Дмитрий Анфиногенов:  «Российскому игорному бизнесу понадобится полгода, чтобы адаптироваться к новым условиям»
Дмитрий Анфиногенов

Ставка на туризм

- Дмитрий, прошло 13 лет с тех пор, как в российском игорном бизнесе случился переломный момент. В 2019 году казино были запрещены на всей территории России. В последующие годы мы двигались по пути развития игорных зон. За это время отрасль пережила несколько глобальных кризисов и потрясений. Как бы вы охарактеризовали настоящий период? Это спад, подъем или нечто иное? Что, на ваш взгляд, необходимо изменить?

- Отрасль действительно многое пережила за эти 13 лет. И два последних кризиса сильно отразились на нашем направлении. Пройдя этот продолжительный отрезок, с уверенностью могу сказать, что игорный бизнес не развивается в отрыве от качественной инфраструктуры, транспортной доступности и возможности пересекать границы государств. Игорный бизнес – это один из драйверов туристической отрасли. Поэтому нужно уделять еще больше внимания развитию локаций, в которых находятся игорные зоны. Безусловно, это в меньшей степени относится к Сочи, но напрямую касается всех остальных игорных кластеров.

Для роста и достижения стабильных результатов необходимо иметь прогнозируемое налогообложение. Не должно появляться никаких дополнительных регуляторов и инициатив, которые каждый год меняют среду вокруг предпринимателей. Этот бизнес требует больших вложений, поэтому хочется дать больше уверенности инвесторам. У них должна быть возможность концентрироваться на созидании и выстраивать стратегию развития в рамках десятилетнего отрезка времени.

- Игорные зоны работали на генерацию туристического потока из других стран в свои регионы. При этом достаточно успешно. Но в 2022 году сферы туризма и авиасообщения стали работать по другим правилам, как минимум на нашем континенте. Как игорный бизнес собирается отвечать на такой вызов?

- В данный момент авиационное сообщение – это огромная боль для любой локации. Ведь более быстрого способа добраться из одной точки в другую не существует. А сейчас мы получили ситуацию, в которой время на перелет увеличилось. В первую очередь критически это отражается на коротких путешествиях, например, поездке на выходные из Москвы в Сочи или Калининград. Люди не привыкли тратить 4-5 часов на перелет в один конец. Мои слова прекрасно иллюстрирует пример Израиля, ведь граждане этого государства считаются самыми путешествующими, при этом предпочитая страны с дальностью в два часа полета.

Сейчас в мире установился некий тренд на миграцию игрового туриста, но в России эффект пока минимальный. Во время крупных мероприятий туристы могут собираться в конкретной локации. Нынешняя ситуация – это огромный вызов для всего игорного бизнеса. Лично я не вижу другого выхода, кроме как максимально послаблять законодательную базу с точки зрения визовых ограничений. Желательно перестать работать по зеркальному принципу с иностранными авиакомпаниями. Нужно открыть им небо и позволить летать в наши города.

В подобном сценарии хотелось бы увидеть послабления для иностранных граждан по части ввоза иностранной валюты. Это позволит иностранцам ввозить более крупные суммы денег, чтобы потом обменять их на рубли и потратить на месте.

Все это поможет нам открыть финансовый поток инвестиций в нашу страну. Перед глазами пример Франции и Италии. За счет туризма эти государства привлекают в свои бюджеты миллиарды долларов. У России огромный потенциал по части привлечения туристов и их средств. Конечно, политическая ситуация сейчас усложняет использование банковских карточек, поэтому туристам необходимо разрешить ввозить наличные деньги. Средства в конечном итоге останутся в нашей стране и будут подпитывать российский бизнес – от малого до крупного. Эти меры позволят игорному бизнесу усилиться в непростой период и регулярно занимать высокие места в рейтинге налогоплательщиков.

Внутренний туризм развивается, что не может не радовать. Но статистика говорит о том, что путешествуют не так много людей. Для Сочи цифры традиционно хорошие, но остальные регионы пока не демонстрируют большого прироста.

