Кому у моря отдых только снится
Жителям Краснодарского края, как и гостям, едущим в сторону побережья на автомобилях, хорошо известно, насколько динамично строятся или обновляются там дороги, мосты и развязки.
Наши новые знакомые из Новороссийского дорожного филиала только убедили нас в том, что дорожникам на курортах не до отдыха. И хотя их офис – это современное комфортное помещение, освежающее приятной прохладой в жару, однако застать его хозяев на месте непросто.
Да здравствует движение!
– Работа у нас не кабинетная, – сразу задал деловой настрой нашей беседе руководитель филиала Василий Беликов. – Мой загар не на пляже заработан – не подумайте, за весь год я только раз в море купался, – перехватил он наши восхищенные взгляды на бронзовый цвет его лица и рук и крепкое спортивное телосложение.
На самом деле крупному подразделению ГКУ КК «Краснодаравтодор» досталась в ведение многокилометровая зона и при этом очень разрозненная. Новороссийский дорожный филиал курирует региональные дороги и дорожные объекты в Новороссийске (73 км), Геленджике (64 км), Анапе (189 км) и Темрюкском районе (238 км). В общей сложности это 564 км! Расстояние между крайними точками подведомственных дорог – хутор Бетта в Геленджике и порт Кавказ в Темрюкском районе – аж 221 км.
Но для Василия Беликова и его сотрудника, ведущего специалиста Дениса Валиахметова – это территория ответственности. За все строящиеся, реконструируемые или ремонтируемые региональные дороги, развязки и мосты. Так что да здравствует движение!
Работа круглый год
Продолжая тему особенностей работы Новороссийского дорожного филиала, следует сказать и о том, что здесь, на побережье, заканчиваются многие автомобильные маршруты. Что через эти территории проходит основной поток транспорта на Крымский полуостров. Все эти факторы требуют нетрадиционного подхода при проведении автодорожных работ. Несмотря на благоприятные погодные условия (теплые зимы и более раннее наступление среднесуточных положительных температур по сравнению с другими районами края, исключая Сочи и Туапсинский район), календарный график ремонта дорог здесь неизменно составляется с учетом курортного сезона в крае. Таким образом, львиная доля работ у специалистов Новороссийского дорожного филиала, как и у подрядчиков, непосредственно выполняющих работы, приходится на период до начала основного потока туристов – то есть до 1 мая. Не прекращаются работы и в период курортного сезона. При этом делается максимальный упор на обеспечение комфорта при передвижении гостей: ремонт по «основному ходу» дороги стараются выполнять в темное время суток, минимизируя количество участков с реверсивным движением.
Ударными темпами
Важно понимать, что задачи Новороссийского дорожного филиала как технического заказчика и куратора (это касается и остальных одиннадцати таких же подразделений Краснодаравтдора) не сводятся только к тому, чтобы выезжать на объекты и смотреть, что там делается. Они гораздо шире.
– Как только подписывается контракт, сразу же передается нам рабочая документация, если она предусмотрена, – вводил в курс дела Василий Беликов. – Перед тем как техника выйдет на участок, мы проверяем схемы организации дорожного движения на период производства работ. Далее начинается контроль абсолютно всех этапов работ, которые выполняются на объекте, начиная с физического освидетельствования качества, объемов, технологии работ и заканчивая подписанием исполнительной документации.
Подрядчик, осуществляющий ремонт дорог, формирует график производства. Согласно ему определяется финансирование на каждый месяц. Задача дорожного филиала – обеспечить соблюдение этого плана для того, чтобы Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края могло качественно сформировать бюджет финансирования. Если позволяет погода и мощности, работы идут с опережением.
Важные направления
Сегодня Новороссийский дорожный филиал курирует работы на 8 объектах. Многие из них реализуются в рамках национальной программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Среди них – автомобильный подъезд к Новороссийску (участок км 0+035 – км 1+200), автомобильная дорога город Крымск – село Джигинка (участок 51+994 – км 57+327, км 57+353, км 57+600) и ремонт мостового перехода через канал автомобильной дороги Андреева гора – станица Варениковская – Анапа (участок км 4+584).
