Ваш клиент — кто это?

— Это предприниматель. У него может быть маленький бизнес, состоящий из него одного. Это может быть тот, кого я называю сейчас «вынужденные предприниматели», когда люди регистрируют ИП просто потому, что так выгоднее: те, кто сдает квартиры, таксисты и так далее. Но нашими клиентами могут быть и крупные организации с заводами, пароходами и тысячами сотрудников. Главное, что тот, вокруг кого мы все строим, — entrepreneur, предприниматель. Тот, кто старается создать что-то вокруг себя. Это люди-творцы, с очень интересным взглядом на жизнь, люди пробивные. Те, благодаря кому у нас на столе есть еда, благодаря кому мы все одеты — такие люди.

Таксистов или тех, кто сдает квартиру, сложно назвать творцами.

— Если это люди, которые не воруют и не проявляют себя в жанре «распилить, оттащить в сторону” и так далее, то почему нет? Для них тоже в какой-то момент был выбор: что-то делать самостоятельно, самим, без вот этого нытья – «А когда же нам правительство, страна, кто-то поможет?»

Но много ли таких творческих, заряженных драйвом людей в России?

— Люди с драйвом и творцы есть всегда, независимо от системы. И предпринимательство — это очень живучая вещь. В советское время, когда за это сажали, люди все равно что-то мутили: выбивали себе хозрасчет, были какие-то халтурки, творческие лаборатории.

Даже если по ним ездить катком, предприниматели все равно пробьются, как трава сквозь асфальт.

А сейчас все-таки за предпринимательскую деятельность не сажают.

Предприимчивые люди будут всегда и везде — кому-то удается вести бизнес даже в Северной Корее. Но важно, сколько таких людей в обществе. В России, например, доля населения, занимающаяся бизнесом, ниже, чем в развитых странах. Как это влияет на рост вашего банка?

— Понятно, что если бы их было в сто раз больше, то и рынок был бы больше. Мне кажется, у нас еще очень много возможностей для роста, и еще куча клиентов не знает, как клево можно обслуживаться в банке, не мучаясь при этом со всеми банковскими системами, инфраструктурой и так далее.

Борис Дьяконов, банк «Точка»: «Яркие бизнес-проекты получаются тогда, когда людьми движет что-то большее, чем финансовая выгода»

У вас коммерческий банк, который зарабатывает на том, что помогает делать деньги другим. При этом слоган вашей последней рекламной кампании: «Дело не в деньгах». Как это понимать?

— Когда мы наблюдали за своими собственными перипетиями (в 2014 году ЦБ неожиданно отозвал лицензию у «Банка24.ру», который делала нынешняя команда «Точки». – прим.ред.) и за кучей бизнесов, то заметили, что действительно красивые, яркие проекты получаются у тех, кто не думает, сколько денег он может вытащить из бизнеса за эту неделю, в этом месяце или квартале. Когда людьми движет что-то большее, чем финансовая выгода, когда у того, что они делают, есть большой смысл, то появляется потрясающая сила.

Пример не из нашей жизни — компания, которая делает брауни (имеется в виду открытая в США в 1980-х годах пекарня Greyston — прим.ред.). Они говорят: «Мы нанимаем людей на работу не для того, чтобы делать брауни. Мы делаем брауни для того, что иметь возможность нанимать людей». Они расположены в достаточно депрессивном американском городке, их миссия — создавать рабочие места.

Когда мы думали про рекламную кампанию, как раз развивался сюжет с банкротством «Трансаэро». И было потрясающее интервью гендиректора авиакомпании «Сибирь», в котором он говорил, что «Сибирь» была готова взять на себя обязательства и купить «Трансаэро», даже несмотря на то, что там была отозвана лицензия эксплуатанта. Человек прямо говорил, что решение нелогичное с точки зрения бизнеса, но он считал, что так правильно для отрасли, так правильно для пассажиров. Это как раз тот порядок вещей, который мы хотели зацепить и вытащить наружу в нашей кампании.

Alt

Ваш рекламный ролик, напоминающий об оркестре тонущего «Титаника», который играл на палубе до самого конца, был отчасти вдохновлен историей вашего предыдущего банка. Что это был за опыт и что вы из него вынесли?

– Самое главное, что мы вынесли: если есть идея и желание сделать что-то хорошее для клиента, то это помогает всплывать даже в кажущихся безысходными ситуациях. Есть два абсолютно разных посыла. Представьте сотрудников банка, которые в ответ на все твердили бы: «А чего вы хотите? Мы хотим денег заработать». Они просыпались бы с этой мыслью и шли с ней на работу. Да, они, наверное, и вправду зарабатывали бы деньги, но не факт, что от этого вокруг становилось бы лучше: коллегам, клиентам и так далее. Другой подход – когда команда говорит про клиентов и движима тем, чтобы создать что-то для них. В этом много силы.

Как вы боретесь за клиента с крупными банками?

— Мы крупнее многих. «Открытие» (владелец «Точки». – прим. ред.) — четвертый по активам банк в стране и крупнейшая частная финансовая группа. Но решения, которые предлагаем мы, очень мобильные, очень лайтовые. Мы не гоняем клиента в офис, все можно делать удаленно. Мы делаем все для того, чтобы и маленький бизнес – даже индивидуальный предприниматель, и компании с тысячами сотрудников (у нас обслуживаются и те, и другие) чувствовали себя комфортно.