Я думаю, что в этом сезоне многие туристы отправятся на Алтай. Эта локация должна получить много новых посетителей. Но для Калининграда и Сочи в этом году ситуация стала сложнее из-за увеличенного времени перелета. Если говорить про Владивосток, то в этот город всегда было трудно привлекать российских туристов из-за дальности и стоимости перелёта.

Окно больших возможностей

- Очевидно, что тенденция на развитие внутреннего туризма только продолжает набирать актуальность. Планируют ли игорные зоны стать частью какого-нибудь крупного туристического проекта или, возможно, сами выступят инициаторами таких проектов в своих регионах?

- Большинство инвесторов, развивающих игорный бизнес, сейчас получают достойные преференции в строительстве гостиничной инфраструктуры. Уход от уплаты НДС на ближайшие пять лет также станет для них хорошим подспорьем и позволит сократить срок окупаемости проектов. Что касается дополнительного развития, доступности и релокации людей в эти места, я бы рассмотрел возможность перехода на упрощенный НДС для туристических компаний, которые занимаются доставкой туристов и их размещением в отелях. Сегодня туроператоры, сотрудничая с новыми отелями, столкнутся с особенностями возникновения НДС на одной стороне и его отсутствием - на другой. Тут есть над чем подумать.

А если говорить глобально, любые инициативы, способствующие открытости нашей страны, помогут нам создать подушку безопасности в части валютной выручки. И позволят иностранцам чаще прилетать, больше тратить и забирать с собой хорошее впечатление о России.

- Сейчас трудно найти отрасль, по которой не ударили экономические санкции. Чем в этом отношении может «похвастаться» игорный бизнес?

- Скажу, что устойчивое положение игорного и туристического бизнеса – это следствие высокого благосостояния внутреннего и внешнего туриста. Сегодня падает экспортная выручка у большинства отраслей, компании-импортеры тоже потеряли весомую часть дохода. Поэтому западные санкции, конечно, не радуют.

Но в этом можно увидеть определенные возможности. Как говорится, закрывается одна дверь – открывается другая. Появился мощный драйвер для развития локальных сетей, для управляющих компаний, для менеджмента России. С уходом иностранных компаний российские компании получают шанс развиваться и больше зарабатывать. Это огромное окно возможностей, которое открывается для бизнеса.

Ответственная игра

- Противники игорного бизнеса неустанно говорят о его вреде для обычных граждан. При этом большинство не углубляется в вопрос и не знает, что все игорные зоны придерживаются стратегии ответственной игры. Могли бы вы рассказать подробнее об этих принципах и объяснить, как это работает на практике?

- Да, такие инициативы есть. Подобные идеи зачастую прикрываются заботой о социально-психологическом здоровье общества, но на практике направлены на извлечение прибыли из дополнительных транзакций. В свою очередь Ассоциация уже год работает на всей территории России. И один из ее основополагающих принципов - это защита игроков и самого бизнеса от разных сомнительных историй и негативных кейсов. Ранее игорный бизнес в России являлся носителем отрицательной репутации. Сейчас же вся деятельность игорных зон направлена на повышение имиджа игорных зон, чтобы он становился позитивным для их гостей.

Что касается стратегии ответственной игры: в первую очередь она предполагает работу с «зависимостью». Это гости, которые сами себя ограничили в игре. Гости, проигрывающие больше, чем они могут себе позволить. Гости, не умеющие вовремя остановиться. Одна из задач Ассоциации - помогать игорным зонам обмениваться такой информацией. И это уже успешно применяется на практике. Игорная зона «Красная Поляна», игорная зона «Янтарная», а также «Алтай Palace» и Владивостокский Tigre de Crystal работают сообща в этом направлении. Все члены Ассоциации могут ограничить доступ игроку к азартным играм, как по его инициативе, так и по желанию членов его семьи на определенный срок. И это не все: Ассоциация защищает права бизнеса, обмениваясь информацией о недобросовестных посетителях игорных зон. Речь о людях, которые злоупотребляют доверием или позволяют себе мошеннические действия в отношении бизнеса.

