Добро, зло и разбитые мечты: путеводитель по (не)простым историям Дэвида Линча - Югополис
Закрыть
17:58, 17 января 2025
Елизавета Васильева

Добро, зло и разбитые мечты: путеводитель по (не)простым историям Дэвида Линча

Он никогда не объяснял свои фильмы, считая, что на самом деле мы и сами всё можем понять. Возможно, он был прав.

Дэвид Линч на 70-м Каннском кинофестивале в 2017 году. Georges Biard / Wikimedia Commons

Один январский вечер стал трагедией для кинозрителей и любителей чёрного кофе и вишнёвых пирогов: вчера, 16 января, появилась новость о смерти Дэвида Линча. Режиссёр, художник, музыкант и видеоблогер за почти 50-летнюю карьеру заслужил звание эксцентричного и даже странного, но великого творца. Он никогда не объяснял свои фильмы, считая, что на самом деле мы и сами всё можем понять. Возможно, он был прав.

В память о великом режиссёре «Югополис» подготовил путеводитель по его фильмографии: от простых и понятных до (не)объяснимых историй.

«Простая история», 1999 год

Пожалуй, один из самых шокирующих фактов в фильмографии Дэвида Линча: однажды он сотрудничал с Disney. Более того, роуд-муви «Простая история» – лента для всей семьи – с уютной атмосферой и доброй печалью.

Это действительно простая история о старике, узнавшем, что его брат перенёс инсульт. Несмотря на вражду и разделяющие их километры, герой твёрдо решил навестить родственника на самом очевидном транспорте – газонокосилке. По пути мужчина встречает разных людей со своими (не)простыми историями, в которых и персонаж, и зрители могут узнать себя.

«Человек-слон», 1980 год

Драма о странностях, добре и ужасах жизни отлично вписывается в портфолио Дэвида Линча, притом оставаясь прямолинейной и понятной. Трагическая история Джозефа Меррика, на самом деле существовавшего «человека-слона», в подаче режиссёра стала классической историей о добре и зле, впрочем, как и большинство его картин.

То, что главный герой остаётся достойным человеком, несмотря на странную внешность и все пережитые беды, роднит персонажа с Лорой Палмер из сериала «Твин Пикс». Как и девушка, Джозеф Меррик не сдаётся под натиском зла, оставаясь чистым душой, хоть и бесконечно несчастным.

«Твин Пикс: Огонь, иди со мной», 1992 год

Полнометражка, важная для понимания легендарного сериала, сама по себе обескуражит зрителей, поэтому её просто необходимо смотреть только между вторым и третьим сезоном «Твин Пикса». В «Огонь, иди со мной» Дэвид Линч дополнил страшную историю Лоры Палмер, сюжетно не вписавшуюся в основное повествование.

И пусть иногда фильм похож на чудовище Франкенштейна, швы на теле неловко соединяют руки, ноги, туловище, голову. И пусть в «Огонь, иди со мной» зло побеждает. И пусть страшно и грустно. Мы-то знаем, что история агента Купера и жителей городка, в котором готовят лучший вишнёвый пирог и крепкий чёрный кофе, закончится победой добра над злом. Во всяком случае, нам так кажется.

«Дикие сердцем», 1990 год

Одна из любимых историй Дэвида Линча – это «Волшебник из страны Оз», отсылки к ней можно найти во многих картинах режиссёра. Но «Дикие сердцем» (между прочим, завоевавшие «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале) стали квинтэссенцией видения сюжета о путешествии по дороге из жёлтого кирпича. А ещё единичным, но очень ярким случаем тандема самого странного режиссёра с самым странным актёром – Николасом Кейджем.

Молодая пара – Лула и Сейлор – преодолевают все препятствия на пути их любви в прямом и переносном смысле. Сбегая от деспотичной матери девушки, «дикие сердцем» герои выкручивают юношеский максимализм на полную и попадают в пугающие ситуации. Сохранят ли они свою любовь (в этот раз она вместо добра), несмотря на окружающее их зло? Ответ очевиден, но абсурдность происходящего, достигающая уровня высокого искусства, стоит того, чтобы это увидеть своими глазами.

«Малхолланд Драйв», 2001 год

Если отталкиваться от того, что «Малхолланд Драйв» – это фильм о снах (что его создатель, разумеется, никогда не подтверждал), то запутанный фрейдистский сюжет оказывается простым как 5 копеек, только куда более ценным. История начинающей актрисы Бэтти и таинственной незнакомки оборачивается то ли сладкой дрёмой, то ли кошмаром.

Как бы то ни было, в своём самом расхваленном фильме Дэвид Линч разбивает миф о Лос-Анджелесе как городе мечты, показывая, чем эта мечта может оборачиваться. И всё же что побеждает в «Малхолланд Драйв» – добро или зло? Жестокая реальность.

