Зеленый — новый черный
Сабина Бабаева о зеленке и российской политической нетерпимости, которая, судя по методам, мало чем отличается от расовой дискриминации.

Сабина Бабаева
журналист
Б
логер Варламов, упоминая о котором, обычно принято приписывать «как к нему ни относиться», — блогер Варламов, как к нему ни относиться, приехал в Ставрополь белым человеком, а уехал зеленым. Возможно, Ставрополю не дают покоя лавры соседнего Краснодара, который благодаря выходкам казаков один из самых часто упоминаемых прессой российских провинциальных городов и который иногда зовут столицей русской Луизианы. Во всяком случае, если взглянуть на фото блогера Варламова после приезда в Ставрополь, возникают ассоциации с так называемым мягким линчеванием — публичным унижением человека посредством обмазывания его липкой смесью и вываливания в перьях. Как к нему ни относиться.История с Варламовым произошла «на глазах у полиции». Затем в Москве общественной активистке Наталье Федоровой плеснули в лицо химическим раствором — обожгли лицо и повредили зрение. Навального облили зеленкой — он получил химический ожог глаза. Методы политической борьбы «в этой стране» начинают напоминать расистские — политическое инакомыслие может принести вам физический вред, как когда-то и где-то — цвет кожи. Когда-то и где-то — против здесь и сейчас.
А ведь в Советском Союзе по отношению к США любили употреблять фразу «а у вас негров линчуют», которой удобно было прикрывать недостаточно светлые места светлого будущего. Но человечество не стоит на месте — раньше сжигали ведьм, резали гугенотов, вешали чернокожих, обмазывали дегтем, обваливали в перьях. Теперь принято говорить «афроамериканцы», «я не атеист — я агностик», «мама, я лесбиянка» — «слава богу, что не республиканка» и называть Трампа отморозком за то, что он ненавидит женщин (как это делают примерно девяносто процентов мужчин).

varlamov.me / navalny.feldman.photo
Но до России прогрессивное доходит медленно. Здесь все еще преследуют геев, здесь все еще позволяют себе оскорбления в радиоэфире, здесь все еще зеленка на все случаи жизни, даже для извращенного юмора (как не вспомнить классическое: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!»). Это такая советская штука, настоящий национальный артефакт: хотя ее изобрели в Европе, сейчас нигде, кроме России, ее не используют, потому что «в западной медицине помимо эффективности важна и эстетическая сторона». Одному шотландцу мы пытались объяснить втроем, что такое зеленка. Он ничего не понимал — то есть он не понимал, почему она зеленая. Тут мы были бессильны.
Некоторые вещи вообще трудно объяснять. Иногда бессмысленно — как спорить в интернете. Попробуйте доказать что-то упертому в своей уверенности человеку: приведите исторические примеры, подкрепите культурными аллюзиями и прямыми цитатами из классиков — обзовут либералом или, еще хуже, умником; скажут, агент госдепа; в конце прибавят что-нибудь вроде «такую страну просрали» или «вот сейчас бы Сталина». Но знаете что? Хорошо, что в фейсбуке можно плеснуть в лицо любые оскорбления — а зеленку нельзя. Вот бы так было и в офлайне.
Еще мне нравится термин, которым это называют, — «политическое хулиганство». Серьезно, обжечь кому-то лицо — это хулиганство?
То есть вот так романтично, плеснул человеку других взглядов в лицо зеленкой — и теперь ты Джеймс Дин, бунтарь без причины, или там Есенин, плюйся, ветер, охапками листьев, я такой же, как ты, хулиган?
Очень удобно для властей — никакого, казалось бы, к ним отношения или намеков на спланированные и утвержденные акции, так, хулиганство. Народный гнев против предателей родины — тех, кто публикует расследования о воровстве чиновников и министров, выступает против делишек московской мэрии, разоблачает коррупционеров. Но зачем простым людям в России разоблачения коррупционеров? В привычном болоте жить всегда теплее и уютнее.
Если назвать «политическое хулиганство» тем, что оно есть на самом деле, — посягательством на жизнь и здоровье другого человека, — это будет выглядеть совсем иначе, это уже не смешно, даже не черный и не зеленый юмор, это преступление на почве ненависти. В США очень долго шли к тому, чтобы признать линчевание не отдельным преступлением, а наказуемым в соответствии с действующим уголовным кодексом, а «мягкую» его разновидность — правонарушением с отягчающими. Шли-шли, но пришли.
К чему придем мы — еще неизвестно: может быть, к какому-нибудь из сценариев антиутопий, при любом из которых инакомыслящий всегда преследуется официально. Как бы вы к нему ни относились.
4 комментария
Павел К. 12 мая 2017, 22:04
Злой Кубанойд 12 мая 2017, 22:45
Евгенй Соколов 15 мая 2017, 14:42
BBC 16 мая 2017, 06:30
Последние обсуждения