20-24 апреля Молодежный театр выпускает первую в России постановку по роману взросления «Звезды светят на потолке» лауреата Августовской премии Йоханны Тидель. Ее режиссер Павел Пронин (ГИТИС, курс Леонида Хейфеца) и художник Ольга Галицкая (Школа-студия МХАТ, мастерская Станислава Бенедиктова) рассказали «Югополису», как связаться со шведским драматургом и зачем заниматься шопингом с актерами.
Павел Пронин
— Взаимные смотрины с Молодежным театром состоялись во время III Южной театральной школы в Анапе?
— Именно так. Директор театра Николай
Табашников и главный режиссер Даниил
Безносов пригласили меня принять участие
в лаборатории. До этого у нас уже был
разговор о постановке и даже о материале,
но благодаря лаборатории я познакомился
с большей частью актеров, увидел их в
действии и даже с некоторыми поработал:
получилось так, что в феврале я вернулся
в Краснодар уже абсолютно подготовленным
и вооруженным точным распределением.
Потому
что в других театрах иногда бывает так,
что при распределении актеров единственное,
на что ты можешь более-менее опереться
- это отрывочные записи спектаклей и
фоточки труппы с сайта. Да и то не везде,
а там, где они есть, они отражают -
особенно у актрис - моменты мимолетной
юности, тогда как у них сейчас уже амплуа
комических старух. Ты приезжаешь и -
оп!, на деле все иначе.
— Из артистов, занятых в вашем анапском
этюде о похищении Гераклом золотых
яблок Гесперид, в «Звезды светят на
потолке» кто-то перекочевал?
— Да. Елена Есипова, Анастасия Радул, Анна
Нежута, Алексей Замко: кажется, все. Все,
кто подходил по амплуа и возрасту,
перешли в спектакль. Я бы с удовольствием
поработал с Анатолием Дробязко, но мы
сами сошлись на том, что в этом материале
для него нет роли: в «Звездах…» есть
взрослые герои, но - не сложилось.
Полина
Шипулина играет главную героиню Йенну,
Настя Радул - ее подругу Улисс. Кроме
них в спектакле заняты заслуженный
артист России Дмитрий Морщаков,
заслуженная артистка Кубани Людмила
Дорошева, Юлия Макарова, заслуженная
артистка Чеченской Республики Татьяна
Епифанцева, Евгений Парафилов и др.
— Почему выбран именно роман Тидель?
— Мы долго говорили с Николаем Александровичем
и впоследствии с Даниилом Александровичем
о том, каким материалом можно заняться,
но сразу определили, что наша целевая
аудитория - подростки: от четырнадцати
до восемнадцати-двадцати лет. И я
целенаправленно искал материал, который
должен отзываться у них. Поиск продолжался
довольно долго, около полугода: начал
с того, что перечитал все книжки, которые
читал в этом возрасте, потом пошел по
друзьям-знакомым, потом - по магазинам.
В одном магазинчике в Москве на полке
литературы для подростков нашел «Звезды
светят на потолке» - если быть честным,
произошло это почти в начале поисков,
но я книгу отложил, подумав: может, еще
что-то подвернется, хотя уже тогда
материал меня сильно увлек.
Всякий
раз все, что находил после, я сравнивал
с романом Йоханны Тидель, - и все было
не то. В конце концов, вернулся к
«Звездам…», понимая, что эта проза
какая-то особенно современная: в ней и
жизнь, и правда. В итоге выяснилось, что
роман нигде в России не ставили, что
автор написала книгу, когда ей самой
было 23 года, и в ней еще были свежи все
юношеские воспоминания: она хорошо
помнила свое взросление - процесс
болезненный и не слишком радостный.
Соответственно, дальнейшее уже было
вопросом техники: связаться с Тидель и
выяснить, как она посмотрит на предложение
поставить ее книгу в театре в России.
Йоханна оказалась легким на подъем
человеком, и с удовольствием разрешила
нам работать над материалом.
— Почему же тогда переговоры затянулись на полгода?
— Мы вели их в течение прошлого лета не
потому, что процесс был сложным, а потому
что они пришлись на период отпусков: я
напишу письмо - она отвечает месяц, она
напишет письмо - я не сразу с ней
связываюсь.
— А как вообще находят шведских драматургов?
— С помощью Google,
Facebook
и LinkedIn.
Но я подумал, что раз мы говорим про
авторские права, значит, надо звонить
в РАО. Звоню, никто не берет трубку,
думаю: не до меня. Звоню в шведское
авторское общество, а их там несколько:
Йоханна ни в одном не состоит. Пишу на
одном сайте, на другом - в итоге мне дают
e-mail
ее агента в Швеции, потому что выпускавшее
ее книгу в России издательство уже лет
пять, как разорилось... Я пишу там, пишу
здесь, пишу везде, где только можно, - и
тишина!
Наконец-то
Йоханна отвечает, а после происходит
контакт со стороны театра: мне как автору
инсценировки требуется разрешение,
чтобы написать инсценировку ее романа,
а театру требуется разрешение на
постановку этой инсценировки. Правда,
и эта переписка происходит с трудом:
мне потребовалось ей снова написать:
мол, так мы ставим или не ставим, ответь-то
театру? С тех пор мы поддерживаем связь,
в том числе по Skype:
рассказываем, как у нас происходит
работа над спектаклем, она задает
вопросы.
— К слову, об инсценировке. Каков ее
принцип?
— Я начал с того, что познакомился с большим
количеством замечательных инсценировок
современных авторов: Ярославы Пулинович,
Василия Сигарева, книжкой - практически
диссертацией - Натальи Скороход «Как
инсценировать прозу». Опыт работы
Пулинович с «Отрочеством» Льва Толстого
помог мне понять механику перехода
нарратива в сценическое повествование.
