Новый Генеральный план Краснодара подвергся неожиданной критике со стороны… разработчиков старого Генплана. Создательница документа образца 2012 года Любовь Халимова выступила на одном из сайтов города с замечаниями в адрес документа. В частности, она заявила, что в Генплане не решается проблема транспортного развития города, не уделяется должного внимания Северо-Западной части мегаполиса, недостаточно распланировано создание социальной инфраструктуры, а также не запланированы меры по предупреждению затопления Краснодара в случае прорыва дамбы водохранилища.

О предыдущем Генплане

Напомним, старт кардинальному пересмотру Генерального плана развития Краснодара был дан в 2016 году после резкой критики документа со стороны губернатора Вениамина Кондратьева. Большие нарекания прошлый вариант документа вызывал у общественников, экологов, а также у представителей городской и краевой власти. С момента принятия и до 2016 года назрел ряд поправок в главный документ городского планирования, однако они не были приняты либо отражались некорректно. Только в отношении нехватки зеленых зон, детсадов, школ, поликлиник поступило порядка 500 замечаний. Как отмечали тогда в администрации региона, изначально Генплан принимался с фактическими ошибками, при этом за время его корректировки вносились изменения, которые, так или иначе, нарушали интересы горожан.

В итоге было принято волевое решение не корректировать до бесконечности старый, а разработать новый Генеральный план, который, с одной стороны, должен был учитывать сложившуюся ситуацию, а с другой – давать возможность развития Краснодара, как современного мегаполиса. Казалось бы, именно это и произошло. Или все же нет?

Лично нам критика со стороны разработчиков документа, который в конечном итоге был признан несостоятельным, показалась как минимум странной. Однако заявления прозвучали достаточно громкие и поскольку касаются они краевой столицы, где проживает четверть населения региона, мы решили задать неудобные вопросы разработчикам нового Генерального плана Краснодара.

Напомним, документ этот поручено было создать Санкт-Петербургскому ООО «Научно-исследовательский институт перспективного градостроительства». Мы поговорили с Ириной Гришечкиной, заместителем директора и главным архитектором организации, Почетным архитектором РФ, членом Союза архитекторов России.

- Как вы можете прокомментировать прозвучавшие обвинения в недоработках в документе, который, как мы знаем, готовился несколько лет?

- Задача, которую перед нами поставили, действительно была сложной, комплексной, многогранной. Все знают, что проблемы в области социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры города копились многие годы. Их решение осложнялось отсутствием свободных муниципальных территорий. Нарисовать в Генплане магистраль, чтобы она прошла по чьему-то жилью, конечно, можно. Но будет ли она реально построена? Скорее мэрия погрязнет в бесконечных судебных спорах либо столкнется с необходимостью изыскивать миллиардные суммы для выкупа частной недвижимости.

Поэтому мы сделали такой Генплан, который реально осуществим, в котором соблюдается баланс интересов жителей, власти и бизнеса и учитывается нынешнее использование земель.

«Новый Генплан Краснодара максимально реалистичен»
Ирина Егоровна Гришечкина, Заместитель директора, главный архитектор ООО «Научно-Исследовательский Институт Перспективного Градостроительства», Почетный архитектор Российской Федерации, член Союза архитекторов России.

Об отсутствии земли

- Насколько соответствует действительности заявление, что документ учитываетв первую очередь интересы собственников земельных участков, а, поскольку вся земля в городе уже «поделена», на новые социальные и инфраструктурные проекты просто не осталось места?

- Соглашусь, что ситуация с землей непростая. Но стала она такой в том числе «благодаря» недочетам предыдущих документов территориального планирования. На момент подготовки генерального плана 2012 года территория еще не была поделена между собственниками. Если бы проектировщики в 2012 году заложили возможность резервирования земель для городских нужд, сейчас мы бы имели совершенно другую ситуацию. Но этого не произошло. И в результате Краснодар получил многочисленные спекуляции землей, хаотичную застройку и массу проблем социально-инфраструктурного плана: не хватает детских садов и школ, поликлиник, объектов спорта и культуры, дорог, парков, бульваров и так далее. В результате мы вынуждены были приложить массу усилий, чтобы разработать четкую, а главное - реалистичную схему зонирования, которая позволит со временем избавиться от этих «болезней».

О северо-западной зоне

- Что насчет заявления о недостаточной проработке северо-западных территорий Краснодара?

