Архив

5 важных альбомов прошедшей весны

Вас никогда не удивляла способность друзей или просто знакомых становиться знаковыми персонажами своей эпохи? Вот вроде живёт человек, работает с вами или где-нибудь рядом, пьёт пиво, ругается матом, сморкается, стреляет сигареты, ржёт над похабным анекдотом, и потом - бац! — становится известным музыкантом, политиком, писателем или ещё бог знает кем.

01 июл 2010, 02:25
Роман Матыцин
обозреватель

В

ас никогда не удивляла способность друзей или просто знакомых становиться знаковыми персонажами своей эпохи? Вот вроде живёт человек, работает с вами или где-нибудь рядом, пьёт пиво, ругается матом, сморкается, стреляет сигареты, ржёт над похабным анекдотом, и потом - бац! — становится известным музыкантом, политиком, писателем или ещё бог знает кем. Вот буквально полгода назад вы сталкивались с ним лоб в лоб и бурчали: «Привет» или «Здрассте», а сейчас он штурмует какие-нибудь хит-парады, хватает мировых топ-моделей за ягодицы или с умным лицом рассуждает о чем-том по Первому каналу. И его слушают, ему внимают тысячи людей... За примерами далеко ходить не надо. Музыканты из краснодарского мотеля «Южный» никогда бы не подумали, что скромняга Саша Серов, хороший певец и музыкант, вечно манкирующий выездными пьянками и маниакально копящий деньги «на Москву», позже превратится в знаменитого на всю страну крунера и станет предметом мечтаний половозрелых девушек. Жил себе парень, дул в саксофон в кабацком дыму, пел, а потом превратился в вечного принца, до сих пор с успехом выводящего «Я-а люблю-у тебя до слё-оз»...
Маша и Маша, милая, всегда приветливая, своя в доску, без понтов, а тут — «Максидром», «Акулы пера», тур по стране»

Работники первой краснодарской FM-радиостанции «Фермата» любили позажигать во время ночных эфиров и теряли разум от внезапно нахлынувшей локальной славы. Они с большим трудом могли вообразить, что через некоторое время увидят свою закадычную подружку Машу Макарову на экране центрального телевидения, распевающую «....Аморе, аморе...». Маша и Маша, милая, всегда приветливая, своя в доску, без понтов, а тут — «Максидром», «Акулы пера», тур по стране. Что было потом — неважно, главное, что «Любочка» навсегда врезалась в память россиян.

Работники клубной (в советском понимании этого слова) системы из Уфы с трудом могли представить, что скандалистка Земфира Рамазанова, запальчиво обещавшая им вечное забвение, а себе всенародную славу, совершит головокружительный кульбит и действительно станет великой певицей нулевых. Певицей, которую по значимости часто будут сравнивать с Аллой Пугачёвой. Вот этот подросток, с угловатыми движениями и порывистой мимикой?! Вы о чём?

Ваш покорный слуга в начале тех же нулевых пригласил в эфир местного телеканала известную в узких кругах, но уже набирающую обороты хип-хоп группу «Каста» из Ростова. Мероприятие обернулось скандалом»

Ваш покорный слуга в начале тех же нулевых пригласил в эфир местного телеканала известную в узких кругах, но уже набирающую обороты хип-хоп группу «Каста» из Ростова. Мероприятие обернулось скандалом. Директор канала визжал от негодования, топая толстыми ножками : «Ты что за оборванцев к нам привёл? Что это за рожи?!» Он не знал, что эти оборванцы и рожи очень скоро станут главной рэп-группой страны и самыми значимыми долгожителями на отечественной хип -хоп сцене.

А если взять выше и прикоснуться, так сказать, к иным сферам, то стоит вспомнить, что современники Андрея Тарковского, по их же воспоминаниям, так и не смогли осознать, каким это образом задумчивый стиляга Андрюша очень незаметно для всех превратился в мощнейшего режиссёра всех стран и народов. Ну не было в нём ничего, хоть на йоту намекающего на величие и всемирную славу....

