Осенью прошлого года в России начали издавать журнал «Археология русской смерти». Проект вырос из блога в социальной сети «ВКонтакте», который вели антрополог Сергей Мохов и журналист Сергей Простаков. «Археология русской смерти» — это первый в России научный журнал о death studies, междисциплинарной области знаний, предметом исследования которой являются проблемы смерти и умирания.
На данный момент вышли два номера журнала. Первый номер посвящён введению в научный контекст изучения смерти. Тема второго номера — «Смерть в СССР».
Специально для «Югополиса» Денис Куренов поговорил с главным редактором журнала «Археология русской смерти». Сергей Мохов рассказал о крематориях и кладбищах, о всплеске научного интереса к death studies, о культуре общения с детьми на тему смерти, о формах публичной скорби в эпоху социальных сетей, а также о том, что похороны в современной России не имеют никакого отношения ни к ритуалу, ни к памяти.
Сергей Мохов
главный редактор журнала
«Археология русской смерти»
— «Археология русской смерти» — это научный журнал о death studies. Расскажи, как и когда появилась эта отрасль знаний?
Death studies фактически возникли в момент рождения самой антропологии. Ведь классические антропологи пытались установить то, как развивалось человечество — от первобытных форм его существования до современности. И, собственно, представление о том, как люди хоронят своих соплеменников, как раз и являлось одной из черт, по которым можно провести сравнительный анализ. Поэтому death studies именно в антропологии существует с самого её начала.
Другое дело, что когда антропологи стали изучать не только первобытные общества, но и те, в которых они живут сами, стало меняться отношение к предмету death studies.То есть помимо изучения обрядов и ритуалов, связанных со смертью и погребением, стали появляться и другие области исследования. Учёные стали научно разрабатывать такие темы, как, например, умирание и переживание горя.
Вообще, death studies — это не какая-то одна дисциплина или отрасль знаний. Ведь изучение смерти и умирания включает в себя огромное количество субдисциплин. Например, медицинскую антропологию, чей фокус направлен на процессы умирания, на паллиативную медицину, на работу хосписов и т.д. Или социологию смерти, которая изучает ритуалы и обряды, связанные со смертью, в эпоху новых медиа.
— Получается, что death studies возникли вместе с самой антропологией. Но когда произошёл массовый всплеск интереса к этим темам?
Если говорить о западной антропологии, то там это началось с конца 70-х годов прошлого века. У меня скоро выйдет статья в «Журнале социологии и социальной антропологии», где я как раз описываю причину всего этого. В те годы происходил важный поворот в антропологии, она очищала свой язык от колониальных штампов, связанных с направленностью на изучение архаичных цивилизаций. И во время этого процесса как раз и произошёл переход к к изучению смерти в тех обществах, которые были культурно близкими самим исследователям. То есть я считаю, что death studies как таковые появились на Западе в конце 70-х годов прошлого века.
— Расскажи о названии журнала. Почему именно «археология»? Почему «русская смерть»? Она отличается от смерти нерусской? Можно ли говорить о какой-то особой традиции русской смерти?
Археология здесь — это, конечно, отсылка к археологии Мишеля Фуко, это его понятие — «археология врачебного взгляда», «археология знания» и т.д. То есть археология как некий подход к изучению какой-то вещи, углубление в некий исторический процесс с целью понять, как появился тот или иной феномен.
Почему русская смерть? Тут всё просто, никакого глубинного смысла нет. Просто мы публикуемся на русском языке, и нас главным образом интересует то, как death studies можно применять на российской почве.
По поводу каких-то особенностей русской смерти могу сказать только одно. В моём представлении Россия — это такой уникальный случай застывшего сообщества при переходе из традиционной формы, какой-нибудь аграрной, в сторону общества модерна. Если, например, Америка — это модерн чистейший, то Россия находится в пограничном состоянии, где старые традиционные формы уже уходят, а новые, конечно, появляются, но происходит это очень сложно. Поэтому я думаю, что российский кейс в этом смысле очень интересен сам по себе. Другой вопрос, что исследователей, занимающихся этой проблемой, всего пара-тройка человек.
— То есть о каком-то особом восприятии смерти в традиции русской культуры речь всё же не идёт?
