Если верить хирургам, операции нужно делать в межсезонье, весной или осенью — осложнений меньше, заживает быстрее. Краснодар вот уже несколько месяцев — в роли тяжелого пациента: ремонтируют Новороссийскую и Тургенева, на въезде в город вечные пробки. В историческом центре поквартально латают изношенные улицы. Судя по активности и благим намерениям городской администрации, пациент скорее жив, чем мертв, однако социальные сети то и дело взрываются новыми возмущенными постами, Яндекс.Пробки исправно становятся источником мемов, а время перестает быть величиной и превращается в пустой звук, потому что все равно не угадаешь, когда и куда доедешь.

Светлана Лаврентьева поговорила о городе и его проблемах с Виталием Бондарем — историком, краеведом, сотрудником Южного филиала Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, экспертом РАН.


«Мне странно слышать, когда во время ремонтных работ в городе ругают власть»

— Я помню две очереди в 1990 году на Красной и Ленина - за хлебом, а рядом за водкой. Очередь за хлебом движется быстро, а за водкой все стоят, потому что отдел еще не открыли. И в этой очереди за водкой ругают всех на свете – от продавца до председателя крайсовета, который уж точно ни при чем.

Позже я понял: ругать власть — неотъемлемое качество нашего народа. Так вот, ругать нынешнюю краснодарскую администрацию и, в частности, Первышова за ремонтные работы в городе — это детский сад. Во-первых, он у руля без году неделя, во-вторых, нужно понимать, какое ему досталось наследство. И это наследство не Евланова, все гораздо сложнее.

Владимир Лазаревич был хорошим коммунальщиком, знал свое дело, но как фигура политическая полностью зависел от краевой власти. В вопросах застройки города он выполнял команды сверху. Но инфраструктуру, коммунальные службы при этом хорошо подтянул, и Первышов сейчас продолжает начатое. Приняли абсолютно правильное решение закрыть Садовый мост. Мосту почти 40 лет, он имеет право устать. И лучше пережить масштабную реконструкцию и привести путепровод в порядок, чем расходовать средства на бессмысленные «косметические» работы.

Доклад «Евланов. Итоги. 2004-2016: история упущенных возможностней». Главное

Журналист Дмитрий Шевченко представил доклад об итогах 12-летней деятельности Владимира Евланова на посту мэра Краснодара.


Читать


«Краснодар — не резиновый»

— Руководство города трезво оценивает ситуацию с практически не контролируемым ростом численности населения, однако неизвестно, будут ли приняты меры по регулированию этого процесса. Нужно вводить законодательные ограничения, мораторий на строительство «многоквартирного» жилья.

У нас огромное число квартир сейчас стоят пустые, потому что 10 лет назад считалось, что самое выгодное вложение – в недвижимость. Появились свободные деньги, человек приобрел квартиру, и сегодня, когда вложения не окупаются, люди не готовы с этими квартирами расставаться. Как показывает зарубежный опыт, квартиры никогда не вернутся к той цене, за которую они приобретались, именно потому, что город перенаселен.

Не нужно обладать специальным управленческим образованием, чтобы ответить на вопрос: может ли в Краснодаре быть нормальная градостроительная политика, если больше половины депутатов ЗСК и городской Думы так или иначе связаны со строительным бизнесом? Мэр прекрасно видит, что происходит. Но население тоже должно понимать, что он не всемогущ.

Мирно договариваться с застройщиками сейчас очень трудно, потому что игроки, которые держат этот рынок, приобрели не только финансовый, но и серьезный политический вес, они привыкли решать вопросы не в Краснодаре, а напрямую в Москве. Губернатор как политическая фигура крайне слаб, он дальше деклараций и констатации фактов не идет, это человек вне контекста, поэтому на поддержку краевых властей надеяться не приходится. А мэр должен решать насущные задачи, и одна из главных — остановить перенаселение Краснодара.

Губернатор как политическая фигура крайне слаб, он дальше деклараций и констатации фактов не идет
Alt

«Передвигаться по Краснодару можно только на трамвае или велосипеде»

— По всему городу идет ремонт дорог, и это правильно. Тургенева закрыли — а как иначе ее ремонтировать? Куда еще дальше, если дорожное покрытие полностью разрушено?

Если дорожные работы вызывают неудобства — откажитесь от автомобиля. Я поступил так 10 лет назад и не жалею. Пользуюсь общественным транспортом, на машине выезжаю только в крайнем случае — нужно куда-то отвезти маму, например. Город не приспособлен к такому количеству автомобилей, пропускная способность улиц низкая, нет парковок. Как результат — вечные пробки. Я ценю свое время, поэтому совершенно спокойно прохожу утром два километра, сажусь на конечной в трамвай и еду в город. Если погода позволяет, еду на велосипеде. Я сейчас на велосипеде доезжаю от Музыкального района в центр меньше чем за час. Примерно такое же время едет трамвай.

Троллейбусы есть не во всех районах города. О маршрутках я не говорю, потому что считаю этот вид транспорта вредным для физического и психического здоровья. Горожане могут мне возразить, что в некоторых местах это единственный транспорт, но тут уже каждый сам выбирает место проживания и принимает те условия, в которые он попадает.


«Меня удивляют люди, принимающие решения в масштабах города и при этом не читающие книжек»

— Сколько раз мы говорили с коллегами о том, что нужно перенимать мировой опыт, сравнивать Краснодар с другими городами, которые имеют примерно такие же ландшафтно-климатические, территориально-пространственные характеристики. Нужно составить эту сравнительную таблицу и по ней определять политику развития города. Много лет назад я советовал чиновникам в городском департаменте архитектуры: возьмите книжку В. Л. Глазычева «Урбанистика» и ознакомьтесь с ней. О том, что Краснодару нужен деловой центр за пределами исторического, мы говорим уже много лет. И постоянно изобретаем велосипед.

Приходит новый руководитель, новая команда, все начинается заново, и никто не смотрит, что было сделано предшественниками, не обращается к советскому опыту, который был в плане профессионального подхода намного качественнее, чем то, что сейчас происходит.

Изначально каждый микрорайон был спроектирован как функционально замкнутый цикл. Например, район Зиповской/Московской – я очень хорошо его знаю, это мое основное место обитания с 1973 года. Район, насколько мне известно, был спроектирован на 16 000 жителей с перспективой роста до 28 000, в первую очередь — для людей, которые работали на заводах РИП и «Каскад». 5-10% квартир в домах, которые строили предприятия, отдавали городу: ветеранам, многодетным семьям. Со временем территорию развили за счет прирезки полей и садов совхоза Калинина, и перспектива роста района увеличилась до 36 000 — это все было заложено в план. Район был полностью автономен: здесь были школа, детские сады, предприятия службы быта, магазины — все в пределах шаговой доступности. Ходили трамваи — 5 и 8, было два, потом три маршрута автобуса, уже в постсоветское время стала ходить маршрутка. Микрорайон находился рядом с заводами, и основная масса жителей ходила на работу пешком.

«Краснодар изнутри очень болен»

Бывший главный архитектор Краснодарского края Анатолий Мокроусов рассказал «Югополису» о несостоявшейся сочинской Олимпиаде-1998, о самом коротком пути из Краснодара в Чикаго и о том, почему не нужно строить мост через Кубань в поселок Яблоновский.


Читать

Alt

Вот это функциональная топография, логистика — называйте как угодно. Но, к сожалению, сейчас эта коммуникативная ситуация практически не изучается.

Реальный случай из моей практики: на заседании правления Союза архитекторов обсуждались новые правила проектирования, в частности, жилых комплексов. Эти правила придумывали экономисты, юристы, кто угодно, только не практикующие специалисты-градостроители. На каждые 100 квартир было предложено 100 машиномест. Откуда это число, как его рассчитали? Если останутся свободные места, их сразу заполнят жители соседних домов. Это социальный конфликт, локальный, но тем не менее. Если будет полностью все заполнено, то утром, когда все эти люди будут выезжать на работу, мы получим транспортный коллапс. Вместо того чтобы ужесточить нормы, подтолкнуть людей к пользованию общественным транспортом, у нас уравнивают квартиры и машиноместа.

Обратите внимание, как работают светофоры. Это яркий показатель того, что Краснодар — город для автомобилей, а не для людей. Я перехожу Шоссе Нефтяников возле Авроры. Ожидание: 2,5 минуты, зеленый для пешеходов — 16 секунд. Не всякий пожилой человек сможет перейти за это время. На углу улиц Московской и Петра Метальникова сократили время перехода до минимума. Даже если очень быстро идешь, заканчиваешь переход уже на мигающий зеленый, когда машины начинают движение. А как быть человеку, который не может быстро переходить? Это никого не интересует совершенно.