К чему это я? Да всё к тому, что часто в круговороте дней мы не замечаем своих современников, которые запросто могут стать очень известными людьми, а некоторые (чем чёрт не шутит?) даже великими. Просто нужно внимательно оглядеться по сторонам и быть осторожнее со своей средой общения. Кто знает, может, по прошествии времени вы будете говорить своим внукам : «А вот с ним я пил пиво» и ловить их восхищённые взгляды.

Перед вами пять альбомов южноросийских групп и исполнителей, выпущенных прошедшей весной. Крепко всмотритесь в эти названия...

Ministry of Truth — «Pocketsize God»

 «Ministry of Truth» (Министерство Правды) — готический коллектив из Краснодара, работающий на стыке Dark Wave и Dark Folk и творящий свою музыку вопреки пресловутой южной расслабленности и разгильдяйству. После серии миньонов (или по модному — EP) музыканты, наконец, разродились полноформатным альбомом, который заставляет говорить о группе как о знаковой единице на российской dark-сцене.

К большому сожалению, коллектив расстался со свои «Министром Слова» Тимуром Джасте, с которым Министерство делило первые, самые сложные, годы становления. Теперь они — «Министр Звука», «Министр Гармонии» и «Министр Культуры», который появился в команде совсем недавно. Хотя на этом альбоме они ещё все вместе, ибо записывался он на стыке 2008 и 2010 годов.

«Pocketsize God» — это серьёзная заявка на вхождение в круг культовых групп, таких как «Theodor Bastard» или «Moon Far Away» - с последними, кстати, и была проведена презентация свежеиспечённого альбома»

На самом деле, «Ministry of Truth» уже не новички в своём жанре и давно известны в нашей стране и далеко за её пределами. Но «Pocketsize God» — это серьёзная заявка на вхождение в круг культовых групп, таких как «Theodor Bastard» или «Moon Far Away» - с последними, кстати, и была проведена презентация свежеиспечённого альбома. Альбом во многом состоит из ранее известного материала, но соединённые вместе эти композиции создают оглушительный эффект. И оглушают они не крикливостью и дешёвым кладбищенством, а пронзительной глубиной и нездешней просветлённостью. Это, скорее, комок оголённых вибраций, высвобожденных из тончайшей материи, и подаётся он очень деликатно, но с убедительной силой и напористостью.

Многим эта музыка может показаться диссонирующей с окружающей благостностью и желанием поглубже зарыться в мягкое, пованивающее болотце. Но если вы чутки и испытываете желание коснуться упругих, высоковольтных эмоций (на альбоме есть даже композиция «Emotions»), то отдача во время прослушивания не заставит долго ждать. Как написал в своё время Франц Кафка: «Кто-то должен быть на страже. Бодрствовать кто-то должен»...

Motorama — «Alps»

Ростовская группа Motorama выпустила в свет (а точнее, во всемирную сеть) свой первый полноформатный альбом «Alps». Физический носитель, судя по очень тёплой, детской обложке, не заставит долго ждать. Motorama — далеко не новички на отечественной indie-сцене, их концерты всегда вызывают повышенный интерес у профильной публики, а музыкальный продукт - пристальное внимание серьёзных изданий «из центра». Музыку группа играет совершенно не ростовскую, в привычном понимании, а вполне себе европеоидную, с сильнейшим влиянием пост-панка а-ля «Joy Division» и его современной ипостаси «Interpol». Но играет всё же по-особому.

Решив уйти от титула доморощенных Joy Division, Motorama отказались от ледяной отстранённости и зловещих интонаций Яна Кёртиса и двинулись в сторону тепла и романтики»

Этот альбом очень сильно отличается от того, что приходилось слышать ранее у этой группы. Видимо, решив уйти от титула доморощенных Joy Division, Motorama отказались от ледяной отстранённости и зловещих интонаций Яна Кёртиса и двинулись в сторону тепла и романтики (в правильном понимании этого слова).

