Новый Генеральный план Краснодара подвергся неожиданной критике со стороны… разработчиков старого Генплана. Создательница документа образца 2012 года Любовь Халимова выступила на одном из сайтов города с замечаниями в адрес документа. В частности, она заявила, что в Генплане не решается проблема транспортного развития города, не уделяется должного внимания Северо-Западной части мегаполиса, недостаточно распланировано создание социальной инфраструктуры, а также не запланированы меры по предупреждению затопления Краснодара в случае прорыва дамбы водохранилища.

О предыдущем Генплане

Напомним, старт кардинальному пересмотру Генерального плана развития Краснодара был дан в 2016 году после резкой критики документа со стороны губернатора Вениамина Кондратьева. Большие нарекания прошлый вариант документа вызывал у общественников, экологов, а также у представителей городской и краевой власти. С момента принятия и до 2016 года назрел ряд поправок в главный документ городского планирования, однако они не были приняты либо отражались некорректно. Только в отношении нехватки зеленых зон, детсадов, школ, поликлиник поступило порядка 500 замечаний. Как отмечали тогда в администрации региона, изначально Генплан принимался с фактическими ошибками, при этом за время его корректировки вносились изменения, которые, так или иначе, нарушали интересы горожан.

В итоге было принято волевое решение не корректировать до бесконечности старый, а разработать новый Генеральный план, который, с одной стороны, должен был учитывать сложившуюся ситуацию, а с другой – давать возможность развития Краснодара, как современного мегаполиса. Казалось бы, именно это и произошло. Или все же нет?

Лично нам критика со стороны разработчиков документа, который в конечном итоге был признан несостоятельным, показалась как минимум странной. Однако заявления прозвучали достаточно громкие и поскольку касаются они краевой столицы, где проживает четверть населения региона, мы решили задать неудобные вопросы разработчикам нового Генерального плана Краснодара.

Напомним, документ этот поручено было создать Санкт-Петербургскому ООО «Научно-исследовательский институт перспективного градостроительства». Мы поговорили с Ириной Гришечкиной, заместителем директора и главным архитектором организации, Почетным архитектором РФ, членом Союза архитекторов России.

- Как вы можете прокомментировать прозвучавшие обвинения в недоработках в документе, который, как мы знаем, готовился несколько лет?

- Задача, которую перед нами поставили, действительно была сложной, комплексной, многогранной. Все знают, что проблемы в области социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры города копились многие годы. Их решение осложнялось отсутствием свободных муниципальных территорий. Нарисовать в Генплане магистраль, чтобы она прошла по чьему-то жилью, конечно, можно. Но будет ли она реально построена? Скорее мэрия погрязнет в бесконечных судебных спорах либо столкнется с необходимостью изыскивать миллиардные суммы для выкупа частной недвижимости.

Поэтому мы сделали такой Генплан, который реально осуществим, в котором соблюдается баланс интересов жителей, власти и бизнеса и учитывается нынешнее использование земель.

«Новый Генплан Краснодара максимально реалистичен»
Ирина Егоровна Гришечкина, Заместитель директора, главный архитектор ООО «Научно-Исследовательский Институт Перспективного Градостроительства», Почетный архитектор Российской Федерации, член Союза архитекторов России.

Об отсутствии земли

- Насколько соответствует действительности заявление, что документ учитываетв первую очередь интересы собственников земельных участков, а, поскольку вся земля в городе уже «поделена», на новые социальные и инфраструктурные проекты просто не осталось места?

- Соглашусь, что ситуация с землей непростая. Но стала она такой в том числе «благодаря» недочетам предыдущих документов территориального планирования. На момент подготовки генерального плана 2012 года территория еще не была поделена между собственниками. Если бы проектировщики в 2012 году заложили возможность резервирования земель для городских нужд, сейчас мы бы имели совершенно другую ситуацию. Но этого не произошло. И в результате Краснодар получил многочисленные спекуляции землей, хаотичную застройку и массу проблем социально-инфраструктурного плана: не хватает детских садов и школ, поликлиник, объектов спорта и культуры, дорог, парков, бульваров и так далее. В результате мы вынуждены были приложить массу усилий, чтобы разработать четкую, а главное - реалистичную схему зонирования, которая позволит со временем избавиться от этих «болезней».