Автодорога регионального значения Крымск – Джигинка – одна из ключевых транспортных артерий края. Она обеспечивает подъезд не только туристов, которые едут в Краснодарский край, но служит и альтернативой федеральным дорогам в Крым. Эта трасса считается наиболее загруженной из тех, которые курирует Новороссийский дорожный филиал. Организация отвечает за 14 км этого направления. Сейчас здесь выполняется ремонт проезжей части: приводятся в порядок основной ход дороги и элементы автомобильной дороги (без изменения геометрических параметров). Генподрядчиком, ООО «Красноармейское ДРСУ», уже выполнено устранение дефектов (просадки, колейность, сетка трещин), заменен верхний слой покрытия, так называемый слой износа. Сейчас проводятся работы по планировке откосов, обочин, установке дорожных знаков – проект вышел на стадию финишной прямой.
По словам Василия Беликова, срок ввода в эксплуатацию объекта, согласно госконтракту, 31 октября 2024 года. Однако планируется досрочно выполнить все физические объемы к концу сентября, и дальше останется работа с документооборотом для подписания соответствующих вводных актов.
Двухполосная дорога «Андреева гора» также частично задействована в транзите на Крым. Здесь филиал отвечает за участок (протяженность порядка 7 км) трассы, идущей по территории Темрюкского района. Эта автодорога обеспечивает движение транспортного потока, которое идет по дороге Краснодар – Славянск-на-Кубани – хутор Белый (сейчас трасса находится в федеральном ведении, но ее планируют передать в региональное подчинение). Туристы с трассы М-4 «Дон» уходят на эту автомагистраль, кто-то едет до хутора Белый, кто-то направляется на Андрееву гору и в станицу Варениковскую, проезжая те самые 7 км.
С учетом ситуации
– Мост (64 метра) через канал автомобильной дороги Андреева гора – станица Варениковская – Анапа довольно старый, 1973 года постройки. Он имеет две несущие опоры, которые стоят в русле канала. Он стратегически важен, – комментирует руководитель Новороссийского дорожного филиала. – В результате стройки новой федеральной трассы, которая будет проходить от Дальнего Западного обхода Краснодара к трассе А-290 Новороссийск – Керчь, увеличилась интенсивность завоза с прилегающих карьеров инертных материалов. И это отрицательно сказалось на динамике разрушения полотна моста.
Когда в дорожном филиале дефектовали мостовой переход, от разработки проектной документации и до реализации ремонта прошло достаточно много времени, ситуация изменилась: активизировались поездки грузовиков с карьеров. В результате дефекты, выявленные ранее, усугубились в разы. Например, была предусмотрена замена только двух крайних балок, а сегодня пришлось менять 50% несущих конструкций, что, в свою очередь, привело к изменению проекта и потребовало дополнительного финансирования, – рассказывал Беликов.
При этом, как отметил руководитель Новороссийского дорожного филиала, благодаря Министерству транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края деньги были найдены, что позволило без остановки продолжить ремонт объекта.
Контроль за устранением ЧС и оползней
Также в числе крупных объектов, которые курирует Новороссийский дорожный филиал, реконструкция участка автомобильной дороги поселок Стрелка – станица Старотитаровская – поселок Прогресс (перевод покрытия из гравийного в асфальтобетонное) и капитальный ремонт участка автомобильной дороги поселок Сенной – станица Тамань (в границах населенного пункта Сенной). Объемы работ, предусмотренные этапом финансирования на нынешний год, здесь полностью выполнены. В следующем году реконструкция данных объектов продолжится.
Другой объект, расположенный на автомобильной дороге Абрау-Дюрсо – село Большие хутора. Там был отремонтирован мост по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». По нему же был завершен ремонт участка протяженностью 2,5 км на автодороге М-4 «Дон» – хутор Бетта.
– До конца этого года осталось завершить два объекта капитального строительства. Сейчас подрядчик работает на участке подъезда к селу Адербиевка (Геленджик). Там происходит ликвидация ЧС. Как только она завершится, исполнитель возьмется за ликвидацию оползня на автодороге село Джанхот – село Прасковеевка, – рассказывал Василий Беликов. – Также в 2024-2025 годах предусмотрен ремонт подъезда к Новороссийску – это более 1,2 км. Подрядчик OOO «Красноармейское ДРСУ» планирует закончить его в нынешнем году.
