Архив

Ветер миллениума

Юрий Гречко-старший — о религии, науке и вере перед началом второй декады нового тысячелетия.

29 июл 2010, 20:10
Юрий Гречко-ст.
писатель

1

. и когда, оттолкнувшись от земли, вдруг почувствуешь легкое головокружение, когда сердце сожмется, потом ухнет куда-то вниз – и холод волной прокатится между напрягшимися лопатками, когда ветер и снег ударят в лицо, заставляя закрыть глаза и хватать воздух судорожно разинутым ртом, - тогда понимаешь, что ты – летишь! на запад, на запад, вслед за минувшим днем, догоняя его, потом обгоняя, чтобы вновь впереди замаячил призрачный свет дня, предшествовавшего сегодняшнему, а там – еще иной день, и другой, и третий…и вот уже их мелькание сливается в одну непрерывную полосу ровного свечения, в которой угадываешь обратное движение жизни: от устья к истоку.  ...Бабушка ловко поддевала вилами сено и осторожно, чтобы не разметать, сбрасывала с сеновала вниз, к яслям, куда я и запихивал его с азартом и удовольствием. Работа согревала, - особенно в дни, когда подмораживало, шел сухой медленный снег, и до скотного закута явственно доносился запах печного дыма. Неужели с тех пор прошло уже больше полувека? Иногда ладонь, сопровождавшая сено под дощатый заплот, натыкалась на горячий и влажный бархат жующих коровьих губ, отчего мне — пятилетнему — становилось приятно и страшно. А может быть, и не страшно, так как я уже знал от бабушки, что корова и вол были первыми животными, которые оказались рядом с младенцем-Христом в час его появления на свет в душном сумраке вифлеемских яслей. Вполне возможно, что они даже улучали момент и, отталкивая друг друга, пытались лизнуть его в пухлую щечку. Интересно, часто ли бывает в Палестине снег? Во всяком случае, он шел на поблекшей от времени олеографии, что висела в красном углу дедова куреня, под иконою, повитой расшитым рушником. В центре картинки, озаренная невидимым источником света, женщина склонялась над выдолбленной колодой, откуда к ней тянуло руки божественное дитя, а отблески все того же света выхватывали из окружающей тьмы бородатые лица пастухов, стражников, служанок, коровьи и овечьи... не могу сказать - морды, скорее, тоже лица, - ибо животные, как и люди, вглядывались в происходящее с радостью и умилением.
Много лет спустя, снедаемый столь же неистовой гордыней, Симон вздумает в ходе одного из религиозных диспутов живьем вознестись на небеса с одной из площадей Рима. И это ему почти удастся!»

За отдернутым войлочным пологом вертепа белели холмы, узорные хлопья снега стояли в черном небе, словно звезды, а самая большая снежинка неслась наискось к холмам, оставляя за собой пышный светящийся след. Это и была та звезда, за которой в Вифлеем, на поклонение сыну Божию, пришло посольство заморских магов.

Всплывало даже некое имя: Симон. Да-да, Симон-волхв. Он истово закатывал глаза под лоб и воздевал руки к своду пещеры, стоя на коленях впереди толпы. 

Много лет спустя, снедаемый столь же неистовой гордыней, Симон вздумает в ходе одного из религиозных диспутов живьем вознестись на небеса с одной из площадей Рима. И это ему почти удастся! Правда, уже поднявшись на несколько десятков метров, он будет побежден горячей молитвой апостола Петра – и бездыханным низвергнется на каменные плиты.

Видимо, с тех самых пор мотив падения станет непременным и диалектически многозначным атрибутом христианской культуры. Самое яркое для меня подтверждение тому – эволюция взгляда Питера Брейгеля-старшего: от почти балаганной стилистики "Падения Симона-волхва", через апокалиптическое "Низвержение ангелов" – к темным пророчествам "Падения Икара" и "Слепых". 

Кажется, в этом есть некая тайна нашего времени.

2.