О северо-западной зоне

- Что насчет заявления о недостаточной проработке северо-западных территорий Краснодара?

- На то есть объективные условия. В западной части муниципалитета огромные территории занимаю сельскохозяйственные земли, которые принадлежат не городу, а Российской Федерации. Большинство из этих земель уже очень давно используется научно-исследовательскими институтами. И они, к слову, отнесены к особо ценным угодьям. Просто «рисовать» что-то красивое в Генплане без учета объективной ситуации, повторюсь, бессмысленно. С другой стороны, мы видим немало серьезных проектов развития города не в западном, а в восточном направлении. В муниципальную собственность из федеральной передано 1500 га для развития города, жилой и общественной застройки, в том числе для строительства крупного медицинского кластера.

О садах и школах

- Что вы можете возразить на слова о том, что Генплан не дает возможности решить социальные проблемы горожан?

- Это совершенно не так. Новый генеральный план – социально направленный документ. В нем предлагается комплексная застройка, с учетом социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Рискну предположить, что автор статьи, утверждая обратное, просто очень поверхностно ознакомилась с проектом.

К слову, когда шли общественные обсуждения проекта, многие собственники участков действительно настаивали на том, чтобы мы отказались от социальной инфраструктуры. Но мэрия на это не пошла. Ведь с нехваткой территорий под строительство детских садов, школ, поликлиник, зеленых зон и так далее были связаны основные претензии к прошлой редакции документа.

В новом же генеральном плане предусмотрено выделение земли под необходимые социальные объекты. А также заложены возможности для развития улично-дорожной сети, инженерной инфраструктуры, создания природно-экологического каркаса.

О Краснодарском транзите

- По поводу транспортной составляющей хотелось бы поговорить подробнее. Например, что с проектом так называемого «Краснодарского транзита», который долгие годы преподносился горожанам как едва ли не единственная возможность разрубить «гордиев узел» пробок, создав транспортный коридор с высокой пропускной способностью?

- Насколько я помню, этот проект появился в «нулевых» годах, но так и не реализован до сих пор. Наверное, на то есть причины. Сомневаюсь, что стоило вносить его в Генеральный план, рассчитывать за его счет разгрузить город от пробок, не предусматривая других, более реалистичных вариантов. Ведь нет никаких гарантий, что в ближайшие двадцать лет он сдвинулся бы с места. Повторю еще раз – мы старались создать не просто красивую градостроительную картинку, а совершенно реалистичный план, по которому город сможет жить и расти до 2040 года.

Проблема «Краснодарского транзита» в том, что железнодорожная линия, по которой было запланировано его прохождение - объект федерального значения. На сегодня вынос путей на этом участке документами планирования федерального уровня не предусмотрен. А до тех пор, пока соответствующее решение не будет принято на федеральном уровне, проект останется на бумаге. Возможно, через пять лет ситуация изменится, будет решен вопрос с финансированием и тогда, уверяю вас, в Генплан будут внесены все необходимые изменения.

Кроме того, проектом Краснодарский транзит хоть и предусматривалось движение общественного транспорта, но крен, на мой взгляд, все же делался в сторону строительства автодороги. На сегодня же мы исходим из того, что акцент необходимо делать на развитии именно общественного транспорта высокой провозной способности. Строить новые дороги, конечно, нужно, но в мире масса примеров городов, в которых машины стоят в пробках по восемь рядов в одну сторону. Увеличивать рядность – не выход, весь мир давно пришел к выводу, что необходим разумный баланс между использованием личной машины и общественного транспорта.

И та концепция развития транспортной системы, что заложена в проект современного Генплана, учитывает эту общемировую тенденцию.

Кроме того, в Генплане предусмотрено использование существующих рельсовых путей именно под общественный транспорт – для развития системы Городской электрички. По-сути, при наличии спроса со стороны горожан, она способна стать настоящим наземным метро.

