Что из себя представляет «Русфонд»?

— Это журналистский благотворительный фонд помощи тяжелобольным детям. Проект существует с 1996 года. Изначально он возник как отдел в газете «КоммерсантЪ», отвечавший на письма читателей. В середине девяностых денег в стране не было, бизнес-издание многими воспринималось как единственная инстанция для решения проблем. В редакцию поступали письма с разными просьбами: например, купить компьютер, токарный станок; для пришедшего в упадок колхоза в Ставропольском крае мы купили в те времена стадо коров.

Газета публиковала поступавшие в редакцию просьбы, на них откликались читатели. Постепенно стало понятно, что люди хотят помогать именно больным детям: тогда существующий в «Коммерсанте» отдел был преобразован в благотворительный фонд — под запрос аудитории. Мы стали собирать деньги только на лечение детей и только под конкретный счет оплаты лечения от клиники или лекарств от аптеки.

Фонд развивался вместе с капитализацией страны, у нас появились совместные проекты с Первым каналом, с ВГТРК, с РБК. Уже пятый год мы работаем в регионах России — представительства «Русфонда» открыты в двадцати регионах страны. Мы вместе с местными жителями собираем деньги на лечение тяжелобольных детей, когда средств государства не хватает. Важно отметить, что мы не подменяем государство, а дополняем госбюджет.

Alt

Бюро в Краснодарском крае мы пытались открыть около двух лет назад, но тогда представители прежней администрации от помощи отказались, сославших на отсутствие потребности, хотя в наш московский офис поступали просьбы с Кубани. К слову, за последние два года «Русфонд» оплатил лечение 61 ребенка из Краснодарского края на общую сумму свыше 100 миллионов рублей, речь идет в основном о лечении за рубежом.

Сейчас ситуация изменилась, и в декабре 2015 года начало действовать краснодарское бюро «Русфонда».

Как будет строиться деятельность фонда в Краснодарском крае?

— Публикации историй конкретных детей, жителей Кубани будут выходить в партнерских СМИ — мы планируем охватывать помощью 4 ребенка в месяц. Возглавляет краснодарское бюро «Русфонда» Светлана Петропавловская. Если необходимая для лечения ребенка сумма будет слишком велика для сборов в регионе, мы подключим федеральные партнерские СМИ и гарантированно соберем необходимые средства.

Щедрость — категория нравственная
Светлана Петропавловская

По каким критериям отбираются дети, для которых организуется сбор помощи?

— В прошлом году «Русфонд» собирал помощь для детей с 67 диагнозами. Основные – это врожденные пороки сердца, сколиоз, онкозаболевания, косолапость, ДЦП, эпилепсия, несовершенный остеогенез, буллезный эпидермолиз, диабет первого типа. Хотя в прошлом году помощь получили более двух тысяч детей и для их лечения было собрано более 1,5 млрд рублей, кому-то приходилось отказывать.

Главные причины отказа — помощь можно получить за госсчет, родители хотят лечить детей в клиниках, в эффективной работе, которых фонд не уверен, и невозможность собрать необходимую сумму. Последнее, как правило, связано с заболеваниями, когда помощь требуется пожизненно.

У «Русфонда» нет бюджета, деньги мы собираем с помощью публикаций в СМИ, и поэтому ориентируемся на желание читателей и телезрителей — они тут главные, у них деньги. А люди хотят видеть конечный результат оказанной ими помощи.

По каждому случаю собирается пакет документов, их перечень опубликован на сайте — медицинское заключение, справка о доходах родителей... Деньги родителям в руки мы не даем, а оплачиваем только счета, выставляемые клиниками и поставщиками лекарств.

Врачей в нашем фонде нет, но есть партнерские клиники – их 50. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы врачи, знакомые с болезнями конкретных детей, обращались к нам напрямую. В Краснодаре уже достигнута договоренность о сотрудничестве с детской краевой клинической больницей и центром грудной хирургии.

Почему в России, где медицина считается бесплатной, государство оказывается не в состоянии оплачивать лечение детей?

— Подчеркну, в деятельности «Русфонда» мы не заменяем государство — мы дополняем его, поскольку государственных средств не хватает на какие-то виды лечения, расходные материалы. Это мировая практика: государственные органы даже в самых экономически развитых странах стопроцентно не оплачивают все лечение. Существует страховая медицина, благотворительные фонды — за счет этого делаются дорогостоящие операции.

Опыт «Русфонда» говорит о том, что, несмотря на недостатки, медицина в нашей стране действительно развивается. Вот яркий пример: в девяностые годы в России смертность от лейкоза была более 50%, сейчас — около 20%. Больших успехов достигли врачи в сфере кардиологии.

Но есть диагнозы, по которым в России не умеют работать, поэтому приходится отправлять ребенка за границу. Например, остеопетроз (мраморная болезнь) — смертельное генетическое заболевание, успешно его лечат с помощью трансплантации костного мозга только в Израиле, в Университетской клинике Иерусалима.