окончательно запутавшись в поэзо-математической паутине Нострадамуса, которая, как ни крути, как не объясняй ее лукавыми законами чисел и прихотью совпадений, все же продолжает пугать нас ими, словно реальная паутина - детей, заблудившихся на заброшенном чердаке. 

но можно и так: погружая взгляд в пустые глазницы иррационализма…

Диспут Симона и Петра - не был ли он событием знаковым, определяющим на тысячи лет вперед драматизм разграничения областей веры и знания? Ибо волхвами в те времена называли ученых мужей, обладавших обширными знаниями тайных сил природы, - а значит, Симон, сумевший вычислить время и место рождения Христа, может по праву считаться одним из наиболее выдающихся теоретиков в своей области. 

Начало сосуществования в историческом контексте двух столь грандиозных событий, как старт научного прогресса и зарождение крупнейшей мировой религии, фактически определившей магистральный путь развития современной цивилизации, кажется делом настолько необычным, что начинаешь вновь ощущать на лице слабый ветерок тайны»

Тогда его печальная история - всего лишь аллегорическое свидетельство того, что зарождение научной мысли, начавшее оформляться как более или менее отчетливый процесс незадолго до наступления первого тысячелетия нашей эры, изначально содержало в себе корни бессознательного протеста. Против чего? В первую очередь, против итогов коллективной работы поколений - многовековой, безличной и рассчитанной на средний уровень понимания, - итогов, оформленных в виде религиозных учений или – назовем это так, - народной мудрости. Применимы ли здесь моральные оценки? Или случившееся – всего лишь неизбежная интеллектуальная реакция и без того сложной биосистемы на запуск механизма неизмеримо большего ее усложнения? 

Но в любом случае, начало сосуществования в историческом контексте двух столь грандиозных событий, как старт научного прогресса и зарождение крупнейшей мировой религии, фактически определившей магистральный путь развития современной цивилизации, кажется делом настолько необычным, что начинаешь вновь ощущать на лице слабый ветерок тайны. Тем более, что, как в первом, так и во втором из этих событий, сконцентрировано слишком много неясного и произвольного.

Впрочем, так же, как и совпадающего, - по странным, никак не объяснимым на рациональном уровне, обстоятельствам интерпретации фундаментальных тем и вариаций построения мироздания.

...и даже труднопреодолимое искушение: признать феномен веры неким механизмом самосохранения, изначально встроенным в широкий диапазон проявления познавательных возможностей существ с высшей нервной деятельностью... 

Скажем, определяемая как своеобразный итог первого тысячелетия христианства работа Фомы Аквината "Сумма теологии", утвердила предначертанность развития Вселенной и рода человеческого в русле божественного откровения, в коем заключена вся истина о прошлом, все сведения о настоящем и все предвидения будущего. И лишь почти пятьсот лет спустя Лаплас, исходя из теоремы о том, что траектории материальных частиц, подчиняющихся уравнениям классической механики, определяются их начальным положением и скоростями, пришел к выводу: все развитие Вселенной, то есть, ее будущее, предопределено состоянием мира в данный момент. 

...полуобморочное, бабье бормотание "дурной бесконечности" Достоевского и холодный озноб ницшеанской теории вечного возвращения!..

Или еще более разительное: так волновавший два тысячелетия критические умы парадокс святой Троицы, - как каждая из ее ипостасей может быть тождественной их объединению? - нашел свое разрешение в математической теории множеств нашего современника, немецкого математика Георга Кантора, доказавшего логическую непротиворечивость теологического утверждения.

...не говоря уже о представлениях о сущности хаоса “отца” кибернетики Норберта Винера, строившего их в соответствии с представлениями святого Августина об образе дьявола... 

