— Анатолий Емельянович, сейчас многие обсуждают, кто будет новым мэром Краснодара и какие первые шаги он должен в городе сделать. А вы как думаете?
— Бедный новый мэр Краснодара…Ему достанется очень тяжелое наследство. Хотя и бывшим мэрам тоже было несладко.
— Да ладно вам! Вот краснодарцы недовольны своим городом, а гости им восхищаются, и все больше людей хотят сюда приехать на постоянное место жительства. «Понаехавшим» город нравится, не зря же они сюда рвутся.
— Я, кстати, тоже «понаехавший». В 1952-м году переехал сюда из Свердловска, естественно, с родителями.

Денис Яковлев / Югополис
— Он во все времена был интеллектуальным городом.
— Да. Жизнь там бурлила, сотни заводов, театры знаменитые, ученый мир, свободолюбие. Краснодар другой. Помню здесь первое утро. Просыпаюсь: тишина. А по улице: «Цок-цок-цок». Что это? Лошадь идет с тележкой. Машин нет. Деревьев полно, кроны порой улицу закрывали полностью. Многоэтажный дом один был тогда в Краснодаре — «стодворка». А мы жили тоже в хорошем — трехэтажном, на улице Седина: полукруглый дом, он и в те времена был знаменитый. Я иногда думаю, каким же ароматным и уютным был Краснодар в пятидесятые годы.
— Сегодня многие оценивают хорошее благоустройство в Краснодаре — даже независимые эксперты. Город имеет европейский лоск.
— Благоустройство у нас хорошее. Лицо у Краснодара нарисовано неплохо. А вот внутри он болен. Он серьезно болен, понимаете. И в любой момент мы можем получить кучу неприятностей. То, что сверху «нарисовали», сегодня этого мало.
— Так чем же надо заняться в первую очередь?
— Подземным городом. И первое, чего не хватает, уж простите — фекальной канализации. У нас из города до Елизаветинских очистных сооружений идет одна труба. А их должно быть несколько. Эта труба построена еще в советское время — в 1975 году. Что происходит? Все коллекторы, которые построили еще сто лет назад, входят в эту трубу. Они переполнены давно, и труба уже начинает разрушаться. Рядом по идее должна быть вторая. Или одна большая — глубокого заложения.
Лицо у Краснодара нарисовано неплохо. А вот внутри он болен. Он серьезно болен, понимаете
— Как это сделать? Будем сейчас вдоль и поперек весь город перекапывать?
— Надо думать. Она на глубине 10 метров. Ниже фундаментов домов надо прокладывать вторую трубу глубокого заложения. Я прорабатывал в свое время этот вопрос с инвесторами. Немцы готовы были взяться за проект и реализовать его за три с половиной года. Это было еще пятнадцать лет назад.
— Ну а что ж не сделали? Денег не было?
— Они и кредит готовы были взять на себя в «Дойче-банке» под два с половиной процента.
— Вы какие-то сказки сейчас рассказываете. О таком сегодня помечтает любой мэр города.
— Только 15% денег надо было своих найти. Потому что инвестор не понимает, когда он делает для кого-то, а вы своих средств вообще не вкладываете. Администрация тогда не доверилась инвестору. Так что надо сначала разобраться, что у нас под землей делается и со всеми другими сетями. Сегодня мы продолжаем усиленно застраивать центр.

Ничего личного
Скелеты под полом, бетон в трубах и воровство на кухне — «Югополис» поговорил с обитателями коммунальных квартир в центре Краснодара.

Денис Яковлев / Югополис
Куда застройщики включают фекальную канализацию? В ливневку. А ливневка идет в Кубань. Не спрашивайте поэтому, когда разрешат там купаться. Никогда! А, кстати, для ливневки нужно еще один коллектор сделать — так называемый перехватывающий. Все эти трубы должны выйти на очистные сооружения. Воду надо сначала очистить, а потом сбрасывать в реку. Чего не делается. Так что да, личико у нашего города украшено. А тело гниловатое.
— Но Краснодар же должен развиваться. Мы не можем застройщиков хлопнуть по рукам, раз они деньги несут.
— В городе должна работать система территориального планирования, которой пока нет. Прежде чем строить сиюминутные планы, надо сделать территориальный прогноз. Я в Германии этому поучился очень хорошо — и занимался этим лет двадцать. Давайте я вам картинку покажу одну. Чертеж называется «Как Краснодару выйти в мир?»

Денис Яковлев / Югополис
Вы видите чертеж — это аэропорт. В конце 90-х годов вышло постановление Совета министров о переносе военного аэродрома из города Краснодара. И этим вопросом я тогда занимался. Мы искали место, куда бы вывести военный аэродром. Хотели в район Новотитаровки, но туда не получилось. Мы нашли место в районе поселка Андреевского Динского района. Здесь есть военный полигон, семь тысяч гектаров. Но мы рассматривали тогда вопрос о том, чтобы сформировать здесь аэропорт совместного базирования, то есть военный и гражданский хаб. Ведь гражданский аэропорт тоже нужно из Краснодара выносить.
— Для чего их выносить?
— Чтобы освободить для города эти территории. Аэродромы мешают развиваться городу, а город — аэродромам. По этому проекту на территории около семи тысяч гектаров можно построить уникальный хаб. Я тогда общался с представителями авиационной отрасли очень плотно. Они говорили мне: «Ребята, вы спите…» Все дело в том, что у нас на территории страны есть две уникальные точки для международных полетов мировой авиации: это Краснодар и Красноярск. Краснодар находится на ортодроме Чикаго-Дубай. Ортодромия — это кратчайшая линия на шаре между двумя точками.

Федор Обмайкин / Югополис
— Говоря языком «чайника»: если мы полетим из Чикаго в Дубай по кратчайшему пути…
— …то вы обязательно проходите через город Краснодар. То есть, из такого аэропорта можно очень быстро долететь по главным воздушным магистралям в любую точку мира. Это в свое время мне рассказывал руководитель главной навигационной службы СССР. Если бы у нас вот такой аэродром был и он был бы включен в международные транспортные пути, Краснодар резко бы поднялся в своем развитии. Это были бы огромные деньги для города. Инвесторы во всем мире стоят в очереди за такими объектами. В Красноярске, кстати, за эту идею схватились, и там сейчас такой аэропорт сделали. Из Америки в Азию летают через Красноярск.
— Интересно, но кто это будет сегодня делать? Давайте спустимся с небес на землю. Как, по-вашему, в Краснодаре есть примеры удачных микрорайонов? Например, набережная?
Если бы у нас такой аэродром был, Краснодар резко бы поднялся в своем развитии. Это были бы огромные деньги для города
— Набережная — это социальная катастрофа. Дома понатыкали вплотную. Где школы? Детские сады? Поликлиники? Релакс-зоны? С 1971 по 1975 год я был руководителем УКСа — главным заказчиком по Краснодару. Мы в год строили по три школы. Все районы начинали строить с инженерных коммуникаций и социальной инфраструктуры.

Евгений Резник / Югополис
Сегодня в Краснодаре проявилась серьезнейшая диспропорция между строительством жилья и социальной инфраструктурой. Мы жилье строим, строим, строим… Уже квартиры не продаются, а мы все строим. И эта диспропорция продолжает увеличиваться. Я читаю: надо 83 новые школы и 328 детских садов в городе построить. Где? И за какие деньги?
— А что делать? Задача-то стоит.
— Я считаю, что школы надо запроектировать нового типа. Мне недавно предложили проработать проект подмосковной школы. Там класс – девять на девять метров. И ширина рекреации тоже девять метров. Почему? В нормах написано, что школьникам нужны не узкие коридоры, а рекреационные зоны. Огромный спортзал. Мы там будем делать два лекционных зала, как в университетах — для старших классов. В цокольном этаже строим мастерские, где дети будут учиться работать на станках с программным управлением. Там должен быть музей, большой актовый зал. Помещение для духового оркестра. Бассейн. Дети учатся в одну смену.
— Слушайте, вы говорите, а меня уже жаба душит. Почему же такой школы нет у нас в Краснодаре? Почему вам никто ее не заказал?
— Пока не получается. Надо же место отдать — а где оно? Вот такую школу я хотел в городе построить. Восемьдесят три новые школы в городе мы, скорее всего, не построим. Но! У нас уже есть в Краснодаре сто школ. С довольно большими земельными участками. Надо строить новые здания в пять этажей. Цокольный этаж – мастерские, музей, зимний сад. А на крыше по типу мансардного помещения делаем спортзал. Разбиваем школу на четыре блока по классам. Такой реконструкцией мы решим проблему.

1 сентября в Краснодаре. В одной фотографии
Садик тоже можно строить в четыре-пять этажей, а не в два. В подвале я бы разместил всю подсобку. Первые три этажа — дети. А последующие — для администрации. Территорию надо экономить, потому что ее физически нет.

