Архив

Ветер миллениума

Юрий Гречко-старший — о религии, науке и вере перед началом второй декады нового тысячелетия.

29 июл 2010, 20:10
Юрий Гречко-ст.
писатель

1

. и когда, оттолкнувшись от земли, вдруг почувствуешь легкое головокружение, когда сердце сожмется, потом ухнет куда-то вниз – и холод волной прокатится между напрягшимися лопатками, когда ветер и снег ударят в лицо, заставляя закрыть глаза и хватать воздух судорожно разинутым ртом, - тогда понимаешь, что ты – летишь! на запад, на запад, вслед за минувшим днем, догоняя его, потом обгоняя, чтобы вновь впереди замаячил призрачный свет дня, предшествовавшего сегодняшнему, а там – еще иной день, и другой, и третий…и вот уже их мелькание сливается в одну непрерывную полосу ровного свечения, в которой угадываешь обратное движение жизни: от устья к истоку.  ...Бабушка ловко поддевала вилами сено и осторожно, чтобы не разметать, сбрасывала с сеновала вниз, к яслям, куда я и запихивал его с азартом и удовольствием. Работа согревала, - особенно в дни, когда подмораживало, шел сухой медленный снег, и до скотного закута явственно доносился запах печного дыма. Неужели с тех пор прошло уже больше полувека? Иногда ладонь, сопровождавшая сено под дощатый заплот, натыкалась на горячий и влажный бархат жующих коровьих губ, отчего мне — пятилетнему — становилось приятно и страшно. А может быть, и не страшно, так как я уже знал от бабушки, что корова и вол были первыми животными, которые оказались рядом с младенцем-Христом в час его появления на свет в душном сумраке вифлеемских яслей. Вполне возможно, что они даже улучали момент и, отталкивая друг друга, пытались лизнуть его в пухлую щечку. Интересно, часто ли бывает в Палестине снег? Во всяком случае, он шел на поблекшей от времени олеографии, что висела в красном углу дедова куреня, под иконою, повитой расшитым рушником. В центре картинки, озаренная невидимым источником света, женщина склонялась над выдолбленной колодой, откуда к ней тянуло руки божественное дитя, а отблески все того же света выхватывали из окружающей тьмы бородатые лица пастухов, стражников, служанок, коровьи и овечьи... не могу сказать - морды, скорее, тоже лица, - ибо животные, как и люди, вглядывались в происходящее с радостью и умилением.
Много лет спустя, снедаемый столь же неистовой гордыней, Симон вздумает в ходе одного из религиозных диспутов живьем вознестись на небеса с одной из площадей Рима. И это ему почти удастся!»

За отдернутым войлочным пологом вертепа белели холмы, узорные хлопья снега стояли в черном небе, словно звезды, а самая большая снежинка неслась наискось к холмам, оставляя за собой пышный светящийся след. Это и была та звезда, за которой в Вифлеем, на поклонение сыну Божию, пришло посольство заморских магов.

Всплывало даже некое имя: Симон. Да-да, Симон-волхв. Он истово закатывал глаза под лоб и воздевал руки к своду пещеры, стоя на коленях впереди толпы. 

Много лет спустя, снедаемый столь же неистовой гордыней, Симон вздумает в ходе одного из религиозных диспутов живьем вознестись на небеса с одной из площадей Рима. И это ему почти удастся! Правда, уже поднявшись на несколько десятков метров, он будет побежден горячей молитвой апостола Петра – и бездыханным низвергнется на каменные плиты.

Видимо, с тех самых пор мотив падения станет непременным и диалектически многозначным атрибутом христианской культуры. Самое яркое для меня подтверждение тому – эволюция взгляда Питера Брейгеля-старшего: от почти балаганной стилистики "Падения Симона-волхва", через апокалиптическое "Низвержение ангелов" – к темным пророчествам "Падения Икара" и "Слепых". 

Кажется, в этом есть некая тайна нашего времени.

2.

окончательно запутавшись в поэзо-математической паутине Нострадамуса, которая, как ни крути, как не объясняй ее лукавыми законами чисел и прихотью совпадений, все же продолжает пугать нас ими, словно реальная паутина - детей, заблудившихся на заброшенном чердаке. 