Разумеется, сегодня, перевалив рубеж третьего тысячелетия нашей эры уже нельзя представлять коллизию веры и знания как вульгарное стремление науки подтвердить или опровергнуть априорные религиозные истины»

Разумеется, сегодня, перевалив рубеж третьего тысячелетия нашей эры уже нельзя представлять коллизию веры и знания как вульгарное стремление науки подтвердить или опровергнуть априорные религиозные истины. Мотивация исследователя объективно не зависит от какой-либо заранее заданной системы ценностей - и новейшая история ясно показала чрезвычайно низкую эффективность морально-нравственных возражений против совершения тех или иных открытий.

Но, может быть, именно теперь, с началом лавинообразного нарастания потока информации о самых темных тайнах мироздания, и начинают сбываться эсхатологические пророчества, некогда сформулированные одержимыми пастухами у ночных костров Междуречья, косноязычные предсказания обитателей  римских катакомб и откровения изгнанного на Патмос “ученика, которого любил Иисус", - о неизбежности падения, разрушения того, что оплодотворено разумом, но не одушевлено верой? 

3.

Похоже, что Питер Брейгель-старший чувствовал это острее не только своих современников, но и многих из нас.

Иначе, откуда бы взяться холодку в затылке, если, сквозь кадры телехроники CNN с клонящимися все ниже к океану и береговой линии столбами дыма и пепла – всем, что осталось от "Челленджера", - вдруг проглянет другой, критский берег, и средиземноморский залив, и пахарь, идущий за плугом, и  корабль с раздутыми ветром парусами, равнодушно скользящий прочь от места падения чьего-то жалкого тела, укутанного в ворох птичьих перьев, перепачканных воском? 

Спросим себя, - как смог этот угрюмый голландец разглядеть из своего средневековья сельский пейзаж с островерхой кирхой, страшный своим полуденным покоем и абсолютным безразличием к происходящей на его фоне драме нищих слепцов?»

Спросим себя, - как смог этот угрюмый голландец разглядеть из своего средневековья сельский пейзаж с островерхой кирхой, страшный своим полуденным покоем и абсолютным безразличием к происходящей на его фоне драме нищих слепцов? – и не найдемся с ответом, медленно удаляясь от этого ландшафта в гору, густо поросшую буковым лесом, давшим местности бесхитростное немецкое имя – Бухенвальд…

Можно ли представить себе отсутствие взаимосвязи между тем, что на каждом новом витке нашего продвижения вперед и вверх по спирали научного познания - и одновременного углубления пропасти между знанием и верой, - человечество обретает не только явные для себя практические выгоды, но и, как правило, пожинает горькую жатву издержек прогресса, все чаще принимающих такие глобальные формы, как холокост или синдром иммунодефицита?  

...кто-то сети закинул, а мы выбираем улов: этот радужный хлам, этот блеск, этот холод и шум...”

В сущности, несмотря на пиршество открытий и революций в физике ХХ века, эта наука почти до самого его конца продолжала исходить из предположения Демокрита о строительном материале реальности, называемом атомами. И лишь к началу 90-х годов Дэвид Бом воплотил в более или менее стройной теории иной подход к концепции мира, определяемой как “нераздельная целостность” и ставшей переосмыслением идей другого философа древности - Анаксагора: во Вселенной нет никаких фундаментальных объектов; вместо этого каждая ее часть - атом, молекула или живое существо - содержит в себе, в некотором смысле, целую Вселенную.

Иными словами, получается, что тотальность существования свернута в каждой области пространства и времени! 

Философ-футуролог Станислав Лем, больше известный широкой публике как писатель-фантаст, в одном из своих эссе, рассматривая догмат о непорочном зачатии, приходит к неожиданному выводу»

И вновь в наше рассуждение вторгается тайна - в виде сопоставления этого вывода из самой передовой, пограничной физической модели мира с общими принципами христианской этики, которые вот уже два тысячелетия играют роль философского метода, обосновывающего распространение личного опыта одного человека, - остающегося им несмотря на известную двойственность происхождения, - на все остальное человечество.

