почве родства панка с корневым рок-н-роллом и битом шестидесятых. Да и вообще, панк-рок - это круто. Разногласий не было, мы просто дополняли друг друга. Весомым аргументом в пользу сказанного было замечание Эбера, о том, что даже такой матёрый технарь и концептуалист, как Роберт Фрипп, испытывал любовь к панкам и сделал несколько записей, близких к подобной стилистике.

Внезапно, словно желая подтвердить это умозаключение, Саша полез в свои закрома и извлёк несколько дисков, одним из которых была пластинка Фриппа. В пачке были The Clash, The Jam, ранний Ultravox, Nina Hagen и что-то ещё. Вернул я их Эбергардту месяца через три, заслушав до дыр.

Уходил я в тот вечер от Эбера в вечерний ноздреватый морозец, противный и осенний, дыша парами ядрёной смеси из спирта и вина. По дому и жилым окрестностям раздавался ошалелый голос Яна из группы «Дура». Он исполнял жуткий, параноидальный бред под аккомпанемент гитары и сопровождал его зычными, идиотскими комментариями. Было весело и свободно, как бывает в компаниях, уже не чувствующих времени и живущих на данный момент по принципу: гори оно всё огнём.

Хозяин хаты на всё это смотрел сквозь пальцы своим особым ироничным и насмешливым взглядом. Ему явно нравился этот вертеп. Я понял: если не уйду сейчас, то чуть позднее осуществится другой мой выход - прямиком в астрал. Крыльцо затрещало под моей нетрезвой ступнёй, и ….я проснулся на следующий день в двенадцать часов у себя дома. С больной головой и невредимыми дисками. Как попал - не знаю. У пьяного свой бог...

Эбер и добрая память
«Эберфест-2010»

Концерты тех времён частенько были каким-то пугающим и разнузданным действом. Я никогда не забуду одно мероприятие, закончившееся массовым мордобоем. Досталось даже звукорежиссёру, причём били его ногами. Самое смешное, что на это действо привели спонсоров, и те, увидев эту вакханалию, тут же испарились. А вот концерты с участием и под руководством Эбергардта всегда были разболтанным и весёлым карнавалом панковской эстетики.

Его группы «Герои Союза», а позднее «Стальная Птица», играли странную смесь из неприхотливого панка, дворовой песни и расхлябанного кабаре. Такой же была и общая окружающая атмосфера. Саша любил музыку в разных стилях, главное, чтобы была талантливая и честная. Но к своим записям относился довольно халатно. Они остались, бродят по интернету, но мысль объединить их в какой-нибудь значимый релиз появились только сейчас. Надеюсь, скоро этот проект увидит свет.

Во всех своих проявлениях Эбергардт был этаким Кулибиным - человеком, виртуозно и с гениальной сметливостью решающим все проблемы»

Во всех своих проявлениях Эбергардт был этаким Кулибиным - человеком, виртуозно и с гениальной сметливостью решающим все проблемы. Многие называли его «мыслью в полёте». Мне приходилось однажды монтировать с ним импровизированную фальшивую сцену для проведения одного ивента. Сцена, точнее её имитация, была сделана так, что заказчики даже на секунду не заподозрили неладное. После концерта Эбер устало, но довольно изрёк: «От судьбы не уйдёшь. Значит так нужно было». Мы радостно хлопнули по стопарю.

Так же по-кулибински Саша работал в одном модном клубе в центре Краснодара. Аппарат собрал из всякого сора и веселил поп-трэшем пьяную и разнузданную публику. Разгорячённые бандиты, их девки и прочие маргиналы резвились в клубе и довольно потели. Что важно - давали «парнас», то бишь деньги, за заказные композиции. Саша был из категории людей, которые, будучи весьма умными и образованными, не могли ужиться на стандартной работе. Там требуются винтики и большие болты, а Эбер был штучным изделием. Вот отсюда и эти экзотические заработки.

После всего этого дикого бурлеска под утро мы выходили на Сенной рынок к вагончику, торгующий сосисками и суррогатным кофе. Только сейчас я понял: эту сцену он подсмотрел в своём любимом фильме «Небо над Берлином» Вима Вендерса. Кетчуп тёк по замёрзшим пальцам, сигареты устало дымились в темноте, и в этом зыбком, предрассветном мерцании, словно привидения, шевелились страшные мамлеевские бомжи...