О магистралях

- Какие еще крупные «дорожные» решения предусматриваются?

- Их на самом деле много. В частности, в Генплане предусмотрено развитие магистральной улицы общегородского значения, которая станет продолжением Ростовского шоссе. К ней будет примыкать Южный скоростной периметр, по которому сейчас разрабатывается проект планировки.

Также по всем магистральным улицам общегородского и районного значения предусмотрено развитие движения общественного транспорта. Город идет в направлении лучшего качества транспортного обслуживания людей.

Что касается того, что решено было отказаться от магистральных улиц с непрерывным движением в плотно застроенной части города, на это есть серьезные причины. Даже если отбросить соображения безопасности, придется признать, что магистрали такого класса в плотнойгородской застройке малоэффективны. Примеров тому масса - как в общемировом опыте реализации подобных проектов, так и у нас в России. Зачем тогда опять наступать на те же грабли?

О Южном обходе

- Будет ли строиться продолжение Южного обхода?

- Да, продолжение Южного обхода предусмотрено региональными документами стратегического планирования. Конечная цель – соединить три федеральных дороги А-289 (Крымское направление), А-146 (Новороссийское направление), М-4 (направление на Горячий ключ). Таким образом, удастся уменьшить поток транзитного транспорта через город.

В Генплане предусмотрено и развитие дублеров ул. Ставропольской. Это магистральные улицы: Тихорецкая, Уральская, Селезнева, Воронежская. А также ул. 6-я линия поймы реки Кубань. Набережную реки Кубань планируется использовать для передвижения, но не транспорта, а велосипедистов и пешеходов.

О риске затопления

- Риск прорыва дамбы Краснодарского водохранилища, будем надеяться, невелик.Однако что вы можете ответить на критику, согласно которой в новом Генплане защита от такого варианта не предусмотрена?

- Это не так, в плане защиты города от прорыва дамбы в Генплан включены все необходимые мероприятия. Предусмотрена инженерная подготовка территории, даны рекомендации по минимальному освоению поймы реки Кубань и только для обеспечения необходимой инфраструктурой уже построенных объектов. Да и то только после строительства защитных сооружений в соответствии с паспортом безопасности Краснодарского водохранилища.

К сожалению, после принятия генерального плана 2012 года началась застройка поймы Кубани. В новом генеральном плане мы сделали особый акцент на том, что перед началом любого освоения земель необходимо проведение обязательных защитных мероприятий. Новое строительство в зоне возможного катастрофического затопления до проведения комплексных мероприятий по инженерной защите должно быть полностью запрещено.

