Российские авиаперевозчики выступают с инициативой корректировки маршрутов полетов на юг страны, ссылаясь на необходимость поддержания стабильного пассажиропотока. С февраля 2022 года значительная часть воздушного пространства на юге России остается закрытой из-за угроз, связанных с безопасностью, в частности — атак беспилотников. Это обстоятельство вынуждает авиакомпании прокладывать обходные маршруты, что увеличивает продолжительность полетов и снижает эффективность использования авиапарка.
На конференции AirTravel-2025, прошедшей в Сочи, директор по управлению флотом S7 Airlines Константин Пьянков заявил, что даже частичное спрямление маршрутов, от Элисты до Волгограда, позволит оптимизировать полеты на 60%. По оценке компании, такая мера может принести дополнительно более 5 миллионов пассажиров в год, в том числе около 1,2 миллиона — только аэропорту Сочи. Основной эффект ожидается за счет экономии более 130 тысяч часов полетного времени на почти 90 маршрутах.
Источник «Коммерсанта» в одной из крупнейших авиакомпаний отметил, что при дополнительном открытии еще хотя бы одного аэропорта на юге и спрямлении маршрутов годовой пассажиропоток может вырасти на 7 миллионов человек. Другой представитель отрасли указал, что текущие маршруты, в частности между Москвой и Сочи, из-за ограничений стали занимать почти в два раза больше времени, что существенно увеличивает затраты на топливо, формирующие значительную часть себестоимости билета. По его оценке, возможное сокращение длительности рейса минимум на полчаса могло бы заметно улучшить ситуацию.
Эксперт Института экономики транспорта ВШЭ Федор Борисов подтверждает, что при действующих ограничениях маршруты на юг требуют существенных отклонений от оптимального пути, что влечет за собой как дополнительные затраты, так и снижение провозных емкостей. В частности, проблему усугубляет недостаточная доступность запасных аэродромов, многие из которых работают только в дневное время. В условиях повышенной угрозы беспилотников такие аэропорты необходимы для обеспечения безопасности полетов, и Борисов подчеркивает, что перевод ряда из них на круглосуточный режим дал бы отрасли дополнительные возможности, особенно в ночное время.
Еще одной проблемой авиаперевозчики называют увеличение времени наземного обслуживания в аэропортах. В «Уральских авиалиниях» в числе наиболее проблемных назвали аэропорты Екатеринбурга, Сочи и Хабаровска. По словам представителей компании, в условиях отсутствия конкуренции среди операторов наземного обслуживания, а также оптимизации численности персонала и технических ресурсов многие аэропорты не справляются с пиковыми нагрузками, особенно при осложнении погодных условий или введении ограничений на использование воздушного пространства.
Отдельную сложность создают затяжные процедуры пограничного контроля, особенно после введения обязательной дактилоскопии для иностранных граждан. Генеральный директор Jazeera Airways Баратан Пасупати сообщил, что в Сочи это приводит к увеличению времени оборачиваемости самолетов на 1,15 часа. Российские авиакомпании также выделяют аэропорты Минеральных Вод и Жуковского как проблемные в этом отношении.
По словам Федора Борисова, после частичного перетока международного пассажиропотока на внутренние направления в 2022 году нагрузка на российские аэропорты значительно возросла. При этом многие из них столкнулись с дефицитом кадров, на восполнение которого потребуется время и дополнительные ресурсы.
В Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта подчеркивают, что в условиях возможного снижения спроса и ограничений провозных емкостей необходимо принять меры, направленные на поддержку авиаперевозок. Собеседники издания, в том числе близкие к Министерству транспорта, считают, что без таких шагов пассажиропоток может сократиться на 5–6%, составив по итогам года около 105–106 миллионов человек. Глава Минтранса Андрей Никитин ранее допускал снижение объема перевозок на 1–2% относительно уровня 2024 года, когда он достигал 111,7 миллиона пассажиров.
В целом, отрасль ожидает от властей смягчения действующих ограничений, в первую очередь — за счет частичного открытия закрытых аэропортов на юге и оптимизации маршрутов. Перевозчики рассчитывают, что Министерство транспорта инициирует переговоры с Министерством обороны по этому вопросу, что поможет сохранить объемы перевозок на приемлемом уровне.