Любому ответственному заведению приятно видеть своих гостей в качестве постоянных клиентов. Ни одно игорное заведение не преследует цель пригласить игрока, получить с него максимум прибыли здесь и сейчас, чтобы больше с ним не встречаться. Менеджмент игорных заведений работает сообща, работает на возврат игроков и генерацию положительных эмоций. А отнюдь не на одномоментное извлечение прибыли, которое может оставить за собой негативный или даже драматичный след.

- Давать какие-либо прогнозы - это непростая и часто неблагодарная задача. Но все же давайте попробуем представить, что будет с игорными зонами, если нынешнее положение вещей в международной политике и экономике сохранится в течение 2-3 лет?

- Прогнозы делать тяжело. Мир очень быстро меняется. Пандемия показала, что за 2-3 года мы научились работать на локальном рынке. В то же время мы всегда готовы и к иностранным гостям. Люди смогли одержать победу над вирусом, логистические цепочки заработали по-новому. Мир становится многополярным, без сомнений. Если валютный курс установится около отметки в 70 рублей за доллар, мы станем еще привлекательней для иностранных гостей. Поэтому мой прогноз, что за 6-7 месяцев игорный бизнес адаптируется к новым условиям. А к 2024 году мы вернем львиную долю того заграничного потока во все игорные зоны России.

Я уверен, все будет хорошо. Мы с оптимизмом смотрим в будущее. И если не появится новых регуляторных инициатив, то игорный бизнес станет одной из ключевых платформ для развития туристического бизнеса в России.

Мария Нимченко

Первая полоса

Люди Бизнес

Слово двигает, пример увлекает

Для Краснодарского края благотворительность – не пустой звук. Наш регион находится в лидерах по отзывчивости меценатов и бизнеса на запросы общества. Это и различные гуманитарные акции, проекты социальной направленности, строительство и улучшение качества инфраструктуры. Но наибольшее внимание уделяется помощи детям. Крупные компании регулярно спонсируют благотворительные фонды, а те, в свою очередь, выделяют деньги на лечение и реабилитацию малышей. Удивительно, но факт: зачастую благотворительные акции остаются незамеченными со стороны общества, как будто уже сложилась традиция молчать о добрых делах. Так стоит ли освещать благотворительность, рассказывать людям о том, что помог? Как благотворительные пожертвования отражаются на жизни детей, их будущем? Об этом поговорим в нашей статье.
Weekend

Полупустые красные ковровые дорожки и победа Лантимоса: Венецианский кинофестиваль-2023

У Венецианского кинофестиваля юбилейный почти каждый год: то день рождения отмечают, то круглый счёт в количестве смотров. Так, с 30 августа по 9 сентября на острове Лидо прошло уже 80-е, опять юбилейное, мероприятие. Почему традиционные красные ковровые дорожки оказались полупустыми и какая судьба ожидает фильм-победитель смотра – в нашем материале.

Люди

Как хорошо, что мы друг у друга есть!

Сентябрь для творческих людей – особенный месяц. Начало сезона… Как его встретишь, так и проведёшь. В КМТО «Премьера» сезон начали с высокой ноты.
Нелли Тен-Ковина
Weekend

Осенью в повторном прокате: поход в кинотеатр вместо похода к психологу

Повторный прокат продолжает радовать российского кинозрителя своим репертуаром. Только на первую половину осени назначено три громких (уже давно не) премьеры. Эти картины будто специально подобраны, чтобы помочь вам пережить «сезонную депрессию». Только вот они не отвлекут вас от негативных эмоций, а заставят пережить их вместе с персонажами.
Бизнес

Путь дорожника – гордость поколений

Одно из самых эффективных предприятий дорожной отрасли Кубани НАО «Новопокровское ДРСУ» отмечает 80-летний юбилей
Евгения Вольская, Илья Привалов
Ситуация Weekend

Продлён на «Новый сезон»: дневники второго российского фестиваля онлайн-кинотеатров

На курорте «Роза Хутор» стартовал 2-й фестиваль онлайн-кинотеатров «Новый сезон». Наш автор прибыл в Сочи, чтобы лично оценить главные сериальные проекты ближайших месяцев. О них – в нашем материале.