11 комментариев

avatar
npth 15 окт 2020, 11:48
Интервью понравилось. Ответы по существу.
avatar
Юрий Кириенко 15 окт 2020, 12:55
Генеральный план для нищих, так короче и вернее было бы сказать. Если не закладывать в генеральный план перспективы - смысл в нем 0. С федеральным центром нужно биться, а не тихо отползать в сторону: 1) северо-западная часть города не должна оставаться собственностью НИИ, когда люди в буквальном смысле друг на друге живут; 2) почему не обсуждается вопрос выноса военного аэродрома из черты города? Потенциально опасный объект занимающий сотни гектаров земли; 3) городу нужно метро, подземное как в городе-побратиме Карлсруэ, и не надо сказок о подземных водах - все можно сделать при наличии денег. Использование электрички как метро - это профанация, она годится для маятниковой миграции людей из пригородов в сам город и обратно, а горожанам нужно передвижение по всему городу; 4) запрет точечной застройки так и не введен, несмотря на крики губернатора. Это уродует и убывает город, особенно в центре. Так что не совсем понятно, за что новому генплану поют славицы и дали премию. Видимо, за скромность.
avatar
npth 15 окт 2020, 16:17
А вы участвовали в общественных обсуждениях ген плана?
avatar
Василий Однако 18 окт 2020, 10:04
Эти общественные слушания были для галочки, а не по существу. Такие документы должны рассматриваться долго и разжевываться подробно — по каждому кварталу города и, может, не один год. Так подробно, как наша власть беспрерывно нам трубит о своих успехах. А принимался этот генплан чуть ли не на бегу. Такие документы должны обсуждаться в прямом эфире на ТВ, а не в виде непонятных карт на сайте мэрии. Значит, так кому-то было надо. В архитектурном плане город был угроблен ещё советской властью. При нынешней ситуация усугубилась. Да и ситуация с генпланом похожа на ситуацию с Конституцией. Она вроде бы есть и в то же время попробуйте с ее помощью получить хотя бы ту же медпомощь — качественную и вовремя. Не всякий до этого момента доживёт.
avatar
Василий Однако 18 окт 2020, 10:08
А метро городу нужно. Это единственный способ решить проблему транспорта. Потому что город просто забит бетоном всплошную. Но Москва на это денег однозначно не даст. Хотя если контракт выиграет какой-нибудь Ротенберг, деньги найдутся сразу, даже на два метро. И грунты и подземные воды сразу станут удобными и послушными.
avatar
scaramouche 18 окт 2020, 11:06
Что, удалили коммент... Еще раз : ЭТО ОБЫЧНАЯ МУЛЬКА, ИММИТАЦИЯ БУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ , ВОРОВСКАЯ ЗАМУТИЛКА. Для примера- район хутора Ленина п, примыкающий с водохранилищу выведен из особо охраняемой зоны в земли сельхозначения, т.е. для дальнейшего перевода в другую категорию ,под застройку ... В ГЕНПЛАНЕ НЕ ОТРАЖЕН ПО СУЩЕСТВУ ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП ... НУ, НЕ ОТРАЖЕН !!!! ПОЭТОМУ ВСЯ ЭТА ПОСТАНОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ ГРЯЗНЫЙ СПЕКТАКЛЬ , НАПРАВЛЕННЫЙ НА ОТМЫВ ДЕНЕГ ... ВОТ И ВСЕ !!! НЕТ , ПОДЧЕРКИВАЮ , ГЛАВНЫХ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ ОБЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ !!!! ЭТО ЛОЖЬ, БЕЗГРАМОТНАЯ ЛОЖЬ !!!!
avatar
npth 18 окт 2020, 20:48
Ваша позиция ясна, город угроблен, можно только сетовать. Со своей стороны могу отметить, что с приходом новой власти (после Евланова), в городе произошли существенные изменения: - остановлена выдача новых участков под строительство до появления нового генплана; - инициирован ряд судебных дел по возврату участков в собственность города; - основательно отремонтированы все мосты в городе( а не как раньше заплатки, которых через 2 месяца нет или по садовому мосту едешь как будто с поля); - замена дорожных колец на адекватные перекрестки и другие. К сожалению я не нашел свободного времени для участия в обсуждения ген плана, но эти и другие дела в городе позволяют с острожным оптимизмом смотреть в будущее.
avatar
Better days 18 окт 2020, 22:59
дожили, в заслугу с пафосом ставим то, что обязаны делать по умолчанию - качественный ремонт мостов и недопущение левой застройки. ура, это прорыв! так, глядишь, скоро и воровать перестанут, хотя вряд ли.
avatar
scaramouche 19 окт 2020, 06:54
Да нет, город не "угроблен" , здесь ситуация гораздо хуже. Во-первых, подчеркиваю, это документ , который призван ТОЛЬКО прикрыть вывод земельных участков под застройку с помощью коррупционных аппаратных откатов, и другое - прикрыть бесполезность и представить это как прогресс, движение к цели.Схемы откатов стали только усложняться , ввиду общественного возмущения. ... В ближайшие год-два к проблемам экологии, прибавиться глобальная проблема воды для города , эпидемиологическая ситуация вовсю гуляет не только у нас ... еще "город" станет непреодолимым препятствием для курортного бизнеса в частности и для экономики всего Северо-Кавказского региона в целом - перекроет полностью доступ к морю. Нарушены общие принципы управления... Никакого "осторожного оптимизма" ! Только полное прекращение деятельности непрофессиональных группировок, разбазаривающих общественную площадку в угоду закулисным игрокам.
avatar
npth 19 окт 2020, 10:04
Мнения выслушал. Остаюсь при своём.
avatar
Василий Однако 19 окт 2020, 15:17
npth, о какой "новой" власти вы говорите?! ))) Галушко? Полжизни там, если не больше. Первышов? Замом работал при Евланове. Или Бурлачко — сын председателя ЗСК? Кто там новый-то? Родители? Дети или внуки?
Авторизуйтесь, чтобы можно было оставлять комментарии.