- На то есть объективные условия. В западной части муниципалитета огромные территории занимаю сельскохозяйственные земли, которые принадлежат не городу, а Российской Федерации. Большинство из этих земель уже очень давно используется научно-исследовательскими институтами. И они, к слову, отнесены к особо ценным угодьям. Просто «рисовать» что-то красивое в Генплане без учета объективной ситуации, повторюсь, бессмысленно. С другой стороны, мы видим немало серьезных проектов развития города не в западном, а в восточном направлении. В муниципальную собственность из федеральной передано 1500 га для развития города, жилой и общественной застройки, в том числе для строительства крупного медицинского кластера.

О садах и школах

- Что вы можете возразить на слова о том, что Генплан не дает возможности решить социальные проблемы горожан?

- Это совершенно не так. Новый генеральный план – социально направленный документ. В нем предлагается комплексная застройка, с учетом социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Рискну предположить, что автор статьи, утверждая обратное, просто очень поверхностно ознакомилась с проектом.

К слову, когда шли общественные обсуждения проекта, многие собственники участков действительно настаивали на том, чтобы мы отказались от социальной инфраструктуры. Но мэрия на это не пошла. Ведь с нехваткой территорий под строительство детских садов, школ, поликлиник, зеленых зон и так далее были связаны основные претензии к прошлой редакции документа.

В новом же генеральном плане предусмотрено выделение земли под необходимые социальные объекты. А также заложены возможности для развития улично-дорожной сети, инженерной инфраструктуры, создания природно-экологического каркаса.

О Краснодарском транзите

- По поводу транспортной составляющей хотелось бы поговорить подробнее. Например, что с проектом так называемого «Краснодарского транзита», который долгие годы преподносился горожанам как едва ли не единственная возможность разрубить «гордиев узел» пробок, создав транспортный коридор с высокой пропускной способностью?

- Насколько я помню, этот проект появился в «нулевых» годах, но так и не реализован до сих пор. Наверное, на то есть причины. Сомневаюсь, что стоило вносить его в Генеральный план, рассчитывать за его счет разгрузить город от пробок, не предусматривая других, более реалистичных вариантов. Ведь нет никаких гарантий, что в ближайшие двадцать лет он сдвинулся бы с места. Повторю еще раз – мы старались создать не просто красивую градостроительную картинку, а совершенно реалистичный план, по которому город сможет жить и расти до 2040 года.

Проблема «Краснодарского транзита» в том, что железнодорожная линия, по которой было запланировано его прохождение - объект федерального значения. На сегодня вынос путей на этом участке документами планирования федерального уровня не предусмотрен. А до тех пор, пока соответствующее решение не будет принято на федеральном уровне, проект останется на бумаге. Возможно, через пять лет ситуация изменится, будет решен вопрос с финансированием и тогда, уверяю вас, в Генплан будут внесены все необходимые изменения.

Кроме того, проектом Краснодарский транзит хоть и предусматривалось движение общественного транспорта, но крен, на мой взгляд, все же делался в сторону строительства автодороги. На сегодня же мы исходим из того, что акцент необходимо делать на развитии именно общественного транспорта высокой провозной способности. Строить новые дороги, конечно, нужно, но в мире масса примеров городов, в которых машины стоят в пробках по восемь рядов в одну сторону. Увеличивать рядность – не выход, весь мир давно пришел к выводу, что необходим разумный баланс между использованием личной машины и общественного транспорта.

И та концепция развития транспортной системы, что заложена в проект современного Генплана, учитывает эту общемировую тенденцию.

Кроме того, в Генплане предусмотрено использование существующих рельсовых путей именно под общественный транспорт – для развития системы Городской электрички. По-сути, при наличии спроса со стороны горожан, она способна стать настоящим наземным метро.

О магистралях

- Какие еще крупные «дорожные» решения предусматриваются?

- Их на самом деле много. В частности, в Генплане предусмотрено развитие магистральной улицы общегородского значения, которая станет продолжением Ростовского шоссе. К ней будет примыкать Южный скоростной периметр, по которому сейчас разрабатывается проект планировки.

Также по всем магистральным улицам общегородского и районного значения предусмотрено развитие движения общественного транспорта. Город идет в направлении лучшего качества транспортного обслуживания людей.

Что касается того, что решено было отказаться от магистральных улиц с непрерывным движением в плотно застроенной части города, на это есть серьезные причины. Даже если отбросить соображения безопасности, придется признать, что магистрали такого класса в плотнойгородской застройке малоэффективны. Примеров тому масса - как в общемировом опыте реализации подобных проектов, так и у нас в России. Зачем тогда опять наступать на те же грабли?