Конечно, ритмично ухающая бас-гитара и далёкий, словно из тёмных глубин, вокал остались, а как без них? Но от этой музыки скорее веет ветром в девичьих волосах («Wind in her hair») и неожиданно тёплым северным течением («Nothern Seaside»), а не потусторонним мороком западных ориентиров группы. Все композиции альбома слушаются на одном дыхании и со стойким ощущением светлого очищения и погружения в совершенно не пошлые лирические дали. И пускай защитников русскоязычия на нашей сцене коробит английский с южным акцентом - очень часто педантично вылизанные слова и музыка совершенно не говорят о ценности материала. В случае с Motorama все эти шероховатости скорее делают группу роднее и вызывают самые душевные (пардон за опрощение) эмоции. А это дорогого стоит, особенно в таком ледяном жанре как пост-панк.

Vanilla Jam — «Enjoy»

Каждый музыкант считает себя гением, хотя бы в душе. Концентрация гениев в музыкальном мире настолько высока, что иногда кажется — на сцену ежеминутно выходят толпы Джимми Хендриксов и Миков Джаггеров. Но это только кажется. Ибо страшен тот артист, который, не представляя собой практически ничего, предъявляет миру своё нетленное искусство. В 99% из 100% случаев у почтенной аудитории уши сворачиваются в трубочки. А вот с крепкими ремесленниками, да ещё с теми, кто этого не скрывает, — большая проблема. Не говоря уже о тех, кто отлично играет и осознаёт, что основная цель их творчества — качественно веселить людей.

«Ванилла Джем» — из той самой породы дефицитных ремесленников, которые стоят в тысячи раз больше, чем очередной «гуру из Бобруйска». Вот уже 15 лет группа усердно продвигает в массы свой поп-рок — жанр, с одной стороны, обречённый на непонимание этих самых масс, с другой — обеспечивающий плотный график выступлений на корпоративах. По поводу непонимания: давно уже не секрет, что в нашей стране рок ассоциируется с умершим в начале девяностых русским роком — своеобразным стилем, где текстовая составляющая, в основном, довлела над музыкой.

Этот стиль давно уже выродился, но с помощью умелых коммерсантов был растиражирован и продолжает оставаться доминирующим на отечественной сцене, несмотря на то, что группы, играющие эту музыку, давно превратились в клонированных зомби. В свою очередь «Ванилла Джем» — это «антирусский рок», если апеллировать к привычно извращённому термину «русский рок». И в этом главное достоинство группы.

Мини-альбом «Enjoy» сводился в Италии, где коллектив собрал массу лестных отзывов у тамошних работников звуковой индустрии. И немудрено, музыка этой группы создаётся по правильным лекалам поп-индустрии»

Такие команды обычно находят гораздо больший отклик у западной публики, чем у соотечественников. Музыка, которую играет «Ванилла Джем», легка, крайне технична и по-хорошему поп-ориентирована. Отсюда и бешеный успех на корпоративах и у западных специалистов. Ведь только у них можно по достоинству оценить качественную лёгкость материала, симпатичную смычку женского и мужского вокала и нешуточный профессионализм инструментальной игры.

Мини-альбом «Enjoy» сводился в Италии, где коллектив собрал массу лестных отзывов у тамошних работников звуковой индустрии. И немудрено, музыка этой группы создаётся по правильным лекалам поп-индустрии. Как и промоушн, который ориентирован на тех, кто ищет в музыке, прежде всего, веселье, а не смысловую нагрузку. А таких групп в наших краях днём с огнём не найти. Все хотят донести до слушателя свой перегруженный месседж...

А ещё рецензента давно уже подмывает подойти к ребятам и предложить им переименоваться в ВИА. К примеру — «Ванильные сердца». Ведь только им под силу нести гордое имя Вокально-Инструментального Ансамбля — лёгкого и ненапряжного коллектива, где играют супермузыканты.