«Синий бархат», 1986 год

Ещё один фильм, разбивающий миф о мечте, на этот раз – американской. Как человек, чьё детство пришлось на 50-е годы прошлого столетия, Дэвид Линч приклонялся перед эстетикой тех лет и воссоздавал её в нескольких своих проектах. «Синий бархат», названный в честь одноимённой песни Роя Орбисона, с одной стороны восхваляет ту самую американскую мечту – с домиками в пригороде, платьями-колокольчиками и коктейлями на подстриженной лужайке, а с другой – показывает зло, таящееся в этой солнечной утопии (и отрезанном ухе).

Сюжетно и атмосферно «Синий бархат» предвосхищает «Твин Пикс». Правда, история юного самоназначенного детектива и таинственной певицы по имени Дороти (и снова «Оз») куда жестче и откровеннее легендарного сериала. Зато благодаря этому фильм вошёл в классику эротических триллеров 1980-х, где остаётся и по сей день вместе с «Основным инстинктом» и «Роковым влечением».

«Дюна», 1984 год

Это сейчас, в 2025 году, мы имеем вполне смотрибельную экранизацию книги Фрэнка Герберата от Дени Вильнёва, ставшую блокбастером для массовой аудитории. Но почти полвека назад поставить «Дюну» на большом экране планировал ещё более эксцентричный, чем Дэвид Линч, Алехандро Ходоровски. Тот факт, что у него не получилось, мало удивит того, кто хоть глазком взглянет на планы мексиканца – уж слишком они, так сказать, артхаусные. Впрочем, то, что получилось у Линча, лучше рассматривать именно в таком ключе.

Продюсеры «Дюны» хотели новые «Звёздные войны» (которые, кстати, Линчу тоже предлагали снять) и не давали режиссёру со своим видением никаких вольностей, даже права на финальный монтаж. В результате вместо крупнобюджетной фантастики на руках у них оказался непонятный ни поклонникам Герберта, ни фанатам Линча обрубок, который можно смотреть, только чтобы испытать испанский стыд и полюбоваться на молодого Кайла Маклахлена да на Стинга в странных трусах.

«Голова-ластик», 1977 год

Дебютная картина Дэвида Линча снималась 5 лет на деньги, занятые у друзей и заработанные развозом газет. Однако мучительный процесс создания «Головы-ластика» ещё как окупился, проложив дорогу молодому режиссёру в большое кино. Правда, маленький фильм, похожий на детскую поделку, полюбился профессионалам куда больше, чем зрителям. Он до сих пор ставит аудиторию в тупик.

Считается, что «Голова-ластик» отражает кошмары самого Дэвида Линча, который стал отцом и пережил развод во время создания фильма. Эта версия вполне сочетается с историей главного героя, не по своей воле ввязанного в семейную жизнь. Очевидно, «Голова-ластик» сильно вдохновлена «Процессом» нежно любимого Линчем Франца Кафки. На этом очевидное заканчивается.

«Шоссе в никуда», 1997 год

Любимым жанром Дэвида Линча как кинозрителя был нуар. Уставших мужчин, роковых женщин и загадочные убийства можно найти во многих проектах режиссёра. Есть в его фильмографии и полноценный представитель «чёрного» жанра – определённо недооценённое «Шоссе в никуда».

История двух (или одного?) мужчин, двух (или одной?) женщин и Таинственного человека, по словам самого режиссёра, была вдохновлена делом спортсмена О. Джей Симпсона, подозреваемого в убийстве жены. Громкий кейс в своё время всколыхнул американцев, Линч же предложил нуарную версию сюжета, сравнимую с лентой Мёбиуса. Как и в реальности, в «Шоссе в никуда» не даётся никаких однозначных ответов, к чему, говоря о фильмографии режиссёра, пора бы привыкнуть.

«Внутренняя империя», 2006 год

Свой последний полнометражный фильм «Внутренняя империя» Дэвид Линч снимал без чёткого сценария, признаваясь инвесторам, что не знает, что делает. Режиссёра радовали долгожданная свобода и цифровая камера, с помощью которой он создавал картину. В результате у автора и его давней подруги актрисы Лоры Дёрн получилась история очередной покорительницы Голливуда. Только в этот раз без сладких дрём, одни кошмары.

Некоторые зрители даже не пытаются понять «Внутреннюю империю». Просто принимают её такой, какая она есть. Возможно, этот подход справедлив для всех фильмов Дэвида Линча. А может, он был прав. На самом деле мы всё понимаем, просто на каком-то более высоком уровне. И теперь, когда Дэвида Линча нет с нами, вряд ли кому-то удастся нас снова туда поднять.

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie.