- Краснодарский край в рейтинге ЦБ РФ наконец-то вышел из так называемой «красной зоны» регионов с высокими рисками недобросовестных действий на рынке ОСАГО. Что изменилось в этом плане и благодаря чему удалось таких результатов добиться?

- Кубань находилась в числе рискованных регионов уже давно. Самая плохая ситуация была в первом полугодии 2017 года, когда край был на 5 месте по «токсичности» среди всех субъектов Федерации. В 2018 году в Краснодаре было проведено межведомственное совещание правоохранительных органов и страховщиков. Позже к решению проблемы подключились также краевая администрация и региональное министерство экономики.

Совместные усилия по наведению порядка в этой сфере привели к тому, что в 2019 году регион стал уже 19-м в рейтинге регионов с наиболее высокими рисками недобросовестных действий на рынке ОСАГО.

- Известный факт, что репутацию «токсичного» региона для работы страховых компаний создали, прежде всего, так называемые недобросовестные автоюристы. Поясните, что за схемы они используют и почему они опасны для человека, попавшего в аварию?

- Дело в том, что ОСАГО, это социальный проект - 40 миллионов договоров на территории государства. И в плане имущественных отношений Гражданский Кодекс разрешает уступать право требования третьим лицам либо урегулировать убытки через посредника. Поэтому недобросовестные граждане сумели наладить в этой нише успешный, хотя и не совсем легальный бизнес.

К сожалению, в обществе до сих пор бытует мнение, что если обратиться в страховую компанию за получением компенсации при наступлении страхового случая, там почти наверняка откажут или будут до последнего затягивать с выплатой денег. И когда наступает страховой случай и появляется человек, который откуда-то узнал ваши контакты и предлагает получить хоть какие-то деньги, на которые можно частично восстановить авто, многие соглашаются, полагая, что лучше синица в руке, чем журавль в небе. Казалось бы, логика понятна и все по-честному. Однако вместо «синицы» вам на самом деле дают какую-нибудь «змею» или «жабу».

Дело в том, что эта сделка изначально становится невыгодной для застрахованного лица. Человек уступает недобросовестному автоюристу права требования компенсации со страховой компании согласно его договору ОСАГО, либо дает ему от своего имени доверенность на урегулирование убытков. Но задача недобросовестных посредников автоюристов не получить деньги для застрахованного лица попавшего в ДТП, а заработать лично для себя. Основная цель недобросовестного автоюриста затащить страховщика в суд, применяя различные методы злоупотребления правом и фальсификаций документов чтобы «выбить» из компании максимальную сумму за счет разнообразных пеней, штрафов, неустоек и т.д. Чтобы получить требуемое судебное решение, порой используются мягко говоря сомнительные схемы, когда десятки процессов с истцами из разных регионов страны проходят, скажем, в Симферополе у одного и того же судьи. А чтобы легитимизировать такой перенос территориальной подсудности у истцов вдруг оказывается временная прописка в республике Крым.

Но это еще не все, казалось бы, передал свою головную боль автоюристу и забыл о проблеме. Однако обязанность выплатить налоги с суммы сверх страховой выплаты, которую взыщет в итоге суд в пользу истца, в зависимости от конструкции договора уступки права требования может лежать вовсе не на автоюристе, а на том, кто передал ему права требования. Ставка НДФЛ, как мы знаем, составляет 13%. Так что в итоге этой сделки не выигрывает ни страховая компания, ни сам пострадавший, а только хитрый посредник автоюрист.

Причем, обратите внимание на такой факт. Если бы недобросовестные автоюристы не добивались в судах выплат, этого бизнеса бы не существовало. Значит, когда вам предлагают передать права требования «за мешок сухарей», они уверены, что в конечном итоге ваше дело правое. Какой тогда смысл передавать им права?

Очень хорошо, что сегодня, благодаря совместной работе администрации Краснодарского края, правоохранительных органов и страховщиков, идет большая пропагандистская кампания, все эти моменты подробно объясняют. В том числе с использованием СМИ. Кроме того, министерством экономики края разработан и подписан с общественной организацией страховщиков план совместных действий по повышению финансовой грамотности граждан в плане страхования гражданской ответственности.

В рамках краевой программы финансовой грамотности по телевидению и радио также рассказывается о рисках, которые влекут за собой обращение к недобросовестным автоюристам. Приоритетом является наглядность и доступность информации, благодаря этому такие программы смотрят, и это становится весьма эффективным инструментом.

В итоге мы видим, что люди стали чаще отказываться от подобного рода «медвежьих услуг» со стороны недобросовестных автоюристов. Поэтому в целом ситуация на Кубани заметно улучшается.

«Недобросовестные автоюристы зарабатывают большие деньги, а налоги с них платят владельцы машин»
Сергей Иванович Ефремов

- Но если человеку действительно отказали в выплате в страховой компании, что ему тогда делать?

- На самом деле страховая компания не заинтересована в том, чтобы выносить дело в суд. Поэтому при наличии оснований по страховому случаю ей проще заплатить положенную компенсацию. А если у клиента возникают сомнения в добросовестности страховщиков, есть разногласия по поводу просчета величины убытка, сроков и т.д., он всегда может обратиться к финансовому омбудсмену, финуполномоченному, который, как арбитр,рассмотрит его заявление и выступит в качестве третейского судьи в споре со страховой компанией. И причем этот уполномоченный не берет денег за рассмотрение вопроса.

К тому же, нельзя забывать, что у нас в стране сейчас предусмотрена возможность натурального возмещения ущерба, причиненного автомобилю. Страхователь может заранее выяснить, с какими автомастерскими заключены договора на ремонт у тех или иных компаний, и застраховаться у той из них, чьи ремонтные возможности его наиболее устраивают.

При наступлении страхового случая ему не надо ждать получения денег и самостоятельно заниматься ремонтом автомобиля. Он просто передает его страховой компании, а та – в аккредитованный сервис. И он получает назад уже восстановленную машину. А если ремонт производят плохо, то именно страховая компания несет за это ответственность.

Первая полоса

Последние новости

Люди Ситуация Бизнес Спорт

​Изобретая велотренажёр​: как выживает фитнес в условиях пандемии

Во время карантина и оставшихся от него в наследство ограничений, которые наложила пандемия коронавируса, многие отрасли понесли убытки. Однако некоторые получили поддержку государства и неравнодушных людей, а иные оказались в тени более заметных сфер: промышленности, туризма, общепита и других. Одной из них, на наш взгляд, оказалась индустрия фитнеса.

Город Люди Ситуация

Связист Новиков на связи

Ветерану Великой Отечественной войны Михаилу Захаровичу Новикову вручили мобильный телефон с безлимитной мобильной связью

Город Люди Ситуация

Уже накрыла?

Разговоры о второй волне коронавирусной эпидемии разгорелись с новой силой

Город Люди Ситуация

Почему краснодарский мэр в Москву на учебу отправился

В минувшее воскресенье, 27 сентября, Евгений Превышов в своем аккаунте в Telegram объявил о начале учебного года. Вернее, не года – только недели, и не для кубанских школьников, которые уже успели сесть за парты с 1 сентября, а для себя и своей команды. Учебная неделя мэра началась в подмосковном «Сколково», где он вместе с коллегами из других российских городов будет постигать премудрости управления. И не только управления.
Екатерина Юрченко
Люди Бизнес

500 рабочих мест: «Ингосстрах» открыл новый операционный центр в Краснодаре

Современный мир требует комплексных подходов и решений. На днях «Ингосстрах» открыл в Краснодаре на улице Садовой, 159/1 новый операционный центр, который стал крупной инновационной площадкой компании в стране.