Weekend

О (не)повзрослевших миллениалах: «Прекрасный мир, где же ты» Салли Руни

Салли Руни позиционируют как Сэлинджера для миллениалов. Сравнение с американским классиком давно стало избитым, но его тоже нужно заслужить. Смогла ли это сделать тридцатилетняя ирландка, выпустившая в прошлом году свой третий роман «Прекрасный мир, где же ты»?

23 янв 2023, 16:00
Елизавета Васильева

П

о большей части имя Салли Руни известно российской аудитории благодаря сериальным экранизациям – медитативным мелодрамам «Нормальные люди» (2020 год) и «Разговоры с друзьями» (2022 год). После удачной премьеры первого проекта тираж произведений писательницы в нашей стране пополз вверх. Первоисточники печатались и раскупались, обе книги, хоть и вышедшие в обратном порядке, позволили Салли Руни заявить о себе в российском читательском сообществе. Но от выхода второго сериала эффекта разорвавшейся бомбы уже не случилось: как-никак два года с первой экранизации прошло, время стало тревожнее и сложнее. Если в карантин медитативные выяснения отношений молодых ирландцев смотрелись за милую душу, то сейчас это настроение, кажется, актуальность несколько растеряло. Потому громкой премьеры не случилось и с третьим романом Руни «Прекрасный мир, где же ты», вышедшим в конце уже прошлого года. Да, её герои повзрослели. От нерешительных студентов Салли Руни перешла к своим нерешительным ровесникам. В центре повествования две подруги – Элис и Айлин. Им под 30, обе обладают богемными профессиями, психологическими травмами и марксистскими взглядами (что, в общем-то, неудивительно: Руни сама себя позиционирует как марксистку). Повествование разделено на две части – развитие сюжета перемежается с письмами подруг. Электронная переписка в основном состоит из размышлений о мире (не прекрасном), в котором живут барышни, и немножко из выяснения отношений, а также рефлексии на тему любовных интересов героинь. Сюжет движется медленно, но очевидно. Финал же романа символично приходится на локдаун. Примечательно, что взросление героев Салли Руни не сильно сказалось на их поведении. Они по-прежнему разговаривают о литературе, политике и собственных комплексах с таким упоением, будто зарабатывать на жизнь может кто-то другой, а их проблемы куда глобальнее. Впрочем, однажды писательница сказала, что использует в своих книгах только самые интересные отрывки из жизней персонажей. Все мы ищем себя в читаемых произведениях, и в романах Руни несложно себя найти. Каждый из нас сталкивается с проблемами в общении с семьёй, друзьями, возлюбленными. Да и поиски себя и необходимость взросления – история, знакомая каждому читателю. Но интересно это только тем, у кого есть время об этом всём думать. Кроме того, в романах Салли Руни зачастую припрятаны знакомые не всем отсылки и размышления о классической европейской литературе, высокой живописи и сложных хитросплетениях истории Ирландии. Они почти не влияют на восприятие повествования, например, страна – лишь сцена, на которой пытаются повзрослеть главные героини, не больше. А названия картин или книг можно просто загуглить, а можно и не гуглить, сюжет от этого не потеряется.


 

«Элис, сказала Айлин, мне когда-нибудь придётся столкнуться с реальностью? Не подняв головы, Элис хмыкнула и сказала: Боже, да нет, разумеется, нет. Кто тебе такое сказал?»

(с) Салли Руни «Прекрасный мир, где же ты»

Фото обложки: «Правила жизни».


Сам текст «Прекрасного мира…» достаточно прост, но читателю нужно быть готовым к своеобразию стиля писательницы. В её работах не выделяются диалоги. Приём не новый и, честно говоря, не совсем обоснованный. Если подобное единение мыслей, действий и персонажей смотрелось более чем уместно в «Нормальных людях», то здесь (как и в дебютных «Разговорах с друзьями») не совсем ясно, почему бы и не поставить тире.

Сложно читать Руни и по другой причине. Действия её героев не всегда поддаются логике, распознаваемой в контексте какой-либо позиции и идеологии. Тут даже не современная «европейская» мораль; писательница и от неё далека. Но и традиционалистской Салли Руни не назовёшь. Её персонажи не вписываются в привычные рамки, что, с одной стороны, может быть свежо, но с другой – не все окажутся готовы. Всё же, каких бы взглядов вы не придерживались, саморазрушительные поступки тяжело наблюдать даже на страницах книги.

Самый близкий пример для сравнения – сериал «Девочки» от HBO. Салли Руни более изящна, чем Лина Данэм, но вот послевкусие от их сюжетов очень похоже. Их героини идут наперекор всему, в том числе и своему благополучию, что может найти отклик далеко не у всех представителей аудитории. Интересно, что оба автора из того самого поколения миллениалов. Только понять их произведения могут лишь их ровесницы.

В конечном счёте «Прекрасный мир, где же ты» рассчитан на мечтательных интеллектуалок, выросших на Arctic Monkeys и фильмах с Райаном Гослингом. Возможно, даже читавших «Над пропастью во ржи». Правда, сравнение с Сэлинджером весьма натянуто и завышает планку читательских ожиданий. Поэтому не стоит ожидать от «Прекрасного мира…» слишком многого, а вот guilty pleasure из романа для читателя любого ранга, возраста и пола выйдет отменным.

Первая полоса

Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.