Город Люди Ситуация

Мимикрия под «своих»

Специальная военная операция на Украине ответила на вопрос «Кто есть ху?» в России.

25 авг 2022, 15:46
Ибрагим Чумнов
Журналист

У

дивительное дело: новости о внесении в список иностранных агентов очередной организации с легкостью перебивают сообщения об успехах наших воинов в СВО. Поднимается жуткий гвалт в соцсетях и либеральных СМИ с тональностью «убивают свободу слова». А на то, что на Украине отмороженные нацисты казнят наших ребят, попавших в плен – либо молчание, либо рассказы о том, что это «фейк», созданный «путинской пропагандой». Лично я не вижу никакой крамолы в статусе «иностранного агента». Что это меняет, кроме обязанности сопровождать каждую публикацию фразой «данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации»? Просто пользователя (читателя, зрителя) предупреждают, что данное СМИ получает финансирование из-за рубежа, а, значит, освещает событие с позиции, которая отличается от официальной версии государственных структур Российской Федерации. Так в чем причина истерики? Ответ очевиден: спрятавшись за маской «зароссиянина», обрабатывать мозги гораздо проще и эффективнее – ты ж свой. А когда читатель знает, откуда деньги идут, он волей-неволей будет сравнивать информацию, преподнесенную иноагентом, с официальной позицией. И кому поверит в этом случае – вопрос. То есть государство всего лишь уравняло силы. Но если со СМИ все более-менее понятно, то внесение в список «иноагентов» организаций, которые работают в культурной плоскости, у многих вызывает вопросы. И тут следует разобраться, чтобы для себя определить, на чьей ты стороне. В качестве примера разберем Краснодарский центр современного искусства «Типография», который признали иноагентом в мае этого года. Первое: обоснованно ли «Типография» признана иноагентом? Решение об этом принимало Министерство юстиции РФ, и в его обосновании указано, что ЦСИ «Типография» получал финансирование из-за рубежа. Этот факт никто не оспорил, а, следовательно, в соответствии с законом «Об иноагентах», внесение в список совершенно легитимно. Второе: почему сейчас? Это, пожалуй, самое интересное, потому как защитники либеральных ценностей называют это решение местью за антивоенную позицию «типографов». Спорить с тем, что «стыд за свою страну» в связи с СВО на Украине мог ускорить процесс, не будем. Именно, мог стать катализатором – без утверждения, но вот про месть – реально смешно. И грустно, потому как проект-то изначально был реально хорош. Вернемся на 10 лет назад. ЦСИ «Типография» появился в культурном пространстве в 2012 году и стал настоящим прорывом. Выставки, концерты, встречи с интересными людьми. Все это было необычно и привлекало большое внимание. У «типографов» появились спонсоры. Государство поддерживало художников-музыкантов грантами. Руководители Краснодара посещали «Типографию», демонстрируя полную поддержку. Изменения начались в 2017 году, когда ЦСИ возглавила Елена Ищенко, которая приехала к нам из Москвы. Дама довольно известная, притом не по своим культурным достижениям, а тем, что открыто топила за «украинский Крым» и прочие антироссийские настроения. Елену Краснодар принял с распростертыми объятиями. Эфиры на ведущих радиостанциях сменяли друг друга. Публикации в СМИ, в том числе и государственных, были исключительно восторженными. Поток грантов значительно вырос. В общем, «Типография» расцвела еще больше. Но только снаружи. Внутри организации начались изменения, которые имели мало отношения к продвижению культуры и в итоге полностью переформатировали деятельность. Если до прихода Ищенко в «Типографии» организовывались встречи с художниками, музыкантами и другими деятелями культуры, то с ее появлением вектор сместился. Одним из первых в июне 2017 года в «Типографии» выступил координатор движения «Голос» (признано иноагентом - прим. ред.) в Краснодарском крае Давид Канкия (признан иноагентом - прим. ред.). Тема встречи - «нечестные выборы». Какое отношение это имеет к культуре – непонятно. Тем не менее, это событие очень широко освещалось в государственных СМИ. Личность Канкия, мягко говоря, неприятная. Он засветился в роликах с Навальным. Открыто выступал на стороне противников власти. А в марте 2018 года в эфире федерального телеканала этот гражданин заявил ведущему буквально следующее: «Ну, я тебе скажу так: русские все-таки неполноценные ублюдки». Почему этого русофоба с почестями встречали в «Типографии»? Потому что с приходом Ищенко ЦСИ перестал быть центром культуры, а превратился в место, где во главу угла ставится взращивание ростков недовольства властью и нелюбви к своей стране. Сменился и культурный контент. Каждая новая выставка стала вызывать массу вопросов у культурологов, которые начали выступать против повестки «Типографии», усматривая в произведениях молодых и не очень художников навязывание западных ценностей, в том числе темы ЛГБТ, гендерного определения и прочей мути. Стоит ли говорить, что этих критиков «прогрессивные творцы» сразу окрестили мракобесами и ретроградами, которые ничего не понимают в современном искусстве. Медленно, но неотвратимо «Типография» превращалась из культурного центра в место сбора «либералов». Это, однако, не мешало организации получать от государства гранты. Да и зарубежные партнеры не оставляли «авангард культуры» своей поддержкой. А потом случилась СВО. И маски слетели в одно мгновение. На интернет-странице «Типографии» появилось «стыдливое признание», в связи с чем все выставки были отменены. Изучив путь «Типографии», приходишь к выводу, что к статусу иноагента ребята целенаправленно шли последние пять лет под чутким руководством гражданки Ищенко и ее кураторов. И это должно было произойти гораздо раньше, потому как причин для изменения статуса более чем достаточно. Поэтому либеральный вой по «свободе слова в России» следует оценивать не как гражданскую позицию, а оплаченную акцию. Так чью сторону выбираете вы?

