Играем в классики - Югополис
Закрыть
16:43, 13 ноября 2024
Нелли Тен-Ковина

Играем в классики

Театр живой, когда герои на сцене вызывают эмпатию. Можно долго разгадывать загадки, умело расставленные авторами постановки. Но то, что во время действия зрители сочувствовали, вместе с героями проживали и переживали за них «здесь и сейчас» – несомненно.

– Мам, что делаешь?

– Пишу о премьере комедии. Угадай название. Автор – современник и тёзка Пушкина, его ошибочно считали декабристом, написал вальс, был послом в Иране, где его и убили в возрасте 34 лет.

– Не знаю, не читал.

Из переписки с сыном

В Молодёжном театре поставили «Горе от ума». Комедию А.С. Грибоедова представили режиссёр Павел Пронин, художник-постановщик Ирина Сид, художник по свету Евгений Лисицын, композитор Александр Жемчужников, хореограф Анжела Гаврилова, репетитор по сценической речи Ульяна Запольских. Спектакль создан в рамках федерального проекта «Культура малой Родины» по направлению «Театр – детям».

«…А не странен кто ж?»

Учителя литературы будут довольны таким бережным отношением к оригиналу, в котором чувствуется и свежесть авторского слова, и аромат эпохи. Не обошлось без иронии: она ощущается и в стилизованном музыкальном ряде, и в остроумных костюмах.

Вот ведь интересно: комедии 200 лет, а люди на сцене – живые…

Мы проживаем трагедию прозрения Чацкого, словно это наш не в меру «разумничавшийся» родственник.

Нам близки отцовские переживания Фамусова и влюблённая слепота его дочери Софьи.

Нам становится неловко за пожилую даму, надевшую бальное платье, но забывшую перед выходом в свет снять подштанники…

Есть мнение, что труппа в театре сложилась, если на неё «расходится» комедия Грибоедова «Горе от ума».

Идеальный ансамбль. Каждый персонаж на своём месте, словно специально «подогнан». У каждого есть свой бэкграунд, своя маленькая история, рассказанная с мягким юмором и симпатией.

Прекрасен квинтет: Чацкий – Владислав Гоголев (от души поздравляем артиста с его первой большой ролью), его противоположность Молчалин – Евгений Парафилов, Фамусов – заслуженный артист Краснодарского края Анатолий Дробязко, Софья – Виктория Кузнецова, вострушка-служанка Лизанька – Анастасия Ковьярова.

Настоящий полковник Сергей Сергеевич Скалозуб – заслуженный артист Краснодарского края Алексей Алексеев. Колоритная чета Горичей – Олеся Никифорова и заслуженный артист Краснодарского края Алексей Замко.

Хороши князь Тугоуховский с супругой – заслуженный артист России Дмитрий Морщаков и заслуженная артистка Краснодарского края Елена Дементьева. Их засидевшиеся в девках дочери: Анна Нежута, Полина Шипулина, заслуженная артистка Краснодарского края Евгения Великодная, Инга Аничкина, Ульяна Запольских, Оксана Трегубова, Анастасия Радул.

Забавны Хрюмины, бабушка – заслуженная артистка Чеченской Республики Татьяна Епифанцева и её «француженка» внучка – Елена Есипова.

Шулер Загорецкий – Андрей Новопашин – ловкий малый.

Убедительна, под стать фамилии, Хлёстова – заслуженная артистка Краснодарского края Светлана Кухарь.

Репетилов – Алексей Суханов – водевильная версия Чацкого. Даже слуги – Егор Глазов, Владислав Русских и Александр Пастухов – наделены собственной выразительной интонацией…

Театр живой, когда герои на сцене вызывают эмпатию.

Можно долго разгадывать загадки, умело расставленные авторами постановки.

Но то, что во время действия зрители сочувствовали, вместе с героями проживали и переживали за них «здесь и сейчас» – несомненно.

Наутро он проснулся знаменитым

Так сказали бы о любом другом актёре, сыгравшем на премьере Чацкого.

Но у артиста Молодёжного театра Владислава Гоголева достаточно здравого смысла, чтобы «головокружение от успеха» не наступило! Вчерашний выпускник Института культуры, официально в труппе он первый сезон. В прошлом сезоне сыграл несколько ярких ролей. И вот – Чацкий! Невиданная удача для дебютанта!

Владислав Гоголев:

– Когда мы разбирали роль, Павел Николаевич дал мне задание – пересказать монологи Чацкого своими словами. Как же я удивился, когда понял, что у меня такие же мысли, как и у моего героя! Скорее даже это были некие «воспоминания», подсказки о том, что я когда-то знал, а потом по каким-то причинам забыл… А тут вдруг вспомнил! Моё «я» сказало мне: «Вот! Точно!»

Премьеру уже успела оценить бабушка актёра. Следом – очередь братика, старшего из трёх младших.

Удачи вам обоим: Владислав Гоголев – Александр Андреевич Чацкий!

Павел Пронин: «Классический текст нас способен удивить»

Имя режиссёра Павла Пронина краснодарцам известно по спектаклю Молодёжного театра «Звёзды светят на потолке». Он ученик известного российского режиссёра и педагога Анатолия Васильева, создателя московского театра «Школа драматического искусства». В свою очередь, у Анатолия Александровича учился основатель Молодёжного театра Владимир Рогульченко. Поэтому «семена» репетиций упали на плодородную «почву»: говорить «театральную правду» в рамках живого спонтанного действия, к чему призывал мэтр отечественной режиссуры, артистам было «легко и приятно».

