КубГМУ и федеральный марафон «Цифровые кафедры»: как устроено обучение ИТ-специальностям изнутри
Руководитель цифровой кафедры КубГМУ Станислав Валерьевич Губарев подробно рассказал о том, как устроено обучение ИТ-медиков в вузе, а также об участии в федеральном марафоне «Цифровые кафедры».
По какой программе обучаются студенты и ординаторы медицинского университета, какие навыки, компетенции они получат по итогу?
Наши обучающиеся имеют возможность получить дополнительную квалификацию по одной из наиболее актуальных для здравоохранения IT -специальностей «Специалист по большим данным». Студенты и клинические ординаторы обучаются на цикле дополнительного профессионального образования «Основы анализа больших данных в медицине». Уникальность нашего курса заключается в обучении на реальных кейсах и данных из области цифровизации и цифровой трансформации здравоохранения Краснодарского края. А сами модули курируют представители IT -компаний.
В ходе обучения на данном цикле формируются компетенции в области статистического анализа и визуализации данных в цифровой среде, создания и работы с базами данных с использованием языка запросов SQL, программирования на языке Python, а также обеспечения требований информационной безопасности.
Как происходит само обучение?
Учебный процесс организован в формате онлайн обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Иными словами, студенты изучают материал в удобное для себя время, в удобном месте и формате.
Обучающиеся на портале дистанционного обучения КубГМУ смотрят видео-контент, подготовленный преподавателями-практиками, разбитый на небольшие смысловые фрагменты, вопреки классической масштабной двухчасовой лекции. Там же они проходят тестовый контроль освоения материала и получают задания для практического выполнения. Все задания, в условиях стратегии импортозамещения ПО, ориентированы на российские или свободные программные решения и цифровые сервисы.
Какое оборудование для этого требуется?
Никакого специализированного и ресурсоемкого ПО не нужно. Лекции и тесты наши студенты могут проходить посредством мобильных устройств, а для выполнения заданий могут использовать личный компьютер. Помимо этого, на все вопросы обучающихся преподаватель отвечает практически в режиме нон-стоп в сообществе в социальной сети или чате. По результатам обучения и защиты проекта обучающиеся получат диплом о профессиональной переподготовке вместе с основным дипломом о высшем образовании.
Студенты каких курсов и направлений поступили на «цифровую кафедру»?
В соответствии с требованиями проекта нами были зачислены студенты 3-6 курсов всех факультетов, а также клинические ординаторы, обучающиеся по разным специальностям. На данный момент на цифровой кафедре обучаются 711 человек. Уже в этом году наш университет выпустит более 500 обучающихся, имеющих дополнительные цифровые компетенции.
Расскажите о марафоне «Цифровых кафедр», что он в себя включает.
Практика прошлого года заключала в себя обмен опытом построения и реализации образовательных треков. В этом году организаторы изменили формат. Теперь это конкурс, состоящий из заочного и очного этапов, призванный не только популяризировать обучение на «Цифровых кафедрах», но и уже провести некоторый поиск «цифровых инициатив» от наших обучающихся.
Станислав Валерьевич, что дает обучение студентам именно медицинских вузов и как способно помочь сфере здравоохранения в будущем?
«Уйти в айти»… эта фраза набрала максимальную популярность в условиях цифровой трансформации общества еще до известных геополитических событий и является отражением потребности общества в подготовке специалистов в области информационных технологий. Пока одни мечтали о карьере айтишника, а государство боялось не получить в нужном количестве специалистов в других областях экономической деятельности, IT сами пришли в медицины и поэтому, простите за каламбур, «нам от айти не уйти». Иными словами, в условиях непрерывного развития и поиска дополнительных скрытых резервов повышения качества и производительности труда, развитие и тиражирование цифровых решений в здравоохранении является одним из ключевых инструментов высвобождения дополнительного полезного времени на пациента, повышения качества диагностики и персонифицированного подбора терапии, повышения удовлетворенности населения качеством медицинской помощи.
Хочется внести ясность, сказав, что мы не готовим IT-шников, которые уйдут из медицины, мы не соревнуемся с классическими и технологическими, инженерными вузами, имеющими колоссальный опыт фундаментальной подготовки специалистов в области информационных технологий для различных отраслей. Мы ставим своей целью обеспечить отрасль здравоохранения достаточным количеством специалистов, обладающих знаниями и навыками, которые обеспечат повышение частоты и качества инициации проектов в области цифровизации здравоохранения, а также качество «приживления» цифровых инноваций в практической медицине. Мы готовим специалистов, которые станут связующим звеном между IT и врачами.
Проект «Цифровые кафедры» является ответом на вызовы времени, поэтому он нужен здесь и сейчас. А для самих студентов это станет элементом развития, интересным опытом онлайн-обучения, украшением портфолио в условиях конкурентной среды.
Расскажите, как проект в целом реализовывается КубГМУ. Когда вуз стал участником программы «Приоритет-2030», и когда стартовало обучение первого потока? Вы говорили, что был добор студентов. Об этом тоже бы хотелось узнать подробнее.
Проект «Цифровые кафедры» является лишь одним из элементов реализации программы развития Кубанского государственного медицинского университета в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Наш университет участвует в программе с 2021 года, а в 2024 году мы изменили статус на «вуз-участник».
В связи с переходом в новое состояние участия, организаторами программы Минобром и Минцифры РФ нам была поставлена задача по увеличению количества выпускников, обладающих дополнительными компетенциями в области ИТ. В связи с чем мы провели дополнительную наборную кампанию, которая завершилась в феврале. Сейчас одни наши обучающиеся изучают последний тематический модуль и готовятся в рамках практической подготовки выполнить решение задачи из реального сектора здравоохранения, что станет для них выпускным проектом в рамках цикла ДПО, а другие прошли входной ассесмент на платформе университета «Иннополис» и приступили к изучению модулей.
В Краснодарском крае только два университета участвуют в программе академического стратегического лидерства «Приорите2030» — это Кубанский государственный медицинский университет и Кубанский государственный аграрный университет.
О презентации успешного проекта на очном этапе марафона рассказывает Алексей Фабрицкий, клинический ординатор: «Меня и до поступления на кафедру интересовала тема данных, программирования, технологий, всегда был к этому интерес, но практического опыта не было. Уже будучи ординатором, мне рассказала о цифровой кафедре моя девушка, и это меня заинтересовало. Так здесь и оказался. Преподаватели дали понимание о процессе работы с данными, благодаря этому понял, куда именно необходимо углубиться, что доучить самостоятельно. Несколько месяцев усилено посвятил изучением SQL, Power BI, табличных редакторах. А затем через большой страх решил создать свое резюме на HH. Сейчас планирую развиваться в аналитике данных. В компаниях, непосредственно связанных с медициной».
.