но можно и так: погружая взгляд в пустые глазницы иррационализма…

Диспут Симона и Петра - не был ли он событием знаковым, определяющим на тысячи лет вперед драматизм разграничения областей веры и знания? Ибо волхвами в те времена называли ученых мужей, обладавших обширными знаниями тайных сил природы, - а значит, Симон, сумевший вычислить время и место рождения Христа, может по праву считаться одним из наиболее выдающихся теоретиков в своей области. 

Начало сосуществования в историческом контексте двух столь грандиозных событий, как старт научного прогресса и зарождение крупнейшей мировой религии, фактически определившей магистральный путь развития современной цивилизации, кажется делом настолько необычным, что начинаешь вновь ощущать на лице слабый ветерок тайны»

Тогда его печальная история - всего лишь аллегорическое свидетельство того, что зарождение научной мысли, начавшее оформляться как более или менее отчетливый процесс незадолго до наступления первого тысячелетия нашей эры, изначально содержало в себе корни бессознательного протеста. Против чего? В первую очередь, против итогов коллективной работы поколений - многовековой, безличной и рассчитанной на средний уровень понимания, - итогов, оформленных в виде религиозных учений или – назовем это так, - народной мудрости. Применимы ли здесь моральные оценки? Или случившееся – всего лишь неизбежная интеллектуальная реакция и без того сложной биосистемы на запуск механизма неизмеримо большего ее усложнения? 

Но в любом случае, начало сосуществования в историческом контексте двух столь грандиозных событий, как старт научного прогресса и зарождение крупнейшей мировой религии, фактически определившей магистральный путь развития современной цивилизации, кажется делом настолько необычным, что начинаешь вновь ощущать на лице слабый ветерок тайны. Тем более, что, как в первом, так и во втором из этих событий, сконцентрировано слишком много неясного и произвольного.

Впрочем, так же, как и совпадающего, - по странным, никак не объяснимым на рациональном уровне, обстоятельствам интерпретации фундаментальных тем и вариаций построения мироздания.

...и даже труднопреодолимое искушение: признать феномен веры неким механизмом самосохранения, изначально встроенным в широкий диапазон проявления познавательных возможностей существ с высшей нервной деятельностью... 

Скажем, определяемая как своеобразный итог первого тысячелетия христианства работа Фомы Аквината "Сумма теологии", утвердила предначертанность развития Вселенной и рода человеческого в русле божественного откровения, в коем заключена вся истина о прошлом, все сведения о настоящем и все предвидения будущего. И лишь почти пятьсот лет спустя Лаплас, исходя из теоремы о том, что траектории материальных частиц, подчиняющихся уравнениям классической механики, определяются их начальным положением и скоростями, пришел к выводу: все развитие Вселенной, то есть, ее будущее, предопределено состоянием мира в данный момент. 

...полуобморочное, бабье бормотание "дурной бесконечности" Достоевского и холодный озноб ницшеанской теории вечного возвращения!..

Или еще более разительное: так волновавший два тысячелетия критические умы парадокс святой Троицы, - как каждая из ее ипостасей может быть тождественной их объединению? - нашел свое разрешение в математической теории множеств нашего современника, немецкого математика Георга Кантора, доказавшего логическую непротиворечивость теологического утверждения.

...не говоря уже о представлениях о сущности хаоса “отца” кибернетики Норберта Винера, строившего их в соответствии с представлениями святого Августина об образе дьявола... 

Разумеется, сегодня, перевалив рубеж третьего тысячелетия нашей эры уже нельзя представлять коллизию веры и знания как вульгарное стремление науки подтвердить или опровергнуть априорные религиозные истины»

Разумеется, сегодня, перевалив рубеж третьего тысячелетия нашей эры уже нельзя представлять коллизию веры и знания как вульгарное стремление науки подтвердить или опровергнуть априорные религиозные истины. Мотивация исследователя объективно не зависит от какой-либо заранее заданной системы ценностей - и новейшая история ясно показала чрезвычайно низкую эффективность морально-нравственных возражений против совершения тех или иных открытий.