Это круто!
Наш разговор продолжился уже на объектах. Глядя на то, как преображаются дороги, развязки и мосты в наше время, хочется сказать спасибо всем, кто создает это. Гордость берет за державу – круто, умеем же!
– За 2022 и 2023 годы в Новороссийском дорожном филиале реализовали 11 объектов, из них два – это искусственные сооружения (мост и путепровод), еще один объект – капитальный ремонт тротуара и строительство линии освещения, 7 объектов – ремонт участков автомобильной дороги, а также реконструкция участка от автомагистрали М-4 «Дон» до микрорайона Тонкий мыс в Геленджике. Эта дорога обеспечивает сейчас комфортный подъезд к новому зданию аэропорта города-курорта, – рассказывал прямо у кромки новенькой развязки под звуки мчащихся машин Василий Беликов.
Далее мы направились на другой объект в Темрюкский район. Путь был длинным, так что смогли поговорить о многом.
Василий Сергеевич рассказал, что его организация, выполняя функцию технического заказчика, всегда старается стимулировать подрядчиков опережать график ремонтных работ.
– В этом деле особенно помогает составленный план выездов по объектам, – объяснял наш гид. – На каждый объект ездим по два-три раза в неделю. Помимо оценки качества проведенных работ оцениваем динамику ремонта.
Есть работы в нашей отрасли, которые выполняются медленно, а есть те, что быстро. Мы это хорошо понимаем, видим, где будет просадка в графике, где нужно оперативно реагировать, усиливать человеческий ресурс, количество техники. И вот таким образом, совместно с подрядчиком, стараемся держать высокий темп работ. Такой подход позволяет завершить ремонт дороги с опережением графика. При этом мы строго соблюдаем требования. К примеру, укладка асфальтобетона разрешена до температуры покрытия +5 °C и при отсутствии осадков. Подгадать оптимальную влажность покрытия в наших районах тяжело, особенно в весенний период, когда много туманов, стоит высокая влажность. Когда же наступает открытие курортного сезона, стараемся проводить работы в ночное время, чтобы не затруднять движение транзитного транспорта и гостей края, о чем мы с вами уже говорили. Но, к сожалению, некоторые процессы в строительстве дорог, даже несмотря на установку дополнительного освещения, невозможно качественно выполнить ночью. Например, добиться ровности при укладке верхнего слоя асфальтобетона. Поэтому подрядчики вынуждены создавать трудности в виде каких-то реверсов, – выдавал профессиональные тонкости Василий Беликов.
– Тут еще и история наложила отпечаток, – продолжил он. – Раньше все дороги регионального и особенно межмуниципального значения принадлежали колхозам. На них укладывалось 15-сантиметровое основание какого-то шлака, облитого дегтем, а сверху для увеличения комфорта езды и пропускной способности сельской техники клали два слоя асфальта. Именно в таком состоянии дороги были приняты на баланс «Краснодаравтодором», а теперь они постепенно преображаются в соответствии с требованиями времени.
В дорожной отрасли никогда не было такого движения, и все это благодаря тому, что государство по-настоящему взялось за дороги с поддержкой финансирования. Активно сегодня работает наш региональный Минтранс в сотрудничестве с «Краснодаравтодором». И Союз дорожников Кубани скрепляет ряды профессионалов своей инициативностью и деятельным подходом. Одно решение кадрового вопроса, за который СДК взялся капитально, – большая помощь дорожным организациям Кубани. В свое время, когда я начинал, был и отдельный факультет в политехе, дорожники имели вес. Хорошо, что теперь престиж профессии дорожника возвращается. Это отличная профессия, говорю как человек, ни разу не пожалевший о своем выборе, – делился Василий Беликов.
Быть дорожником – престижно!
Сам Василий Сергеевич, как выяснилось, выбрал профессию автодорожника совершенно случайно. Любовь к дороге возникла из-за увлечения автоспортом, поэтому решил поступить на автодорожный факультет Кубанского гостехнологического университета. В 2007 году успешно окончил его, и научный руководитель его дипломной работы Владимир Грановский пригласил молодого специалиста сразу в главное автодорожное учреждение региона «Краснодаравтодор», в отдел содержания.