Читайте также

Первая полоса

Последние новости

Город Ситуация

Художник между мэрией и творчеством

В администрации Краснодара приняли решение усилить борьбу с авторами незаконных граффити, заполонивших стены домов в центре города. А в обществе с новой силой вспыхнула дискуссия о том, каким должно быть «уличное» искусство и нужно ли оно городу вообще.
Елена Шумовская
Город Люди Ситуация

Выбирая из двух зол: что остановит гибель людей на реке Кубань?

С начала года на водоёмах Краснодарского края погибли 63 человека, 8 из которых – дети. В регионе проводят профилактические мероприятия, организуют мониторинг береговой линии… Но люди всё равно продолжают гибнуть. Их не останавливают от купания ни предупреждающие знаки, ни многочисленные видеозаписи в соцсетях со сливом нечистот прямо в воду.

Weekend

Чегемская поэма

Лето в самом разгаре, а значит, вопрос отпусков для россиян стоит крайне остро. Многие страны по-прежнему недоступны из-за пандемии, а отдохнуть от городской суеты хочется всем. И хотя Турция открыла границы, отдых на родине для многих россиян по разным причинам по-прежнему остаётся более предпочтительным. Особенно в связи со всякими ковидными осложнениями, затронувшими, кстати, уже и российские туристические направления. На выбор традиционно представлены: Крым, курорты Краснодарского края и Ставрополья, реже – Байкал, Алтай и Карелия. Я же, в свою очередь, рискну предложить согражданам нечто не столь популярное, но уж точно не менее захватывающее.
Вячеслав Рыжков
Ситуация Бизнес

Морковь не по зубам?

Россияне смирились, что с начала этого года цены выросли абсолютно на все – на яйца, на курицу, на бананы, на авиабилеты, на сахар и кондитерку, на одежду, на подсолнечное масло… Но когда «скакнула» морковь – чуть ли не самый дешевый и доступный овощ, мороз пошел по коже даже у тех, кто не особенно следил за своими тратами. Мы попытались выяснить, что случилось с ранними овощами и кто в этом виноват.

Люди Weekend

Хтонь в тумане

В цифровом прокате ещё одна громкая якутская премьера – фильм «Иччи» режиссёра Костаса Марсана. И это, в отличие от оказавшегося более социальным, чем мистическим «Пугала», настоящий ужастик. Со своими в том числе этническими особенностями. Но вместе с тем – повод чуть ли не в отдельный поджанр выделить якутский хоррор.
Weekend

Женская бондиана «Черной вдовы»

В самый разгар летнего киносезона в российском прокате стартует «Черная вдова» — новый фильм в киновселенной Marvel и по совместительству первая полнометражная лента студии за два года. Рассказываем, какой получилась долгожданная премьера со Скарлетт Йоханссон, Флоренс Пью и Дэвидом Харбором.
Никита Демченко
Люди Ситуация

По соображениям совести, или Один день из жизни волонтёра

Очередные потопы, случившиеся на территории Краснодарского края, стали ещё одним поводом проверить как уровень мобилизационных способностей экстренных служб, так и активность сограждан. Помимо спасателей, медиков, газовщиков, электриков и прочих в пострадавшие районы отправились, конечно же, и волонтёры: казаки, студенты, политические и общественные активисты. Я отправился в такую «экспедицию» в составе группы студентов КубГУ. Наш отряд из 33 человек забросили в подтопленный Горячий Ключ. Таким образом у меня и появилась возможность взглянуть на работу волонтёрского движения изнутри.