Новый Генеральный план Краснодара подвергся неожиданной критике со стороны… разработчиков старого Генплана. Создательница документа образца 2012 года Любовь Халимова выступила на одном из сайтов города с замечаниями в адрес документа. В частности, она заявила, что в Генплане не решается проблема транспортного развития города, не уделяется должного внимания Северо-Западной части мегаполиса, недостаточно распланировано создание социальной инфраструктуры, а также не запланированы меры по предупреждению затопления Краснодара в случае прорыва дамбы водохранилища.
О предыдущем Генплане
Напомним, старт кардинальному пересмотру Генерального плана развития Краснодара был дан в 2016 году после резкой критики документа со стороны губернатора Вениамина Кондратьева. Большие нарекания прошлый вариант документа вызывал у общественников, экологов, а также у представителей городской и краевой власти. С момента принятия и до 2016 года назрел ряд поправок в главный документ городского планирования, однако они не были приняты либо отражались некорректно. Только в отношении нехватки зеленых зон, детсадов, школ, поликлиник поступило порядка 500 замечаний. Как отмечали тогда в администрации региона, изначально Генплан принимался с фактическими ошибками, при этом за время его корректировки вносились изменения, которые, так или иначе, нарушали интересы горожан.
В итоге было принято волевое решение не корректировать до бесконечности старый, а разработать новый Генеральный план, который, с одной стороны, должен был учитывать сложившуюся ситуацию, а с другой – давать возможность развития Краснодара, как современного мегаполиса. Казалось бы, именно это и произошло. Или все же нет?
Лично нам критика со стороны разработчиков документа, который в конечном итоге был признан несостоятельным, показалась как минимум странной. Однако заявления прозвучали достаточно громкие и поскольку касаются они краевой столицы, где проживает четверть населения региона, мы решили задать неудобные вопросы разработчикам нового Генерального плана Краснодара.
Напомним, документ этот поручено было создать Санкт-Петербургскому ООО «Научно-исследовательский институт перспективного градостроительства». Мы поговорили с Ириной Гришечкиной, заместителем директора и главным архитектором организации, Почетным архитектором РФ, членом Союза архитекторов России.
- Как вы можете прокомментировать прозвучавшие обвинения в недоработках в документе, который, как мы знаем, готовился несколько лет?
- Задача, которую перед нами поставили, действительно была сложной, комплексной, многогранной. Все знают, что проблемы в области социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры города копились многие годы. Их решение осложнялось отсутствием свободных муниципальных территорий. Нарисовать в Генплане магистраль, чтобы она прошла по чьему-то жилью, конечно, можно. Но будет ли она реально построена? Скорее мэрия погрязнет в бесконечных судебных спорах либо столкнется с необходимостью изыскивать миллиардные суммы для выкупа частной недвижимости.
Поэтому мы сделали такой Генплан, который реально осуществим, в котором соблюдается баланс интересов жителей, власти и бизнеса и учитывается нынешнее использование земель.