Alt

«Русфонд» помогает только детям, единственным исключением стал сбор помощи для смертельно больной певицы Жанны Фриске. И именно эта акция вызвала неоднозначную оценку в обществе.

— Сборы для лечения Жанны «Русфонд» не вел. Эта акция была организована Первым каналом — нашим партнером. К нам обратились с просьбой использовать наш счет и номер смс-пожертвований. Мы долго думали над этой просьбой, был созван совет директоров, более 10 человек, все были против, кроме президента Русфонда Льва Сергеевича Амбиндера. В конце концов он нас убедил в своей правоте. Часть денег — 32,6 млн рублей из собранных 69,2 млн для Жанны — пошла на помощь детям, в том числе и нашим подопечным из Краснодарского края.

После смерти певицы, осталась неизвестна судьба 20 миллионов рублей (нет отчетных документов), которые «Русфонд» перевел на ее личный счет. Сейчас мы будем выяснять, что стало с этими деньгами, в судебном порядке.

Отмечу, что обычно все истории, где фигурируют большие деньги, вызывают конфликты между родственниками, а если речь идет о публичных людях — то их свидетелями становится вся страна.

У нас в крае есть благотворительный фонд «Край добра», который ориентирован на сбор помощи для больных детей. Не боитесь ли вы конкуренции?

— Нет. Я знаком с Яной Сторожук, президентом фонда «Край добра», вместе мы обсуждали ситуацию с больными детьми в регионах и договорились о партнерстве. Будем объединять в ряде случаев свои усилия.

Сегодня заниматься благотворительностью хотят все больше людей. Это дань моде или же зов сердца?

— Это свойственно человеку — помогать другим людям. Только в прошлом году около 7 млн человек приняли участие в наших проектах. С момента существования нашего совместного проекта с Первым каналом – с октября 2011 года — доноров, жертвующих деньги, было 13,5 млн. То есть практически каждый десятый житель страны.

Люди стремятся к благотворительности по разным причинам: кто-то из жалости, кто-то — для морального удовлетворения. Многим важен результат — знать, что больной ребенок выздоровел в том числе и потому, что ты принял непосредственное участие в его судьбе. Если говорить о Краснодарском крае — это регион, где живут люди с особым менталитетом. Это волевые люди, с характером, у которых есть свое мнение о многих вещах.

По статистике, которую мы ведем, Краснодарский край занимает третье место среди всех регионов страны после Москвы и Санкт-Петербурга по количеству отправленных смс-пожертвований для героев проекта «Русфонда» на Первом канале. Только за первое полугодие 2015 года жители Краснодарского края собрали для больных детей — подопечных «Русфонда» — 36 млн 74 тыс. рублей. Мы получили пожертвования от 600 тысяч жителей Кубани — то есть примерно от каждого десятого. Это очень высокий показатель. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить кубанцев за неравнодушие.

Есть семьи, для которых каждый день — трудное испытание. Есть люди, которым кажется, что в жизни для них осталась только черная полоса. Это родители больных детей, больных тяжело. Спасибо за помощь этим людям и семьям, за надежду и веру, которые вы им возвращаете! Трудные дни бывают не только для отдельных людей, но и для всех нас, для общества, для страны.

В эти дни мы особенно ценим щедрость и участие, стремление помочь тем, кому тяжело.

Читайте также

Люди

Отвоевать у смерти

Корреспонденты «Югополиса» побывали в отделении онкологии детской краевой клинической больницы.
Валентина Артюхина

Первая полоса

Последние новости

Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми
Люди

Миру – театр!

Сегодня – Международный день театра
Нелли Тен-Ковина
Ситуация

Трагедия в “Крокус Сити Холле”: убийцы, жертвы и герои

Пожарные еще не закончили разбирать завалы сгоревшего “Крокус Сити Холла” в Подмосковье, оперативники еще не завершили работу с подозреваемыми в совершении преступления, но уже с уверенностью можно сказать, что трагедия, произошедшая вечером 22 марта 2024 года, стала одной из самых масштабных в новейшей истории России

Ситуация

Хамить иль не хамить - таков вопрос

Распространен тезис о том, что хамство проникло во все сферы жизни россиян и чуть ли не является частью менталитета. Социологическое агентство "Вебер" узнало у россиян, как часто они сталкиваются с хамством и какие качества характеризуют воспитанного человека.

Люди

Дорога начинается с проекта

Старейшая проектно-изыскательская организация дорожной отрасли Кубани ООО «Краснодаравтодорпроект» отмечает 65-летний юбилей.
Иван Прытыка
Люди

Выборы на Кубани. День третий

Краснодарский край всегда отличался активностью граждан, высокой явкой на выборах. Для этого приложили усилия и депутаты.