Первая полоса

Последние новости

Weekend

О (не)повзрослевших миллениалах: «Прекрасный мир, где же ты» Салли Руни

Салли Руни позиционируют как Сэлинджера для миллениалов. Сравнение с американским классиком давно стало избитым, но его тоже нужно заслужить. Смогла ли это сделать тридцатилетняя ирландка, выпустившая в прошлом году свой третий роман «Прекрасный мир, где же ты»?

Ситуация

Приобщение к чуду. О празднике Крещения Господня, крещенской воде и народных традициях

Православные россияне 19 января отмечают один из важнейших христианских праздников – Крещение Господне или Богоявление. О том, в чем истинный смысл этого великого праздника, и о том, что он значит для верующих, рассказывает Благочинный Западного церковного округа, настоятель храма Рождества Христова в Краснодаре протоиерей Александр Игнатов.

Ситуация Наука и техника

Будущее российской науки. Попытка № “Сириус”

В конце 2022 года свой второй день рождения отметила созданная в Имеретинской низменности федеральная территория “Сириус”. Это единственное в своем роде территориальное образование, выделенное из состава субъекта федерации (Краснодарского края) и подчиняющееся напрямую Москве. А главой попечительского совета образовательного центра является сам президент РФ Владимир Путин. Не будет преувеличением сказать, что “Сириус” - это особый проект главы государства. Путин не только часто посещает “Сириус” (за последний год он был там два раза), но и лично знакомится с проектами молодых ученых.
Екатерина Пономарёва
Ситуация Weekend

Без Калкина и Гайдая: 12 фильмов на новогодние праздники. Выбор редакции «Югополиса»

Сразу две картины о похождениях портье, британский ромком с Рене Зеллвегер, дебют Тайки Вайтити и переосмысление Пиноккио – редакция «Югополиса» поздравляет читателей с праздниками и рекомендует фильмы на каникулы
Город Ситуация

Посмотрел, где тонко: губернатор Кубани провел вторую прямую линию

Губернатор Краснодарского края 12 января провел свою вторую прямую линию с населением. Первая прошла год назад - в декабре 2021 года. Как и тогда, общение главы Кубани с народом длилось более трех часов.
Екатерина Пономарёва

Законы приравняли судьбу инвалидов к имуществу?

Что такое доступная или недоступная среда, вряд ли можно определить теоретически. Этот термин вкупе со словами вроде «безбарьерная» и «низкопольный» мы слышим регулярно в новостях. Однако несмотря на частоту употребления профильных терминов, мы почему-то не видим на городских улицах больше людей из «малоподвижной категории». Такое ощущение, что проблема оказалась затёртой между словами, якобы соответствующими новым представлениям об этике, и чиновничьими отчётами. О том, как на самом деле обстоят дела с доступностью среды, мы решили поговорить с теми членами Общественной палаты Краснодара, кто, в отличие от людей «нормотипичных» (ещё один термин), знает о проблеме если не на своём опыте, то из первых уст.