Хэллоуин: hello and goodbye
Колумнист «Югополиса» Артем Беседин — о заразной чиновничьей болезни под названием «тотальное запретительство».
Артем Беседин
журналист
К
олумнист «Югополиса» Артем Беседин — о заразной чиновничьей болезни под названием «тотальное запретительство». Я закончил школу в 2001 году. Президентом уже был Владимир Путин. Мне очень нравилась школа, в которой я учился последние три года. Это был один из известных краснодарских лицеев, и мы, школьники класса с углубленным изучением иностранных языков, чувствовали себя очень свободными. На уроках немецкого языка мы слушали Rammstein и Die Toten Hosen, а в конце октября отмечали Хэллоуин. Это было весело и способствовало взаимопониманию с преподавателями. Мы не приносили жертв, не ходили по домам ряжеными (для этого всегда были и остаются Святки), мы экспериментировали с тыквами и смешно раскрашивались. Сейчас в нашем лицее уже нет таких карнавалов. Когда директор лицея избирался в городскую Думу, тыквенная традиция ему чуть не помешала. Ходили слухи — наверняка ведь только слухи, — что один из местных священников во время проповеди вел агитацию против нашего директора, мотивируя это сектанством и сатанинством последнего. Тогда пронесло, и в Думу директора избрали.
Отмечу: я полностью признаю право своих единоверцев требовать от государственных органов чего бы то ни было. Потому что так функционирует гражданское общество. Если есть какое-то количество человек, которым хочется чего-то требовать, они должны иметь право выходить и требовать. Письмами, звонками, митингами, в конце концов.
Сейчас в нашем лицее уже нет таких карнавалов. Когда директор лицея избирался в городскую Думу, тыквенная традиция ему чуть не помешала»
Здесь вот что важно — какова идея и сверхзадача этих требований.
Если идея — «это не наш праздник» (как думает большинство о мотивации православной общественности), то здесь всё странно. А какой праздник — наш? Многие ли из вас пекут лествички на день святого преподобного Иоанна Лествичника? А постных жаворонков на Сорок мучеников Севастийских? Ох, неужели нет?
Ну конечно же, Восьмое марта — наш праздник. Торжество лицемерия и абсурд секуляризации. День, когда «инстанции» заваливают букетами и конфетами, когда в различные бухгалтерии и администрации выстраивается очередь мужчин с открыточными тостами наготове. День, когда отмечается торжество физиологии: вау, вы родились с двумя Х-хромосомами, давайте-ка мы это отметим! День, который придумали социалистические феминистки, сейчас во всей своей пошлости должен бы их оскорблять, но нет.
День, когда отмечается торжество физиологии: вау, вы родились с двумя Х-хромосомами, давайте-ка мы это отметим!»
Ну, и это если забыть ещё претензии диакона Андрея Кураева к корням «Международного женского дня», но их мы отбросим, они антисемитские, и в той истории с Эсфирью и Артаксерксом слишком уж много крови даже для текста про Хэллоуин.
Ещё наш праздник, наверное, Первое мая. День добровольной принудиловки. Солидарность трудящихся, весна и труд. Скажите, а много из тех, кто выходит на улицы с транспарантами в этот день, используют слово «труд» для обозначения своей работы?
Но идея на самом деле другая. Идея отношения к смерти. Смерть для христианина отвратительна и неизбежна. Европейская цивилизация невозможна без страха смерти и вечного памятования о ней.
«Наличие в мероприятиях хэллоуина элементов религиозного содержания (культ смерти или глумление над смертью, олицетворение смерти и духов зла и т.д.) противоречит светскому характеру образования, разрушительно для психического и духовно-нравственного здоровья учащихся», — пишет в официальной бумаге министр образования и науки Краснодарского края Наталия Наумова.
Наличие в сказках Андерсена глумления над смертью. Наличие в романах Достоевского элементов религиозного содержания. Наличие в «Мастере и Маргарите» олицетворения смерти и духов зла. Продолжите параллели сами, занятная игра.
Мог бы быть дипломатичный выход (не у нас, конечно). В конце октября детям на уроках основ религиозных культур и светской этики, например, могли бы рассказывать об отношении к смерти в разных культурах и религиях. Чем обусловлено глумление над смертью во время Хэллоуина и есть ли оно там. Каждый сам должен делать вывод, готов ли он кривляться вампиром в день, когда в западной традиции почитают всех святых (включая и Николая Угодника, и Пантелеймона, и всех, кого так любят в России). Чтобы дети могли обсудить это с родителями.
Ну, а если настаивать на том, что в школе нет места религиозным праздникам, даже в виде культуроведения и анализа, то ведь могут найтись люди, которые дойдут до судов и митингов с требованием не пускать на территорию школы людей с куличами и крашеными яйцами, а то и вовсе с крестиками.
Моя дочь пойдет в школу, наверное, в 2017-м. Президентом еще будет Владимир Путин. Я не знаю, будут ли отмечать Хэллоуин. Думаю, нет. Меня это не особенно огорчает — в общем-то, дети всегда найдут повод подурачиться. Можно поиграть в казаков-разбойников, в конце концов.
Если их не запретят.
3 комментария
Югополис 31 окт 2013, 11:56
Ginger 31 окт 2013, 12:11
scaramouche 31 окт 2013, 12:44
Последние обсуждения