Раньше у нас были пешеходные переходы на улице Красной. Если вы сейчас захотите где-то от Гаврилова до Офицерской перейти улицу, вы не найдете наземного перехода, нужно спускаться в подземный возле «Авроры». Главный в городе – это пешеход, но в Краснодаре об этом давно забыли. Когда-то задумывались о том, чтобы улица Гимназическая на участке от Красной до Красноармейской была пешеходной. Здесь хотели создать «Кубанский Эрмитаж», рядом с музеем выставить собрание половецких каменных изваяний, тем самым связав пространство сквера с музейным пространством. Это – создание общественной среды. А у нас сегодня все сводится к перемещениям по маршрутам из точки А в точку Б. Это уже не город в полном смысле слова, не общественное пространство.

«Если удобно, можете считать меня ответственным за ямы и пробки»

Помощник мэра Краснодара Владимир Вербицкий рассказал «Югополису» о демонизации главного архитектора, привычках мэра Первышова и о том, каким будет город через 50 лет.


Читать

«Мы принимаем решения даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня»

«Мы опять принимаем решения даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня»

— Я состою в общественном градостроительном совете при главе администрации Краснодарского края. Там обсуждаются глобальные вопросы. Я могу себя позиционировать как специалиста в области изучения, сохранения и популяризации культурного наследия, обо всем остальном могу говорить просто как потомственный горожанин, знакомый с этой сферой деятельности.

Я историк по базовому образованию, но много лет вращаюсь в среде архитекторов, наблюдаю, впитываю, изучаю литературу. Иногда меня просто возмущает, что мы опять принимаем решения даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня. Действия властей – это воспитание населения. У нас неправильно понимают термины «толерантность», «лояльность», воспринимают это как уступчивость. Лояльность по отношению к засилью личного транспорта – это путь в никуда.

Я недавно возвращался с моря, доехал от Ольгинки до «Ленты» на объезде за 2 часа 10 минут примерно, а потом столько же ехал по Краснодару. И это не только следствие закрытия Садового моста и улицы Тургенева, это целый ряд факторов. Я даже не назову это следствием градостроительной политики, это уже топография.

Краснодар – город, окруженный естественными преградами, когда-то это имело стратегическое значение. У нас рост возможен только в северном направлении. И город растет, но как? Сейчас приняли решение о расширении улицы Карякина для удобства жителей Московского микрорайона. Для того, чтобы облегчить проезд в Московский район, предложили полностью вырезать зеленую зону со стороны северных фасадов двух домов - по Московской, 62 и Карякина, 10. Когда этот новый район проектировали, никто не подумал о том, что нужно туда прорубить еще одну улицу. А сейчас принялись расширять — за счет удобства жителей этих домов. Причем, интересный парадокс: в 2009 году улицу Карякина уже расширяли, вырубили тогда аллею кленов, расковыряли все, положили новые коммуникации. На это потратили деньги. Прошло 8 лет, и снова все хотят расковырять.

Спрашивается: а где эффективность использования государственных средств? Принимайте адекватные решения! Вы же профессионалы, управленцы, вы должны были прогнозировать эту ситуацию. А из-за того, что у нас часто меняются ключевые фигуры в разных департаментах, спросить-то не с кого.

Alt
Двор в центре Краснодара

«Если есть возможность, лучше уезжать из Краснодара»

— Если такой возможности нет - обдуманно подходить к выбору места проживания. Нужно работать там, где живешь. Что касается престижа - пока еще элитарным считают исторический центр, но далеко не все улицы. Мне нравятся Октябрьская, Пушкина, Рашпилевская.

А вот Кубанскую набережную просто убили. Исторического облика в этой части города нет уже несколько лет. Спуски к реке, высотные доминанты – колокольню Троицкой церкви – все закрыли страшным огромным «Адмиралом». Сегодня это некомфортное место для проживания ни с визуальной точки зрения, ни с транспортно-коммуникационной, ни даже с экологической.