Только сейчас я понял: эту сцену он подсмотрел в своём любимом фильме «Небо над Берлином» Вима Вендерса»

Разговаривать с Эбергардтом можно было о чём угодно. Как многие творческие личности, Саша любил поговорить о политике, и очень часто в его словах было гораздо больше здравого смысла, чем в речах большинства политиканов. И, конечно же, совершенно неизбежно любое общение с Сашей поворачивалось в сторону музыки. Чаще всего в сторону нашего южного творчества.

Он действительно был в эпицентре музыкальной жизни города, знал и уважал все группы и всех музыкантов, даже тех, чьё творчество ему не особенно нравилось. И если правильно понимать слово патриотизм, без спекулятивного подтекста, то, скорее всего, настоящими патриотами своей земли являются именно такие люди, как Саша Эбергардт.

Спокойно, безо всякой циничной шумихи делающие своё дело. Не чинуши с одинаковыми лицами и не обыватели с оловянными глазами. Нет, не они. И то, что сейчас провинциальная сцена превратилась в интересное, самобытное и независимое от центра явление, - заслуга именно таких людей.

Как и все правильные русские интеллигенты, всем местам культурного отдыха Эбер предпочитал дешевые столовки. Этакие ямы. Он вообще был человеком с чувством стиля, и оно ему никогда не изменяло. В одной из таких ям, флегматично размешивая соль в стакане с бурым томатным соком, Саша произнёс: «Вообще в нашем роду больше сорока с небольшим лет никто не живёт. Я тоже проживу столько же. Я уверен».

Этот разговор всплыл в моей памяти ранним утром, когда один из наших общих друзей Шевкет Каляк позвонил и каким-то странным голосом произнёс: «Слушай, Эбергардт умер»

Я чуть не поперхнулся водкой: «Что за бред ты несёшь?» Эбер промолчал и перевёл тему в другое русло. Мы чокнулись, выпили и заговорили о взлётах и падениях английской брит-поп-сцены.

Этот разговор всплыл в моей памяти ранним утром, когда один из наших общих друзей Шевкет Каляк позвонил и каким-то странным голосом произнёс: «Слушай, Эбергардт умер». Я сразу же вспомнил ту давнюю беседу в заштатной забегаловке.

Буквально в считанные дни был организован фестиваль в честь Саши Эбергардта, позднее названный «Эберфест», который проводится с той поры каждый год. Неважно, успешно проводится или провально (и такое бывает), но он существует и весьма известен на юге России. Как и артисты южной сцены, такие как «Дрынк», «Герои Союза», The Zverstvo, Charismatics, «Бадун» или «Беспризорники», которые в разное время выступали на его подмостках.

Вот в сущности и всё, что я хотел написать о Саше Эбергардте. Такие личности являются формообразующими и влияют на другие жизни и судьбы. Он оставил после себя ряд записей, которые по прошествии лет звучат всё более и более удивительно.

Но, по большому счёту, эти люди знаменательны тем, что оставляют после себя очень важные и неизгладимые воспоминания. Возможно, это и есть их основная миссия на этой планете.

Добрая память – кажется, так это называется. И дай бог, чтобы у каждого из нас хоть на йоту получилось подобное.

Первая полоса

Последние новости

Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми
Люди

Миру – театр!

Сегодня – Международный день театра
Нелли Тен-Ковина
Ситуация

Трагедия в “Крокус Сити Холле”: убийцы, жертвы и герои

Пожарные еще не закончили разбирать завалы сгоревшего “Крокус Сити Холла” в Подмосковье, оперативники еще не завершили работу с подозреваемыми в совершении преступления, но уже с уверенностью можно сказать, что трагедия, произошедшая вечером 22 марта 2024 года, стала одной из самых масштабных в новейшей истории России

Ситуация

Хамить иль не хамить - таков вопрос

Распространен тезис о том, что хамство проникло во все сферы жизни россиян и чуть ли не является частью менталитета. Социологическое агентство "Вебер" узнало у россиян, как часто они сталкиваются с хамством и какие качества характеризуют воспитанного человека.

Люди

Дорога начинается с проекта

Старейшая проектно-изыскательская организация дорожной отрасли Кубани ООО «Краснодаравтодорпроект» отмечает 65-летний юбилей.
Иван Прытыка
Люди

Выборы на Кубани. День третий

Краснодарский край всегда отличался активностью граждан, высокой явкой на выборах. Для этого приложили усилия и депутаты.