Краснодарская администрация прогнозирует значительное увеличение налоговых сборов благодаря росту числа туристов после запуска нового аэропорта. Однако специалисты в области туризма выражают сомнения относительно перспектив этой инициативы.
Гендиректор компании «Дельфин» и вице-президент Ассоциации туроператоров России Сергей Ромашкин указал на ряд серьезных проблем. Во-первых, по его мнению, эффективность механизма распределения собранных средств остается неясной. Хотя теоретически налог призван поддерживать туризм, фактически он относится к категории местных налогов, которые власти вправе использовать на любые городские нужды. Таким образом, значительная доля вырученных денег может оказаться потрачена вовсе не на развитие туристической сферы, а попросту раствориться среди прочих бюджетных расходов. По данным администрации, Краснодар собирает с туристов порядка 60 миллионов рублей ежегодно, однако эта сумма крайне мала по сравнению с общим бюджетом города, составляющим сотни миллиардов рублей.
Кроме того, эксперты подчеркнули негативный опыт некоторых других регионов, включая Крым, где аналогичный проект был отменён ввиду низкой отдачи. Отсутствие четких механизмов контроля за использованием полученных средств ставит под угрозу саму идею финансирования туризма через подобные сборы.
Ещё одна серьёзная претензия связана с качеством самого туристического продукта. Несмотря на значительные усилия и крупные инфраструктурные проекты, такие как строительство аэропорта, продолжительность пребывания туристов в городе практически не увеличивается. Большинство приезжих воспринимают Краснодар лишь как перевалочный пункт перед поездкой в другие популярные направления вроде Сочи, Анапы или Крыма. Визит многих туристов ограничивается в лучшем случае всего двумя-тремя ночами, что свидетельствует о недостаточной привлекательности региона как самостоятельного туристического центра, считают эксперты.
Один из лидеров рынка, гендиректор сети турагентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян, утверждает, что низкий уровень вовлеченности местного населения и слабая работа городских властей в этом направлении негативно влияют на восприятие Краснодара иностранцами и россиянами. Лишь незначительная часть потенциальных возможностей реализована сегодня. Как следствие, посетители чаще выбирают краткосрочные поездки, не задерживаясь надолго в самом городе. Необходимость разработки комплексной стратегии продвижения и повышения качества отдыха становится очевидной задачей для местной власти, сообщает BFM Кубань.
Таким образом, хотя туристический налог даёт возможность привлечь дополнительные средства в бюджет, эксперты указывают на необходимость тщательной проработки механизмов его реализации и целенаправленного инвестирования в развитие туризма, иначе надежды на устойчивый приток туристов останутся неоправданными.
Ранее «Югополис» сообщал о том, что власти Геленджика собрали в 2025 году более 200 млн рублей туристического налога. Все средства планируют потратить на развитие инфраструктуры курорта.
Краснодар. Фото: Юрий Серебренников/BFM Кубань
Александр Каинов. Фото: admkrai.krasnodar.ru
Изображение: t.me/deptrans_krd
Лже-минёрша. Фото: t.me/kub_mash
Фото: admkrai.krasnodar.ru