Город

Изобретать велосипед

Главный редактор «Югополиса» Валентина Артюхина — о том, чем оборачиваются попытки привести Краснодар к единому архитектурному облику.

16 июн 2014, 11:25
Валентина Артюхина
журналист

Г

лавный редактор «Югополиса» Валентина Артюхина — о том, чем оборачиваются попытки привести Краснодар к единому архитектурному облику. Сын принес с занятий в арт-школе непонятную фигурку — сплющенные разноцветные жгутики пластилина сплетались и расходились в психоделичной абстракции. «Это скульптура, мама, — нам дали пластилин и сказали отвернуться, чтобы работали только руки, а потом снова отвернуться и ударить кулаком, что есть силы, чтобы сплющить. Красиво, правда?» Ну, конечно, красиво! А главное, подумалось мне, очень похоже на принцип, по которому в быстром темпе сотни краснодарских чиновников в последние месяцы приводят город, в котором мы живем, к единому архитектурному облику. Скоропалительность архитектурных и благоустроительных решений так велика, что я уже давно перестала задаваться мыслью, кто именно ставит размашистую подпись «Одобряю!» под очередным прожектом, который бы в пору назвать маниловским, но не получается: новации, одна другой краше, так же стремительно воплощаются в жизнь. Манилов-то хотя бы только мечтал. Это в загнивающей Европе с ее бородатыми певицами, гей–парадами, вакханалией ювенальной юстиции большие группы специалистов кропотливо разрабатывают планы благоустройства городов, привлекают ученых, оценивают природные возможности и – о боже! – учитывают интересы населения. У нас же всё куда проще, по принципу: пацан сказал – люди сделали, желательно побогаче да покраше. А народ, чё народ: стерпится — слюбится.
У нас же всё куда проще, по принципу: пацан сказал – люди сделали, желательно побогаче да покраше. А народ, чё народ: стерпится — слюбится»

Ну, действительно, чем Краснодар отличается от Сочи, который бешеными темпами подгоняли под единый облик накануне Олимпиады? – вот логика чиновников. И они, едва успев перевести дух после Игр, сразу создали краевой штаб по наведению порядка в Краснодаре и давай прессовать коммерсантов и население: вывески снять, фасады переделать, заборы перекрасить, плитку заменить.

Обиднее всего, что под раздачу попала главная улица города - Красная и центр Краснодара. Единый архитектурный облик на деле оборачивается показухой: вместо того, чтобы ликвидировать долгострои, их затягивают веселенькими – в духе потемкинских деревень – полотнищами с розами, ромашками и подсолнухами. Депутат ЗСК и мэр города который месяц бодаются с помощью официальных писем над вопросом законности рекламы на здании с часами. Депутат пишет запросы прокурорам и получает ответы – реклама незаконна. Мэр в прямом эфире заявляет: нет, законна, у властей претензией нет.

Бросив все насущные дела, два крутых руководителя выезжают инспектировать квартал на улице Северной, чтобы решить, какими именно заборами – под дерево, камень или бронзу – нужно прикрыть покосившиеся домики, ютящиеся рядом с многоэтажными офисными одороблами из стекла и бетона.

Изобретать велосипед

Апофигеем идеи единого архитектурного облика стала показательная вырубка деревьев на улице Красной накануне Ночи музеев. Более мощного перфоманса Краснодар давно не видел. Через пару-тройку дней, помониторив местные социальные сети и обнаружив, наконец, что в городе все-таки живут люди, власть все-таки сделала шаг назад. Но показательная встреча мэра с озабоченной вопросами экологии общественностью только усилила сюрреалистичность ситуации.

Выяснилось, что чиновники путаются в названиях деревьев, которые планируют высадить на месте вырубленных, а также в их высоте и количестве. То ли клены, то ли каштаны, то ли под пять метров, а то ли под пятнадцать. Но гнев общественности свою роль сыграл – власть публично заявила, что вырубка на Красной будет приостановлена. И в это же время деревья в центре продолжают рубить – на улицах, параллельных и перпендикулярных центральной.

Выяснилось, что чиновники путаются в названиях деревьев, которые планируют высадить на месте вырубленных, а также в их высоте и количестве. То ли клены, то ли каштаны, то ли под пять метров, а то ли под пятнадцать»

Тут бы властям остановиться, перевести дух в борьбе за единый архитектурный облик города – поработать над ним, не как мой ребенок над скульптурой, а как грамотные специалисты – головой. Увы…

Вырубленные деревья очень-очень жалко, но в их ликвидации еще можно найти логику. А вот в ситуации с велодорожкой, которая в ночь на 11 июня появилась на бульваре на Красной, здравый смысл, увы, не усматривается.

Не боясь испортить себе карму, признаюсь: как человек, имеющий подрастающего ребенка и автомобиль, а также не умеющий кататься на велосипеде, к велосипедистам я отношусь так: пусть будут, но не мешают. И мне сложно представить, как краснодарец летом едет на работу по нашим улицам и затем весь день работает в офисе, не приняв душ. Про другие времена года вообще не говорю. И аргументы о мэре Лондона, рассекающем на велике, необходимости борьбы за экологию, невозможности передвигаться на автомобиле по краснодарским пробкам не слишком убеждают. Я уверена: таких, как я, в Краснодаре большинство. По крайней мере, пока.

Но велосипедисты нынче в таком сногсшибательном тренде, что городские власти их привечают с отеческой любовью.

Изобретать велосипед

Помните, как выглядит первая велодорожка в парке 30-летия Победы? Ее изображение легко можно найти в интернете: кривая белая линия, проведенная учеником Кисы Воробьянинова, преуспевшего в рисовании сеятеля.

Велодорожка на бульваре Красной прочерчена ровно, но… Этих «но» столько, что ни одного аргумента в пользу ее появления я, как ни бьюсь, найти не могу.

Вы видите фотографию, а я сегодня шла здесь же с сыном, который гордо нес в руках ту самую скульптуру и спрашивал, что означает знак велосипеда на плитке. И если бы мы соблюдали новые правила движения, нам пришлось бы идти по бульвару не рядышком, по центру, а сбоку, прижавшись друг к другу, а если бы еще был папа, он бы семенил за нами гуськом: трое людей на кусочке бульвара, отведенном для прогулок пешеходам, уже бы не поместились.

А что делать тысячам краснодарцам, чьим развлечением выходного дня являются традиционные променады по Красной? Им предстоит ходить строем, потому что за выход на велосипедную дорожку грозит 500-рублевый штраф.

Я написала про это в фейсбуке, и мне тут же наприсылали ссылок, как выглядят велодорожки в Англии, Голландии, Германии и проч. Вы сами можете в этом убедиться, достаточно погуглить. Но я живу в Краснодаре, и хочу, чтобы революционные решения местных властей соотносились с интересами большинства горожан. Почему никто из чиновников не задумался, как должны гулять по бульвару семьи с двумя или тремя детьми? И к тому же чиновники, по всей видимости, считают, что велосипедисты будут материализовываться из тумана в начале или конце Красной, чтобы долго гнать велосипед по главной улице. А как велосипедисты будут до нее добираться? Ведь остальные городские улицы для велосипедных прогулок совершенно не приспособлены.

Остается, конечно, слабая надежда на то, что велодорожка на бульваре повторит судьбу гигантских знаков, извещавших о велосипедном движении на другом участке Красной. Их установили две недели назад, но демонтировали уже через сутки. Злые языки говорят, что это произошло после того, как вышеупомянутый депутат ЗСК, бодающийся из-за рекламы на здании с часами, написал очередную порцию язвительных комментариев в твиттере.

Изобретать велосипед

Это еще один тренд сегодняшней жизни: для того чтобы привлечь внимание чиновников, нужно зарегистрироваться в соцсетях, зафолловить мэра и написать ему о том, что тебя беспокоит.

Но, может быть, думаю я, городской команде стоит выйти из интернета, из сумрака, из чиновничьих кабинетов и просто пройти по городу – по той же Красной, лишенной зелени на квартале от Комсомольской до Мира, мимо очередного никому не нужного строящегося офисно-торгового центра на углу с Пашковской, где также были вырублены деревья, перестроиться гуськом в начале бульвара, обнаружить возле «Макдональдса» парковки для велосипедов, установленные в пешеходной зоне, пройти под аркой в районе Дома союзов, где все фотографируются, но никто не знает, почему она там установлена, и уткнуться носом в забор возле кинотеатра «Аврора», где четвертый или пятый год ведется реконструкция...

Печально то, что все описанные выше инициативы городских властей сами по себе правильны и своевременны. С улиц Краснодара действительно хорошо бы убрать лишнюю и уродливую рекламу, старые деревья в самом деле опасны для жизни, а долгострои на Красной неприемлемы на главной улице города, да и велосипедистам необходимо дать зеленую улицу. Это прекрасные идеи, но как же они воплощаются в жизнь! И пока власти не начнут по-серьезному обсуждать свои планы с горожанами и прислушиваться к их мнению, у Краснодара не будет столичного облика. Разве что станичный.

3 комментария

avatar
krasnodarezc 16 июн 2014, 19:11
Хочу вот что сказать. Летаю, в Краснодар, через Вену. На рейсе Вена- Краснодар, в основном краснодарцы и, нередко вижу лица из горадминистрации, крайадминистрации. Так что - нравится Австрия? Нравится Вена? Так что-же вы неперенимаете всё хорошее, что видите там?
wonderful_amur 20 июн 2014, 08:50
Написано очень ярко и экспрессивно, спасибо!!! А все проблемы у нас в городе из-за того, что например решения по нововведениям в гор.транспорте принимает тот. кто на нем не ездит, а по вырубке деревьев и велосипедным дорожнкам - те, кто не ходит часто по улицам города без своры журналистов и охраны. эх, джалеки они от народа. а фотка дорожки и правда позабавила. Но печально другое: все эти нововнедрения, а затем их исправление, ведь за наш счет! я недоволен тратой моих налогов.
avatar
З 22 июн 2014, 17:01
Я второй год езжу на велосипеде на работу, с работы, по разным делам, благо всё это у меня находится в радиусе 6 км от дома. На работу езжу по Красной, по проезжей части, как это и положено ПДД. Езжу не торопясь, поскольку смысла в спешке нет, да и не разгонишься особо со светофорами. Но всё равно получается быстрее, чем раньше добирался общественным транспортом. Приезжаю в офис бодрый, но не потный. По нашей краснодарской погоде 10 месяцев в году можно спокойно ездить на велосипеде. Погода позволяет, сложнее с дорогами. Они кривые, ямистые, колдобинные, и забитые машинами. Но при отсутствии велодорожек ездить приходится по ним, и это непросто. Но всё же велодорожка, возникшая на Красной, потрясает! Покажите человека, разработавшего это проект. Мне интересен он сам, его жизнь и его творчество. Его образ мысли интересен. Как он работает над своими проектами, как следит за их реализацией, как оценивает результаты? Что думает по поводу этой самой дорожки, лихо раскидавшей сотни неторопливых пешеходов по краям некогда пешеходной зоны, дерзко разрубив её велополосой избыточной ширины, по которой, не веря своему счастью, едут теперь немногочисленные, по сравнению с пешеходами, велосипедисты. А пешеходы в напряжении пытаются разминуться друг с другом, опасаясь получить сзади заслуженный велопинок. Особенно удалась разметка дорожек между Политехом и Домом Союзов, где пешеходная зона изящно перетекает в велодорожку, но осознать это, двигаясь от ул. Северной, не получится. Обозначение велосипеда есть только в конце этого непростого отрезка, возле фонтана. Прогуляйтесь от старого Дома Быта до Фонтана и Арки - может подскажете, в чём я ошибся, ориентируясь на разметку. Чтобы критика с моей стороны не была голой, предложу в качестве выхода из положения стереть одну из двух параллельных полос, любую на выбор, и тем самым прижать велосипедистов к краю дорожки, а многочисленным пешеходам оставить две трети бульвара и возможность сохранить единство гуляющих групп.

Первая полоса

Последние новости

Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.

Бизнес

Юрий Коровкин, YGroup, SILVERSTREAM: Нас ждут «Яндекс» и 600 000 пользователей

За четыре года он запустил два успешных бизнеса и получил сотни миллионов инвестиций в коттеджные поселки и десятки миллионов инвестиций в свой венчурный проект. Каждый день он начинает в 5.30 и считает Сочи лучшим городом мира. Он эффективно управляет как объектами недвижимости делюкс-уровня, так и своей жизнью. И специально для "Югополиса" рассказал, почему его компании доверяют строить элитные виллы, когда продаст приложение гиганту рынка и по каким критериям берет в свою команду