«Звезды
светят на потолке» построены как
дневниковые записи четырнадцатилетней
девочки, поток ее сознания. И, как и
всякие дневниковые записи, они очень
разные: есть глава, состоящая из одного
слова, есть очень длинная глава - отрезок
жизни от и до. Йоханна нам очень сильно
помогает тем, что главную мысль своего
романа - как юная девушка справляется
со смертью мамы от рака - не прячет
глубоко. Инсценировка написана исходя
из того, насколько каждый эпизод,
происходящий с маленькой Йенной, работает
на идею или мешает ей. Конечно, чтобы
перевести роман на язык сцены и театра,
от каких-то персонажей и сюжетных линий
пришлось отказаться.
— Экранизации романа смотрели?
— Честно говоря, ни одну не видел. Я очень хорошо себе представляю, как эта проза становится основой телесериала или фильма: дневниковая запись - готовый киносценарий, бери да снимай. Как бы снобистски не прозвучало, но то, что я нафантазировал, гораздо более любопытно с точки зрения рассказа о внутреннем мире этой девочки, чем экран - простейший путь визуального воплощения романа, где они только потеряют. А в театре мы открываем другое, более глубокое измерение книги.
— Какая музыка будет звучать в спектакле?
— Во-первых, в романе Йенна очень любит
музыку группы Kent:
мелодичный рок, мэйнстрим, очень понятный
- он, безусловно, будет в спектакле.
Во-вторых, мы ставим эксперимент: я
предложил занятым в постановке актерам
самим приносить музыку - ту, которая
отзывается в них в связи с этим материалом.
В итоге у нас уже есть огромное количество
треков, их хватит на несколько спектаклей,
и поток еще не иссяк.
Ольга Галицкая
— Как состоялось ваше приглашение в Молодежку?
— Уже не помню, что было сначала: дал ли
Паша почитать материал или позвал
заниматься сценографией, но роман
«Звезды светят на потолке» я прочла
раза три подряд. В принципе я читаю
много, но никогда не испытываю желания
перечитать вещь второй раз чаще, чем
раз в пять лет. А здесь все произошло
ровно наоборот: мне безумно понравился
материал.
— И его визуальное воплощение вы решаете
как…
— …Как бы это ни было предсказуемо, в
суперсовременной стилистике. Спектакль
будет решен - и в режиссуре, с точки
зрения сценографии, во всяком случае,
мы к этому стремимся - лаконично, в
приглушенных тонах, но с яркими акцентами.
Я много лет интересуюсь скандинавской
культурой и дизайном, слежу за тенденциями:
хотелось бы, чтобы краснодарский зритель
увидел и оценил красоту северного
дизайна, который разительно отличается
от российского. Мы работаем с серийной
мебелью, практически ничего не делаем
на заказ. В интерьерах будем использовать
не только и не столько IKEA:
IKEA
не задает скандинавский стиль, она лишь
копирует дорогие финские бренды.
Декорации
будут представлять собой некий «монтаж»:
он вберет в себя все локации, которые
присутствуют в Пашиной инсценировке,
и все аспекты жизни героев-шведов -
школу, интерьеры квартир и даже экстерьеры.
— Героев тоже одеваете в Only?
— Да, одежду покупаем в обычных магазинах.
Чтобы актеры вживались в образы, они
будут носить костюмы заранее. Сейчас
мы с артистами ездим по моллам, выбираем
и советуемся: иногда они предлагают
очень интересные вещи, иногда случается
«собрать» образ точно, как на эскизе -
такая маленькая театральная магия,
когда актер и первое попавшееся на
вешалке платье «работают» вместе.
У
меня был феноменальный поход в магазин
с Настей Радул. У ее Улисс должен быть
довольно дерзкий образ: укороченные
футболки, возможно, завязанные на
животе, джинсовая мини-юбка. Я очень
переживала, как его воспримет актриса:
у нее такое милое, нежное лицо, она
невероятно женственна. Когда мы пришли
в магазин, она сама начала засматриваться
на всякие рваные джинсовые вещи - и в
итоге первое, что мы выбрали вместе,
включая немного сомнительные туфли,
которые в итоге оказались идеальнейшими,
при примерке сразу же сложилось в образ
Улисс, а Настя очень круто в него «вошла».
К тому же это было еще очень весело и
волшебно, потому что до премьеры еще
полтора месяца, а актеры уже живут своими
героями.
Читайте также
Первая полоса
Последние новости
-
В Новороссийске ребенок застрял головой в игровом автомате 20:18
-
В Краснодаре работу ярмарок выходного дня перенесли на воскресенье 19:44
-
Глава ГК «ДЕСО» рассказала о предпроектном семинаре по благоустройству центральной морской набережной Сочи 19:28
-
Вениамин Кондратьев поднялся на четыре строчки в рейтинге губернаторов России 19:14
-
Пропавшего в Краснодаре студента нашли: он жив, но сильно пострадал 18:43
-
Закреплено межпарламентское сотрудничество ЗСК с Москвой, ДНР и Белгородской областью 18:34
-
Авиарейсы Москва–Сочи будут летать из Домодедово ежечасно 18:11
-
Гендиректор «Красной Поляны» покидает пост 17:44
-
Владимир Путин назвал условие, при котором изъятие активов в пользу государства является оправданным 17:26
-
На Кубани пьяный станичник поджег женщину, которую ревновал 17:16
-
МТС совместно с городскими властями наводят порядок на самокатных парковках 16:52
Комментариев еще нет
Последние обсуждения