Ирина Егоровна Гришечкина, Заместитель директора, главный архитектор ООО «Научно-Исследовательский Институт Перспективного Градостроительства», Почетный архитектор Российской Федерации, член Союза архитекторов России.
Об отсутствии земли
- Насколько соответствует действительности заявление, что документ учитываетв первую очередь интересы собственников земельных участков, а, поскольку вся земля в городе уже «поделена», на новые социальные и инфраструктурные проекты просто не осталось места?
- Соглашусь, что ситуация с землей непростая. Но стала она такой в том числе «благодаря» недочетам предыдущих документов территориального планирования. На момент подготовки генерального плана 2012 года территория еще не была поделена между собственниками. Если бы проектировщики в 2012 году заложили возможность резервирования земель для городских нужд, сейчас мы бы имели совершенно другую ситуацию. Но этого не произошло. И в результате Краснодар получил многочисленные спекуляции землей, хаотичную застройку и массу проблем социально-инфраструктурного плана: не хватает детских садов и школ, поликлиник, объектов спорта и культуры, дорог, парков, бульваров и так далее. В результате мы вынуждены были приложить массу усилий, чтобы разработать четкую, а главное - реалистичную схему зонирования, которая позволит со временем избавиться от этих «болезней».
О северо-западной зоне
- Что насчет заявления о недостаточной проработке северо-западных территорий Краснодара?
- На то есть объективные условия. В западной части муниципалитета огромные территории занимаю сельскохозяйственные земли, которые принадлежат не городу, а Российской Федерации. Большинство из этих земель уже очень давно используется научно-исследовательскими институтами. И они, к слову, отнесены к особо ценным угодьям. Просто «рисовать» что-то красивое в Генплане без учета объективной ситуации, повторюсь, бессмысленно. С другой стороны, мы видим немало серьезных проектов развития города не в западном, а в восточном направлении. В муниципальную собственность из федеральной передано 1500 га для развития города, жилой и общественной застройки, в том числе для строительства крупного медицинского кластера.
О садах и школах
- Что вы можете возразить на слова о том, что Генплан не дает возможности решить социальные проблемы горожан?
- Это совершенно не так. Новый генеральный план – социально направленный документ. В нем предлагается комплексная застройка, с учетом социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Рискну предположить, что автор статьи, утверждая обратное, просто очень поверхностно ознакомилась с проектом.
К слову, когда шли общественные обсуждения проекта, многие собственники участков действительно настаивали на том, чтобы мы отказались от социальной инфраструктуры. Но мэрия на это не пошла. Ведь с нехваткой территорий под строительство детских садов, школ, поликлиник, зеленых зон и так далее были связаны основные претензии к прошлой редакции документа.
В новом же генеральном плане предусмотрено выделение земли под необходимые социальные объекты. А также заложены возможности для развития улично-дорожной сети, инженерной инфраструктуры, создания природно-экологического каркаса.
О Краснодарском транзите
- По поводу транспортной составляющей хотелось бы поговорить подробнее. Например, что с проектом так называемого «Краснодарского транзита», который долгие годы преподносился горожанам как едва ли не единственная возможность разрубить «гордиев узел» пробок, создав транспортный коридор с высокой пропускной способностью?
- Насколько я помню, этот проект появился в «нулевых» годах, но так и не реализован до сих пор. Наверное, на то есть причины. Сомневаюсь, что стоило вносить его в Генеральный план, рассчитывать за его счет разгрузить город от пробок, не предусматривая других, более реалистичных вариантов. Ведь нет никаких гарантий, что в ближайшие двадцать лет он сдвинулся бы с места. Повторю еще раз – мы старались создать не просто красивую градостроительную картинку, а совершенно реалистичный план, по которому город сможет жить и расти до 2040 года.
Проблема «Краснодарского транзита» в том, что железнодорожная линия, по которой было запланировано его прохождение - объект федерального значения. На сегодня вынос путей на этом участке документами планирования федерального уровня не предусмотрен. А до тех пор, пока соответствующее решение не будет принято на федеральном уровне, проект останется на бумаге. Возможно, через пять лет ситуация изменится, будет решен вопрос с финансированием и тогда, уверяю вас, в Генплан будут внесены все необходимые изменения.
Кроме того, проектом Краснодарский транзит хоть и предусматривалось движение общественного транспорта, но крен, на мой взгляд, все же делался в сторону строительства автодороги. На сегодня же мы исходим из того, что акцент необходимо делать на развитии именно общественного транспорта высокой провозной способности. Строить новые дороги, конечно, нужно, но в мире масса примеров городов, в которых машины стоят в пробках по восемь рядов в одну сторону. Увеличивать рядность – не выход, весь мир давно пришел к выводу, что необходим разумный баланс между использованием личной машины и общественного транспорта.
И та концепция развития транспортной системы, что заложена в проект современного Генплана, учитывает эту общемировую тенденцию.
Кроме того, в Генплане предусмотрено использование существующих рельсовых путей именно под общественный транспорт – для развития системы Городской электрички. По-сути, при наличии спроса со стороны горожан, она способна стать настоящим наземным метро.
О магистралях
- Какие еще крупные «дорожные» решения предусматриваются?
- Их на самом деле много. В частности, в Генплане предусмотрено развитие магистральной улицы общегородского значения, которая станет продолжением Ростовского шоссе. К ней будет примыкать Южный скоростной периметр, по которому сейчас разрабатывается проект планировки.
Также по всем магистральным улицам общегородского и районного значения предусмотрено развитие движения общественного транспорта. Город идет в направлении лучшего качества транспортного обслуживания людей.
Что касается того, что решено было отказаться от магистральных улиц с непрерывным движением в плотно застроенной части города, на это есть серьезные причины. Даже если отбросить соображения безопасности, придется признать, что магистрали такого класса в плотнойгородской застройке малоэффективны. Примеров тому масса - как в общемировом опыте реализации подобных проектов, так и у нас в России. Зачем тогда опять наступать на те же грабли?
О Южном обходе
- Будет ли строиться продолжение Южного обхода?
- Да, продолжение Южного обхода предусмотрено региональными документами стратегического планирования. Конечная цель – соединить три федеральных дороги А-289 (Крымское направление), А-146 (Новороссийское направление), М-4 (направление на Горячий ключ). Таким образом, удастся уменьшить поток транзитного транспорта через город.
В Генплане предусмотрено и развитие дублеров ул. Ставропольской. Это магистральные улицы: Тихорецкая, Уральская, Селезнева, Воронежская. А также ул. 6-я линия поймы реки Кубань. Набережную реки Кубань планируется использовать для передвижения, но не транспорта, а велосипедистов и пешеходов.
О риске затопления
- Риск прорыва дамбы Краснодарского водохранилища, будем надеяться, невелик.Однако что вы можете ответить на критику, согласно которой в новом Генплане защита от такого варианта не предусмотрена?
- Это не так, в плане защиты города от прорыва дамбы в Генплан включены все необходимые мероприятия. Предусмотрена инженерная подготовка территории, даны рекомендации по минимальному освоению поймы реки Кубань и только для обеспечения необходимой инфраструктурой уже построенных объектов. Да и то только после строительства защитных сооружений в соответствии с паспортом безопасности Краснодарского водохранилища.
К сожалению, после принятия генерального плана 2012 года началась застройка поймы Кубани. В новом генеральном плане мы сделали особый акцент на том, что перед началом любого освоения земель необходимо проведение обязательных защитных мероприятий. Новое строительство в зоне возможного катастрофического затопления до проведения комплексных мероприятий по инженерной защите должно быть полностью запрещено.
Читайте также