Александр Боровик - «Шёпотом»

Вообще-то раньше Александра Боровика звали СЭТ. И был он качественным рэпером и хватким хип-хоп-продюсером, сумевшим вывести в люди нынешних звёзд «Триада». Но чего-то СЭТу вечно не хватало до выхода в высшую рэперскую лигу, и он совершил отчаянный прыжок, переехав из Краснодара в Москву. Да так и завис между этими двумя городами.

Первое, что приходит в голову, когда слышишь о подобных пертурбациях внутри одной творческой личности, это — Everlast. Ведь именно этот бывший участник рэп-хардкор-проекта «House of Pain» сумел органично переориентировать свою музыку в сторону миссионерского шансона с балладным привкусом»

В Москве определённые люди сказали Саше, что русский рэп — негожий для его таланта жанр и нужно срочно переквалифицироваться в исполнителя живой, камерной музыки с густым налётом театральности. Сказано - сделано, в нынешнее время СЭТ превратился в Александра Боровика (то есть снова обрёл своё настоящее имя) и начал двигаться в сторону поэтических экспериментов под акустический аккомпанемент.

Первое, что приходит в голову, когда слышишь о подобных пертурбациях внутри одной творческой личности, это — Everlast. Ведь именно этот бывший участник рэп-хардкор-проекта «House of Pain» сумел органично переориентировать свою музыку в сторону миссионерского шансона с балладным привкусом. То есть стал, по принятой классификации, singer-songwriterом.
Творчество Александра Боровика чётко укладывается в эту схему, от рэпа осталась насупленность и площадная манера, а в нынешнем творчестве хватает живого инструментария, доверительных интонаций и исповедальности. Плюс к этому очень достойная работа над продуктом (Саше это всегда удавалось) и стоическое терпение в продвижении собственных идей. Это то, что относится к позитивным аспектам рассматриваемого альбома «Шёпотом».

Теперь критический бубнёж: Александр взвалил на себя тяжкое бремя поэта, раскрывающего своей аудитории глаза на доброе, мудрое, вечное, и жалящего своим пером язвы общества. Однако именно поэзии на этом альбоме отчаянно не хватает. Есть страсть, подкупающая откровенность, честная работа и гражданская позиция, а вот поэзии в правильном понимании крайне мало. Планка очень высока, и она требует от автора метафоричности мышления, изысканности слога и кропотливой работы над самим словом. Вместо этого — непритязательный поток сознания, кухонная дидактика и откровенно неуклюжие обороты.

И вот какая картина вырисовывается: будучи рэпером СЭТом Александр мог обходиться своим багажом в рамках хип-хопа. Но рэперский текст и поэзия — довольно разные вещи, и это давно не открытие. То, что можно передать языком улиц, не совсем годится для поэтического вечера. Пытаясь перейти в другую ипостась, Александр Боровик оказался не совсем готов к ней, а она предъявляет творцу целый комплекс задач, которые бывшему рэперу пока не под силу.

С другой стороны, Саша — калач тёртый и перемалывал не одну болезнь роста. И если ему действительно удастся перешагнуть проблему недостаточной поэтической изощрённости и отсутствия элементарных литературных навыков, то  честь ему и хвала. Силы в этом человеке хоть отбавляй. Главное, чтобы он поменьше слушал льстецов, которые кричат : «Давай, Саша, давай!» и критически относился к своему творчеству. Тогда глядишь, и появится на нашей сцене отечественный Еверласт, способный вызвать эмоции у публики и заткнуть нудного рецензента, подобного вашему покорному слуге.

Сборник «Хроники Подвала Образцового Содержания»

«Подвал Образцового Содержания» относится к тем местам в городе Краснодаре, которые принято называть культовыми. Отчаянная смесь рок-клуба и бесшабашной рюмочной давно уже снискала любовь всех слоёв населения: от рок-маргиналов до депутатов в дорогих костюмах. Это то самое место, где можно, невзирая на социальное положение и статус, брататься в алкогольном экстазе и танцевать бешеные танцы на залитой пивом барной стойке.