Мне такие подходы не близки. Можно, конечно, играть с символами, но этот путь ведёт нас в поле домыслов и толкований. А применительно к современной России о каких-то особых традициях восприятия смерти, по-моему, говорить смысла нет. Эпоха СССР всё перемолола, пустила весь процесс захоронений на самотёк.
Я сейчас пишу диссертацию о работе ритуальных агентств. В одном из них веду этнографическое наблюдение. И меня часто спрашивают, воспринимают ли приходящие туда люди смерть как нечто особенное? Я с уверенностью могу сказать, что нет. Мне кажется очень красноречивым такое отношение к смерти в обществе, где и жизнь вообще-то не очень ценится.
— Из ритуала похороны превращаются в какую-то бытовую процедуру?
Да, и во многом это связано с тем, что в России множество людей живут очень бедно. Когда выезжаешь из Москвы, это становится хорошо заметно. Для большинства людей похороны превратились в очень сложный процесс, где нужно приложить максимум усилий для какой-то экономии средств. Современные российские похороны — это не ритуал, это вообще нечто, не имеющее никакого отношения к памяти. Это просто функциональная процедура для того, чтобы убрать мертвое тело.
— Но ведь так было не всегда…
Все поменялось кардинальным образом в СССР. Во-первых, было уничтожено огромное количество кладбищ в центральной России. Во-вторых, Первая мировая война, Гражданская война и эпоха репрессий оказали влияние на ценность человеческой жизни. Ну и про миграцию нельзя забывать: множество семей оказались оторванными от мест захоронений своих предков.
Для похоронной культуры эпохи СССР было характерно абсолютное безразличие государства к тому, как хоронят его граждан. Исключения составляли либо герои, либо враги народа. А о похоронах обычного советского гражданина никто не беспокоился. Всю свою историю Советский союз отдавал эту область на откуп родственникам умершего, которые самостоятельно хоронили своих близких. Лишь в конце 80-х годов начали пытаться что-то менять в этой сфере, но СССР благополучно шел ко дну, так что поменять ничего не удалось.
Да, до революции у нас была традиционная мемориальная культура — с большим количеством поминальных причитаний, с деревянным зодчеством, распространенным на Севере и т.д. Это всё больше, конечно, характерно для деревни. Но была и городская культура, которая в целом ориентировалась на Европу — в ней был большой акцент на визуальные формы — памятники из камня, например, и т.д.
Тут надо отметить, что мемориальная культура характерна для любого традиционного общества. Там человек со смертью находится лицом к лицу, смерть — это естественно и нормально. Не думаю, что восприятие смерти, например, в деревнях дореволюционной России сильно отличалось от других традиционных обществ.
— Переход от советского к постсоветскому обществу сильно отразился на индустрии ритуальных услуг?
Я считаю, что нет. Да, появился рынок, который начал что-то упорядочивать, предлагать. Но если говорить о каких-то фундаментальных вещах, то принципиально ничего не изменилось. В 1996 году был принят федеральный закон «О погребении и похоронном деле», суть которого была как раз в сохранении статус-кво. Вся похоронная деятельность была делегирована регионам.
Если называть вещи своими именами, то ситуация с индустрией ритуальных услуг в современной России просто катастрофическая. Большой процент кладбищ находится вне кадастра. Каким образом там кто-то продает места, как эти места распределяются, кто и как занимается установкой надгробий и т.д. — всё это не имеет отношения к цивилизованному ведению дел. Плюс государство придерживается такой позиции, что у нас запрещается создавать частные кладбища, частные морги, очень сложно инвестировать деньги в крематорий. Т.е. ритуальный бизнес в России — это продажа доступа к инфраструктуре. Человек приходит и платит деньги, а взамен получает выкопанную яму, гроб и крестик.
Я наблюдаю, как работают ритуальщики, и это всё совершенно удивительно. Люди делают оградки из подручных материалов, которые они где-то украли или выменяли, а затем спаяли в гараже и принесли на кладбище. Или, например, ограждают на кладбище несколько мест, потому что хотят, чтобы здесь похоронили их самих или их родственников.
В Америке, например, действуют похоронные дома, где есть морг, зал прощания, там оказываются всевозможные ритуальные услуги. В России же такое в ближайшем будущем очень трудно представить.
— А
насколько популярна сейчас кремация?
