Партнерский материал

Развитие бизнеса по франчайзингу в регионах — один из основных трендов последних лет. Краснодарская группа компаний «Бодрисар» предложила региональному рынку франшизу нового формата. О ее преимуществах и о росте рынка частного пивоварения рассказал учредитель ГК «Бодрисар» Вячеслав Дрига.


С чего вы начинали и что такое компания «Бодрисар» сегодня?

— Мы начинали в 2007 году: один из наших сегодняшних партнеров продал машину, чтобы мы могли открыть магазин. Первое время, около года, работали сами, пока не увидели, что дело можно развивать. Сначала развивались своими силами, потом запустили франшизу — она позволила нам расти быстрее. «Бодрисар» — слово, образованное сокращением, в нем фамилии трех учредителей: Бороздин, Дрига, Саркисян.

Партнерский материал

Сегодня «Бодрисар» — это группа компаний. Одна из них — владелец бренда «Бодрисар» — продает франшизу и управляет ею. Покупая франшизу, вы становитесь собственником магазина. Бренд принадлежит нам. Наша управляющая компания осуществляет управление вашим бизнесом — то есть это полностью пассивный доход, франчайзи просто получает дивиденды в размере 30 % годовых. 30 % — это гарантированная ежемесячная доходность. Это значит, что даже при самом пессимистическом сценарии: в межсезонье, финансовый кризис, проблемы с логистикой — вы все равно получает доход: это наша юридическая ответственность. Никаких рисков — полные гарантии результата.

Также в группу компаний входит производственная компания «Рыбачка» — она изготавливает закуски: рыбу, чипсы, сухарики и т. п. В процессе производства очень тщательно подбирается рецептура: продукт должен сохранить натуральный, яркий вкус без использования красителей и консервантов. Вся продукция эксклюзивная, ее можно купить только в наших магазинах, где продается больше 40 видов вяленой и копченой рыбы.

Оптовая компания «Розлив-Юг» поставляет по всему Краснодарскому краю пиво в кегах. Мы — лидеры рынка сегодня в этом направлении.

В ГК входит компания «S2B», занимающаяся продажами табаков, кальяна: часть продукции эксклюзивно производят для нас в Китае, в Таиланде — под заказ.

Компания «Авдор» продает по Краснодарскому краю крафтовое пиво, бутылочное, поставляя его и в магазины «Бодрисар», опять же — эксклюзивно.

Alt

У вас представлено много марок пива?

— Да, в общей сложности более ста марок. Часть пива мы производим на контрактных пивоварнях под своими брендами.

Какое пиво вы сами любите?

— Это зависит от настроения и погоды. Мне нравится наше фирменное пиво «Бодрисар» или пиво от пивоварни «Ант» (Крымск) — ребята делают очень качественное пиво. Мы с ними партнеры.

А какое пиво делает «Бодрисар»?

— Классическое — светлое, лагер. То, что любят многие. Мы нашли производство, которое отвечает всем нашим требованиям. Когда объем нарастает, уже тяжело работать с очень маленькими производствами: не всегда качество одинаковое. Нам удалось найти золотую середину — предприятие не крупное, не монстр, но уже и немаленькое, со стабильным процессом. Варится пиво в Белореченске.

Alt

Расскажите о развитии франшизы.

— Сначала мы запустили классическую модель франшизы: показываем владельцу магазина наш бизнес-процесс, технологии, отдаем, и он начинает управлять. Потом увидели, что сильно теряем в качестве в самих магазинах: не все готовы отвечать высоким требованиям. Это лишь кажется, что всё легко: купил по одной цене, продал по другой — на самом деле есть очень много составляющих бизнес-процесса, того, что нужно делать каждый день и нельзя не делать. И многие владельцы нашей франшизы просто перестали выполнять некоторые важные требования: не так часто промывали систему, неправильно отслеживали сроки, экономили на оборудовании — много чего нужно делать, — и качество в магазинах стало падать.

Тогда мы распрощались с классической схемой франшизы и стали работать по уникальной схеме — кажется, больше так никто здесь сегодня не делает. Продавая франшизу собственнику магазина, мы берем управление в свои руки. Он в принципе не вмешивается в процесс — получает у нас отчетность: бухгалтерскую, финансовую — и ежемесячную прибыль своего магазина.

Как это происходит? Наша компания и франчайзи заключают договор, после чего компания предлагает собственнику ряд уже готовых помещений на выбор и в течение четырех недель подготавливает магазин к открытию. Место для будущего магазина оценивается экспертами с точки зрения развития бизнеса. Во внимание принимается не только густонаселенность района, но и другие факторы: размер помещения, наличие парковки, удаленность магазина от проезжей дороги и детских учреждений. Подбор кадров и обучение персонала — тоже забота компании.

Alt

Каковы преимущества этой схемы для покупателя франшизы и для вас?

— Мы заинтересованы в том, чтобы росла доля рынка. Наш прямой интерес — в производстве и поставке продукции в эти магазины. Собственник магазина же владеет своим бизнесом, не занимаясь при этом оперативным управлением. Например, у нас есть покупатель франшизы, который живет в Самаре: он стоматолог, а здесь у него четыре магазина, и он готов еще открывать. То есть это некий пассивный гарантированный доход, не мешающий заниматься другим делом: бизнес твой, но все оперативное управление компания берет на себя. Такая модель ведения франшизы была выбрана нами неслучайно: «Бодрисар» дорожит качеством продукции, а централизованное управление позволяет контролировать рабочий процесс намного эффективнее.

