Играем в классики
Театр живой, когда герои на сцене вызывают эмпатию. Можно долго разгадывать загадки, умело расставленные авторами постановки. Но то, что во время действия зрители сочувствовали, вместе с героями проживали и переживали за них «здесь и сейчас» – несомненно.
– Мам, что делаешь?
– Пишу о премьере комедии. Угадай название. Автор – современник и тёзка Пушкина, его ошибочно считали декабристом, написал вальс, был послом в Иране, где его и убили в возрасте 34 лет.
– Не знаю, не читал.
Из переписки с сыном
В Молодёжном театре поставили «Горе от ума». Комедию А.С. Грибоедова представили режиссёр Павел Пронин, художник-постановщик Ирина Сид, художник по свету Евгений Лисицын, композитор Александр Жемчужников, хореограф Анжела Гаврилова, репетитор по сценической речи Ульяна Запольских. Спектакль создан в рамках федерального проекта «Культура малой Родины» по направлению «Театр – детям».
«…А не странен кто ж?»
Учителя литературы будут довольны таким бережным отношением к оригиналу, в котором чувствуется и свежесть авторского слова, и аромат эпохи. Не обошлось без иронии: она ощущается и в стилизованном музыкальном ряде, и в остроумных костюмах.
Вот ведь интересно: комедии 200 лет, а люди на сцене – живые…
Мы проживаем трагедию прозрения Чацкого, словно это наш не в меру «разумничавшийся» родственник.
Нам близки отцовские переживания Фамусова и влюблённая слепота его дочери Софьи.
Нам становится неловко за пожилую даму, надевшую бальное платье, но забывшую перед выходом в свет снять подштанники…
Есть мнение, что труппа в театре сложилась, если на неё «расходится» комедия Грибоедова «Горе от ума».
Идеальный ансамбль. Каждый персонаж на своём месте, словно специально «подогнан». У каждого есть свой бэкграунд, своя маленькая история, рассказанная с мягким юмором и симпатией.
Прекрасен квинтет: Чацкий – Владислав Гоголев (от души поздравляем артиста с его первой большой ролью), его противоположность Молчалин – Евгений Парафилов, Фамусов – заслуженный артист Краснодарского края Анатолий Дробязко, Софья – Виктория Кузнецова, вострушка-служанка Лизанька – Анастасия Ковьярова.
Настоящий полковник Сергей Сергеевич Скалозуб – заслуженный артист Краснодарского края Алексей Алексеев. Колоритная чета Горичей – Олеся Никифорова и заслуженный артист Краснодарского края Алексей Замко.
Хороши князь Тугоуховский с супругой – заслуженный артист России Дмитрий Морщаков и заслуженная артистка Краснодарского края Елена Дементьева. Их засидевшиеся в девках дочери: Анна Нежута, Полина Шипулина, заслуженная артистка Краснодарского края Евгения Великодная, Инга Аничкина, Ульяна Запольских, Оксана Трегубова, Анастасия Радул.
Забавны Хрюмины, бабушка – заслуженная артистка Чеченской Республики Татьяна Епифанцева и её «француженка» внучка – Елена Есипова.
Шулер Загорецкий – Андрей Новопашин – ловкий малый.
Убедительна, под стать фамилии, Хлёстова – заслуженная артистка Краснодарского края Светлана Кухарь.
Репетилов – Алексей Суханов – водевильная версия Чацкого. Даже слуги – Егор Глазов, Владислав Русских и Александр Пастухов – наделены собственной выразительной интонацией…
Театр живой, когда герои на сцене вызывают эмпатию.
Можно долго разгадывать загадки, умело расставленные авторами постановки.
Но то, что во время действия зрители сочувствовали, вместе с героями проживали и переживали за них «здесь и сейчас» – несомненно.
Наутро он проснулся знаменитым
Так сказали бы о любом другом актёре, сыгравшем на премьере Чацкого.
Но у артиста Молодёжного театра Владислава Гоголева достаточно здравого смысла, чтобы «головокружение от успеха» не наступило! Вчерашний выпускник Института культуры, официально в труппе он первый сезон. В прошлом сезоне сыграл несколько ярких ролей. И вот – Чацкий! Невиданная удача для дебютанта!
Владислав Гоголев:
– Когда мы разбирали роль, Павел Николаевич дал мне задание – пересказать монологи Чацкого своими словами. Как же я удивился, когда понял, что у меня такие же мысли, как и у моего героя! Скорее даже это были некие «воспоминания», подсказки о том, что я когда-то знал, а потом по каким-то причинам забыл… А тут вдруг вспомнил! Моё «я» сказало мне: «Вот! Точно!»
Премьеру уже успела оценить бабушка актёра. Следом – очередь братика, старшего из трёх младших.
Удачи вам обоим: Владислав Гоголев – Александр Андреевич Чацкий!
Павел Пронин: «Классический текст нас способен удивить»
Имя режиссёра Павла Пронина краснодарцам известно по спектаклю Молодёжного театра «Звёзды светят на потолке». Он ученик известного российского режиссёра и педагога Анатолия Васильева, создателя московского театра «Школа драматического искусства». В свою очередь, у Анатолия Александровича учился основатель Молодёжного театра Владимир Рогульченко. Поэтому «семена» репетиций упали на плодородную «почву»: говорить «театральную правду» в рамках живого спонтанного действия, к чему призывал мэтр отечественной режиссуры, артистам было «легко и приятно».
