19 апреля худрук Кубанского симфонического оркестра Владимир Понькин вновь соберет с ним аншлаг в муниципальном концертном зале, но прежде 17 апреля сыграет концерт с «Премьер-оркестром» — еще пару недель назад этого выступления не было в планах маэстро: его идея возникла из недавнего мастер-класса дирижера.
… - Стоп. Какое замечание я тебе хотел сделать? - спрашивает Понькин, останавливая камерный «Премьер-оркестр» и молодого дирижера Максима Журавлева. — Мой вопрос — провокационный. Тебя могут спросить в оркестре: «Маэстро, на сколько играть?». Ты должен ответить: «По четвертям». И объяснить: «одна восьмая вверх, вторая восьмая вниз» — это принцип внутридолевой пульсации, он должен быть в твоих руках: кистях, предплечьях. Мастерство дирижера в умении правильно использовать внутридолевую пульсацию проявляется, прежде всего, в медленных темпах. И еще знаешь, чего тебе не хватает? Хулиганства! Вспомни детские рисунки и всякие шалости Моцарта.
— Владимир Александрович, легко понять,
что дают ваши мастер-классы молодым
музыкантам, но вот для чего дирижеру
экстра-класса такая трата времени и
сил?
— Я иначе не могу, потому что эта дирижерская, музыкантская одержимость во мне сидит и заставляет полностью отдаваться процессу: что на уроках в Московской консерватории им. П. Чайковского и РГУ им. А. Косыгина, что за пультом на концертах. На уроках за своих «цыплят» даже больше приходится переживать: хочется сделать лучше, у них не получается, а если у них не получается, тогда начинаешь изобретать, добиваясь того, чтобы человек понял и ушел, заряженный правильно направленной энергией. А вечером приходишь домой и сваливаешься без сил, потому что дирижер — это всегда донорство.

— Но значит оно приносит радость, если вы, помимо концерта с Кубанским симфоническим оркестром 19 апреля, после мастер-класса соглашаетесь на предложение выступить еще и с «Премьер-оркестром» 17 апреля?
— Конечно, вы правы, потому что для молодых музыкантов всегда важно показать результат работы. И если в программе с Кубанским симфоническим оркестром будет звучать музыка С. Прокофьева, К. Дебюсси и М. Равеля, то с «Премьер-оркестром» 17 апреля мы сыграем ту же музыку, что и во время мастер-класса - это три Дивертисмента В. Моцарта и Серенада для струнного оркестра П. Чайковского
— Главный дирижер Кубанского симфонического — ваш ученик Денис Ивенский, но у каждого из вас оркестр звучит так по-разному. Почему?
— Это всегда так. Звучание оркестра — проекция личности дирижера, его флюиды,
энергетика влияния на оркестр, итог
контакта с музыкантами. Поэтому я от
своих учеников требую, чтобы они могли
ответить на вопросы об архитектуре,
живописи, кино, литературе, поэзии.
Особенно важна для дирижера архитектура,
потому что мы тоже «лепим» форму, и эта
форма должна быть совершенной. Так что
Денис работает по-своему, я работаю
по-своему.

… - Ты посмотри, сколько напряжения и энергии я вкладываю в жест! Я уже на два килограмма похудел, - обращается Понькин к дирижеру «Премьер-оркестра» Даниилу Червякову, прерывая Серенаду для струнного оркестра П. Чайковского.
— Вам нельзя, маэстро.
— Я тебя призываю к этому. Отлично, уже
получается. А теперь пробуем продирижировать
величественно: трапецию расслабь,
ободрись - ты в воде, очень густой и
плотной, как в Мертвом море. Запомнил
это ощущение? И вот так придется
протрудиться всю часть.
— Будем трудиться.
— Да здравствует малый вес!
— Вам хорошо говорить.
— А вам - хорошо сделать. Дирижер, умеющий
пользоваться минимумом, может достичь
максимума, и каждый жест его стоит
гораздо дороже.
— Владимир Александрович, во время
мастер-класса вы упомянули Лондонский
симфонический оркестр, помимо него вы
стояли за пультом десятка ведущих
оркестров всех континентов. На репетиции
с иноязычным оркестром нужен переводчик
или достаточно дирижерского жеста?
— Основа международного общения - английский
язык. Плюс знание музыкальных терминов:
итальянских, немецких, французских.
Английский
язык, конечно, основа общения, но жест — главней. Просто стоять перед оркестром
немыслимо, нельзя: дирижер выходит к
оркестру, чтобы наполнить своим жестом
содержание музыки. В жесте важны все
мелочи, которые могут ярким образом
раскрыть содержание музыки. Многие
молодые музыканты не в состоянии понять,
что это и есть самое основное в
дирижировании. Я уже не говорю о том,
какой кризис в нашей профессии благодаря
тому, сколько в ней случайных людей.