Что касается спальных районов — наш микрорайон на Зиповской — Московской — Карякина раньше называли Швейцарией. Первомайская роща, зеленые улицы, все производства — бездымные. Я выходил из школы и бегал в сад, яблоки рвал девчонкам-одноклассницам. Мы росли на природе, и при этом в городе: несколько остановок на трамвае, и ты в центре, полчаса — и ты на Карасунах, там еще можно было купаться и ловить рыбу. Такими же были Славянский район, Гидрострой, Комсомольский. Сейчас мы постепенно возвращаемся к тому, что люди стараются осваиваться и работать там, где они живут: в микрорайонах открываются магазинчики, детские центры, приводят в порядок скверы. Это хорошо. Но в целом…

Кубанскую набережную просто убили. Исторического облика в этой части города нет уже несколько лет
«Мы принимаем решения даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня»

«Диктовать должны профессионалы»

— Я не был в парке Галицкого. Ни в парке, ни на стадионе. Сейчас слишком много шума, эпатажа, это сильно влияет на впечатление. Я хочу дождаться, когда схлынет волна и парк действительно станет не диковинкой, а частью города. Тогда и пойду.

Зная Сергея Николаевича как масштабно мыслящего, думающего на перспективу управленца, предполагаю, что это очень хороший, серьезный проект. Судя по фотографиям, все сделано добротно. Но не могу сказать, что это мое окончательное мнение. Пока парк похож на новый айфон: у всех столько эмоций, будто до этого ничего вообще не было. А ведь в Краснодаре множество парков. Первомайская роща полупустая, в парке за политехом — никого. Дело в маркетинге. Это как торговый комплекс открывать. Близость к популярному стадиону, хорошая презентация, много публикаций в интернете. А парк Галицкого получился красивым потому, что доверили дело специалистам: архитекторам, дизайнерам, строителям.

Вот эту практику применить бы в масштабах города. Мнение общественности — это важно, но в большинстве случаев — это просто эмоции. А нужно мнение профессионалов и умение его обоснованно отстаивать перед горожанами. На Северной сделали выделенные полосы для общественного транспорта. Народу не понравилось – их отменили. Это неправильно. Людей надо постепенно приучать к правилам, к порядку, а не метаться туда-сюда только потому, что кто-то не умеет работать с общественным мнением. Диктовать, в конечном счете, должны профессионалы.

Parklife. Парк Сергея Галицкого в Краснодаре

В Краснодаре открылся грандиозный частный парк, который владелец ФК «Краснодар» сделал для всех горожан: фоторепортаж «Югополиса».


Смотреть


«Иллюзия бурной деятельности»

1,3

млн человек

проживает в Краснодаре (2017, данные УВД Краснодара)

— Недавно узнал из интернета: с 2004 года население Краснодара увеличилось на 77 % . Я иногда пользуюсь в городе такси. Таксисты даже в центре просят показать дорогу. Они не знают города. Навигатор включают, приезжают и попадают под знак «кирпич».

Я понимаю, что люди переезжают из депрессивных регионов в Краснодар, потому что здесь лучше, но невозможно удовлетворить всех изобилием краснодарской природы и прочими «удобствами», которых в городе уже не осталось именно из-за его перенаселенности.

На рынке труда тоже непростая ситуация. Человек с хорошим образованием здесь вынужден работать таксистом, мигранты из Средней Азии — уже не основной контингент рабочих на стройках. Люди приезжают сюда жить и работать, сталкиваются с почти московскими ценами, конкуренцией, кумовством, и оказываются не у дел. И если мы говорим о том, что городу нужна стратегия развития, давайте начинать с основного — с людей.

Генплан — это хорошо. Но вопрос: как он исполнялся? Правила землепользования, на мой взгляд, целенаправленно сделали несоответствующими генплану, но и это не главное. Должен быть документ, программа территориального и демографического развития. Раньше о людях, перспективах думали заранее, существовали тактика и стратегия. Сейчас мы спорим о чем угодно, только не о комфортной жизни людей. Зато повсюду разговоры о брендинге города, сердечки «я люблю Краснодар». От этого уже тошнит. Зачем за это цепляться? Это все отвлекает от реально важных вопросов и создает иллюзию бурной деятельности. А нужно заниматься совсем другими вещами.

Деньги на бочку

Как могли бы выглядеть краснодарские рубли?