О Южном обходе

- Будет ли строиться продолжение Южного обхода?

- Да, продолжение Южного обхода предусмотрено региональными документами стратегического планирования. Конечная цель – соединить три федеральных дороги А-289 (Крымское направление), А-146 (Новороссийское направление), М-4 (направление на Горячий ключ). Таким образом, удастся уменьшить поток транзитного транспорта через город.

В Генплане предусмотрено и развитие дублеров ул. Ставропольской. Это магистральные улицы: Тихорецкая, Уральская, Селезнева, Воронежская. А также ул. 6-я линия поймы реки Кубань. Набережную реки Кубань планируется использовать для передвижения, но не транспорта, а велосипедистов и пешеходов.

О риске затопления

- Риск прорыва дамбы Краснодарского водохранилища, будем надеяться, невелик.Однако что вы можете ответить на критику, согласно которой в новом Генплане защита от такого варианта не предусмотрена?

- Это не так, в плане защиты города от прорыва дамбы в Генплан включены все необходимые мероприятия. Предусмотрена инженерная подготовка территории, даны рекомендации по минимальному освоению поймы реки Кубань и только для обеспечения необходимой инфраструктурой уже построенных объектов. Да и то только после строительства защитных сооружений в соответствии с паспортом безопасности Краснодарского водохранилища.

К сожалению, после принятия генерального плана 2012 года началась застройка поймы Кубани. В новом генеральном плане мы сделали особый акцент на том, что перед началом любого освоения земель необходимо проведение обязательных защитных мероприятий. Новое строительство в зоне возможного катастрофического затопления до проведения комплексных мероприятий по инженерной защите должно быть полностью запрещено.