Кстати, об этой самой двойственности. Блестящий аналитик науки, философ-футуролог Станислав Лем, больше известный широкой публике как писатель-фантаст, в одном из своих эссе, рассматривая догмат о непорочном зачатии, приходит к неожиданному выводу. Хотя развитие женской яйцеклетки возможно и без сперматозоида (например, путем клонирования), каждый современный биолог знает, что результатом непорочного зачатия стало бы вынашивание плода женского пола. Так что, на нынешнем уровне нашего понимания биохимических процессов, лежащих в основе возникновения новой жизни, рождение Христа следует воспринимать как вполне тривиальный случай появления на свет еще одного мальчика. Иное дело - формирование у него характера и качеств мессии, ставшего провозвестником новой эры, история его жертвенного служения людям и мученической смерти за них...это требует совсем иной логики своего постижения, нашедшей адекватную форму в религии Его имени.

...Еще со времен первых богословов, отвечая на вопрос, почему ребенок плачет, появляясь на свет, было принято признавать этот крик реакцией свободной души на заточение в тесном физическом теле. Может быть, может быть...

Младенец Христос не кричал при своем рождении. Наверное, потому, что об этом нет никаких свидетельств ни в Евангелиях, ни в многочисленных апокрифах, живописцы всех эпох и народов придавали его личику мудрое, не по-детски серьезное выражение.

Бабушка объяснила мне, что Он знал, зачем пришел в наш мир...

Первая полоса

Автобусная обстановка

За два года общественный транспорт Краснодарского края необходимо обновить более чем наполовину, чтобы выполнить поручение Президента России.
Илья Привалов
Город Ситуация

Давай сделаем это по-быстрому: как изменились брачующиеся в пандемию

Работники ростовских ЗАГСов прогремели на всю страну, запретив молодоженам, их родственникам и друзьям смеяться и вообще бурно реагировать во время торжественных церемоний. В инструкции имеются и другие интересные пункты! А существуют ли официальные запреты в ЗАГСах кубанской столицы? Мы решили узнать, что изменилось в брачных традициях россиян в пандемию.

Город Люди Ситуация

Праздничное бдение, или Как редактор в такси работал

«Мы вас полюбили ещё до того, как вы приехали», - совсем юный парнишка расплывается в улыбке, и шумная компания заваливается в машину. Не успел я из неё выйти, чтобы открыть багажник, как уже хлопнула его крышка – внутрь отправились по-новогоднему звенящие пакеты. Это были одни из первых моих пассажиров в качестве таксиста. Ещё до того, как наступил Новый год, который я встретил в машине.

Люди Ситуация

Многоликий русско-африканский символизм

Многие в Краснодаре знают Зомо. Известнейший фанат, болельщик сборной России и футбольного клуба «Краснодар». Его показывали по разным федеральным каналам, прохожие на улице узнают Зомо, здороваются и фотографируются с ним. Кто-то даже называет гостя из Африки талисманом «быков». Но мало кто знает полную историю одного из самых ярких жителей кубанской столицы. А между тем Зомо – очень разносторонняя личность, и футбол – далеко не единственное его увлечение. «Югополис» поговорил с эпатажным камерунцем и его другом Владимиром о жизни в Краснодаре, уличных выступлениях, попытках пересечь белорусско-польскую границу и многом другом.

Город Бизнес

Пусть будут светлыми будни смелых и энергичных

О достижениях, планах и перспективах развития энергосистем городов Краснодарского края в дни профессионального праздника Дня энергетика и наступления нового года – времени подведения итогов, рассказала генеральный директор АО «НЭСК-электросети» Ольга Краснянская.
Геннадий Степанов
Город Люди Бизнес

Персональный коучинг: вспомнить вкус жизни и легко двигаться к целям

Говорят, не беда, если ты ничего не имеешь; беда, если ты, имея все, не испытываешь счастья. Прийти к результату без потерь и без травм, найти точки опоры, действовать с радостью и получать удовольствие от каждого дня. Для многих из нас – это мечта, которая кажется недостижимой. Превратить ее в реальность помогает мудрое сопровождение наставника. Как работает ментор, чем его метод полезен предпринимателю, рассказывает Евгений Катин.