Наш разговор с Павлом Николаевичем – о мифах и мемах. О том, какие тайны может открыть классический текст, если смотреть на него непредвзято.
– Русский критик Иван Гончаров изрёк фразу: «И один в поле воин, если он Чацкий» – и тем самым обрёк миллионы школьников на производство сочинений. Насколько это выражение справедливо? На мой взгляд, один человек может всё разрушить, а не создать.
– Для меня и моих друзей более актуально изречение, приписываемое Марку Аврелию: делай что должно, и будь что будет. Оно будто бы избавляет от ответственности, которую ты берёшь за окружающих, когда идёшь в поле один. За тех, кто не может за себя постоять, а может быть, и не хочет. Хотя я могу представить обстоятельства, когда высказывание Гончарова безумно справедливо – в героические времена, например.
– А что с выражением «молчание – золото»?
– Я убеждён в том, что «правду говорить легко и приятно» (цитата из романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова – прим. авт.). Открыто, без обиняков, экивоков. Так проще жить. И тогда не нужно будет молчать. Потому что часто эта фраза возвеличивает обман умолчания. Когда ты вводишь в заблуждение, не нарушая формальных правил обмана.
– В детстве я была за Молчалина. Антиподы Чацкий и Молчалин – почему у вас они похожи, словно смотрятся в зеркало? Молчалин – это Чацкий, который обрёл здравый смысл?
– В работе над материалом я следую за автором. Это Грибоедов «зарифмовал» персонажи, это он заложил противодействие и столкновение их жизненных позиций! Их схожесть в определённых аспектах. И их принципиально разный выбор… То, что Владислав Гоголев и Евгений Парафилов похожи, в определённой мере мне помогает.
– Анатолию Александровичу (Васильеву, у которого Павел Пронин учится в ассистентуре-стажировке в ГИТИСе – прим. авт.) спектакль покажете?
– Конечно! Он живо интересовался этой работой, давал мне советы, которые очень пригодились.
– Чацкого часто называют русским Гамлетом…
– Русские люди очень любят «Гамлета». Причём не так, как его написал Шекспир, а как он сложился в русской традиции. Ярлык Гамлета мы готовы повесить на всех литературных героев: на князя Мышкина, Онегина и, конечно, на Печорина… Получается такой полк русских Гамлетов! С точки зрения драматургии, это категорически неверно! Шекспир писал про другое. Там иной уровень проблематики. Грибоедов остаётся в кругу прямых взаимоотношений – социальных, межличностных. Это не вопросы судьбы, рока… Это портрет времени, портрет людей. Предтеча «Ревизора» в какой-то степени. Давайте подумаем: какая проблема у Чацкого? Что ему сделали плохого? Он всех учит жить, хотя его никто об этом не просит. Уехал после одного скандала, теперь другой… Ну огорчился парень. Что поделать.
– Если пьеса вдруг потеряет актуальность, вы расстроитесь?
– Это невозможно, потому что это невероятное предположение! Как говорил Салтыков-Щедрин: «Если я усну и проснусь через сто лет, и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют».
– Действительно, что в России вечно? Дураки, дороги и «Горе от ума»… В XIX веке комедия долго не могла дождаться сцены. В советское время её ставили, так как она обличала буржуазное общество. В XXI веке её ставят чаще, чем когда-либо. Хотя Чацкий уже не кажется «декабристом», который «разбудил Герцена»… В чём причина популярности текста сегодня?
– Нам выпало жить в сложное время: нужно хорошо подумать, что сегодня уместно высказывать со сцены, а что нет. В такие времена люди обращаются к классике. Она позволяет искать и находить ответы, которые «работают».
Грибоедов был патриот, государственный служащий высокого положения – иначе его бы не послали в Персию. Конечно, можно вывернуть пьесу наизнанку. Но если находить сценический эквивалент тому, что автор написал, то классический текст может сильно удивить.
– Меня удивила афиша. Она сделана в эстетике мема. А в постановке ничего «мемного» нет, разве что немножко костюмы… Поясните, в чём дело.
– Как бы то ни было, мы делаем спектакль из XXI века, поэтому костюмы, их некая эклектика – это сегодняшняя история. То же и в работе с текстом. Афоризмы, цитаты, крылатые фразы, на которые разобрана комедия, – это всё мемы. Они живут в русском языке своей жизнью, порой иначе, чем в оригинале, иногда даже принимают противоположное значение… И мы с художником Ириной Сид пошли по пути создания современного мема.
– Что вы пожелаете труппе перед расставанием? Что-то подсказывает, что оно не будет долгим.
– Сохранять то, что мы вместе сделали, и помнить о том, о чём договорились. Беречь ту творческую атмосферу, чувство родства, доверия «братьев по оружию» – людей, к которым не страшно повернуться спиной. То, что меня радовало и согревало семь лет назад. И что сегодня в театре есть. Это заслуга всех – от директора до вахтёра.
Ударить джазом по депрессии
Предлагает Оркестр Ильи Филиппова и его лидер!
29 декабря в органном зале слушаем «Новогодний джаз с Ильёй Филипповым».
Билеты здесь.
24 января во Дворце искусств – «Эра свинга»! Золотые джазовые стандарты, полные оптимизма и энергии, родились в годы Великой Депрессии. Кто мы такие, чтобы предаваться грусти?..
Билеты здесь.
Фото: Марина Богдан, Алексей Петров, Татьяна Шкуратова
Реклама. КМТО «Премьера»
ERID: 2SDnjceTYQs