Евгений Первышов: «Генплан должен служить интересам всех краснодарцев»

В Краснодаре может появиться новая автомагистраль

У Краснодара появилась “настоящая градостроительная Конституция”

Вениамин Кондратьев заявил о реновации в Краснодарском крае

Новый генплан Краснодара признали лучшим концептуальным градостроительным проектом
Первая полоса
Последние новости
-
Краснодарец припарковался на стоянке торгового центра и лишился 15 млн рублей 18:54
-
Замначальника следствия Краснодара оставили без диплома 18:23
-
На портале Госуслуг отключили кнопку удаления учетной записи 18:03
-
По стоимости элитного жилья Сочи обогнал Лондон, Нью-Йорк и Дубай 17:32
-
После снегопада Ростов «поплыл» 17:11
-
Центробанк: почти четверть россиян имеют долги 16:58
-
В микрорайоне «Родные Просторы» откроется храм святых апостолов Петра и Павла 16:47
-
В Сочи заметили фуру с логотипом шоу «Вечерний Харламов» 16:28
-
Новая школа на 1550 мест появится в районе Ближнего западного обхода 15:50
-
Владимир Путин утвердил обновленную концепцию внешней политики страны 15:48
-
Фонд «Вольное дело» открыл в Усть-Лабинске первую ПЦР-лабораторию 15:45

Гармония камней, воды и цвета: в Краснодаре открылся Японский сад
Чем удивляет достопримечательность, открытие которой ждал весь город

Афиша развлечений Краснодара с 27 марта по 9 апреля

Экологическая безопасность - главный приоритет

Счастливые пленники сцены
Театр существует столько, сколько существует человечество. Так что День театра, который отмечается 27 марта, не просто международный, а общечеловеческий праздник. Но есть у него и узкоспециальное значение. Это праздник «пленников сцены», которые считают узы своего плена счастливейшими из уз... Люди театра. Сегодня речь о них.

Газоспасатели порта Тамань снова прошли аттестацию

Об устаревшем будущем: KGBT+ Виктора Пелевина
Называть Пелевина современным классиком или нет – решать вам, но нельзя не согласиться с тем, что раньше он ловко хватал дух современной ему России. Ох уж это «раньше», за ним и скрывается основная проблема последнего романа писателя KGBT+. Книга вышла осенью 2022 года и сразу устарела. Постарел и сам Виктор Олегович.

Куда сходить и что посмотреть в Краснодаре с 13 по 26 марта

Дорожка цвета «шампань», ослица и предсказуемые триумфы: тихий и ламповый «Оскар-2023»

Первая скрипка
Тридцать с лишним лет Кубанский симфонический оркестр настраивается по тону скрипки Владимира Шкабурина.

11 комментариев
npth 15 окт 2020, 11:48
Юрий Кириенко 15 окт 2020, 12:55
npth 15 окт 2020, 16:17
Василий Однако 18 окт 2020, 10:04
Василий Однако 18 окт 2020, 10:08
scaramouche 18 окт 2020, 11:06
npth 18 окт 2020, 20:48
Better days 18 окт 2020, 22:59
scaramouche 19 окт 2020, 06:54
npth 19 окт 2020, 10:04
Василий Однако 19 окт 2020, 15:17
Последние обсуждения