— Вероятно, в этом одна из причин того, что вы сейчас живете в Литве?
— Причин две. Первая: работа в Музыкальном
театре Клайпеды. Вторая: здоровье — операция на сердце.
Клайпеда — огромный балтийский порт, где люди
живут размеренно и спокойно. Однажды
после Нового года еду за рулем, меня
останавливает полицейский: «Добрый
день, Владимир, как вы себя чувствуете?».
- «Хорошо, спасибо, не беспокойтесь». –
«Прекрасно. С Новым годом!».
— Вы возвращаетесь в Краснодар, город,
где вы выросли, несколько раз в год на
несколько дней. Чем они заняты, кроме
репетиций и собственно концерта?
— Обязательно хожу на рынок, и как можно чаще: за фруктами-овощами, посмотреть на блошиную мелочевку. Если есть хоть малейшая возможность, встречаюсь с сестрой (Анна Зенцова - главный балетмейстер Всероссийского детского центра «Орленок», - Прим. автора) или еду в Пашковку, где мой дом на улице Седина. Пройду, постою. Дом строили мои покойные папа с мамой, и я помню, как в ведро с водой макал каждый кирпич и подавал папе...
Там
я учился в седьмой школе — она находится
на конечной остановке пятого трамвая.
Мне было десять лет, когда я случайно
взял папин аккордеон: у папы не получалось,
у меня же с ходу получилось. И мама
сказала: «Вовка, пойдем, будем проверять
твой слух», и я шел и всю дорогу ревел — думал, что это больно. С теплотой вспоминаю
Краснодарское музыкальное училище:
первые впечатления, гениального Владимира
Лазаревича Воронцова, дирижера училищного
оркестра и первого дирижера Кубанского
симфонического, — интеллигентнейшего,
многому меня научившего. Помню, как я
наблюдал за тем, как он управлял оркестром,
и я даже не думал, что возьму в руки
дирижерскую палочку.

— А еще, говорят, вы выходите на сцену в рубашке от краснодарского модельера…
— И не в одной: их сшила Танечка Васильева.
Я встретился с ней так: ее супруг Толя
руководил кулинарным колледжем или
техникумом, и после того, как мне вручили
вторую «Золотую маску» он принес на
концерт огромный торт в виде символа
нашей национальной театральной премии — и я его чуть не уронил, потому что хотел
показать публике. Он познакомил нас с
Татьяной, и сначала у меня возникла идея
с одной из ее коллекций сделать дефиле
на музыку Кшиштофа Пендерецкого.
А
потом я сказал Татьяне: «Танечка, можешь
сшить мне рубашку? Надо, чтобы она была
как сорока». Рубашка вышла черная, но,
стоит поднять руки, как появляются белые
полосы на рукавах, и со спины тоже,
по-моему, шесть ослепительно белых
полос. Еще одну элегантную, удобную и
тонкую рубашку Татьяна подарила мне
прошлой осенью.
Однажды
я был в Эстонии на гастролях с
«Геликон-оперой»: под Таллинном есть
разрушенный костел, в котором снимали
фильм «Последняя реликвия» с Георгом
Отсом, — вот там давали спектакли. И пока
я шел от артистической в костел в Таниной
рубашке, хотя было достаточно прохладно,
я впервые почувствовал себя звездой — так смотрели на меня чопорные и строгие
эстонские девушки. Ну, знаете, так бывает,
если рубашка понравилась (смеется).
Фото: Юрий Корчагин, Елена Самородняя
Первая полоса
Последние новости
-
Краснодарец припарковался на стоянке торгового центра и лишился 15 млн рублей 18:54
-
Замначальника следствия Краснодара оставили без диплома 18:23
-
На портале Госуслуг отключили кнопку удаления учетной записи 18:03
-
По стоимости элитного жилья Сочи обогнал Лондон, Нью-Йорк и Дубай 17:32
-
После снегопада Ростов «поплыл» 17:11
-
Центробанк: почти четверть россиян имеют долги 16:58
-
В микрорайоне «Родные Просторы» откроется храм святых апостолов Петра и Павла 16:47
-
В Сочи заметили фуру с логотипом шоу «Вечерний Харламов» 16:28
-
Новая школа на 1550 мест появится в районе Ближнего западного обхода 15:50
-
Владимир Путин утвердил обновленную концепцию внешней политики страны 15:48
-
Фонд «Вольное дело» открыл в Усть-Лабинске первую ПЦР-лабораторию 15:45

Гармония камней, воды и цвета: в Краснодаре открылся Японский сад
Чем удивляет достопримечательность, открытие которой ждал весь город

Афиша развлечений Краснодара с 27 марта по 9 апреля

Экологическая безопасность - главный приоритет

Счастливые пленники сцены
Театр существует столько, сколько существует человечество. Так что День театра, который отмечается 27 марта, не просто международный, а общечеловеческий праздник. Но есть у него и узкоспециальное значение. Это праздник «пленников сцены», которые считают узы своего плена счастливейшими из уз... Люди театра. Сегодня речь о них.

Газоспасатели порта Тамань снова прошли аттестацию

Об устаревшем будущем: KGBT+ Виктора Пелевина
Называть Пелевина современным классиком или нет – решать вам, но нельзя не согласиться с тем, что раньше он ловко хватал дух современной ему России. Ох уж это «раньше», за ним и скрывается основная проблема последнего романа писателя KGBT+. Книга вышла осенью 2022 года и сразу устарела. Постарел и сам Виктор Олегович.

Куда сходить и что посмотреть в Краснодаре с 13 по 26 марта

Дорожка цвета «шампань», ослица и предсказуемые триумфы: тихий и ламповый «Оскар-2023»

Первая скрипка
Тридцать с лишним лет Кубанский симфонический оркестр настраивается по тону скрипки Владимира Шкабурина.

Комментариев еще нет
Последние обсуждения