5 важных альбомов прошедшей весны
«Подвал Образцового Содержания» относится к тем местам в городе Краснодаре, которые принято называть культовыми

Но кроме этой разухабистой функции у «Подвала» есть ещё и прямо противоположная — просветительская. Именно сюда съезжаются сливки рок-андерграунда со всех краёв нашей необъятной Родины и устраивают свои эпохальные концерты. Руководство клуба давно уже подумывало о выпуске сборника групп и исполнителей, выступавших на этой площадке.

И вот, наконец, свершилось. При помощи известного краснодарского лейбла «King Size Production» в свет вышел сборник с красноречивым названием «Хроники Подвала Образцового Содержания». И, надо сказать, первый блин комом не вышел: начиная от сурового оформления в виде картонной коробки из-под советской бобины и заканчивая внушительным трек-листом, всё здесь буквально дышит празднично-угарной атмосферой клуба. И, как ни странно, эту атмосферу можно почувствовать, только лишь прослушав этот диск и ни разу не посетив «Подвал». Просто очень удачная подборка.

Этот диск — абсолютный must have для ценителей летнего южного воздуха, насыщенного голосами краснодарских девушек, одетых весьма условно и наполненных бешеной сексуальной энергией»

Краснодарские герои в лице пресловутых «Беспризорников», «скашники» Б.Г.Д., старички «Дрынк» и Бадун прекрасно соседствуют с южными гостями — «Старухой Изергиль», «Абвиотурой», известным питерцем Михаилом Башаковым и московскими «Бобрами» и «Заливом Кита». Все они с успехом выступали в «Подвале» и были приятно поражены диковатой южной публикой. Этот диск — абсолютный must have для ценителей летнего южного воздуха, насыщенного голосами краснодарских девушек, одетых весьма условно и наполненных бешеной сексуальной энергией. Особенно по пьяни...

2 комментария

avatar
Поручик 01 июл 2010, 15:47
А теперь еще и ответь, Роман, где можно купить диск Ванилы и сборняк "подвала". Зашел сегодня в "эско" - не слыхали говорят. А то неакуратненько как то получается - рецензия есть, а послушать - шиш. Печалюсь.
avatar
matitsin 01 июл 2010, 17:51
Сборник Подвала можно взять в "подвале".)))) Альбом Ванилы был в Треке. В принципе, могу подогнать.))))Списаться надо. Например "в контакте" я под своим именем.Пиши (те).

Первая полоса

Последние новости

Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми
Люди

Миру – театр!

Сегодня – Международный день театра
Нелли Тен-Ковина
Ситуация

Трагедия в “Крокус Сити Холле”: убийцы, жертвы и герои

Пожарные еще не закончили разбирать завалы сгоревшего “Крокус Сити Холла” в Подмосковье, оперативники еще не завершили работу с подозреваемыми в совершении преступления, но уже с уверенностью можно сказать, что трагедия, произошедшая вечером 22 марта 2024 года, стала одной из самых масштабных в новейшей истории России

Ситуация

Хамить иль не хамить - таков вопрос

Распространен тезис о том, что хамство проникло во все сферы жизни россиян и чуть ли не является частью менталитета. Социологическое агентство "Вебер" узнало у россиян, как часто они сталкиваются с хамством и какие качества характеризуют воспитанного человека.

Люди

Дорога начинается с проекта

Старейшая проектно-изыскательская организация дорожной отрасли Кубани ООО «Краснодаравтодорпроект» отмечает 65-летний юбилей.
Иван Прытыка
Люди

Выборы на Кубани. День третий

Краснодарский край всегда отличался активностью граждан, высокой явкой на выборах. Для этого приложили усилия и депутаты.