Денис Яковлев / Югополис
А самовольное и незаконное строительство — это просто какая-то система. Нельзя городской власти не видеть такого объема незаконного строительства.
И все это можно пресечь на уровне котлована, уверяю вас. Когда я работал главным архитектором края — у нас не было ни одного незаконного строения. За этим следил Госархстройнадзор. Впоследствии эту структуру упразднили. Если бы хоть одно незаконное строение появилось — меня бы вызвали к начальству и спросили: «Парень, а для чего ты там сидишь?» Я бы, наверное, лишился своей должности. Отслеживались все такие попытки. Чуть появился не там фундамент — включался Госархстройнадзор — и все, закрывалась лавочка.
— Но вы же понимаете, что сейчас это происходит не от того, что не хватает контролеров. Как раз-таки их в последнее время в нашей жизни предостаточно…
— Сегодняшняя динамика роста жилья входит в противоречие с ростом социальных объектов, которых катастрофически не хватает. Зачем нам строить жилье в таких объемах дальше? Надо эту диспропорцию уменьшать. Или резко увеличивать объемы социальной инфраструктуры – но на это нужны миллиарды. Вот мы сейчас настроим еще на триста тысяч дополнительного населения. А дальше что с ним делать? Надо для них создавать новые рабочие места. Где этим людям работать?
Самовольное и незаконное строительство — это просто какая-то система. Нельзя городской власти не видеть такого объема
— В торговых центрах и офисах.
— Это тоже работа, но начать необходимо с производства. Нужно думать о технопарках. Надо разработать производство современных изделий, которые будут востребованы в мире. Только этим и заниматься. Все начинается в технопарках.

Денис Яковлев / Югополис
— Что мы можем предложить такое, чтобы было сильно востребовано ?
— Ну, например. У меня есть товарищ. Он изобрел уникальные микролазеры. И на их основе — лазерный скальпель, который режет без крови. То есть: можно делать медицинские операции без крови. Он резидент Сколково. Ему дали на проект половину денег. Остальные, говорят, ищи сам. Его в Швейцарию тащат. В Германию тащат. В Японию. Он говорит: «Я никуда не поеду. Я это делать буду в Краснодаре». Опытные образцы такой продукции можно сделать только в технопарке.
Он работал в технопарке Германии, знает, что это такое. Но у нас пока такого нет. А без технопарков никаких промышленных парков уже для массового производства быть не может.
— Где же их размещать? Вы сами говорите: в городе не осталось земли. А впрочем, — Восточная промышленная зона, о которой много говорится.
— На мой взгляд, это не очень удачная площадка. Я зонами занимался 30 лет, и нигде мы ни одну не сделали. Все останавливалось на стадии сбора средств на общеплощадочные сети. Если вы возьмете тот район, где это предполагается делать — там нет подъездов, инженерного обеспечения. И потом — что, все люди поедут работать в одну промзону на восток города?
Или, к примеру, западная
часть Краснодара, Юбилейный, — где там
работать? Там кроме магазинов нет ничего.
А нужны два-три больших предприятия.

Роман Быков / Югополис
Краснодару нужны города-спутники. Например, в поселке Афипском в свое время строился гигантский завод сельхозмашиностроения. Там 27 зданий стоят. Огромные цеха, сто на двести метров. Вот вам мощности — только их надо использовать. Территория, сорок гектаров, заросла травой. Вот вам и промзона. Доработать ее надо. Получим еще один промпарк. И таких нужно несколько в разных частях города.
— Что можно делать на таком заводе?
— Электробусы, например. Автобусы, трамваи, сельхозтехнику — да что угодно.
— Ваш взгляд на дорожную ситуацию в Краснодаре?
— Вообще на второй уровень с движением надо выходить. О проекте «Три луча» слышали? Это путепровод прямо над железной дорогой. И железная дорога вместо ножа, который разрезает город, превращается в скоростную магистраль непрерывного движения.
437
зарегистрированных автомобилей
приходится на 1000 жителей краевого центра. В 2016 году Краснодар занял 1 место в России по количеству автомобилей на душу населения.
— Да, много этому внимания уделяется. На проекты уходят деньги, но… Эту железную дорогу перенести нереально. Это главный пассажирский ход из Москвы на юг. Никто не позволит ее перенести и удлинять сообщение. Да и дорого все очень, и восьмая автомагистраль в город от коллапса не спасет.
В 1995 году мы посылали предложение в Министерство транспорта РФ. Оно называется «Северный обход города Краснодара». И уже, наконец, реализуется. Железная дорога, которая идет из Волгограда в Тихорецк, в районе Кореновска делает ответвление на Тимашевскую трассу в сторону Крымска. Там вместо одного пути делается два. Деньги на проект выделены. Но послушайте, ведь от проекта до его реализации прошло целых 20 лет!