В 2010 году в Сочи началось строительство трассы «Формула-1». Василий Сергеевич, с детства любивший скорость и агрессивную езду, понял, что это для него вызов, и перешел работать в компанию, которая оказывала услуги технического надзора по строительству скоростной трассы.
– На «Формуле-1» я занимался контролем качества строительства дорожного полотна, – вспоминал Беликов. – Здесь мне довелось сотрудничать с немецкими проектировщиками трасс «Формула-1» по всему миру (проектный институт Германа Тильке). Меня поразил их подход и использование современных технологий. Они запускали цифровую модель проекта, благодаря чему был максимально минимизирован человеческий фактор при строительстве, точность получалась просто космическая. Также меня поразил их подход к контролю качества работ. Оказалось, что те нормативы, которыми мы пользовались еще при строительстве дорог в СССР, ненамного отличался от нормативов в ФРГ. Единственное, у нас разбег допусков более мягкий – от 7 до 10, а у них от 9 до 10. Например, мы используем для контроля ровности трехметровую рейку, немцы используют четырехметровую. У нас такой не нашлось, пришлось везти из Германии. И что в итоге? Мы ставим нашу рейку, проверяем продольную ровность полотна – все в допуске. Ставим на этот участок четырехметровую рейку, а получается, что допуск больше. Всего-то один метр разницы в рейках, а это значительно влияло на контроль ровности асфальтового покрытия, – рассказывал наш гид.
– На строительстве трассы «Формула-1» были использованы и уникальные рецепты по созданию асфальтобетонной смеси. Для ее контроля, подбора рецепта на существующих ингредиентах в Россию приезжал специалист с мировым именем из США. Он чуть ли не на вкус пробовал российский щебень, чтобы правильно подобрать рецептуру. Такой подход к дорожному строительству оставил глубокий отпечаток в моем сознании. Сейчас в Новороссийском филиале я руководствуюсь именно такими максимальными требованиями.
После «Формулы-1» на пути Беликова появился еще один амбициозный проект – парк ФК «Краснодар». Там он занимался строительным контролем, благодаря чему получил неоценимый опыт. Потом вернулся в «Краснодаравтодор», в тот же отдел. Через время ему предложили возглавить сначала Армавирский дорожный филиал, а позже – крупный Новороссийский.
Оставалось лишь удивляться тому, сколько всего успел человек в свои 39 лет!
– Я очень сложно отключаюсь от работы. Если ухожу в отпуск, все равно на телефоне: звоню, пишу, расспрашиваю. Когда езжу по нашим дорогам, всегда обращаю внимание на их качество, размышляю, что бы в них можно было исправить. Наверное, я фанат своего дела…
За разговором не заметили, как подъехали к строящемуся мосту на автодороге «Андреева гора». Как только приехали, руководитель Новороссийского дорожного филиала быстро достал из багажника резиновые сапоги и переобулся. Взял рабочую рейку для проверки правильности установки водоотводной системы, как он нам объяснил. Познакомил нас с дорожниками, выполняющими работу, и тут же взялся за дело: смотрел, измерял, задавал вопросы.
В это время мы поинтересовались у опытного начальника участка Вячеслава Барышникова, как работается под началом достаточно молодого руководителя.
– Мы сдаем Новороссийскому дорожному филиалу уже не первый объект. Знаем Василия Сергеевича и его требования. Грамотный с точки зрения и знаний, и опыта, принципиальный. Что еще важно – понимает цену нашему труду дорожников. Он не «над нами» как начальник, а в одной связке с нами, что помогает выкладываться, несмотря на не щадящую погоду.
P.S
– Вот представьте себе, еще вчера здесь был старый мост, который уже давно ждал ремонта. И вот теперь осталось несколько дней до того, как откроется новый, хороший, с металлическими конструкциями, – подключился к нам Василий Беликов.
– В моей жизни такое происходит, наверное, уже добрую сотню раз – не меньше было дорожных объектов, в сдаче которых я участвовал. Как вы думаете, стоит ради этого жить и работать? Я вам точно скажу, что стоит!