11 комментариев

avatar
npth 15 окт 2020, 11:48
Интервью понравилось. Ответы по существу.
avatar
Юрий Кириенко 15 окт 2020, 12:55
Генеральный план для нищих, так короче и вернее было бы сказать. Если не закладывать в генеральный план перспективы - смысл в нем 0. С федеральным центром нужно биться, а не тихо отползать в сторону: 1) северо-западная часть города не должна оставаться собственностью НИИ, когда люди в буквальном смысле друг на друге живут; 2) почему не обсуждается вопрос выноса военного аэродрома из черты города? Потенциально опасный объект занимающий сотни гектаров земли; 3) городу нужно метро, подземное как в городе-побратиме Карлсруэ, и не надо сказок о подземных водах - все можно сделать при наличии денег. Использование электрички как метро - это профанация, она годится для маятниковой миграции людей из пригородов в сам город и обратно, а горожанам нужно передвижение по всему городу; 4) запрет точечной застройки так и не введен, несмотря на крики губернатора. Это уродует и убывает город, особенно в центре. Так что не совсем понятно, за что новому генплану поют славицы и дали премию. Видимо, за скромность.
avatar
npth 15 окт 2020, 16:17
А вы участвовали в общественных обсуждениях ген плана?
avatar
Василий Однако 18 окт 2020, 10:04
Эти общественные слушания были для галочки, а не по существу. Такие документы должны рассматриваться долго и разжевываться подробно — по каждому кварталу города и, может, не один год. Так подробно, как наша власть беспрерывно нам трубит о своих успехах. А принимался этот генплан чуть ли не на бегу. Такие документы должны обсуждаться в прямом эфире на ТВ, а не в виде непонятных карт на сайте мэрии. Значит, так кому-то было надо. В архитектурном плане город был угроблен ещё советской властью. При нынешней ситуация усугубилась. Да и ситуация с генпланом похожа на ситуацию с Конституцией. Она вроде бы есть и в то же время попробуйте с ее помощью получить хотя бы ту же медпомощь — качественную и вовремя. Не всякий до этого момента доживёт.
avatar
Василий Однако 18 окт 2020, 10:08
А метро городу нужно. Это единственный способ решить проблему транспорта. Потому что город просто забит бетоном всплошную. Но Москва на это денег однозначно не даст. Хотя если контракт выиграет какой-нибудь Ротенберг, деньги найдутся сразу, даже на два метро. И грунты и подземные воды сразу станут удобными и послушными.
avatar
scaramouche 18 окт 2020, 11:06
Что, удалили коммент... Еще раз : ЭТО ОБЫЧНАЯ МУЛЬКА, ИММИТАЦИЯ БУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ , ВОРОВСКАЯ ЗАМУТИЛКА. Для примера- район хутора Ленина п, примыкающий с водохранилищу выведен из особо охраняемой зоны в земли сельхозначения, т.е. для дальнейшего перевода в другую категорию ,под застройку ... В ГЕНПЛАНЕ НЕ ОТРАЖЕН ПО СУЩЕСТВУ ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП ... НУ, НЕ ОТРАЖЕН !!!! ПОЭТОМУ ВСЯ ЭТА ПОСТАНОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ ГРЯЗНЫЙ СПЕКТАКЛЬ , НАПРАВЛЕННЫЙ НА ОТМЫВ ДЕНЕГ ... ВОТ И ВСЕ !!! НЕТ , ПОДЧЕРКИВАЮ , ГЛАВНЫХ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ ОБЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ !!!! ЭТО ЛОЖЬ, БЕЗГРАМОТНАЯ ЛОЖЬ !!!!
avatar
npth 18 окт 2020, 20:48
Ваша позиция ясна, город угроблен, можно только сетовать. Со своей стороны могу отметить, что с приходом новой власти (после Евланова), в городе произошли существенные изменения: - остановлена выдача новых участков под строительство до появления нового генплана; - инициирован ряд судебных дел по возврату участков в собственность города; - основательно отремонтированы все мосты в городе( а не как раньше заплатки, которых через 2 месяца нет или по садовому мосту едешь как будто с поля); - замена дорожных колец на адекватные перекрестки и другие. К сожалению я не нашел свободного времени для участия в обсуждения ген плана, но эти и другие дела в городе позволяют с острожным оптимизмом смотреть в будущее.
avatar
Better days 18 окт 2020, 22:59
дожили, в заслугу с пафосом ставим то, что обязаны делать по умолчанию - качественный ремонт мостов и недопущение левой застройки. ура, это прорыв! так, глядишь, скоро и воровать перестанут, хотя вряд ли.
avatar
scaramouche 19 окт 2020, 06:54
Да нет, город не "угроблен" , здесь ситуация гораздо хуже. Во-первых, подчеркиваю, это документ , который призван ТОЛЬКО прикрыть вывод земельных участков под застройку с помощью коррупционных аппаратных откатов, и другое - прикрыть бесполезность и представить это как прогресс, движение к цели.Схемы откатов стали только усложняться , ввиду общественного возмущения. ... В ближайшие год-два к проблемам экологии, прибавиться глобальная проблема воды для города , эпидемиологическая ситуация вовсю гуляет не только у нас ... еще "город" станет непреодолимым препятствием для курортного бизнеса в частности и для экономики всего Северо-Кавказского региона в целом - перекроет полностью доступ к морю. Нарушены общие принципы управления... Никакого "осторожного оптимизма" ! Только полное прекращение деятельности непрофессиональных группировок, разбазаривающих общественную площадку в угоду закулисным игрокам.
avatar
npth 19 окт 2020, 10:04
Мнения выслушал. Остаюсь при своём.
avatar
Василий Однако 19 окт 2020, 15:17
npth, о какой "новой" власти вы говорите?! ))) Галушко? Полжизни там, если не больше. Первышов? Замом работал при Евланове. Или Бурлачко — сын председателя ЗСК? Кто там новый-то? Родители? Дети или внуки?

Читайте также

Первая полоса

Последние новости

Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми
Люди

Миру – театр!

Сегодня – Международный день театра
Нелли Тен-Ковина
Ситуация

Трагедия в “Крокус Сити Холле”: убийцы, жертвы и герои

Пожарные еще не закончили разбирать завалы сгоревшего “Крокус Сити Холла” в Подмосковье, оперативники еще не завершили работу с подозреваемыми в совершении преступления, но уже с уверенностью можно сказать, что трагедия, произошедшая вечером 22 марта 2024 года, стала одной из самых масштабных в новейшей истории России

Ситуация

Хамить иль не хамить - таков вопрос

Распространен тезис о том, что хамство проникло во все сферы жизни россиян и чуть ли не является частью менталитета. Социологическое агентство "Вебер" узнало у россиян, как часто они сталкиваются с хамством и какие качества характеризуют воспитанного человека.

Люди

Дорога начинается с проекта

Старейшая проектно-изыскательская организация дорожной отрасли Кубани ООО «Краснодаравтодорпроект» отмечает 65-летний юбилей.
Иван Прытыка
Люди

Выборы на Кубани. День третий

Краснодарский край всегда отличался активностью граждан, высокой явкой на выборах. Для этого приложили усилия и депутаты.