Предприниматели ведь существуют не для того, чтобы разбираться с банком. Они созданы для того, чтобы делать мир лучше и при этом зарабатывать деньги, так? И наша задача – быть для них таким банковским сервисом, который будет радовать, вдохновлять и позволит делать все базовые вещи, не напрягаясь.

Борис Дьяконов, банк «Точка»: «Яркие бизнес-проекты получаются тогда, когда людьми движет что-то большее, чем финансовая выгода»

Сейчас все банки, включая крупнейшие, играют на этом поле. Они предлагают своим клиентам удобные, хорошо сделанные мобильные приложения, удаленные решения и прочее. Чем вы лучше?

— Для большого, всеядного банка, не имеющего четкой специализации, жизнь представляется немного в другом свете. Они рассуждают примерно так: «Где нам больше заработать? Ой, уже неприлично иметь плохое приложение — давайте сделаем хорошее!» «Точка» же рассуждает иначе. Смысл нашего существования — делать мир лучше для бизнеса и влиять на мир предпринимателя. Мы сфокусированы на предпринимателях, тех людях, которые что-то создают. И мы находим — именно для этих целей — какое-то решение, которое через два года становится стандартом.

Например, у нас есть такая простая и удобная штука, которая называется «Отсканировать счет». Приходят счета: БИКи, ИННы, 20-значный номер счета, где куча нулей и надо не ослепнуть, пока их вбиваешь.

Мы сделали возможность просто загрузить на веб-страничку файл со счетом или сфотографировать смартфоном — и он тут же распознается, его можно оплатить.

Я думаю, одним этим мы сэкономили годы жизни предпринимателям и бухгалтерам. Спустя чуть ли не четыре года после того, как это сделала наша команда, такая функция появилась в мобильном приложении крупнейшего в России банка. Мы рады, что наши клиенты получают что-то сразу, а у других банков — с задержкой в пятилетку. «Точка» свою миссию выполняет.

Есть какие-то услуги, которые пока никто не рынке не скопировал?

— У нас есть потрясающий (новое слово для этого) marketspace под названием openplatforma.ru, который мы делаем для и совместно с «Открытием». Там есть возможность всем тысячам клиентов законнектиться друг с другом, выбрать бухгалтера, получить подарки от наших друзей: Google, Microsoft и других. Мы очень много вложили, чтобы это собрать.

Есть много красивых решений, которые мы делаем внутри наших систем. Это больше похоже на маленькие улучшения: тут чуть-чуть, там чуть-чуть. Я по-прежнему считаю, что дело не в наборе функций. Все машины ездят одинаково, а дело все в том, как это все собрано, сделано и какой целостный опыт создает та или иная машина.

Alt

2010-е годы кажутся особенным периодом в плане отношений банков с клиентами: они стали дружелюбнее, а качество сервисов повысилось. Почему это произошло?

— Банки жили в мире, где все сильно росло, жили в иллюзии, что деревья будут расти до небес. Но потом хорошие клиенты закончились, и банки начали думать не просто о том, как бы заработать денег сейчас, а о том, как получить их завтра. А это значит, стали думать об источнике денег — о клиенте, об отношениях с клиентами и так далее.

Банковский бизнес известен своей консервативностью. При этом вы и некоторые другие банки выбрали себе такой немного хулиганский имидж. Как вам удается его поддерживать на фоне более серьезных конкурентов?

— Мне кажется, такая постановка вопроса — что мы выбрали себе хулиганский имидж — неправильная. Мы себе выбрали имидж, который был за клиента. И иногда это значит — наперекор существующей традиции. Но это не про то, что мы хотели быть хулиганами.

Вы таким образом пытаетесь привлечь более молодую аудиторию?

— Понятно, что молодой аудитории это ближе. Но жизнь так устроена, что те, кто вчера ходил в детский сад, сегодня ходят в школу, а завтра становятся предпринимателями и управляют компаниями. Когда-то бизнесмены были очень узкой прослойкой, но она день ото дня расширяется. Значит, растет число наших потенциальных клиентов. Это придает сил.

Первая полоса

Последние новости

Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми
Люди

Миру – театр!

Сегодня – Международный день театра
Нелли Тен-Ковина
Ситуация

Трагедия в “Крокус Сити Холле”: убийцы, жертвы и герои

Пожарные еще не закончили разбирать завалы сгоревшего “Крокус Сити Холла” в Подмосковье, оперативники еще не завершили работу с подозреваемыми в совершении преступления, но уже с уверенностью можно сказать, что трагедия, произошедшая вечером 22 марта 2024 года, стала одной из самых масштабных в новейшей истории России

Ситуация

Хамить иль не хамить - таков вопрос

Распространен тезис о том, что хамство проникло во все сферы жизни россиян и чуть ли не является частью менталитета. Социологическое агентство "Вебер" узнало у россиян, как часто они сталкиваются с хамством и какие качества характеризуют воспитанного человека.

Люди

Дорога начинается с проекта

Старейшая проектно-изыскательская организация дорожной отрасли Кубани ООО «Краснодаравтодорпроект» отмечает 65-летний юбилей.
Иван Прытыка
Люди

Выборы на Кубани. День третий

Краснодарский край всегда отличался активностью граждан, высокой явкой на выборах. Для этого приложили усилия и депутаты.