Но, может быть, именно теперь, с началом лавинообразного нарастания потока информации о самых темных тайнах мироздания, и начинают сбываться эсхатологические пророчества, некогда сформулированные одержимыми пастухами у ночных костров Междуречья, косноязычные предсказания обитателей  римских катакомб и откровения изгнанного на Патмос “ученика, которого любил Иисус", - о неизбежности падения, разрушения того, что оплодотворено разумом, но не одушевлено верой? 

3.

Похоже, что Питер Брейгель-старший чувствовал это острее не только своих современников, но и многих из нас.

Иначе, откуда бы взяться холодку в затылке, если, сквозь кадры телехроники CNN с клонящимися все ниже к океану и береговой линии столбами дыма и пепла – всем, что осталось от "Челленджера", - вдруг проглянет другой, критский берег, и средиземноморский залив, и пахарь, идущий за плугом, и  корабль с раздутыми ветром парусами, равнодушно скользящий прочь от места падения чьего-то жалкого тела, укутанного в ворох птичьих перьев, перепачканных воском? 

Спросим себя, - как смог этот угрюмый голландец разглядеть из своего средневековья сельский пейзаж с островерхой кирхой, страшный своим полуденным покоем и абсолютным безразличием к происходящей на его фоне драме нищих слепцов?»

Спросим себя, - как смог этот угрюмый голландец разглядеть из своего средневековья сельский пейзаж с островерхой кирхой, страшный своим полуденным покоем и абсолютным безразличием к происходящей на его фоне драме нищих слепцов? – и не найдемся с ответом, медленно удаляясь от этого ландшафта в гору, густо поросшую буковым лесом, давшим местности бесхитростное немецкое имя – Бухенвальд…

Можно ли представить себе отсутствие взаимосвязи между тем, что на каждом новом витке нашего продвижения вперед и вверх по спирали научного познания - и одновременного углубления пропасти между знанием и верой, - человечество обретает не только явные для себя практические выгоды, но и, как правило, пожинает горькую жатву издержек прогресса, все чаще принимающих такие глобальные формы, как холокост или синдром иммунодефицита?  

...кто-то сети закинул, а мы выбираем улов: этот радужный хлам, этот блеск, этот холод и шум...”

В сущности, несмотря на пиршество открытий и революций в физике ХХ века, эта наука почти до самого его конца продолжала исходить из предположения Демокрита о строительном материале реальности, называемом атомами. И лишь к началу 90-х годов Дэвид Бом воплотил в более или менее стройной теории иной подход к концепции мира, определяемой как “нераздельная целостность” и ставшей переосмыслением идей другого философа древности - Анаксагора: во Вселенной нет никаких фундаментальных объектов; вместо этого каждая ее часть - атом, молекула или живое существо - содержит в себе, в некотором смысле, целую Вселенную.

Иными словами, получается, что тотальность существования свернута в каждой области пространства и времени! 

Философ-футуролог Станислав Лем, больше известный широкой публике как писатель-фантаст, в одном из своих эссе, рассматривая догмат о непорочном зачатии, приходит к неожиданному выводу»

И вновь в наше рассуждение вторгается тайна - в виде сопоставления этого вывода из самой передовой, пограничной физической модели мира с общими принципами христианской этики, которые вот уже два тысячелетия играют роль философского метода, обосновывающего распространение личного опыта одного человека, - остающегося им несмотря на известную двойственность происхождения, - на все остальное человечество.

Кстати, об этой самой двойственности. Блестящий аналитик науки, философ-футуролог Станислав Лем, больше известный широкой публике как писатель-фантаст, в одном из своих эссе, рассматривая догмат о непорочном зачатии, приходит к неожиданному выводу. Хотя развитие женской яйцеклетки возможно и без сперматозоида (например, путем клонирования), каждый современный биолог знает, что результатом непорочного зачатия стало бы вынашивание плода женского пола. Так что, на нынешнем уровне нашего понимания биохимических процессов, лежащих в основе возникновения новой жизни, рождение Христа следует воспринимать как вполне тривиальный случай появления на свет еще одного мальчика. Иное дело - формирование у него характера и качеств мессии, ставшего провозвестником новой эры, история его жертвенного служения людям и мученической смерти за них...это требует совсем иной логики своего постижения, нашедшей адекватную форму в религии Его имени.