Смотреть

9 комментариев

JJJJJ 23 ноя 2017, 10:09
Очень интересная статья. Полностью согласен с московскими ценами, и не уделом профессионалов. к сожалению у нас в городе востребованы только таксисты, продавцы да официанты (ничего против этих профессий не имею). Но однако, есть же люди с высшим образованием профессии которые перечисленны выше, просто не интересны. А самое обидное что в городе кроме КНИИСХа, остатками шарика подшипникового завода и хладокомбината я ничего вспомнить больше не могу. Город купи продай. А сколько патриотов своего города живет тут и переезжать просто не хотят. а ведь среди них море таланлевых програмистов дизайниров, потанцеал которых возможно раскрыть в Краснодаре только работая сам на сам кустарным способом, перебиваясь и реализовывая себя редкими заработками. Очень печально. а сколько музыкантов которые не знают куда себя применить и вынуждены работать в офисе и иногда со старыми друзьями собираться в гараже и играть для самих себя. итд итп. Город люблю, и внешне он очень современен, но в развитом плане просто большой поселок городского типа.
avatar
Vlad 23 ноя 2017, 11:55
Действительно, Краснодар чуть ли не единственный город, находящийся на реке и по сути не имеющий нормальной прибрежной зоны отдыха, фактически не имеющий набережной! Особенно наглядно это видно если совершить прогулку на теплоходе где ясно видна полная застройка берегов и превращение их в частные территории элитных ЖК.
avatar
Посторонним В 23 ноя 2017, 16:07
Выселить всех понаехов, и всё наладится.
avatar
Иван Упоров 24 ноя 2017, 18:50
Строительный (не менее чем наполовину криминальный) капитал захватил власть в городе и правит бал. Когда на первом месте прибыль, еще раз прибыль и только прибыль, ситуация не изменится. И этому способствует бесконтрольное расширение населения за счет приезжих - всех при всем желании не вместить, а приезжающие (приехавшие) рады каменно-бетонной норе в многоквартирном доме, и иные градостроительные проблемы, показанные гражданином Краснодара Бондарем, их не волнуют. Поэтому вместо градостроительной политики - кисель. Нужно вводить стимулы, чтобы люди стремились оседать в пригородах, в райцентрах, туда перемещать промышленность, ТЦ и прочее, хотя так, как в Адыгее.
avatar
Иван Пукин 24 ноя 2017, 21:00
Автор не прав. Вся проблема понаехов в том что чрезмерно много строят жилья. Даже те у кого денег нет, всё равно пытаются зацепиться за город, снимают жильё, живут до полугода, потом понимают что не прижились сваливают обратно на малую родину или в окрестные станицы. Краснодар не тот город где можно заработать денег. Здесь можно только сделать деньги, открыв своё дело. Но это возможно по всей России.Так что зря сюда едут люди со всей РФ за синей птицей.
avatar
Андрей 25 ноя 2017, 10:32
Что может сделать мэр так это по крайней мере наладить работу общественного транспорта. Он же никакущий в Краснодаре. Ты выходишь на остановку и совершенно не знаешь когда придет твой автобус. нет никакого расписания нет внятного графика. Я из Якутска понаехал так даже в этой жпе мира автобусы ходят четко по расписанию. И есть мобильное приложение по которому любой желающий может отслеживать передвижение автобусов по городу. А в краснодаре это не общественный транспорт это какой-то бардак. И что это за автобусы вместимостью в 10 человек в городе миллионнике? Все автобусники выполняют муниципальный заказ А это значит что их можно нагибать по контракту. Заставить их установить GPS маячки на каждый автобус и заставить их ходить по расписанию. Должна быть диспетчерская которая будет отслеживать четкости хождения общественного транспорта и штрафовать за нарушение этого графика. Мэр должен разогнать транспортный отдел в мэрии если такой есть и создать нормальный который будет всё четко контролировать и регламентировать. А что касается великов то в городе нет велодорожек. В Минске Например я весь город могу проехать исключительно по велодорожке не выезжая на дорогу, за границей, в Европе если велосипедист выезжает на дорогу все ему уступают, он там главный. А в краснодаре велосипедиста собьют и ещё его и обвинят в том что он выехал на дорогу. Проблема не в перенаселенности города проблема В слабом управлении. 800000 жителей это маленький город запятая в мире есть гораздо более крупные города с гораздо более налаженной транспортной системой. Если Краснодарская власть не может с этим справиться Пусть наймут какого-нибудь немца и подчиняются ему. На самой заре Киевской Руси так и поступили.
avatar
Артём 25 ноя 2017, 13:54
Статья никакая. Автор высказывает свое несвязное мнение, а зачастую откровенную чушь! Выделенную полосу на Северной напомню закрыли потому, что город встал! Никто никуда не мог ехать. В пробках по 4 часа стояли, до 22-00. Особенно порадовало про "ругать власть-неотъемлемая черта нашего народа"! Это неотъемлемая черта нашей власти! Работать так, что ее всегда ругают!
avatar
Ромаг 09 янв 2018, 23:14
Нам очень важно мнение потомственного горожанина и историка-краеведа по вопросам урбанистики, ага. _____________ "Мне странно слышать, когда во время ремонтных работ в городе ругают власть" - сказал советник мэра... _____________ "Как показывает зарубежный опыт, квартиры никогда не вернутся к той цене, за которую они приобретались, именно потому, что город перенаселен." Это точно квартира купленная 10 лет на за 2 млн, к этой цене уже никогда не вернется и будет стоить минимум 4 млн. _____________ "Вместо того чтобы ужесточить нормы, подтолкнуть людей к пользованию общественным транспортом..." А власти создали для этого условия? ______________________________________ А в остальном Капитан Очевидность, который еще почитал блог "Городских решений" которые сами себя назначили экспертами по урбанистике
avatar
Генерал Фэйлор 10 янв 2018, 10:33
"Выделенную полосу на Северной напомню закрыли потому, что город встал!" не город, а небольшая кучка агмщиков, не надо врать. Люди как раз поехали и быстро. " "Вместо того чтобы ужесточить нормы, подтолкнуть людей к пользованию общественным транспортом..." А власти создали для этого условия?" Вот именно, власти только рассказывают про важность общественного транспорта, а сами даже московское б/у не берут, не говоря о покупке новой техники и замене маршруток на комфортный общественный транспорт с новой техникой и нормальными интервалами. Что, впрочем, без выделенных полос невозможно, но 60+% населения заслужили себе отдельную полосу для быстрых поездок.