Наш разговор с Павлом Николаевичем – о мифах и мемах. О том, какие тайны может открыть классический текст, если смотреть на него непредвзято.

Русский критик Иван Гончаров изрёк фразу: «И один в поле воин, если он Чацкий» и тем самым обрёк миллионы школьников на производство сочинений. Насколько это выражение справедливо? На мой взгляд, один человек может всё разрушить, а не создать.

– Для меня и моих друзей более актуально изречение, приписываемое Марку Аврелию: делай что должно, и будь что будет. Оно будто бы избавляет от ответственности, которую ты берёшь за окружающих, когда идёшь в поле один. За тех, кто не может за себя постоять, а может быть, и не хочет. Хотя я могу представить обстоятельства, когда высказывание Гончарова безумно справедливо – в героические времена, например.

А что с выражением «молчание – золото»?

– Я убеждён в том, что «правду говорить легко и приятно» (цитата из романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова – прим. авт.). Открыто, без обиняков, экивоков. Так проще жить. И тогда не нужно будет молчать. Потому что часто эта фраза возвеличивает обман умолчания. Когда ты вводишь в заблуждение, не нарушая формальных правил обмана.

В детстве я была за Молчалина. Антиподы Чацкий и Молчалин почему у вас они похожи, словно смотрятся в зеркало? Молчалин – это Чацкий, который обрёл здравый смысл?

– В работе над материалом я следую за автором. Это Грибоедов «зарифмовал» персонажи, это он заложил противодействие и столкновение их жизненных позиций! Их схожесть в определённых аспектах. И их принципиально разный выбор… То, что Владислав Гоголев и Евгений Парафилов похожи, в определённой мере мне помогает.

Анатолию Александровичу (Васильеву, у которого Павел Пронин учится в ассистентуре-стажировке в ГИТИСе – прим. авт.) спектакль покажете?

– Конечно! Он живо интересовался этой работой, давал мне советы, которые очень пригодились.

Чацкого часто называют русским Гамлетом…

– Русские люди очень любят «Гамлета». Причём не так, как его написал Шекспир, а как он сложился в русской традиции. Ярлык Гамлета мы готовы повесить на всех литературных героев: на князя Мышкина, Онегина и, конечно, на Печорина… Получается такой полк русских Гамлетов! С точки зрения драматургии, это категорически неверно! Шекспир писал про другое. Там иной уровень проблематики. Грибоедов остаётся в кругу прямых взаимоотношений – социальных, межличностных. Это не вопросы судьбы, рока… Это портрет времени, портрет людей. Предтеча «Ревизора» в какой-то степени. Давайте подумаем: какая проблема у Чацкого? Что ему сделали плохого? Он всех учит жить, хотя его никто об этом не просит. Уехал после одного скандала, теперь другой… Ну огорчился парень. Что поделать.

Если пьеса вдруг потеряет актуальность, вы расстроитесь?

– Это невозможно, потому что это невероятное предположение! Как говорил Салтыков-Щедрин: «Если я усну и проснусь через сто лет, и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют».

Действительно, что в России вечно? Дураки, дороги и «Горе от ума»… В XIX веке комедия долго не могла дождаться сцены. В советское время её ставили, так как она обличала буржуазное общество. В XXI веке её ставят чаще, чем когда-либо. Хотя Чацкий уже не кажется «декабристом», который «разбудил Герцена»… В чём причина популярности текста сегодня?

– Нам выпало жить в сложное время: нужно хорошо подумать, что сегодня уместно высказывать со сцены, а что нет. В такие времена люди обращаются к классике. Она позволяет искать и находить ответы, которые «работают».

Грибоедов был патриот, государственный служащий высокого положения – иначе его бы не послали в Персию. Конечно, можно вывернуть пьесу наизнанку. Но если находить сценический эквивалент тому, что автор написал, то классический текст может сильно удивить.

Меня удивила афиша. Она сделана в эстетике мема. А в постановке ничего «мемного» нет, разве что немножко костюмы… Поясните, в чём дело.

– Как бы то ни было, мы делаем спектакль из XXI века, поэтому костюмы, их некая эклектика – это сегодняшняя история. То же и в работе с текстом. Афоризмы, цитаты, крылатые фразы, на которые разобрана комедия, – это всё мемы. Они живут в русском языке своей жизнью, порой иначе, чем в оригинале, иногда даже принимают противоположное значение… И мы с художником Ириной Сид пошли по пути создания современного мема.

Что вы пожелаете труппе перед расставанием? Что-то подсказывает, что оно не будет долгим.

– Сохранять то, что мы вместе сделали, и помнить о том, о чём договорились. Беречь ту творческую атмосферу, чувство родства, доверия «братьев по оружию» – людей, к которым не страшно повернуться спиной. То, что меня радовало и согревало семь лет назад. И что сегодня в театре есть. Это заслуга всех – от директора до вахтёра.

Ударить джазом по депрессии

Предлагает Оркестр Ильи Филиппова и его лидер!

29 декабря в органном зале слушаем «Новогодний джаз с Ильёй Филипповым».

Билеты здесь.

24 января во Дворце искусств – «Эра свинга»! Золотые джазовые стандарты, полные оптимизма и энергии, родились в годы Великой Депрессии. Кто мы такие, чтобы предаваться грусти?..

Билеты здесь.

Фото: Марина Богдан, Алексей Петров, Татьяна Шкуратова

Реклама. КМТО «Премьера»

ERID: 2SDnjceTYQs