Это зависит от властных
элит того или иного региона. Если власть,
например, не заинтересована в местном
крематории, если она не получает от
этого деньги, то в регионе ведётся
активная пропаганда против крематориев.
Рассказываются небылицы о том, что, мол,
трубы коптят целый день, из них летит
пепел, и прочая жуть. Конечно, современный
крематорий не имеет никакого отношения
к печам с трубами. Это крайне экологичная
и экономичная вещь. Но, как я уже
рассказывал, получить в России доступ
к инфраструктуре очень сложно. В некоторых
регионах России уже есть частные
крематории. Например, в Туле и Новосибирске.
Я вообще считаю, что кремация должна развиваться и всячески поощряться, так как это очень экологично и, по-моему, для современной России крайне актуально. Ведь то, что сейчас происходит с российскими кладбищами — это совершенно античеловечная вещь.
— На Западе крематории постепенно вытесняют кладбища? Есть такая тенденция?
Да, такая тенденция есть. Хоть сейчас в процентном соотношении кладбища пока и популярнее крематориев, но уже в скором времени ситуация изменится. К тому же сейчас появляются все новые формы похорон, такие как, например, разжижение газом, превращение в дерево и т.д. Я думаю, что будущее как раз за этим.
— Ты
говорил, что death
studies
не ограничивается только лишь изучением
похоронных ритуалов и всем, что с этим
связано. Меня, например, интересует
такая тема, как культура общения с детьми
на тему смерти.
Да,
вся западная академическая антропология
больше не занимается похоронами и
ритуалами, живые люди интересуют учёных
больше, чем мёртвые. И одной из популярных
тем является как раз культура разговора
о смерти, об утрате.
Многие психоаналитики, изучающие этот вопрос, утверждают, что подростки и дети куда более открыты для восприятия таких вещей, чем взрослые. Поэтому говорить с ребенком о смерти гораздо проще. На Западе выходит большое количество книг с такими названиями, например, как «Наш папа ушёл. Как об этом поговорить с ребенком» или «Когда дедушка ушёл на небеса». Я надеюсь, что в России в скором времени такие книги будут переводиться.
На сайте Mel.fm
недавно вышел мой текст про программу «Сезоны
для роста» (Seasons for Growth), которая активно
внедряется в Великобритании, Новой
Зеландии и Австралии. С её помощью детям
помогают пережить утрату. Это касается
не только смерти, так как нужно понимать,
что смерть близкого человека — это
психосоциальный механизм, схожий,
например, с потерей лучшего друга. То
есть с тем, что некая часть твоей жизни
безвозвратно изменилась и теперь
необходимо научиться с этим жить.
Эта программа учит детей смиряться с утратами и переживать их при помощи метафоры «смены сезонов». Я считаю, что необходимо говорить об этом с детьми, но делать это надо максимально аккуратно и с пониманием того, что у них очень мифологическое мышление, они способны самостоятельно домысливать какие-то вещи. Если сказать ребенку, что «Боженька забрал папу на небеса», то ребенок попытается отыскать логические причины. Почему забрали папу и могут ли его самого также внезапно «забрать», что нужно делать для того, чтобы не забрали и т.д. Любые такие подходы должны быть очень осторожны. Поэтому если родители хотят поговорить о смерти с ребенком, то им стоит для начала изучить литературу, которой на эту тему очень много.
— В
России, как я понимаю, такой литературы
нет?
Лично я не видел ни
одной книги.
— А
что у нас вообще на русском языке выходит
из death
studies
помимо твоего журнала?
Увы, практически ничего.
Есть фольклористы, которые что-то пишут
про причитания, поминки и т.д. Про
паллиативную медицину, старение, умирание
пишут единицы. Death studies
как научное поле у нас в стране пока
отсутствует. И мы как раз хотим сформировать
это поле для научных дискуссий.
— Сейчас
идёт работа над третьим номером журнала.
О чём он будет?
Да, он выйдет в конце октября — начале ноября. Тема — спонтанная мемориализация. Это то, как мы переживаем массовые трагические смерти, как люди ставят памятники вдоль дорог и прочие подобные вещи.
— Давай поговорим о влиянии научно-технического прогресса на восприятие смерти. Появление интернета, социальных сетей, новых технологий — как это всё влияет на наше отношение к смерти?
Происходит трансформация
ритуальной практики, форм публичной
скорби. Это всё довольно естественно и
является продолжением существовавших
ранее практик. Раньше бабушки собирались
и плакали у гроба, вспоминая, кем был
усопший, его место в жизни каждой из
них, а теперь всё то же самое пишется,
например, на стене «ВКонтакте» или
переживается на страницах Facebook.
Это одна из форм мемориализации, меняется
лишь её практическое воплощение.
— То
же самое можно сказать и по поводу
историй с флагами на аватарках после
терактов?
Что такое
ритуал с позиции антропологии? Это некое
действие по формированию ценностного
ядра. Например, каждый год мы отмечаем
9 Мая, да? Каждый год актуализируем, что
для нас это важно, что это ценностное
поле. Чем интенсивнее мы это делаем, тем
интенсивнее оно создается, — мы можем
увидеть это по России последних десяти
лет.
В каком-нибудь традиционном родоплеменном сообществе танцуют во время поклонения божеству — это тоже производство табу, определенных символов, ценностей и знаков. В современном мире эта форма меняется. Но её функция никуда не уходит.
Все эти ритуалы создают границы. По одним вещам кто-то скорбит, а по другим нет. Это помогает проявить, кто к какому обществу принадлежит. Почему одни скорбят по терактам во Франции и не скорбят по терактам в Египте.
— Хочу спросить о твоих профессиональных интересах. Какие тематические плоскости death studies тебе близки сейчас?
Мои любимые темы — все,
что связаны с технологией. Это то, чем
я хотел бы в ближайшем будущем заниматься.
Сейчас я планирую подавать документы
в один из американских университетов,
но пока не знаю, что буду делать там.
Больше всего мне хотелось бы заниматься
иммортализмом и технологиями. Например,
как донорство и медицинские технологии
постепенно меняют и будут менять наше
отношение к смерти. Если сейчас операции
с пересадками головы, голограммами и
прочими вещами, пока кажущимися
футуристическими, будут успешно
развиваться, вообще кардинально
поменяется наше представление о
похоронах. Продолжительность жизни
увеличится до 150 лет, и это будет уже
совершенно другое общество.
От
death
studies
хочешь перейти к горизонтам бессмертия?
Да, это новый иммортализм, это всё очень интересно. Развитие медицинских технологий позволяет говорить о том, что в ближайшие 50 лет в этой сфере будут кардинальные изменения. Увы, вряд ли это напрямую затронет Россию, мы ещё долго, наверное, будем находиться в своем привычном состоянии, но страны западного мира ожидает имморталистская революция, я уверен в этом. Ведь смерть — это то, что следует преодолеть.
Кавер-изображение: «Урок анатомии доктора Тюльпа», Рембрандт (1632).
Использованы материалы сайта «Навеки».
Первая полоса
Последние новости
-
В Адыгее два инспектора ДПС стали фигурантами дела о взятках 21:34
-
В России создадут реестр дольменов Большого Сочи 21:01
-
Власти Кубани выделят более 4 млрд рублей на приобретение Дворца самбо в Краснодаре 20:42
-
На Кубани поселок продали на торгах 20:28
-
В Госавтоинспекции назвали самые опасные перекрестки Краснодара 20:04
-
В Ростовской области задержан нелегал, обвиняемый в убийстве байкера в Москве 19:46
-
На Кубани прокуратура требует пять лет тюрьмы для чемпиона мира по кикбоксингу 19:25
-
На Кубани будут судить станичницу, повесившую щенка на глазах у ребенка 18:53
-
В новороссийской гимназии на головы детям рухнул потолок 18:32
-
В Краснодаре молодой человек утонул к Карасуне 18:06
-
В Адыгее горела мусорная свалка 17:39
9 комментариев
scaramouche 05 окт 2016, 15:18
Ohsher 05 окт 2016, 16:04
Умник 05 окт 2016, 17:39
scaramouche 05 окт 2016, 18:55
beowulf 06 окт 2016, 15:27
scaramouche 06 окт 2016, 15:55
GryumUchKa 06 окт 2016, 17:11
Ohsher 10 окт 2016, 11:06
GryumUchKa 10 окт 2016, 12:01
Последние обсуждения