...Еще со времен первых богословов, отвечая на вопрос, почему ребенок плачет, появляясь на свет, было принято признавать этот крик реакцией свободной души на заточение в тесном физическом теле. Может быть, может быть...

Младенец Христос не кричал при своем рождении. Наверное, потому, что об этом нет никаких свидетельств ни в Евангелиях, ни в многочисленных апокрифах, живописцы всех эпох и народов придавали его личику мудрое, не по-детски серьезное выражение.

Бабушка объяснила мне, что Он знал, зачем пришел в наш мир...

Первая полоса

Последние новости

Ситуация

Последний вдох: почему дети увлеклись сниффингом и что с этим делать

С 14 ноября на Кубани законодательно запретили продавать несовершеннолетним любые товары, содержащие сжиженный углеродный газ, - от зажигалок до баллонов, питающих туристские плитки. В этот момент многие родители впервые услышали новое для них слово "сниффинг" и узнали, что это – относительно новый вид токсикомании. На самом же деле явление не такое уж и новое, но уже успело унести много жизней.
Елена Шумовская
Город Люди Weekend

Срочно в номер!

На российских экранах после череды переносов «Французский вестник» Уэса Андерсона – квинтэссенция его режиссерского стиля и манифест ушедшей эпохи XX века. О том, чем зрителю запомнится новая работа мастера, – в материале «Югополиса».

Weekend

«Я дебил, у меня справка есть!» (цитата из сериала)

С 18 ноября в онлайн-кинотеатре PREMIER начал выходить многосерийный проект «Вне себя» – фильм, в котором герой Евгения Стычкина пытается разобраться со своим психическим здоровьем и заодно темным прошлым. Мы посмотрели первые три серии проекта и рассказываем, чем остросюжетная комедия о распаде личности может привлечь зрителя.

Weekend

Повесть о несвободе

В субботу, 20 ноября, в центре современного искусства «Типография» состоится показ фильма «Разжимая кулаки» - победителя секции «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, номинанта от России на будущий «Оскар» и, возможно, главной отечественной картины этого года. О том, чем хороша эта душещипательная лента и почему ее не стоит пропускать – в материале «Югополиса».

Ситуация

Кейс Столярова, или «творческая свобода, поиск и эксперимент» в Сириусе

В прошлом году в России появился уникальный город - федеральная территория Сириус, расположенная в Адлерском районе Сочи. Закон об ее особом статусе президент России Владимир Путин подписал 22 декабря 2020 года.
Екатерина Пономарёва
Люди Ситуация Бизнес

Алексей СТРИГА: «Постараюсь сделать максимум полезного для Краснодарского края»

В конце октября постановлением избирательной комиссии Краснодарского края молодой предприниматель Алексей Стрига, входящий от партии «Единая Россия» в территориальную группу № 23 (Лиманный одномандатный избирательный округ №23), был зарегистрирован депутатом Законодательного Собрания Краснодарского края (вместо одного из парламентариев, избранных в иные органы представительной власти). 26 октября молодого коллегу депутаты-однопартийцы приняли в состав фракции «Единой России» в ЗСК.
Ситуация Weekend

Ноябрь 2021: как отдохнуть в Сочи и не пожалеть?

Ноябрьские праздники в этом году выдались длинными, и многие давно решили провести их в Сочи. Неожиданностью стало объявление внеплановых выходных дней, призванных сдержать пандемию коронавируса в стране. Но, несмотря на просьбы властей не выезжать из регионов, россияне с планами на отдых расставаться не спешат. По данным администрации Сочи, в период с 30 октября по 7 ноября город готовится принять более 100 тысяч туристов, а загрузка мест размещения составит более 75 процентов. При этом ноябрьские «ковикулы» пройдут с определенными ограничениями.