То есть франчайзи просто получает ежемесячный доход и изучает отчеты о деятельности магазина, включая аналитику. Если он хочет перепроверить полученные из центрального офиса данные, можно организовать сторонний аудит для проверки финансового и бухгалтерского учета.

А минусы есть?

— Сегодня мы их, честно говоря, не видим. Рынок растет и будет расти. Если посмотреть на Европу и Америку, там он до сих пор растет — у нас же все происходит немного с опозданием. Ближайшие три-пять лет рынок, думаю, будет расти. Конечно, не так быстро, как года четыре назад, но все же.

Как вы относитесь к своему делу, получаете удовольствие от процесса?

— Если его не получать, невозможно заниматься своим делом долго. Год-два, и перегоришь. Мы уже девять лет работаем, и я пока не собираюсь никуда уходить. Так что — да, дело мне мое нравится.

Alt

Каковы сегодня ваши цели?

— Если говорить о планах компании по росту, этот год мы окончим с цифрой 130 магазинов — по ЮФО. В сентябре мы открываем филиал в Ростове. И, возможно, в Сочи в декабре — но это пока под вопросом. В следующем году планируемая цифра — 330 магазинов, а в 2018-м — 630, и мы хотим выйти на IPO. Уже в этом году мы запустим паевой инвестиционный фонд «Бодрисар», начнем продавать ценные бумаги. Появятся ПИФы «Бодрисар», мы работаем с компанией «Финам». Уже в октябре у людей, которые не хотят вкладываться в реальный бизнес, появится возможность покупать на фондовом рынке ценные бумаги «Бодрисар».

Если же о моих целях, я сейчас оперативным управлением не столь плотно занимаюсь: сегодня для меня важнее сохранить ту корпоративную культуру, которая уже сложилась. По сути, мы сейчас на пути перехода из небольшой компании, 300—400 человек, в большую, где через год будут работать больше тысячи человек. Для меня важно сохранить сегодняшнее ощущение семьи, чтобы оно не размылось, когда компания станет крупной. Это моя основная задача сейчас — чтобы коллеги так же хотели идти на работу, как сегодня, улыбались, получали удовольствие.

За девять лет работы компании у нас произошли изменения в культуре потребления пива?

— Безусловно. Рынок сильно изменился и будет дальше меняться и расти. Другое пиво, как мы его называем, или живое пиво, каждый год прирастает…

Другое — значит произведенное небольшими компаниями?

— Да, то, которое производят не гиганты, не транснациональные компании, а частные пивоварни.

В том числе то, что называют сегодня крафтовым?

— Да, хотя нельзя не отметить, что на этом слове сейчас спекулируют. Вообще, это сложное понятие — крафт, не всякое пиво, произведенное частной пивоварней, может считаться крафтовым. Для меня крафт — пиво с некой задумкой, с душой, с неповторимым вкусом. Не просто что-то добавили в процессе приготовления, а с какой-то идеей. Допустим, добавили дыню — но не просто ее купили, а привезли, например, из Америки, заказали определенный сорт — есть какая-то история, связанная с созданием напитка.

А что касается роста, он будет продолжаться, и частное пивоварение продолжит отнимать долю рынка у крупных компаний.

Значит, если сравнивать сегодняшнее положение дел с картиной восьмилетней давности, главное — рост частного пивоварения?

— По моим оценкам, оно занимает уже процентов двадцать, по крайней мере, в нашем регионе.

Кто ваш потребитель?

— На самом деле у нас очень широкая аудитория. Это и мужчины 20—25 лет, и постарше, а примерно четвертую часть покупателей составляют женщины — разного возраста.

Чем вы занимались до «Бодрисара»?

— Лет в 17—18 я приехал в Краснодар учиться, потом работал в торговле — начал продавцом-консультантом и закончил директором в ЮФО ЗАО «ЭФКО» — это производитель майонеза «Слобода». Ну и уже после начали свое дело, почувствовали эту тему, решили попробовать — получилось.

Часто путешествуете по России и за границу? По работе?

— Несколько раз в год. По работе — реже. Пытаюсь совместить, если страна славится пивом.

Германия, Чехия?

— Совершенно верно. Там программа более углубленная (смеется).

Alt

За границей есть компании, которые предлагают предпринимателям такую франшизу, как «Бодрисар»?

— Нет, за границей таких компаний нет. В России есть — в других регионах. А в Европе нет.

А почему?

— В основном это связано с законодательством, есть ограничения, которые не позволяют развивать бизнес.

И, возможно, играет роль европейская культура потребления пива не дома, а в пабах?

— Отчасти — да. В туристических местах уж точно.

Что самое сложное в ведении бизнеса?

— Собрать вместе людей, которые действительно могли бы назвать себя командой. Чтобы между ними сложились крепкие профессиональные и дружеские отношения. Это почти семейная атмосфера, когда каждый готов помогать и поддерживать, слушать и слышать другого. Если удалось достичь такого, то и вовлечение сотрудников в рабочий процесс проходит легче и быстрее. Я горжусь, что у нас сложилось именно так. У нас команда профессионалов с большой буквы, перед которыми и вместе с которыми можно и нужно ставить цели и достигать их. Я верю, что вместе мы сделаем еще многое.

1 комментарий

avatar
Владимир Соколов 10 авг 2017, 11:46
Работал с Вячеславом 2 года, очень сильный руководитель, вокруг которого собираются сильные люди. Он ушел в январе 2016 из компании и на его место пришла новая команда и компания умерла...

Первая полоса

Последние новости

Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.