Денис Яковлев / Югополис
— Перехватывающие парковки имеют перспективу в нашем городе?
— Не нужны они. Не получится. Транспортная перспектива автомобильного движения — нужно делать переброски-путепроводы. Я видел на Западе эти перехватывающие парковки — в Голландии. Это большие территории. Где вы такую площадку найдете, чтоб там можно было выставить тысячу автомобилей и уехать в любую точку города общественным транспортом?
— А во-вторых, где вы найдете таких автомобилистов, которые пересядут со своего автомобиля на общественный транспорт?
— Когда я слышу призывы чиновников пересесть на общественный транспорт, мне хочется им предложить начать с себя. Давайте им отдадим весь общественный транспорт — хоть на день. И желательно в час пик. Сначала нужно получить общественный транспорт современного уровня и разветвленную сеть.
— Вот все еще недавно говорили про новый мост в Яблоновский, его уже чуть ли не собирались строить и сроки назывались.
Когда я слышу призывы чиновников пересесть на общественный транспорт, мне хочется им предложить начать с себя
— Есть такое правило в градостроительстве — прежде чем строить мост — построй подходы к нему. Надо мост в другом месте строить. Как продолжение улицы Старокубанской. Давайте посмотрим по карте, куда приведет эта дорога. Она вышла бы на соединительную дорогу, которая соединяет трассу на Новороссийск и трассу на Горячий Ключ. Это очень удобный и универсальный путь — можно было бы вырулить и на одну трассу, и на другую. Теперь давайте посмотрим на предполагаемый новый мост в Яблоновском — в Адыгее мы въезжаем после него опять в узкое бутылочное горлышко. Ну, и чего мы добъемся?

Денис Яковлев / Югополис
— И все-таки, как вы предлагаете от пробок избавиться?
— Нужно делать путепроводы-переброски через железные дороги. У нас такая переброска одна — улица Северная. Ее начинали строить в 70-е годы. Вот представьте, что Северных мостов сейчас бы не было… То есть, нужно штук хотя бы 8-10 построить с выходом на новые улицы.
— В нынешние времена, я так понимаю, жители города надолго забудут про различные переброски, развязки и новые дороги. Денег-то нету.
— Деньги сегодня можно получить по принципу государственно-частной концессии. Другие варианты маловероятны.
— Ну, давайте возьмем, к примеру, угол Ставропольской и Старокубанской. Как там можно решить проблему вечной пробки?
— Нужно сделать так называемое плоское кольцо диаметром пятьсот метров. Есть такой градостроительный прием. Плоское кольцо, где идет распределение потоков. Не хочу грузить техническими подробностями, но это обойдется раз в десять дешевле, чем развязка в три уровня.
— Что сейчас делать со старым центром Краснодара?
— Проводить реконструкцию и замену ветхого фонда. Но надо формировать новый деловой центр.
— Высотки?
— Он должен быть только высотный. И никакой иначе.

Денис Яковлев / Югополис
— Как же эти стеклянные свечки убого сочетаются с хибарами и старинными особнячками…
— Хибары все равно убираются постепенно. А со старым городом можно сочетать. Слушайте, вот я был в городах США — Нью-Йорке, Чикаго, Сан-Франциско. Везде все сочетается. На одной стороне улицы 100 этажей, а на другой — 4. Но границы зонирования очень четко соблюдаются.
— Ключевая фраза здесь «границы зонирования очень четко соблюдаются». А у нас их вообще нет, судя по всему. И потом: там же система сити. Вот где у нас сити-центр реально сделать в центре Краснодара?
— Мы в свое время планировали на углу Красной и Северной — на том месте, где сейчас «Галерея». А сегодня уже негде. Я бы сделал этот квартал на территории военного аэродрома, если б его перенесли. На новой территории. Только по уму надо делать — с подъездами, стоянками.
— Что это у вас в руках за буклет: «Сочи-1998»?
— Вы знаете, что мы готовили в Сочи Олимпиаду в 1998-м?
— Это розыгрыш?
— Нет. Было такое поручение Ельцина.
— Вы что – втайне ее готовили? Пресса бы знала…
— Почему втайне? Мы разработали концепцию. Была большая группа людей из Москвы, Сочи, архитекторы, проектировщики. Концепцию нашей Олимпиады тогда МОК признал лучшей, и должны были нам ее отдать. А потом Ельцин отказался — не было денег (нужны были четыре с половиной миллиарда долларов).

Типичный Краснодар. Фоторепортаж «Югополиса»
Краснодар — город контрастов. Если отойти на пару кварталов влево или вправо с помпезной и вылощенной улицы Красной, можно оказаться в другом мире, словно провалившись во времени — лет на сто назад.

Денис Яковлев / Югополис
— Недавно в Краснодаре была большая дискуссия по генеральному плану развития города. Вы свое время участвовали в создании генпланов 35 городов и районов края. Что вы думаете о краснодарском генплане?
— Все говорят о какой-то корректировке старого генплана, который мало кто видел в глаза. Я его нашел. И внимательно посмотрел. Ничего тут уже нельзя корректировать. Масштабы того, что надо сделать, чтобы город нормально функционировал — это никакая не корректировка. Нужен совершенно новый генплан. Который сделает Краснодар совершенно новым городом.
Читайте также

Пограничники

Вопрос. Будет ли иметь ценность современная краснодарская архитектура через 100 лет?

Ничего личного
Первая полоса
Последние новости
-
Почти 170 авиабомб нашли на кладбище Славянска-на-Кубани 13:30
-
Правительство внесло в Госдуму законопроект о спецмерах для обеспечения армии при операциях за пределами страны 13:21
-
Стоимость проезда в общественном транспорте в Краснодаре повысится уже завтра 12:30
-
Мэрия Анапы вернула муниципалитету 80 тыс. кв. метров на Большом Утрише 12:19
-
Сергей Галицкий признан лучшим топ-менеджером в спортивной отрасли России 11:46
-
На Кубани ковидом заболели 80 человек, а выздоровели - 73 11:19
-
В Краснодаре подрались кондуктор и нетрезвый пассажир трамвая 11:11
-
ИВС вместо пляжа: в Сочи туристов арестовали из-за нацистских татуировок 10:41
-
Украина с 1 июля ввела визовый режим для граждан России 10:39
-
Власти Краснодара предоставили предпринимателю в аренду землю по максимальной скидке 10:06
-
Поезда пока не будут курсировать между Крымом и Херсонской областью 09:29

Частный роддом Клиники Екатерининская: роды как их задумала природа

“Достанем из-под земли”, или как в России кредиторы охотятся за должниками
Юридическая компания «Золотое правило» защищает от привлечения к субсидиарной ответственности.

Производство под полным контролем

Афиша Краснодара: развлечения с 27 июня по 10 июля
На какие события в культурной жизни города стоит обратить особое внимание – в традиционном обзоре "Югополиса".

Занимавшийся экспериментальной трансплантологией в Краснодаре хирург получил условный приговор в Швеции
Скандально известный итальянский доктор Паоло Маккиарини, который экспериментировал на пациентах и проводил операции в том числе в Краснодаре, осужден шведским судом за «причинение телесных повреждений» турецкой пациентке во время трансплантации ей искусственной трахеи в Каролинской больнице в Стокгольме. Суд посчитал, что Маккиарини провел экспериментальную операцию на пациентке, которая не находилась в критическом состоянии, однако оправдал 63-летнего хирурга по двум другим операциям в Швеции. Об этом сообщил корреспонденту "Югополиса" шведский телепродюсер Боссе Линдквист, задавшийся целью разоблачить «научное мошенничество» доктора Маккиарини в своих документальных фильмах «Эксперименты».

Чукотские моржи, Кубрик и иранские вечеринки: почему Beat Film Festival – главное кинособытие июня

Дорога по новому ГОСТу – все не так просто…

"Свечи памяти" зажгли тысячи жителей Краснодара

Афиша Краснодара: куда сходить с 15 по 26 июня

До Луны и обратно
Компания ООО «Маркер», крупнейшее в крае предприятие в сфере дорожной разметки, тридцать лет работает в дорожной отрасли.
5 комментариев
Ohsher 02 ноя 2016, 15:33
scaramouche 02 ноя 2016, 18:20
GryumUchKa 02 ноя 2016, 18:36
некс 02 ноя 2016, 20:11
некс 02 ноя 2016, 20:15
Последние обсуждения