Читайте также

Город Люди

Стрит-ад

Денис Куренов — о «холостых кистях» кубанского стрит-арта.
Денис Куренов
Город Ситуация

Раздробили — перепродали. Как Краснодар превращается в гетто

Краснодар застроен жильем под завязку, а строители всё не унимаются, штампуя однотипные многоэтажные коробки. Можно ли заставить краснодарских девелоперов не строить «гетто» — об этом «Югополис» поговорил с экспертами из Краснодара, Ростова-на-Дону и Волгограда.
Светлана Журавлева
Город Люди Ситуация

«Если удобно, можете считать меня ответственным за ямы и пробки»

Помощник мэра Краснодара Владимир Вербицкий рассказал «Югополису» о демонизации главного архитектора, привычках мэра Первышова, об отношении к Навальному и митингам протеста и о том, каким будет город через 50 лет.
Серафима Чичёва

Первая полоса

Бизнес

Юрий Коровкин, YGroup, SILVERSTREAM: Нас ждут «Яндекс» и 600 000 пользователей

За четыре года он запустил два успешных бизнеса и получил сотни миллионов инвестиций в коттеджные поселки и десятки миллионов инвестиций в свой венчурный проект. Каждый день он начинает в 5.30 и считает Сочи лучшим городом мира. Он эффективно управляет как объектами недвижимости делюкс-уровня, так и своей жизнью. И специально для "Югополиса" рассказал, почему его компании доверяют строить элитные виллы, когда продаст приложение гиганту рынка и по каким критериям берет в свою команду

Люди

Верный путь к успеху – любимое дело

Швейное ремесло всегда было занятием не только прибыльным, но и престижным. Сейчас мастера своего дела помогают джентльменам выглядеть солидно и безукоризненно, а леди – изысканно, уникально и женственно. Мастером своего дела на этом поприще стала Лариса Гаврилова, хозяйка собственной сочинской швейной мастерской «Глорена».

Люди

Сергей Ситников: моя цель - воспитывать сильных и добрых людей, которые будут любить и развивать Россию

Общественному активисту, волонтеру Сергею Ситникову 32 года, за плечами у него служба во ФСИН, создание собственного спортивного клуба и даже выход на льготную пенсию. Активный, спортивный и инициативный Сергей, как говорится, никогда не сидит на месте: ведет спортивный образ жизни и прививает любовь к этому всем окружающим.
Иван Сергеев
Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми